По заявлениям высокопоставленных официальных лиц военного ведомства Америки, новая NSSS соответствует современным реалиям, сложившимся в космическом пространстве. Космос стал чрезвычайно переполнен аппаратами многих государств, использующих очень широкий спектр радиочастот, он сильно засорен осколками космических объектов, в нем начинают появляться прототипы противокосмического оружия и, кроме того, в сфере космического производства и использования космоса возникла обширная конкурентная среда.
Как отмечается в этом документе, все это представляет значительную угрозу национальной безопасности США.
Представляя этот документ, Гейтс объявил, что «Стратегия станет базовым документом для доработки наших оборонных планов и программ и поставит перед нами трудные выборы решений, которые придется принять, чтобы обеспечить ее внедрение». Глава Минобороны добавил, что «это прагматический подход, направленный на поддержание преимуществ США», извлекаемых из космоса, и «ответ на новые вызовы», встающие перед Америкой.
ЗНАЧЕНИЕ КОСМОСА ДЛЯ США И ИХ СОЮЗНИКОВ
Во времена холодной войны космос был преимущественным резервом только США и Советского Союза. Он был тем «высотным рубежом», с которого обе страны могли осуществлять свою оборону, а их космические системы при этом оставались практически неуязвимы. Космическое оборудование позволяло Кремлю и Белому дому решать такие стратегические задачи, как контроль выполнения заключенных договоров о вооружениях и осуществлять раннее предупреждение о возможной ядерной атаке.
В NSSS сформулированы новые стратегические направления, по которым, по мнению ее авторов, в космическом пространстве должны продвигаться США в ближайшие 10 лет, чтобы использовать возникающие технологические возможности, обеспечивающие повышение национальной оборонной мощи и сохранение преимуществ, которые Америка получает в результате использования космического сегмента.
Как объявляется в «Стратегии», за последние 50 лет эксплуатация космоса предоставила политикам США, военным и их союзникам беспрецедентные возможности по принятию решений, проведению военных операций и обеспечению национальной безопасности. Космические системы делают доступными официальным лицам, отвечающим за безопасность своих стран, любые регионы планеты и позволяют им быстро и сбалансированно отвечать на любые глобальные вызовы их безопасности.
Кроме того, космические системы позволяют отслеживать развитие вооруженных сил вероятного противника, следить за выполнением заключенных договоров и контролировать распространение вооружений. Космические аппараты специального назначения позволяют составлять долгосрочные прогнозы развития природных тенденций, осуществлять устойчивую связь между правительствами различных стран и простыми гражданами, обеспечивают устойчивую и точную навигацию военной техники и транспортных средств, что в конечном итоге позволяет различным государственным и частным структурам осмысленно и уверенно выполнять свои функции.
Новая «Стратегия» требует активного лидерства США в этой области, подкрепленного такими подходами, которые позволяют совершенствовать, балансировать и интегрировать весь инструментарий космической мощи Америки. МО и разведывательное сообщество (РС) США в координации с федеральными министерствами и ведомствами предполагает внедрить новую «Стратегию» путем использования единой системы планирования, составления программ, разработки и приобретения оборудования, а также для проведения объединенных аналитических изысканий.
ОКОЛОЗЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАПОЛНЕНО ДО ПРЕДЕЛА
Космос cегодня переполнен летательными аппаратами разных стран. Растущая активность Китая в наращивании своего присутствия в космическом пространстве и его попытки создать противокосмическое оружие в значительной мере увеличили количество космических аппаратов в различных областях околоземного пространства. МО США в настоящее время отслеживает около 22 тыс. объектов, 1,1 тыс. из которых являются искусственными спутниками. Кроме того в безвоздушном пространстве летают сотни тысяч осколков различных космических объектов, крупных и мелких размеров.
Все они крайне опасны и могут выводить из строя действующие летательные аппараты, причиняя им серьезные повреждения.
В 2007 году в результате неудачных испытаний противоспутникой системы КНР количество «грязи» в космосе увеличилось на 3 тыс. объектов. А столкновение российского и американского спутников в 2009 году повысило их число еще на 1,5 тыс. единиц.
Другой проблемой функционирования космических аппаратов на современном этапе является перегруженность радиочастотного спектра. По оценкам американских специалистов, к 2015 году космос будет заполнен 9 тыс. спутников связи, что в значительной мере увеличит потребность в расширении спектра частот, необходимых для их функционирования. Это приведет к росту числа помех и потребует дополнительных мер по обеспечению нормального функционирования космических систем связи.
Сегодня в космосе размещены средства более 60 государств, международных организаций и частных фирм. Свое место над землей оспаривает все большее количество стран, развивающих космическую промышленность.
В настоящее время космические аппараты и обеспечивающие их функционирование наземные инфраструктуры испытывают значительные угрозы искусственного характера. С помощью специальных средств, разработкой которых сегодня занимаются некоторые страны, космические объекты могут уничтожаться или выводиться из строя, существуют средства, обеспечивающие передачу по каналам спутниковой связи заведомо ложной информации, а также создавать условия, воспрещающие их нормальное функционирование.
Потенциальные противники США и их союзников занимаются выявлением уязвимости противодействующих им космических систем и активно разрабатывают средства, способные обеспечить нанесение существенного ущерба космическому сегменту противостоящих им государств и использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. Чем большему количеству стран и негосударственным объединениям, выступающим против Америки, в ближайшие 10 лет удастся создать противокосмическое оружие, тем больше возрастут масштабы угроз космическим объектам США, а также стабильности и безопасности космического пространства. Враждебные действия против космических аппаратов могут привести не только к ослаблению оборонных функций военной составляющей космической инфраструктуры, но и к разрушению околоземных систем, обеспечивающих функционирование государственного и частного секторов мировой экономики.
КОНКУРЕНЦИЯ
Космос становится все более конкурентной средой. Хотя США продолжают оставаться ведущим государством в освоении космоса, их конкурентоспособность в последнее время несколько уменьшилась, поскольку некоторые ниши космического рынка стали занимать другие страны. Их разработки космических технологий и появление на международном рынке их продукции ставят перед Вашингтоном задачу совершенствование системы контроля экспорта космических средств, чтобы сохранить преимущества Америки в космической сфере и обеспечить превосходящий уровень ее космической промышленности, поскольку этот сектор экономики США играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности страны.
Американские поставщики космической продукции, особенно второго и третьего эшелонов, занимающиеся разработкой комплектующих изделий для космических аппаратов, стоят на пороге риска увеличения продолжительности сроков разработки, производства и закупки компонентов космической техники, роста монополии поставщиков готовой космической продукции, а также риска роста числа конкурентов на зарубежных рынках.
В настоящее время в американской промышленности наблюдается сокращение числа поставщиков космических компонентов. Это ведет к снижению возможностей США по развитию критических технологий космического назначения и по поддержанию необходимого уровня независимости от иностранных производителей. Кроме того, сложившаяся ситуация существенно затрудняет создание необходимых экономических стимулов для космической промышленности США по развитию инноваций в космической сфере и поддержание лидирующего положения Америки в этой сфере мирового производства. Кроме того, сложившаяся ситуация усложняется целым рядом трудностей по набору, обучению и повышению квалификации технических специалистов.
СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КОСМОСА
В новой «Национальной стратегии космической безопасности» реализованы все основные положения «Национальной космической политики». В ней обозначен комплекс мероприятий, необходимых для поддержания требуемого уровня национальной безопасности США и наращивания объема выгод, которые Белый дом получает от развития космической индустрии и размещения в космосе самых современных систем и средств.
Как объявляется в «Стратегии», Пентагон и РС США будут и далее активно использовать космические средства для проведения военных операций, сбора разведывательных данных и другой деятельности. Вашингтон намерен реализовывать весь комплекс мероприятий, необходимых для ответа на современные вызовы в космической области и поддержания лидерства США в этой сфере. Значительная часть NSSS основана на подходах, сформулированных в «Стратегии национальной безопасности».
Очередная американская «Стратегия» безопасности космоса предусматривает проведение всех необходимых мероприятий, которые призваны обеспечить сохранность космических объектов, способствовать сохранению стабильности в околоземном пространстве и обеспечивать его полную безопасность для США и их союзников. Ею также предусматривается поддержание и усиление преимуществ, которыми сегодня Америка обладает в космосе, а также увеличение роли космического сегмента в сфере обеспечения обороноспособности страны. Кроме того, Белый дом намерен активизировать усилия по развитию космической промышленности, обеспечивающей национальную безопасность.
В «Стратегии» говорится, что США «намерены создать безопасное космическое пространство, в котором мы сможем оперировать с минимальным риском возникновения нежелательных эксцессов, воспрещать создание помех функционированию наших систем и намеренного вмешательства в их действия». Белый дом предполагает создать стабильную космическую среду, в которой все нации будут разделять свою ответственность и действовать в ней как стражи безопасности космоса, обеспечивающие соблюдение установленных норм поведения, имеющие доступ в него и право пользоваться всеми преимуществами эксплуатации околоземного пространства, без необходимости использовать свои законные права на защиту принадлежащих им космических объектов.
В интересах повышения национальной безопасности Белый дом намерен обеспечивать себе свободный доступ в космос и использовать свои космические возможности в мирное время, а также в условиях кризисов или конфликтов. Вашингтон планирует эксплуатировать космическое пространство в интересах своих политических лидеров, разведки и ВС, вне зависимости от изменения ситуации в космической среде в неблагоприятную для США сторону или при атаках на национальные космические системы и спутники различного назначения со стороны враждебных государств.
Используя свое космическое превосходство лидеры Америки полагают, что им необходимо предпринять все необходимые усилия по развитию космического сектора оборонной промышленности, включая совершенствование космических вооружений, развитие системы их закупок, модернизацию предприятий военно-промышленного комплекса, разработку современных космических технологий и совершенствование учебной базы для подготовки специалистов и повышения их квалификации.
Универсальная, гибкая и эффективная космическая промышленность должна быть основой для реализации всех космических претензий США. Вашингтон заявляет о поисках путей развития индустриальной базы космического производства, включающей высокопрофессиональных специалистов, способных обеспечить развитие технологий, предоставляющих США неоспоримое превосходство в космической сфере. «Наши разработчики космических систем, обслуживающий персонал и аналитики должны создать, развернуть и обеспечить безопасное функционирование национальных космических систем Америки в XXI веке», – гласит «Стратегия».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ NSSS
NSSS включает все элементы оборонной мощи Америки и декларирует претензии Белого дома на обеспечение превосходства США в космосе. Вашингтон намерен реализовать комплекс взаимосвязанных стратегических мероприятий, направленных на обеспечение лидерства США. Он планирует обеспечить ответственное, мирное и безопасное использование космического пространства, а также намерен и далее совершенствовать свои космические возможности. Пентагон и лидеры разведки Америки также предполагают создать все необходимые условия для развития космических возможностей США и организовать эффективное партнерство с различными государствами, международными организациями и частными фирмами в данной области.
Как заявляется в «Стратегии национальной безопасности», опубликованной в 2010 году, «для того чтобы обеспечить безопасность и стабильность космоса» Белый дом намерен проводить все необходимые мероприятия, находящиеся в строгом соответствии «с правом на самооборону, укреплять сотрудничество с союзниками и друзьями и сотрудничать со всеми нациями в направлении создания условий для ответственного и мирного использования космического пространства».
Америка собирается сделать все возможное, чтобы создать необходимые условия для ответственного, мирного и безопасного использования космоса. Это, по мнению авторов новой «Стратегии», сотрудничество различных стран является важнейшим шагом на пути решения проблемы перенасыщенности космоса летательными аппаратами различного назначения и разрешения возникающих споров между ними в области права пользоваться теми или иными участками космического пространства, орбитами и радиочастотами. Белый дом намерен побудить все государства, своих партнеров, международные организации и частные фирмы, размещающие или намеревающиеся разместить свои объекты в космосе, пойти по предлагаемому Америкой пути. Значительная роль в реализации намерений США в данной сфере отводится дипломатическим каналам и заключению соответствующих соглашений между всеми участниками космической гонки.
США планируют также разработать стандарты поведения в космосе, меры по обеспечению открытости действий различных государств в околоземном пространстве, сформулировать систему доверительных отношений между странами в данной области, а также создать гарантии благонамеренности акций в космосе и нормы ответственности за проведение там каких-либо операций.
Вашингтон также предполагает принять активное участие в рассмотрении предложений и концепций контроля развития космических вооружений, если они будут одинаковы для всех стран, эффективны, проверяемы и обеспечат должный уровень национальной безопасности США и их союзников.
«Мы верим, что выработка прагматических положений для обеспечения безопасной деятельности в космосе поможет избежать столкновений там и случаев, приводящих к его загрязнению, сократит возможность взаимного негативного влияния радиоизлучений и будет способствовать созданию условий стабильности и безопасности в космическом пространстве, что полностью соответствует интересам всех наций», – говорится в «Стратегии».
С целью обеспечения глобальной безопасности в космосе, государства должны обеспечить взаимную осведомленность о космических полетах. Это, как полагают авторы «Стратегии», позволит снизить количество неудачных пусков космических аппаратов, а также сведет к минимуму неадекватное восприятие действий различных стран в космосе и повысит степень их доверия друг к другу. США являются лидером в обеспечении контроля ситуации в космосе и готовы поделиться своим опытом в этой области с другими государствами, чтобы способствовать ускорению процесса формирования кооперативных отношений в сфере слежения за космосом, содействовать безопасности космических полетов, а также обеспечить защиту космических объектов США и их союзников и безопасность операций в околоземном пространстве.
США НАМЕРЕНЫ УКРЕПИТЬ СВОЙ КОСМОС
«Космические возможности США будут оставаться фундаментальной частью обеспечения национальной безопасности», – объявляется в «Стратегии». МО и РС США будут продолжать вкладывать необходимые средства в развитее военной составляющей космического сектора. Предполагается разработать, закупить и внедрить новейшее космическое оборудование, позволяющее своевременно и точно предоставлять различные космические услуги значительному количеству потребителей, начиная с солдат ВС США и кончая политиками, принимающими решения государственной важности.
Вашингтон также планирует обеспечить совместимость и взаимодействие существующих систем и средств обеспечения национальной безопасности в самых различных областях и в максимальной степени повысить эффективность космической оборонной инфраструктуры США.
Америка планирует усовершенствовать процессы приобретения космических средств, более усиленными темпами развивать космическую промышленность США, активно внедрять технологические новшества в космические объекты, а также развивать учебную базу по подготовке технических специалистов в области космических систем и высшего звена административного руководства этого звена американской экономики. «Стратегией» также предусматривается финансовое стимулирование студентов всех учебных заведений США, намеренных посвятить себя работе в космической промышленности. Пентагон и РС намерены разработать ряд инициатив в области развития науки, космических технологий, инженерной деятельности и математики с целью создания высококлассных специалистов, имеющих требуемый уровень профессиональной подготовки и навыки, необходимые для создания самых современных космических аппаратов. По убеждению составителей NSSS, такой подход позволит поддерживать на необходимом уровне лидирующую роль Америки в космосе.
Пентагон и структуры разведывательного сообщества Америки намерены синхронизировать процессы планирования, разработки и реализации крупных программ приобретения систем и средств космического назначения с целью повышения их эффективности, развития военно-промышленной базы и увеличения производительности оборонных предприятий. МО и РС США также заявили о проведении оценок и анализа требований к процессам создания космического оборудования с целью выбора оптимальных альтернативных решений и формулирования направлений дальнейшего развития структур, методов и форм разработки, производства, эксплуатации и материально-технического обеспечения изделий космического назначения.
Одним из ключевых аспектов развития космической производственной базы является реформирование системы экспортного контроля, что позволит обеспечить безопасность космических технологий и существенно повысит конкурентоспособность космического производства Америки. Контроль экспорта играет важнейшую роль в долгосрочной охране достижений, обеспечивающих национальную безопасность, и способствует закрытию каналов несанкционированной поставки жизненно важных материалов, технологий и документации на производственные процессы в космической сфере в другие страны, которые могут использовать их в ущерб обороноспособности США.
«Стратегией» предусматривается также развитие партнерства с другими государствами, международными организациями и частными фирмами в области обеспечения безопасности космоса. Это предполагается достичь путем обмена опытом, данными, услугами, специалистами, технологиями и совместным проведением необходимых работ в данной области. Кроме того, специалистам зарубежных стран предполагается обеспечить более широкий доступ к информации о космических системах и прямое ознакомление с космической техникой.
Белый дом планирует делить со своими космическими партнерами финансовые расходы и риски при создании космической техники. Авторы «Стратегии» считают, что сотрудничество с другими странами позволит эффективно решить проблему использования радиочастот и выбора соответствующих орбит.
В настоящее время различные страны получают разрешение на использование того или иного спектра частот и на занятие той или иной орбиты от Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union – ITU). Регистрация спутниковых сетей связи в этом союзе может помочь предотвратить или, если это необходимо, содействовать устранению влияния частотного излучения спутников различных стран друг на друга. Подобный подход будет также способствовать созданию условий ответственного мирного и безопасного использования космического пространства.
Уровень опоры ВС США и РС на космические системы в поддержании необходимой обороноспособности Америки столь высок, что в «Стратегии» отдельно указывается на необходимость принятия специальных мер по защите военной составляющей космического сектора страны. США стремятся расширить свои возможности по предотвращению враждебных акций против национальных космических систем. Представитель Космических войск России заявил автору этих строк, что «несмотря на все мирные заявления Пентагона и разведывательного сообщества США о том, что они намерены свести к минимуму возможность возникновения вооруженных конфликтов в космосе и сделать все необходимое, чтобы не допустить использование там силовых форм противодействия агрессии, в некоторых положениях этого документа прямо звучат слова о том, что в чрезвычайных ситуациях Белый дом будет использовать силовые методы для защиты своих космических систем.
Сегодня американцы продолжают активно разрабатывать средства поражения космических объектов вероятного противника и прямо заявляют о своем намерении контролировать все сферы околоземного пространства и играть в нем главную роль». «Аналогичные аппараты пытаются создавать Пекин и ряд других стран, чтобы обеспечить защиту своей космической инфраструктуры. Так что фактически, как я полагаю, столкновения в космосе неизбежны. Если оружие делается, то когда-то оно должно будет выстрелить.
А как утверждают сами американцы во многих своих основополагающих документах, в XXI веке существует большая вероятность вооруженного противостояния различных стран, и без космоса разрешение возможных конфликтов в настоящем и обозримом будущем практически невозможно. Так что воевать там, видимо, придется», – констатировал эксперт.
Владимир Иванов, "Независимое военное обозрение"
Как отмечается в этом документе, все это представляет значительную угрозу национальной безопасности США.
Представляя этот документ, Гейтс объявил, что «Стратегия станет базовым документом для доработки наших оборонных планов и программ и поставит перед нами трудные выборы решений, которые придется принять, чтобы обеспечить ее внедрение». Глава Минобороны добавил, что «это прагматический подход, направленный на поддержание преимуществ США», извлекаемых из космоса, и «ответ на новые вызовы», встающие перед Америкой.
ЗНАЧЕНИЕ КОСМОСА ДЛЯ США И ИХ СОЮЗНИКОВ
Во времена холодной войны космос был преимущественным резервом только США и Советского Союза. Он был тем «высотным рубежом», с которого обе страны могли осуществлять свою оборону, а их космические системы при этом оставались практически неуязвимы. Космическое оборудование позволяло Кремлю и Белому дому решать такие стратегические задачи, как контроль выполнения заключенных договоров о вооружениях и осуществлять раннее предупреждение о возможной ядерной атаке.
В NSSS сформулированы новые стратегические направления, по которым, по мнению ее авторов, в космическом пространстве должны продвигаться США в ближайшие 10 лет, чтобы использовать возникающие технологические возможности, обеспечивающие повышение национальной оборонной мощи и сохранение преимуществ, которые Америка получает в результате использования космического сегмента.
Как объявляется в «Стратегии», за последние 50 лет эксплуатация космоса предоставила политикам США, военным и их союзникам беспрецедентные возможности по принятию решений, проведению военных операций и обеспечению национальной безопасности. Космические системы делают доступными официальным лицам, отвечающим за безопасность своих стран, любые регионы планеты и позволяют им быстро и сбалансированно отвечать на любые глобальные вызовы их безопасности.
Кроме того, космические системы позволяют отслеживать развитие вооруженных сил вероятного противника, следить за выполнением заключенных договоров и контролировать распространение вооружений. Космические аппараты специального назначения позволяют составлять долгосрочные прогнозы развития природных тенденций, осуществлять устойчивую связь между правительствами различных стран и простыми гражданами, обеспечивают устойчивую и точную навигацию военной техники и транспортных средств, что в конечном итоге позволяет различным государственным и частным структурам осмысленно и уверенно выполнять свои функции.
Новая «Стратегия» требует активного лидерства США в этой области, подкрепленного такими подходами, которые позволяют совершенствовать, балансировать и интегрировать весь инструментарий космической мощи Америки. МО и разведывательное сообщество (РС) США в координации с федеральными министерствами и ведомствами предполагает внедрить новую «Стратегию» путем использования единой системы планирования, составления программ, разработки и приобретения оборудования, а также для проведения объединенных аналитических изысканий.
ОКОЛОЗЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗАПОЛНЕНО ДО ПРЕДЕЛА
Космос cегодня переполнен летательными аппаратами разных стран. Растущая активность Китая в наращивании своего присутствия в космическом пространстве и его попытки создать противокосмическое оружие в значительной мере увеличили количество космических аппаратов в различных областях околоземного пространства. МО США в настоящее время отслеживает около 22 тыс. объектов, 1,1 тыс. из которых являются искусственными спутниками. Кроме того в безвоздушном пространстве летают сотни тысяч осколков различных космических объектов, крупных и мелких размеров.
Все они крайне опасны и могут выводить из строя действующие летательные аппараты, причиняя им серьезные повреждения.
В 2007 году в результате неудачных испытаний противоспутникой системы КНР количество «грязи» в космосе увеличилось на 3 тыс. объектов. А столкновение российского и американского спутников в 2009 году повысило их число еще на 1,5 тыс. единиц.
Другой проблемой функционирования космических аппаратов на современном этапе является перегруженность радиочастотного спектра. По оценкам американских специалистов, к 2015 году космос будет заполнен 9 тыс. спутников связи, что в значительной мере увеличит потребность в расширении спектра частот, необходимых для их функционирования. Это приведет к росту числа помех и потребует дополнительных мер по обеспечению нормального функционирования космических систем связи.
Сегодня в космосе размещены средства более 60 государств, международных организаций и частных фирм. Свое место над землей оспаривает все большее количество стран, развивающих космическую промышленность.
В настоящее время космические аппараты и обеспечивающие их функционирование наземные инфраструктуры испытывают значительные угрозы искусственного характера. С помощью специальных средств, разработкой которых сегодня занимаются некоторые страны, космические объекты могут уничтожаться или выводиться из строя, существуют средства, обеспечивающие передачу по каналам спутниковой связи заведомо ложной информации, а также создавать условия, воспрещающие их нормальное функционирование.
Потенциальные противники США и их союзников занимаются выявлением уязвимости противодействующих им космических систем и активно разрабатывают средства, способные обеспечить нанесение существенного ущерба космическому сегменту противостоящих им государств и использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. Чем большему количеству стран и негосударственным объединениям, выступающим против Америки, в ближайшие 10 лет удастся создать противокосмическое оружие, тем больше возрастут масштабы угроз космическим объектам США, а также стабильности и безопасности космического пространства. Враждебные действия против космических аппаратов могут привести не только к ослаблению оборонных функций военной составляющей космической инфраструктуры, но и к разрушению околоземных систем, обеспечивающих функционирование государственного и частного секторов мировой экономики.
КОНКУРЕНЦИЯ
Космос становится все более конкурентной средой. Хотя США продолжают оставаться ведущим государством в освоении космоса, их конкурентоспособность в последнее время несколько уменьшилась, поскольку некоторые ниши космического рынка стали занимать другие страны. Их разработки космических технологий и появление на международном рынке их продукции ставят перед Вашингтоном задачу совершенствование системы контроля экспорта космических средств, чтобы сохранить преимущества Америки в космической сфере и обеспечить превосходящий уровень ее космической промышленности, поскольку этот сектор экономики США играет важнейшую роль в обеспечении национальной безопасности страны.
Американские поставщики космической продукции, особенно второго и третьего эшелонов, занимающиеся разработкой комплектующих изделий для космических аппаратов, стоят на пороге риска увеличения продолжительности сроков разработки, производства и закупки компонентов космической техники, роста монополии поставщиков готовой космической продукции, а также риска роста числа конкурентов на зарубежных рынках.
В настоящее время в американской промышленности наблюдается сокращение числа поставщиков космических компонентов. Это ведет к снижению возможностей США по развитию критических технологий космического назначения и по поддержанию необходимого уровня независимости от иностранных производителей. Кроме того, сложившаяся ситуация существенно затрудняет создание необходимых экономических стимулов для космической промышленности США по развитию инноваций в космической сфере и поддержание лидирующего положения Америки в этой сфере мирового производства. Кроме того, сложившаяся ситуация усложняется целым рядом трудностей по набору, обучению и повышению квалификации технических специалистов.
СТРАТЕГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ КОСМОСА
В новой «Национальной стратегии космической безопасности» реализованы все основные положения «Национальной космической политики». В ней обозначен комплекс мероприятий, необходимых для поддержания требуемого уровня национальной безопасности США и наращивания объема выгод, которые Белый дом получает от развития космической индустрии и размещения в космосе самых современных систем и средств.
Как объявляется в «Стратегии», Пентагон и РС США будут и далее активно использовать космические средства для проведения военных операций, сбора разведывательных данных и другой деятельности. Вашингтон намерен реализовывать весь комплекс мероприятий, необходимых для ответа на современные вызовы в космической области и поддержания лидерства США в этой сфере. Значительная часть NSSS основана на подходах, сформулированных в «Стратегии национальной безопасности».
Очередная американская «Стратегия» безопасности космоса предусматривает проведение всех необходимых мероприятий, которые призваны обеспечить сохранность космических объектов, способствовать сохранению стабильности в околоземном пространстве и обеспечивать его полную безопасность для США и их союзников. Ею также предусматривается поддержание и усиление преимуществ, которыми сегодня Америка обладает в космосе, а также увеличение роли космического сегмента в сфере обеспечения обороноспособности страны. Кроме того, Белый дом намерен активизировать усилия по развитию космической промышленности, обеспечивающей национальную безопасность.
В «Стратегии» говорится, что США «намерены создать безопасное космическое пространство, в котором мы сможем оперировать с минимальным риском возникновения нежелательных эксцессов, воспрещать создание помех функционированию наших систем и намеренного вмешательства в их действия». Белый дом предполагает создать стабильную космическую среду, в которой все нации будут разделять свою ответственность и действовать в ней как стражи безопасности космоса, обеспечивающие соблюдение установленных норм поведения, имеющие доступ в него и право пользоваться всеми преимуществами эксплуатации околоземного пространства, без необходимости использовать свои законные права на защиту принадлежащих им космических объектов.
В интересах повышения национальной безопасности Белый дом намерен обеспечивать себе свободный доступ в космос и использовать свои космические возможности в мирное время, а также в условиях кризисов или конфликтов. Вашингтон планирует эксплуатировать космическое пространство в интересах своих политических лидеров, разведки и ВС, вне зависимости от изменения ситуации в космической среде в неблагоприятную для США сторону или при атаках на национальные космические системы и спутники различного назначения со стороны враждебных государств.
Используя свое космическое превосходство лидеры Америки полагают, что им необходимо предпринять все необходимые усилия по развитию космического сектора оборонной промышленности, включая совершенствование космических вооружений, развитие системы их закупок, модернизацию предприятий военно-промышленного комплекса, разработку современных космических технологий и совершенствование учебной базы для подготовки специалистов и повышения их квалификации.
Универсальная, гибкая и эффективная космическая промышленность должна быть основой для реализации всех космических претензий США. Вашингтон заявляет о поисках путей развития индустриальной базы космического производства, включающей высокопрофессиональных специалистов, способных обеспечить развитие технологий, предоставляющих США неоспоримое превосходство в космической сфере. «Наши разработчики космических систем, обслуживающий персонал и аналитики должны создать, развернуть и обеспечить безопасное функционирование национальных космических систем Америки в XXI веке», – гласит «Стратегия».
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ NSSS
NSSS включает все элементы оборонной мощи Америки и декларирует претензии Белого дома на обеспечение превосходства США в космосе. Вашингтон намерен реализовать комплекс взаимосвязанных стратегических мероприятий, направленных на обеспечение лидерства США. Он планирует обеспечить ответственное, мирное и безопасное использование космического пространства, а также намерен и далее совершенствовать свои космические возможности. Пентагон и лидеры разведки Америки также предполагают создать все необходимые условия для развития космических возможностей США и организовать эффективное партнерство с различными государствами, международными организациями и частными фирмами в данной области.
Как заявляется в «Стратегии национальной безопасности», опубликованной в 2010 году, «для того чтобы обеспечить безопасность и стабильность космоса» Белый дом намерен проводить все необходимые мероприятия, находящиеся в строгом соответствии «с правом на самооборону, укреплять сотрудничество с союзниками и друзьями и сотрудничать со всеми нациями в направлении создания условий для ответственного и мирного использования космического пространства».
Америка собирается сделать все возможное, чтобы создать необходимые условия для ответственного, мирного и безопасного использования космоса. Это, по мнению авторов новой «Стратегии», сотрудничество различных стран является важнейшим шагом на пути решения проблемы перенасыщенности космоса летательными аппаратами различного назначения и разрешения возникающих споров между ними в области права пользоваться теми или иными участками космического пространства, орбитами и радиочастотами. Белый дом намерен побудить все государства, своих партнеров, международные организации и частные фирмы, размещающие или намеревающиеся разместить свои объекты в космосе, пойти по предлагаемому Америкой пути. Значительная роль в реализации намерений США в данной сфере отводится дипломатическим каналам и заключению соответствующих соглашений между всеми участниками космической гонки.
США планируют также разработать стандарты поведения в космосе, меры по обеспечению открытости действий различных государств в околоземном пространстве, сформулировать систему доверительных отношений между странами в данной области, а также создать гарантии благонамеренности акций в космосе и нормы ответственности за проведение там каких-либо операций.
Вашингтон также предполагает принять активное участие в рассмотрении предложений и концепций контроля развития космических вооружений, если они будут одинаковы для всех стран, эффективны, проверяемы и обеспечат должный уровень национальной безопасности США и их союзников.
«Мы верим, что выработка прагматических положений для обеспечения безопасной деятельности в космосе поможет избежать столкновений там и случаев, приводящих к его загрязнению, сократит возможность взаимного негативного влияния радиоизлучений и будет способствовать созданию условий стабильности и безопасности в космическом пространстве, что полностью соответствует интересам всех наций», – говорится в «Стратегии».
С целью обеспечения глобальной безопасности в космосе, государства должны обеспечить взаимную осведомленность о космических полетах. Это, как полагают авторы «Стратегии», позволит снизить количество неудачных пусков космических аппаратов, а также сведет к минимуму неадекватное восприятие действий различных стран в космосе и повысит степень их доверия друг к другу. США являются лидером в обеспечении контроля ситуации в космосе и готовы поделиться своим опытом в этой области с другими государствами, чтобы способствовать ускорению процесса формирования кооперативных отношений в сфере слежения за космосом, содействовать безопасности космических полетов, а также обеспечить защиту космических объектов США и их союзников и безопасность операций в околоземном пространстве.
США НАМЕРЕНЫ УКРЕПИТЬ СВОЙ КОСМОС
«Космические возможности США будут оставаться фундаментальной частью обеспечения национальной безопасности», – объявляется в «Стратегии». МО и РС США будут продолжать вкладывать необходимые средства в развитее военной составляющей космического сектора. Предполагается разработать, закупить и внедрить новейшее космическое оборудование, позволяющее своевременно и точно предоставлять различные космические услуги значительному количеству потребителей, начиная с солдат ВС США и кончая политиками, принимающими решения государственной важности.
Вашингтон также планирует обеспечить совместимость и взаимодействие существующих систем и средств обеспечения национальной безопасности в самых различных областях и в максимальной степени повысить эффективность космической оборонной инфраструктуры США.
Америка планирует усовершенствовать процессы приобретения космических средств, более усиленными темпами развивать космическую промышленность США, активно внедрять технологические новшества в космические объекты, а также развивать учебную базу по подготовке технических специалистов в области космических систем и высшего звена административного руководства этого звена американской экономики. «Стратегией» также предусматривается финансовое стимулирование студентов всех учебных заведений США, намеренных посвятить себя работе в космической промышленности. Пентагон и РС намерены разработать ряд инициатив в области развития науки, космических технологий, инженерной деятельности и математики с целью создания высококлассных специалистов, имеющих требуемый уровень профессиональной подготовки и навыки, необходимые для создания самых современных космических аппаратов. По убеждению составителей NSSS, такой подход позволит поддерживать на необходимом уровне лидирующую роль Америки в космосе.
Пентагон и структуры разведывательного сообщества Америки намерены синхронизировать процессы планирования, разработки и реализации крупных программ приобретения систем и средств космического назначения с целью повышения их эффективности, развития военно-промышленной базы и увеличения производительности оборонных предприятий. МО и РС США также заявили о проведении оценок и анализа требований к процессам создания космического оборудования с целью выбора оптимальных альтернативных решений и формулирования направлений дальнейшего развития структур, методов и форм разработки, производства, эксплуатации и материально-технического обеспечения изделий космического назначения.
Одним из ключевых аспектов развития космической производственной базы является реформирование системы экспортного контроля, что позволит обеспечить безопасность космических технологий и существенно повысит конкурентоспособность космического производства Америки. Контроль экспорта играет важнейшую роль в долгосрочной охране достижений, обеспечивающих национальную безопасность, и способствует закрытию каналов несанкционированной поставки жизненно важных материалов, технологий и документации на производственные процессы в космической сфере в другие страны, которые могут использовать их в ущерб обороноспособности США.
«Стратегией» предусматривается также развитие партнерства с другими государствами, международными организациями и частными фирмами в области обеспечения безопасности космоса. Это предполагается достичь путем обмена опытом, данными, услугами, специалистами, технологиями и совместным проведением необходимых работ в данной области. Кроме того, специалистам зарубежных стран предполагается обеспечить более широкий доступ к информации о космических системах и прямое ознакомление с космической техникой.
Белый дом планирует делить со своими космическими партнерами финансовые расходы и риски при создании космической техники. Авторы «Стратегии» считают, что сотрудничество с другими странами позволит эффективно решить проблему использования радиочастот и выбора соответствующих орбит.
В настоящее время различные страны получают разрешение на использование того или иного спектра частот и на занятие той или иной орбиты от Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union – ITU). Регистрация спутниковых сетей связи в этом союзе может помочь предотвратить или, если это необходимо, содействовать устранению влияния частотного излучения спутников различных стран друг на друга. Подобный подход будет также способствовать созданию условий ответственного мирного и безопасного использования космического пространства.
Уровень опоры ВС США и РС на космические системы в поддержании необходимой обороноспособности Америки столь высок, что в «Стратегии» отдельно указывается на необходимость принятия специальных мер по защите военной составляющей космического сектора страны. США стремятся расширить свои возможности по предотвращению враждебных акций против национальных космических систем. Представитель Космических войск России заявил автору этих строк, что «несмотря на все мирные заявления Пентагона и разведывательного сообщества США о том, что они намерены свести к минимуму возможность возникновения вооруженных конфликтов в космосе и сделать все необходимое, чтобы не допустить использование там силовых форм противодействия агрессии, в некоторых положениях этого документа прямо звучат слова о том, что в чрезвычайных ситуациях Белый дом будет использовать силовые методы для защиты своих космических систем.
Сегодня американцы продолжают активно разрабатывать средства поражения космических объектов вероятного противника и прямо заявляют о своем намерении контролировать все сферы околоземного пространства и играть в нем главную роль». «Аналогичные аппараты пытаются создавать Пекин и ряд других стран, чтобы обеспечить защиту своей космической инфраструктуры. Так что фактически, как я полагаю, столкновения в космосе неизбежны. Если оружие делается, то когда-то оно должно будет выстрелить.
А как утверждают сами американцы во многих своих основополагающих документах, в XXI веке существует большая вероятность вооруженного противостояния различных стран, и без космоса разрешение возможных конфликтов в настоящем и обозримом будущем практически невозможно. Так что воевать там, видимо, придется», – констатировал эксперт.
Владимир Иванов, "Независимое военное обозрение"
Обсуждения Америка хочет править космосом