«Инженеры человеческих душ»
Когда товарищ Сталин окончательно устранил всех своих политических конкурентов и сосредоточил в своих короткопалых ладонях необъятную власть, - он стал строить государство по своему желанию и выбору. Сталин не любил самодеятельности в государственном строительстве. Он всегда отдавал предпочтение профессионализму и организованности. Рабочий класс СССР, нацеленный диктатором на индустриализацию, и крестьянство, воспитанное суровыми чекистами, ставшее по воле Сталина, колхозно - крепостным, вполне устраивали «Отца народов». Вызывала лишь раздражение творческая интеллигенция. По мнению Сталина, ей тоже следовало определить положенное место и свой статус.
Так в начале переломных и бурных для страны тридцатых годов возникла у вождя страстная идея создания творческих союзов, которые бы объединили в своих рядах: писателей, журналистов, художников, музыкантов; людей искусства и работников цирка. Естественно, что союз писателей СССР в этой творческой шеренге играл для вождя и учителя главенствующую роль. Сталин прекрасно отдавал себе отчет, что книга - это не только источник знаний, но и оружие массового воздействия. Важно только знать и уметь, как правильно этим распоряжаться. Будучи весьма дальновидным, пытаясь придать своей идее обоснованность, Сталин пригласил на роль крестного отца будущего Союза писателей, « Буревестника революции» Алексея Максимовича Горького, кто в тот период его жизни, жил на острове Капри. Горький не очень – то рвался на исконную Родину, где в крови, мучениях созидалась эпоха социалистического реализма, но Сталин оказался хитрее и предприимчивей. Горького окружили родственной большевистской теплотой, заботой и вниманием, обольстили денежными посулами и заверениями в том, что он станет родоначальником единственного в мире Союза писателей. Заверили его, что он станет куратором единственного на белом свете - Литературного института, где из рабочих, крестьян и советской интеллигенции, станут формироваться идейные писатели - профессионалы.
На Первом Всесоюзном съезде писателей СССР Сталин под гром аплодисментов назвал советских писателей «Инженерами человеческих душ». В целом, идея вождя удалась практически полностью. До последнего дня существования СССР и КПСС Союз советских писателей был верным и ревностным помощником партии, вдохновителем и выразителем дум и чаяний советского народа.
А Горького и его сына по поручению Сталина уничтожат в 1936 году доверенные чекисты наркома внутренних дел Ягоды. Горький стал неудобен, стал задавать много вопросов в связи с уничтожением ленинской гвардии и, тем самым, затошнил Иосифу Виссарионовичу, кто уже привык ни перед кем отчитываться, кто полностью и гармонично слился с образом единственного и неповторимого вождя. Кроме того, Горький пытался удрать из СССР с помощью своих друзей французских писателей. Но ведь хорошо известно, что удрать из бандитских сообществ – это смертельный номер. Потому «Буревестника» отравили, устроили ему пышные коммунистические похороны и внесли в список главных классиков первого в мире рабочих государства рабочих, крестьян, партаппаратчиков и чекистов.
Короткая справка. Накануне рокового для СССР 1991 года, Союз советских писателей насчитывал около 36 000 человек. В одной только Москве числилось более двух тысяч членов этого Союза.
Структурно Союз писателей хоть в Центре, хоть на окраинах бескрайней страны, был организован по секциям. Проза, поэзия, драматургия, секция переводчиков художественной литературы. В миниатюре Союз напоминал государственно - партийную структуру. Во главе Союза стоял Первый секретарь. Причем, на должность первого назначался тот, на кого выпал выбор Генерального секретаря КПСС. Это было строго и нерушимо. При Сталине таким особым доверием вождя пользовался Александр Фадеев. Брежнев почему-то отдал свое предпочтение Георгию Маркову. У прочих генсеков были свои фавориты.
Вокруг первого секретаря группировалось правление Союза писателей СССР, состоящее из секретарей. Почти, как Политбюро в миниатюре. Затем шли всякого рода номенклатурщики рангом поменьше , кто возглавляли различные комиссии, при Союзе и всякие организации, расплодившиеся при этом, одном из самых огромных творческих Союзов, того ушедшего времени. Существовала такая организация, как Литфонд с кассой взаимопомощи писателей, куда каждый член Союза писателей обязан был выделять определенные взносы. Литфонд помогал средствами нуждающимся писателям (кстати, очень много было именно таких). Был вправе выделить определенную сумму на оздоровление и выделить путевку в санаторий с семьей. При Союзе действовал Литературный институт и Высшие всесоюзные литературные курсы для тех, кто по каким-то причинам не смог получить литературное образование. В Москве и столицах союзных республик были открыты Дома литераторов, где проводились встречи и банкеты, и эти заведения всегда славились изысканной кухней, особым умением кулинаров и кондитеров.
Ориентировочно всех членов этого Союза можно было распределить по степени элитарности. Первая и самая массовая категория - это были писатели- «поденщики», не имеющие ни званий, ни должностей. Если их произведения издавались с очерёдностью один раз в три года, то им приходилось искать где-то на стороне подработку. Множество членов Союза, дабы не иметь проблем в семье, устраивались на работу, творили в свободное от работы время. Следующая категория: писатели - номенклатурщики. Это - председатели правления и ответственные секретари отделений Союза писателей в областных центрах. Как правило, то эти двое были всегда на виду обкома партии и в тех издательствах, где они печатались наряду с прочими своими коллегами. Им предоставлялась возможность чаще попадать в издательские планы, получать большие тиражи. Следом, на ступеньку выше шла писательская элита: руководство республиканскими Союзами писателей. Ещё на ступень выше - руководство Союза писателей СССР.
Печатал произведения Союза писателей СССР на всей территории страны Госкомиздат (всесоюзный комитете по делам печати издательств и полиграфии). Любой советский гражданин, будь-то официально зарегистрированный писатель, или простой смертный, разрешившийся в муках творчества произведением прозы или поэзии, мог явиться в ближайшее издательство или послать в Москву, в самое большое и престижное издательство страны, свою рукопись и ждать ответ. В издательстве с рукописью знакомились редакторы, и если ряд соответствующих признаков: идеологичность, присутствие таланта, элементарная грамотность автора - их устраивали, то рукопись отправляли на рецензию. В случае двух или трёх положительных рецензий - рукопись могла попасть в план издательства. На редакционном совете определялся год издания и выхода в свет. Писательской элите было гораздо проще. Им было достаточно уведомить письменно сотрудничавшее с ним издательство о своём творческом замысле, и тогда этих «генералов» от советской литературы тут же зачисляли в план. Это, безусловно, было нарушением всех издательских правил, но писательские генералы и чиновники от Союза этим пользовались повсеместно.
Что же касается ставок авторского гонорара, то они для писателей художественной литературы разного жанра начинались с двухсот пятидесяти рублей за авторский лист (двадцать четыре страницы, отпечатанные на машинке) и вплоть до шестисот пятидесяти рублей за авторский лист. В очень редких случаях ставка оплаты могла быть доведена вплоть до восьмисот рублей. Чемпионом по таким высоким ставкам был лауреат всех престижных советских премий и Нобелевской премии в области литературы - Михаил Шолохов. По некоторым данным, его литературные доходы только от переизданий всех его произведений в одном СССР (кроме того, он издавался очень плодотворно за рубежом, но валюта шла в основном на поддержку обороноспособности страны) составляли по несколько миллионов рублей в год.
Получение писателем премии, начиная с премии Ленинского комсомола, значительно увеличивала объемы тиражей этого писателя во всех отделениях издательства « Молодая Гвардия» как в центре, так и в союзных республиках. Государственная и еще более престижная по значению - Ленинская премия могли сделать писателя, даже по одному произведению, очень обеспеченным человеком. Это при средней отметке заработной платы в стране развитого социализма - 120 рублей.
Издаваться самостоятельно за рубежом, в странах народной демократии, ни, тем более, в капиталистических странах - советским писателям было строжайше воспрещено. Для этих целей государство предусмотрело ВААП (Всесоюзное агентство авторских прав). Именно это агентство, состоящее наполовину из профессионалов литературы, квалифицированных переводчиков и бывших кагэбэшников, не теряющих связи со своей вездесущей конторой, пропагандировали произведения известных советских п писателей за рубежом. ВАПП старался, чтобы книги советских писателей попадали на престижные книжные ярмарки. А также в виде переводных изданий попадали к зарубежному читателю. Что же касается, авторских ставок гонорара в виде валюты, то ВААП получал за советских писателей, изданных за рубежом, эти гонорары. Какая-то незначительная часть в виде чеков или бонов шла автору для посещения сети валютных магазинов «Березка»- извечной и сладкой мечты всей творческой интеллигенции СССР.
Часть средств от продажи книг советских писателей шла на зарубежные нужды ВААПА (это было самое натуральное обкрадывание авторов.) Львиная доля шла в казну социалистического государства. Писатели это прекрасно понимали и в дискуссии с государством и партией не вступали. Иначе можно было бы потерять все и срочно переквалифицироваться в штукатуры иди плотники.
Союз писателей СССР, чем-то напоминал огромный кокос. Снаружи крепкая идеологическая оболочка преданности советской власти и КПСС. Внутри – творческое содержимое. Но главную роль играла именно оболочка. ЦК КПСС по большому счету мало интересовало творческая жизнь советских писателей. Главное, чтобы они строго блюли линию партию, не создавали верхушке партии проблем со всякого рода отклонениями от той морали и тех заповедей марксизма – ленинизма, которые стальным обручем стискивали всё творчески дышащее и мыслящее. Стоило только издаться за границей в Италии роману известного советского, престижного в Европе, поэта и гениального переводчика Бориса Пастернака, массового выдвижения поэта рядом европейских литературных и общественно – политических организаций на соискание Нобелевской премии области литературы – грянул гром со Старой площади. Разъяренный Хрущев тут же дал команду отделу культуры ЦК КПСС устроить показательную травлю одного из величайших поэтов двадцатого века силами и средствами коллег по перу. И элита Союза писателей, которая дорожила своим благополучием, тут же продемонстрировала верхушке партии свою лояльность, Затравили -, и тем самым, ускорили преждевременную смерть такого редкого таланта. Перед смертью невежественный и самый неграмотный из генсеков КПСС – Хрущёв честно признал, что он был неправ в организации травли Бориса Пастернака.
Партия умело использовала все творческие союзы для борьбы с инакомыслием и антисоветизмом в своих рядах и охотно прибегала к услугам творческих союзов в своих пропагандистских целях и различных компаниях, нацеленных на борьбу с империализмом и сионизмом в мировом масштабе. Расчет строился на том, что советский народ весьма почитает своих любимых писателей, и обязательно прислушается к мнению своих кумиров из мира искусства. Считалось, что подписи любимцев народа под какой-то очередной пропагандистской компанией в ряде центральных газет, вызовут у советского народа особый прилив доверия к партийному руководству страны.
Союз писателей СССР, как, впрочем, и остальные творческие союзы не были однородны ни по степени талантливости своих членов, ни даже по социальному уровню. Наряду с поистине талантливыми и творчески богатыми людьми, успешно сосуществовали и бездари, которые особенно ярко проявляли себя во всех видах командно - организационной работы. Рядом с богатейшими по тем меркам гонорарной оплаты, всеми теми, кто составляли элиту союзов, едва сводили концы с концами и остальная творческая масса. Но вот что удивительно, даже просто парадоксально. Рухнул СССР, исчезли все его институты и организации. Теперь только книжный рынок и монополисты книжной торговли, независимо ни от каких-то партий и идеологий, кроме идеологии прибыли, задают тон. А ведь такого расцвета, какого достигло издательство «Детская литература», именно при советской власти пока в России не ощущается. Или это связано с тем, что в то время в этой важнейшей ипостаси советского книгоиздательства оказалось много поистине одаренных людей, или еще с какими-то факторами, но ведь это действительно так, даже судя по беглым обзорам ежегодных каталогов.
Несмотря на полнейшую свободу творчества и абсолютную вседозволенность в выборе тематики нельзя сегодня, положа руку на сердце, заявить во весь голос, что нынешняя плеяда даже суперсовременных писателей России достигла каких-то невиданных высот в покорении вершин русской изящной словесности. Многие из нынешних корифеев современной российской литературы перегнали по числу изданных романов и повестей Агату Кристи и Жоржа Сименона, но сказать, что эти груды лакированных, изящно изданных кирпичей, останутся на века, как образцы бессмертной классики, лично я не берусь. А вот в макулатуру им открыт прямой и светлый путь. Начиная от пропагандиста МУР- а Марининой и, кончая чемпионкой по тиражам- Донцовой.
Одна мысль постоянно преследует меня. В самом начале создали Союз писателей СССР, даже в его последние годы существования, когда повеяло духом демократизма, почему-то всегда у его руководства было негативное отношение к фигуре и творчеству писателя Михаила Булгакова. Путь в этот Союз творческих личностей замечательному мастеру художественной прозы, был закрыт еще при его жизни. И незадолго до гибели СССР, когда Дальнее и Ближнее Зарубежье признали его одним из выдающихся русских писателей, то руководство Союза писателей СССР, мягко говоря, как-то оставалось в стороне. Лишь время, которое практически никогда не ошибается, расставило все по своим полочкам и воздало каждому по заслугам. Практически всё руководство Союзом советских писателей отправилось в вечность, на свалку истории. Сегодня вряд ли, кто вспомнит об их книгах, окроплённых идеологической коммунистической сущностью. Книги Михаила Булгакова и всех тех талантливых русскоязычных писателей, числящихся некогда в черном списке КПСС и КГБ, увидели свет, нашли своего читателя.
Леонардл. Леонид Шнейдеров Альманах LitCetera
Когда товарищ Сталин окончательно устранил всех своих политических конкурентов и сосредоточил в своих короткопалых ладонях необъятную власть, - он стал строить государство по своему желанию и выбору. Сталин не любил самодеятельности в государственном строительстве. Он всегда отдавал предпочтение профессионализму и организованности. Рабочий класс СССР, нацеленный диктатором на индустриализацию, и крестьянство, воспитанное суровыми чекистами, ставшее по воле Сталина, колхозно - крепостным, вполне устраивали «Отца народов». Вызывала лишь раздражение творческая интеллигенция. По мнению Сталина, ей тоже следовало определить положенное место и свой статус.
Так в начале переломных и бурных для страны тридцатых годов возникла у вождя страстная идея создания творческих союзов, которые бы объединили в своих рядах: писателей, журналистов, художников, музыкантов; людей искусства и работников цирка. Естественно, что союз писателей СССР в этой творческой шеренге играл для вождя и учителя главенствующую роль. Сталин прекрасно отдавал себе отчет, что книга - это не только источник знаний, но и оружие массового воздействия. Важно только знать и уметь, как правильно этим распоряжаться. Будучи весьма дальновидным, пытаясь придать своей идее обоснованность, Сталин пригласил на роль крестного отца будущего Союза писателей, « Буревестника революции» Алексея Максимовича Горького, кто в тот период его жизни, жил на острове Капри. Горький не очень – то рвался на исконную Родину, где в крови, мучениях созидалась эпоха социалистического реализма, но Сталин оказался хитрее и предприимчивей. Горького окружили родственной большевистской теплотой, заботой и вниманием, обольстили денежными посулами и заверениями в том, что он станет родоначальником единственного в мире Союза писателей. Заверили его, что он станет куратором единственного на белом свете - Литературного института, где из рабочих, крестьян и советской интеллигенции, станут формироваться идейные писатели - профессионалы.
На Первом Всесоюзном съезде писателей СССР Сталин под гром аплодисментов назвал советских писателей «Инженерами человеческих душ». В целом, идея вождя удалась практически полностью. До последнего дня существования СССР и КПСС Союз советских писателей был верным и ревностным помощником партии, вдохновителем и выразителем дум и чаяний советского народа.
А Горького и его сына по поручению Сталина уничтожат в 1936 году доверенные чекисты наркома внутренних дел Ягоды. Горький стал неудобен, стал задавать много вопросов в связи с уничтожением ленинской гвардии и, тем самым, затошнил Иосифу Виссарионовичу, кто уже привык ни перед кем отчитываться, кто полностью и гармонично слился с образом единственного и неповторимого вождя. Кроме того, Горький пытался удрать из СССР с помощью своих друзей французских писателей. Но ведь хорошо известно, что удрать из бандитских сообществ – это смертельный номер. Потому «Буревестника» отравили, устроили ему пышные коммунистические похороны и внесли в список главных классиков первого в мире рабочих государства рабочих, крестьян, партаппаратчиков и чекистов.
Короткая справка. Накануне рокового для СССР 1991 года, Союз советских писателей насчитывал около 36 000 человек. В одной только Москве числилось более двух тысяч членов этого Союза.
Структурно Союз писателей хоть в Центре, хоть на окраинах бескрайней страны, был организован по секциям. Проза, поэзия, драматургия, секция переводчиков художественной литературы. В миниатюре Союз напоминал государственно - партийную структуру. Во главе Союза стоял Первый секретарь. Причем, на должность первого назначался тот, на кого выпал выбор Генерального секретаря КПСС. Это было строго и нерушимо. При Сталине таким особым доверием вождя пользовался Александр Фадеев. Брежнев почему-то отдал свое предпочтение Георгию Маркову. У прочих генсеков были свои фавориты.
Вокруг первого секретаря группировалось правление Союза писателей СССР, состоящее из секретарей. Почти, как Политбюро в миниатюре. Затем шли всякого рода номенклатурщики рангом поменьше , кто возглавляли различные комиссии, при Союзе и всякие организации, расплодившиеся при этом, одном из самых огромных творческих Союзов, того ушедшего времени. Существовала такая организация, как Литфонд с кассой взаимопомощи писателей, куда каждый член Союза писателей обязан был выделять определенные взносы. Литфонд помогал средствами нуждающимся писателям (кстати, очень много было именно таких). Был вправе выделить определенную сумму на оздоровление и выделить путевку в санаторий с семьей. При Союзе действовал Литературный институт и Высшие всесоюзные литературные курсы для тех, кто по каким-то причинам не смог получить литературное образование. В Москве и столицах союзных республик были открыты Дома литераторов, где проводились встречи и банкеты, и эти заведения всегда славились изысканной кухней, особым умением кулинаров и кондитеров.
Ориентировочно всех членов этого Союза можно было распределить по степени элитарности. Первая и самая массовая категория - это были писатели- «поденщики», не имеющие ни званий, ни должностей. Если их произведения издавались с очерёдностью один раз в три года, то им приходилось искать где-то на стороне подработку. Множество членов Союза, дабы не иметь проблем в семье, устраивались на работу, творили в свободное от работы время. Следующая категория: писатели - номенклатурщики. Это - председатели правления и ответственные секретари отделений Союза писателей в областных центрах. Как правило, то эти двое были всегда на виду обкома партии и в тех издательствах, где они печатались наряду с прочими своими коллегами. Им предоставлялась возможность чаще попадать в издательские планы, получать большие тиражи. Следом, на ступеньку выше шла писательская элита: руководство республиканскими Союзами писателей. Ещё на ступень выше - руководство Союза писателей СССР.
Печатал произведения Союза писателей СССР на всей территории страны Госкомиздат (всесоюзный комитете по делам печати издательств и полиграфии). Любой советский гражданин, будь-то официально зарегистрированный писатель, или простой смертный, разрешившийся в муках творчества произведением прозы или поэзии, мог явиться в ближайшее издательство или послать в Москву, в самое большое и престижное издательство страны, свою рукопись и ждать ответ. В издательстве с рукописью знакомились редакторы, и если ряд соответствующих признаков: идеологичность, присутствие таланта, элементарная грамотность автора - их устраивали, то рукопись отправляли на рецензию. В случае двух или трёх положительных рецензий - рукопись могла попасть в план издательства. На редакционном совете определялся год издания и выхода в свет. Писательской элите было гораздо проще. Им было достаточно уведомить письменно сотрудничавшее с ним издательство о своём творческом замысле, и тогда этих «генералов» от советской литературы тут же зачисляли в план. Это, безусловно, было нарушением всех издательских правил, но писательские генералы и чиновники от Союза этим пользовались повсеместно.
Что же касается ставок авторского гонорара, то они для писателей художественной литературы разного жанра начинались с двухсот пятидесяти рублей за авторский лист (двадцать четыре страницы, отпечатанные на машинке) и вплоть до шестисот пятидесяти рублей за авторский лист. В очень редких случаях ставка оплаты могла быть доведена вплоть до восьмисот рублей. Чемпионом по таким высоким ставкам был лауреат всех престижных советских премий и Нобелевской премии в области литературы - Михаил Шолохов. По некоторым данным, его литературные доходы только от переизданий всех его произведений в одном СССР (кроме того, он издавался очень плодотворно за рубежом, но валюта шла в основном на поддержку обороноспособности страны) составляли по несколько миллионов рублей в год.
Получение писателем премии, начиная с премии Ленинского комсомола, значительно увеличивала объемы тиражей этого писателя во всех отделениях издательства « Молодая Гвардия» как в центре, так и в союзных республиках. Государственная и еще более престижная по значению - Ленинская премия могли сделать писателя, даже по одному произведению, очень обеспеченным человеком. Это при средней отметке заработной платы в стране развитого социализма - 120 рублей.
Издаваться самостоятельно за рубежом, в странах народной демократии, ни, тем более, в капиталистических странах - советским писателям было строжайше воспрещено. Для этих целей государство предусмотрело ВААП (Всесоюзное агентство авторских прав). Именно это агентство, состоящее наполовину из профессионалов литературы, квалифицированных переводчиков и бывших кагэбэшников, не теряющих связи со своей вездесущей конторой, пропагандировали произведения известных советских п писателей за рубежом. ВАПП старался, чтобы книги советских писателей попадали на престижные книжные ярмарки. А также в виде переводных изданий попадали к зарубежному читателю. Что же касается, авторских ставок гонорара в виде валюты, то ВААП получал за советских писателей, изданных за рубежом, эти гонорары. Какая-то незначительная часть в виде чеков или бонов шла автору для посещения сети валютных магазинов «Березка»- извечной и сладкой мечты всей творческой интеллигенции СССР.
Часть средств от продажи книг советских писателей шла на зарубежные нужды ВААПА (это было самое натуральное обкрадывание авторов.) Львиная доля шла в казну социалистического государства. Писатели это прекрасно понимали и в дискуссии с государством и партией не вступали. Иначе можно было бы потерять все и срочно переквалифицироваться в штукатуры иди плотники.
Союз писателей СССР, чем-то напоминал огромный кокос. Снаружи крепкая идеологическая оболочка преданности советской власти и КПСС. Внутри – творческое содержимое. Но главную роль играла именно оболочка. ЦК КПСС по большому счету мало интересовало творческая жизнь советских писателей. Главное, чтобы они строго блюли линию партию, не создавали верхушке партии проблем со всякого рода отклонениями от той морали и тех заповедей марксизма – ленинизма, которые стальным обручем стискивали всё творчески дышащее и мыслящее. Стоило только издаться за границей в Италии роману известного советского, престижного в Европе, поэта и гениального переводчика Бориса Пастернака, массового выдвижения поэта рядом европейских литературных и общественно – политических организаций на соискание Нобелевской премии области литературы – грянул гром со Старой площади. Разъяренный Хрущев тут же дал команду отделу культуры ЦК КПСС устроить показательную травлю одного из величайших поэтов двадцатого века силами и средствами коллег по перу. И элита Союза писателей, которая дорожила своим благополучием, тут же продемонстрировала верхушке партии свою лояльность, Затравили -, и тем самым, ускорили преждевременную смерть такого редкого таланта. Перед смертью невежественный и самый неграмотный из генсеков КПСС – Хрущёв честно признал, что он был неправ в организации травли Бориса Пастернака.
Партия умело использовала все творческие союзы для борьбы с инакомыслием и антисоветизмом в своих рядах и охотно прибегала к услугам творческих союзов в своих пропагандистских целях и различных компаниях, нацеленных на борьбу с империализмом и сионизмом в мировом масштабе. Расчет строился на том, что советский народ весьма почитает своих любимых писателей, и обязательно прислушается к мнению своих кумиров из мира искусства. Считалось, что подписи любимцев народа под какой-то очередной пропагандистской компанией в ряде центральных газет, вызовут у советского народа особый прилив доверия к партийному руководству страны.
Союз писателей СССР, как, впрочем, и остальные творческие союзы не были однородны ни по степени талантливости своих членов, ни даже по социальному уровню. Наряду с поистине талантливыми и творчески богатыми людьми, успешно сосуществовали и бездари, которые особенно ярко проявляли себя во всех видах командно - организационной работы. Рядом с богатейшими по тем меркам гонорарной оплаты, всеми теми, кто составляли элиту союзов, едва сводили концы с концами и остальная творческая масса. Но вот что удивительно, даже просто парадоксально. Рухнул СССР, исчезли все его институты и организации. Теперь только книжный рынок и монополисты книжной торговли, независимо ни от каких-то партий и идеологий, кроме идеологии прибыли, задают тон. А ведь такого расцвета, какого достигло издательство «Детская литература», именно при советской власти пока в России не ощущается. Или это связано с тем, что в то время в этой важнейшей ипостаси советского книгоиздательства оказалось много поистине одаренных людей, или еще с какими-то факторами, но ведь это действительно так, даже судя по беглым обзорам ежегодных каталогов.
Несмотря на полнейшую свободу творчества и абсолютную вседозволенность в выборе тематики нельзя сегодня, положа руку на сердце, заявить во весь голос, что нынешняя плеяда даже суперсовременных писателей России достигла каких-то невиданных высот в покорении вершин русской изящной словесности. Многие из нынешних корифеев современной российской литературы перегнали по числу изданных романов и повестей Агату Кристи и Жоржа Сименона, но сказать, что эти груды лакированных, изящно изданных кирпичей, останутся на века, как образцы бессмертной классики, лично я не берусь. А вот в макулатуру им открыт прямой и светлый путь. Начиная от пропагандиста МУР- а Марининой и, кончая чемпионкой по тиражам- Донцовой.
Одна мысль постоянно преследует меня. В самом начале создали Союз писателей СССР, даже в его последние годы существования, когда повеяло духом демократизма, почему-то всегда у его руководства было негативное отношение к фигуре и творчеству писателя Михаила Булгакова. Путь в этот Союз творческих личностей замечательному мастеру художественной прозы, был закрыт еще при его жизни. И незадолго до гибели СССР, когда Дальнее и Ближнее Зарубежье признали его одним из выдающихся русских писателей, то руководство Союза писателей СССР, мягко говоря, как-то оставалось в стороне. Лишь время, которое практически никогда не ошибается, расставило все по своим полочкам и воздало каждому по заслугам. Практически всё руководство Союзом советских писателей отправилось в вечность, на свалку истории. Сегодня вряд ли, кто вспомнит об их книгах, окроплённых идеологической коммунистической сущностью. Книги Михаила Булгакова и всех тех талантливых русскоязычных писателей, числящихся некогда в черном списке КПСС и КГБ, увидели свет, нашли своего читателя.
Леонардл. Леонид Шнейдеров Альманах LitCetera
Обсуждения Союз советских писателей