Если сегодня СМИ предпочитают говорить об "арабской весне", то древние арабские ученые писали об "арабской зиме", имея в виду при этом отнюдь не политику, а климатические условия. В это трудно поверить, но в IX-X веках в окрестностях Багдада время от времени выпадал град и снег, а реки замерзали. И в самом городе, и рядом были настоящие сугробы.
Данные о климате ушедших эпох получают в основном при помощи изучения осадочных пород, донных отложений, коралловых рифов, а также годичных колец на деревьях. До сих пор исследователи изучали, как правило, официальные бумаги — судовые журналы XVIII века и документацию военно-воздушных сил времен Второй мировой войны. На этот раз историки вычитали из вороха сведений о социальных и религиозных событиях информацию о природно-климатических казусах, случавшихся в данном регионе.
Группа испанских ученых под руководством доктора Фернандо Домингес-Кастро (Fernando Domínguez-Castro) из университета Эстремадура реконструировала климат древнего Багдада по сохранившимся хроникам арабских летописцев в 816-1009 годах (III и IV век хиджры), во время "золотого века" исламской культуры, которое швейцарский востоковед Адам Мец (Adam Mez) назвал "мусульманским Ренессансом".
Это было время, когда император Карл Великий считал Средиземное море морем сарацинов, а мусульманские пираты умудрились захватить Салоники — второй по величине город могущественной Византийской империи. Правда, происходили эти чудесные климатические события несколько позднее правления халифа Гаруна аль-Рашида (правильнее — Харун ар-Рашид), так красочно описанного в сказках "Тысяча и одна ночь". Его легендарный облик имеет мало общего с реальным халифом и его деяниями.
По крохам информацию о причудах багдадского климата историки выуживали как из официальных посланий — султаниййат, так и по частной переписке — ихваниййат.
"Содержащаяся в этих древних источниках информация о климате, главным образом, касается экстремальных факторов, которые затрагивали жизнь всего сообщества, в частности, наводнений или засухи, — сказал доктор Фернандо Домингес-Кастро в статье, опубликованной на сайте Science Daily. — Однако в них можно найти упоминания о крайне редких явлений для древнего Багдада — таких, как град, покрытие рек льдом и даже выпадение снега".
Багдад был центром торговли и науки всего исламского мира. В 891 нашей эры арабский историк, географ и путешественник Якуби, или в другой транскрипции ал-Йа'куби (умер в 897 году) писал, что у этого города с его знойным летом и холодной зимой во всем мире не было конкурента, поскольку именно такие климатические условия благоприятствовали развитию сельского хозяйства. Этот неутомимый путешественник побывал в Армении, Хорасане, в Египте и на Западе, даже в Индии, повсюду расспрашивая людей, "как совершая хадж, так и не вовремя хаджа".
В то время, когда Багдад был культурным и научным центром, много древних документов погибло во время войн и гражданских смут. Некоторые библиотеки ликвидировались по причине того, что, с точки зрения властей, служили рассадниками религиозного сектантства. Однако, в сохранившихся трудах исламских ученых, таких как Ат-Табари (913 год), Ибн аль-Асир (1233 г. од и Ас-Суюти (1505 год) можно извлечь информацию о состоянии климата той эпохи.
Как пишут испанские историки в последнем номере журнала Weather, на X и XI века пришлось множество периодов аномально холодной погоды. Согласно арабским хронистам, снежный покров застилал улицы и мечети Багдада в 908, 944 и 1007 годах. Даже старожилы, живущие в сегодняшнем Ираке, никогда не видели белого покрова до снегопада 2008 года.
Резкое снижение среднегодовых температур, по предположению испанских ученых, связано с мощным извержением вулкана, однако для подтверждения этой гипотезы потребуются дополнительные исследования. Как считают исследователи, результаты проделанной ими работы можно расширить, если их коллеги включатся в работу и найдут другие арабские источники.
"Древние арабские хроники являются очень полезными инструментами для поиска документальных свидетельств о тех явлениях, которые предсказываются климатическими моделями, — утверждает Фернандо Домингес-Кастро. — Способность реконструировать климат прошлых столетий предоставляет нам полезный исторический контекст для того, чтобы понять наш собственный климат".
Группа испанских ученых под руководством доктора Фернандо Домингес-Кастро (Fernando Domínguez-Castro) из университета Эстремадура реконструировала климат древнего Багдада по сохранившимся хроникам арабских летописцев в 816-1009 годах (III и IV век хиджры), во время "золотого века" исламской культуры, которое швейцарский востоковед Адам Мец (Adam Mez) назвал "мусульманским Ренессансом".
Это было время, когда император Карл Великий считал Средиземное море морем сарацинов, а мусульманские пираты умудрились захватить Салоники — второй по величине город могущественной Византийской империи. Правда, происходили эти чудесные климатические события несколько позднее правления халифа Гаруна аль-Рашида (правильнее — Харун ар-Рашид), так красочно описанного в сказках "Тысяча и одна ночь". Его легендарный облик имеет мало общего с реальным халифом и его деяниями.
По крохам информацию о причудах багдадского климата историки выуживали как из официальных посланий — султаниййат, так и по частной переписке — ихваниййат.
"Содержащаяся в этих древних источниках информация о климате, главным образом, касается экстремальных факторов, которые затрагивали жизнь всего сообщества, в частности, наводнений или засухи, — сказал доктор Фернандо Домингес-Кастро в статье, опубликованной на сайте Science Daily. — Однако в них можно найти упоминания о крайне редких явлений для древнего Багдада — таких, как град, покрытие рек льдом и даже выпадение снега".
Багдад был центром торговли и науки всего исламского мира. В 891 нашей эры арабский историк, географ и путешественник Якуби, или в другой транскрипции ал-Йа'куби (умер в 897 году) писал, что у этого города с его знойным летом и холодной зимой во всем мире не было конкурента, поскольку именно такие климатические условия благоприятствовали развитию сельского хозяйства. Этот неутомимый путешественник побывал в Армении, Хорасане, в Египте и на Западе, даже в Индии, повсюду расспрашивая людей, "как совершая хадж, так и не вовремя хаджа".
В то время, когда Багдад был культурным и научным центром, много древних документов погибло во время войн и гражданских смут. Некоторые библиотеки ликвидировались по причине того, что, с точки зрения властей, служили рассадниками религиозного сектантства. Однако, в сохранившихся трудах исламских ученых, таких как Ат-Табари (913 год), Ибн аль-Асир (1233 г. од и Ас-Суюти (1505 год) можно извлечь информацию о состоянии климата той эпохи.
Как пишут испанские историки в последнем номере журнала Weather, на X и XI века пришлось множество периодов аномально холодной погоды. Согласно арабским хронистам, снежный покров застилал улицы и мечети Багдада в 908, 944 и 1007 годах. Даже старожилы, живущие в сегодняшнем Ираке, никогда не видели белого покрова до снегопада 2008 года.
Резкое снижение среднегодовых температур, по предположению испанских ученых, связано с мощным извержением вулкана, однако для подтверждения этой гипотезы потребуются дополнительные исследования. Как считают исследователи, результаты проделанной ими работы можно расширить, если их коллеги включатся в работу и найдут другие арабские источники.
"Древние арабские хроники являются очень полезными инструментами для поиска документальных свидетельств о тех явлениях, которые предсказываются климатическими моделями, — утверждает Фернандо Домингес-Кастро. — Способность реконструировать климат прошлых столетий предоставляет нам полезный исторический контекст для того, чтобы понять наш собственный климат".
Обсуждения Жаркий Багдад жил под сугробами