При слове "товар" у всех возникают вполне определенные ассоциации. Но сегодня список товаров выглядит, мягко говоря, очень странно: право на приобретение в будущем товара (фьючерс), наименование фирмы (бренд), имя знаменитости в рекламе, деньги на валютных биржах, сексуальные услуги, органы человеческого тела, долги...
В памяти невольно возникает древнее сказание о царе Мидасе, попросившем у богов способности превращать в золото все, к чему он прикоснется.
Всепроникающая реклама 24 часа в сутки формирует в нас все новые и новые искусственные потребности: 22-23... 100-ый сорт сыра, 6-7-8-ое поколение мобильников, ежесезонная смена моды на одежду и украшения...
Однако наращивание материальных потребностей имеет предел насыщения и сегодня становится все сложнее его подстегивать. Кроме того, производство упирается в ограниченность природных сырьевых и энергетических источников. В этом материальные и психологические причины волнообразно нарастающего финансово-экономического кризиса наших дней.
Неладно что-то в экономическом королевстве. Как же мы дошли до такого состояния и как нам избавиться от этого "дара Мидаса"?
Для начала поищем, в какой момент человечество свернуло на путь, приведший к нынешней ситуации.
В жестких условиях первобытной природы люди объединялись в племена с целью обеспечить добычу средств для элементарного выживания (хозяйственно-экономическая деятельность). В таких условиях в них могли существовать только отношения взаимопомощи и взаимовыручки, то есть, альтруистические отношения. Свойственный каждому человеку, как индивидуальному существу, эгоизм был вынужден ютиться на задворках сознания.
Приобретение трудовых навыков и изобретение орудий труда повысили производительность и эгоизм разрушил племенные альтруистические отношения, ограничив их рамками семейно-кланового натурального хозяйства.
Дальнейший естественный рост производительности труда породил излишки продукции и необходимость товарных отношений. С выходом межчеловеческих отношений за рамки одной единой семьи открылся простор для роста эгоизма. Под его воздействием вместо равноправного обмена товарами происходит неравноправный, "прибыльный" обмен. И чем больше масса обмениваемых товаров, тем больше сумма прибыли. Тем самым запускается процесс формирования искусственных потребностей сверх природных.
Таким образом, в момент зарождения товарных отношений под давлением растущего эгоизма человечество ступило на путь конкурентно-враждебных отношений.
Естественная, природная экономика, призванная обеспечивать потребности людей (экономика для людей), превратилась в экономику, определяющую направления развития всех без исключения сфер человеческого общества (люди для экономики). Стремление к бесконечному росту прибыли движет этим процессом.
Попробуем пристальнее взглянуть на явление "Прибыль".
Психологи уже давно раскусили, что человеку важен не дополнительный ноль на банковском счете. Здоровому организму не нужны те самые десятки сортов сыра. Еда на золотой тарелке ничем не отличается для организма от той же еды на дешевом фаянсе.
Обладатель многонулевого банковского счета наслаждается завистью, почетом и восхищением других людей, возможностью их использовать, властью. То есть, его наслаждение кроется в сфере эгоистических взаимоотношений людей. Обоснован вывод: возникновение прибыли и ее действие являются следствием эгоистических, конкурентно-враждебных взаимоотношений людей.
Каковы же практические выводы из этих теоретических рассуждений?
1.Форма экономических взаимоотношений является следствием формы межчеловеческих взаимоотношений. Сегодня в обществе господствуют эгоистические конкурентно-враждебные «прибыльные» отношения и им соответствуют такие же экономические отношения. Изменить их возможно лишь изменив межчеловеческие отношения с эгоистических на альтруистические.
2.Необходимо вернуть экономической деятельности ее первичную, естественно-природную роль инструмента удовлетворения потребностей человека. Экономика для человека, а не человек для экономики.
3.В связи с отсутствием ресурсов дальнейшего наращивания материального производства и перенасыщения рынка материальных потребностей возникла необходимость поиска принципиально другого рынка.
4.Искусственно раздутые материальные потребности людей надо вернуть к естесственно-природному уровню.
Рассмотрим пути и способы реализации этих пунктов.
Изменение взаимоотношений в обществе.
На самом деле реализация этого пункта является единственно необходимой, так как остальные - всего лишь его неизбежные последствия. Но он и самый трудный для исполнения.
До сих пор человечество применяло единственный способ изменения взимоотношений в обществе – революционно-насильственный. Но история свидетельствует: ни одна насильственная революция своих целей не достигла и доказательством этого является сегодняшнее кризисное состояние человеческого общества.
Причина этих неудач в том, что в нашем сознании желания человека и он сам, как объект, совмещены. На самом же деле наше тело является всего лишь материальным носителем и инструментом реализации желаний. Поэтому физическое уничтожение этого носителя или насильственное блокирование возможностей осуществления его желаний никак не сказывается на самом желании. Раньше или позже оно найдет другого носителя или дождется других, подходящих обстоятельств своей реализации. Именно в этом была причина неудачи советской власти при всей мощности ее карательного аппарата.
Воздействовать необходимо на само эгоистическое желание. Для этого существуют великолепно разработанные методы, широко применяемые в рекламе и политике. Их надо только приспособить для этой цели.
Возврат экономике природной роли.
Если в обществе возобладают альтруистические взаимоотношения, само собой отпадет стремление к прибыли как цели экономической деятельности. Экономика естественным образом вернется к своей природной роли – инструмента удовлетворения нормальных потребностей человека.
Новый рынок потребностей.
Еда, секс, дом – это, по сути, все те же животные потребности, лишь удовлетворяемые на более высоком технико-технологическом уровне. Что отличает человека – так это его общественный характер (потребность общения) и и наличие духовных потребностей.
Потребность общения практически полностью удовлетворяется сегодняшними транспортными средствами и средствами связи. А вот что касается развития духовных потребностей на базе альтруистических взаимоотношений – то тут перед нами воистину неограниченный рынок. Причем, "производство товаров" для этого рынка не требует материальных ресурсов и энергии в ее сегодняшней форме, так как на этом "производстве" действует энергия мысли.
Для осознания серьезности ситуации в этом вопросе необходимо помнить, что современная экономика имеет в своем распоряжении одно, уже неоднократно опробованное, крайнее средство подстегивания потребностей общества – война.
Возврат к естесственно-природному уровню потребностей.
Когда речь идет о сокращении искусственно раздутых потребностей, то не подразумевается возврат к некоему минимальному уровню, а переход к естественному, природному уровню, необходимому для полноценного выполнения очень даже нелегкой работы по духовному развитию человека.
Надо просто вспомнить элементарные вещи, что функция еды – дать энергию организму, функция одежды и дома – защита тела от погодных условий и создание необходимых условий для работы и отдыха человека. Не средства возвыситься над другими, а средства удовлетворения естественно-природных потребностей человеческого тела и не более того. Под естественно-природными подразумеваются потребности современного человека на сегодняшнем уровне социально-экономического и технико-технологического развития.
С чего надо начинать? Как это ни странно звучит – с учебы.
Еще в 60-ые годы члены Римского клуба предупреждали, что человечество вступает в качественно новый этап развития в условиях глобального мира. Если до этого влияние действий отдельного человека или государства по затухающей распространялось только на ближайшее его окружение, то в глобальном мире эти последствия сказываются на всех без исключения людях и государствах и, чаще всего, отнюдь не по затухающей. Их распространение происходит по неизвестным подавляющему большинству людей законам. Не познав их, люди будут, как минимум, постоянно набивать себе шишки, а как максимум, не дай Бог, могут по незнанию вызвать глобальные общественные и экологические катаклизмы. Именно этим мы сегодня столь «успешно» и занимаемся.
Складывающиеся обстоятельства жестко требуют немедленно засесть за парты и заняться изучением законов сегодняшнего нового, неизвестного для нас мира.
Сокращение потребностей до естественно-природного уровня высвободит огромное количество людей с производства. Обязательным условием получения пособия по безработице должна стать учеба. И на самом деле никакое это не пособие, а, скорее, зарплата за выполнение на сегодня самой необходимой, срочной и нелегкой работы по изучению законов глобального мира.
Вся система образования в кратчайшие сроки должна быть перестроена на воспитание детей для жизни в новом мире.
От успеха этой учебы в самом прямом смысле зависит выживание и будущее каждого из нас и всего человечества.
Всепроникающая реклама 24 часа в сутки формирует в нас все новые и новые искусственные потребности: 22-23... 100-ый сорт сыра, 6-7-8-ое поколение мобильников, ежесезонная смена моды на одежду и украшения...
Однако наращивание материальных потребностей имеет предел насыщения и сегодня становится все сложнее его подстегивать. Кроме того, производство упирается в ограниченность природных сырьевых и энергетических источников. В этом материальные и психологические причины волнообразно нарастающего финансово-экономического кризиса наших дней.
Неладно что-то в экономическом королевстве. Как же мы дошли до такого состояния и как нам избавиться от этого "дара Мидаса"?
Для начала поищем, в какой момент человечество свернуло на путь, приведший к нынешней ситуации.
В жестких условиях первобытной природы люди объединялись в племена с целью обеспечить добычу средств для элементарного выживания (хозяйственно-экономическая деятельность). В таких условиях в них могли существовать только отношения взаимопомощи и взаимовыручки, то есть, альтруистические отношения. Свойственный каждому человеку, как индивидуальному существу, эгоизм был вынужден ютиться на задворках сознания.
Приобретение трудовых навыков и изобретение орудий труда повысили производительность и эгоизм разрушил племенные альтруистические отношения, ограничив их рамками семейно-кланового натурального хозяйства.
Дальнейший естественный рост производительности труда породил излишки продукции и необходимость товарных отношений. С выходом межчеловеческих отношений за рамки одной единой семьи открылся простор для роста эгоизма. Под его воздействием вместо равноправного обмена товарами происходит неравноправный, "прибыльный" обмен. И чем больше масса обмениваемых товаров, тем больше сумма прибыли. Тем самым запускается процесс формирования искусственных потребностей сверх природных.
Таким образом, в момент зарождения товарных отношений под давлением растущего эгоизма человечество ступило на путь конкурентно-враждебных отношений.
Естественная, природная экономика, призванная обеспечивать потребности людей (экономика для людей), превратилась в экономику, определяющую направления развития всех без исключения сфер человеческого общества (люди для экономики). Стремление к бесконечному росту прибыли движет этим процессом.
Попробуем пристальнее взглянуть на явление "Прибыль".
Психологи уже давно раскусили, что человеку важен не дополнительный ноль на банковском счете. Здоровому организму не нужны те самые десятки сортов сыра. Еда на золотой тарелке ничем не отличается для организма от той же еды на дешевом фаянсе.
Обладатель многонулевого банковского счета наслаждается завистью, почетом и восхищением других людей, возможностью их использовать, властью. То есть, его наслаждение кроется в сфере эгоистических взаимоотношений людей. Обоснован вывод: возникновение прибыли и ее действие являются следствием эгоистических, конкурентно-враждебных взаимоотношений людей.
Каковы же практические выводы из этих теоретических рассуждений?
1.Форма экономических взаимоотношений является следствием формы межчеловеческих взаимоотношений. Сегодня в обществе господствуют эгоистические конкурентно-враждебные «прибыльные» отношения и им соответствуют такие же экономические отношения. Изменить их возможно лишь изменив межчеловеческие отношения с эгоистических на альтруистические.
2.Необходимо вернуть экономической деятельности ее первичную, естественно-природную роль инструмента удовлетворения потребностей человека. Экономика для человека, а не человек для экономики.
3.В связи с отсутствием ресурсов дальнейшего наращивания материального производства и перенасыщения рынка материальных потребностей возникла необходимость поиска принципиально другого рынка.
4.Искусственно раздутые материальные потребности людей надо вернуть к естесственно-природному уровню.
Рассмотрим пути и способы реализации этих пунктов.
Изменение взаимоотношений в обществе.
На самом деле реализация этого пункта является единственно необходимой, так как остальные - всего лишь его неизбежные последствия. Но он и самый трудный для исполнения.
До сих пор человечество применяло единственный способ изменения взимоотношений в обществе – революционно-насильственный. Но история свидетельствует: ни одна насильственная революция своих целей не достигла и доказательством этого является сегодняшнее кризисное состояние человеческого общества.
Причина этих неудач в том, что в нашем сознании желания человека и он сам, как объект, совмещены. На самом же деле наше тело является всего лишь материальным носителем и инструментом реализации желаний. Поэтому физическое уничтожение этого носителя или насильственное блокирование возможностей осуществления его желаний никак не сказывается на самом желании. Раньше или позже оно найдет другого носителя или дождется других, подходящих обстоятельств своей реализации. Именно в этом была причина неудачи советской власти при всей мощности ее карательного аппарата.
Воздействовать необходимо на само эгоистическое желание. Для этого существуют великолепно разработанные методы, широко применяемые в рекламе и политике. Их надо только приспособить для этой цели.
Возврат экономике природной роли.
Если в обществе возобладают альтруистические взаимоотношения, само собой отпадет стремление к прибыли как цели экономической деятельности. Экономика естественным образом вернется к своей природной роли – инструмента удовлетворения нормальных потребностей человека.
Новый рынок потребностей.
Еда, секс, дом – это, по сути, все те же животные потребности, лишь удовлетворяемые на более высоком технико-технологическом уровне. Что отличает человека – так это его общественный характер (потребность общения) и и наличие духовных потребностей.
Потребность общения практически полностью удовлетворяется сегодняшними транспортными средствами и средствами связи. А вот что касается развития духовных потребностей на базе альтруистических взаимоотношений – то тут перед нами воистину неограниченный рынок. Причем, "производство товаров" для этого рынка не требует материальных ресурсов и энергии в ее сегодняшней форме, так как на этом "производстве" действует энергия мысли.
Для осознания серьезности ситуации в этом вопросе необходимо помнить, что современная экономика имеет в своем распоряжении одно, уже неоднократно опробованное, крайнее средство подстегивания потребностей общества – война.
Возврат к естесственно-природному уровню потребностей.
Когда речь идет о сокращении искусственно раздутых потребностей, то не подразумевается возврат к некоему минимальному уровню, а переход к естественному, природному уровню, необходимому для полноценного выполнения очень даже нелегкой работы по духовному развитию человека.
Надо просто вспомнить элементарные вещи, что функция еды – дать энергию организму, функция одежды и дома – защита тела от погодных условий и создание необходимых условий для работы и отдыха человека. Не средства возвыситься над другими, а средства удовлетворения естественно-природных потребностей человеческого тела и не более того. Под естественно-природными подразумеваются потребности современного человека на сегодняшнем уровне социально-экономического и технико-технологического развития.
С чего надо начинать? Как это ни странно звучит – с учебы.
Еще в 60-ые годы члены Римского клуба предупреждали, что человечество вступает в качественно новый этап развития в условиях глобального мира. Если до этого влияние действий отдельного человека или государства по затухающей распространялось только на ближайшее его окружение, то в глобальном мире эти последствия сказываются на всех без исключения людях и государствах и, чаще всего, отнюдь не по затухающей. Их распространение происходит по неизвестным подавляющему большинству людей законам. Не познав их, люди будут, как минимум, постоянно набивать себе шишки, а как максимум, не дай Бог, могут по незнанию вызвать глобальные общественные и экологические катаклизмы. Именно этим мы сегодня столь «успешно» и занимаемся.
Складывающиеся обстоятельства жестко требуют немедленно засесть за парты и заняться изучением законов сегодняшнего нового, неизвестного для нас мира.
Сокращение потребностей до естественно-природного уровня высвободит огромное количество людей с производства. Обязательным условием получения пособия по безработице должна стать учеба. И на самом деле никакое это не пособие, а, скорее, зарплата за выполнение на сегодня самой необходимой, срочной и нелегкой работы по изучению законов глобального мира.
Вся система образования в кратчайшие сроки должна быть перестроена на воспитание детей для жизни в новом мире.
От успеха этой учебы в самом прямом смысле зависит выживание и будущее каждого из нас и всего человечества.
Обсуждения Природная роль экономики