Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил не проверять древние религиозные и вероучительные тексты на экстремизм, а сосредоточиться на проверке произведений, написанных не так давно, и выработать четкие критерии их оценки.
В ходе слушаний в Общественной палате РФ священник отметил, что признание некоторых религиозных текстов экстремистскими вызывает сегодня в обществе дискуссию о том, могут ли только судебные органы выносить подобные решения и нуждаются ли суды в экспертной поддержке.
"Очевидно, что многие религиозные тексты, если бы они были составлены сегодня, было бы можно и нужно объявить экстремистскими, в то же время очевидно, что они имеют отношение к иным историческим эпохам. Не ввести ли определенную временную рамку, чтобы рассматривать эти тексты с точки зрения современной политической и общественной практики? Одной из таких рамок может быть предложение рассматривать с точки зрения экстремизма только те тексты, которые составлены не раньше чем 50 или 30 лет назад", - заявил Чаплин.
По его мнению, к религиозным произведениям, написанным до установления в мире современной правовой практики, которое произошло после Второй мировой войны, должен быть иной подход.
Он также считает, что "древний текст сам по себе не подсуден", однако "его актуализация подсудна". Он предлагает также разработать четкие критерии экспертного анализа таких произведений, чтобы избежать "вкусовщины".
"То ли нужны очень жесткие и ясные критерии, то ли нужна какая-то экспертная поддержка судебных и следственных действий, потому что нельзя лишить религиозные объединения права полностью воспроизводить в определенных обстоятельствах свои тексты, особенно древние", - убежден Чаплин.
Священник отметил, что даже в Библии есть такие отрывки, которые, будучи вырванными из контекста, могут быть в определенных обстоятельствах расценены как призыв к насилию.
"Если взять цитату из Библии, из Ветхого завета "Ворожеи (то есть колдуньи) не оставляй в живых", выйти на улицу и начать это кричать и после этого вокруг соберется толпа, которая будет это актуализировать, это плохо, это нельзя делать. Критерии, что нужно делать, что нельзя, у нас сегодня отсутствуют, и появляется большая свобода для оценочных, субъективных, волюнтаристских и может быть коррумпированных суждений", - сказал Всеволод Чаплин.
"Очевидно, что многие религиозные тексты, если бы они были составлены сегодня, было бы можно и нужно объявить экстремистскими, в то же время очевидно, что они имеют отношение к иным историческим эпохам. Не ввести ли определенную временную рамку, чтобы рассматривать эти тексты с точки зрения современной политической и общественной практики? Одной из таких рамок может быть предложение рассматривать с точки зрения экстремизма только те тексты, которые составлены не раньше чем 50 или 30 лет назад", - заявил Чаплин.
По его мнению, к религиозным произведениям, написанным до установления в мире современной правовой практики, которое произошло после Второй мировой войны, должен быть иной подход.
Он также считает, что "древний текст сам по себе не подсуден", однако "его актуализация подсудна". Он предлагает также разработать четкие критерии экспертного анализа таких произведений, чтобы избежать "вкусовщины".
"То ли нужны очень жесткие и ясные критерии, то ли нужна какая-то экспертная поддержка судебных и следственных действий, потому что нельзя лишить религиозные объединения права полностью воспроизводить в определенных обстоятельствах свои тексты, особенно древние", - убежден Чаплин.
Священник отметил, что даже в Библии есть такие отрывки, которые, будучи вырванными из контекста, могут быть в определенных обстоятельствах расценены как призыв к насилию.
"Если взять цитату из Библии, из Ветхого завета "Ворожеи (то есть колдуньи) не оставляй в живых", выйти на улицу и начать это кричать и после этого вокруг соберется толпа, которая будет это актуализировать, это плохо, это нельзя делать. Критерии, что нужно делать, что нельзя, у нас сегодня отсутствуют, и появляется большая свобода для оценочных, субъективных, волюнтаристских и может быть коррумпированных суждений", - сказал Всеволод Чаплин.
Обсуждения Проверка на экстремизм