Ученые доказали, что для развития математических способностей человек должен иметь словарный запас, включающий цифры и числа, без которого он может управляться только с небольшим количеством объектов, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
О том, что именно отсутствие математического языка – названия цифр и чисел, следующих одно за другим по возрастанию – мешает многим архаичным сообществам людей (например, племенам Амазонии) корректно обращаться с числами больше трех, ученые догадывались уже давно. Но нельзя было исключить возможности, что для представителей этой культуры, умеющих считать только до трех, количество предметов более трех просто не важны, а потому они не имеют в своем языке слов, обозначающих число «четыре» и больше, хотя при необходимости, вероятно, могут легко сосчитать и большие количества.
Группа ученых под руководством Элизабет Спепен из Чикагского университета в своей работе с добровольцами, среди которых были глухие жители Никарагуа с собственным языком жестов для общения, предлагала участникам жестами передать информацию, изображенную на рисунках. «Рассказ» истории в картинках подразумевал использование чисел, например, на одной из них были изображены десять овец, запертых в загоне.
Здоровые никарагуанцы, а так же лишенные слуха участники эксперимента, обученные американскому языку жестов, справились с задачей безупречно, тогда как носители собственного языка жестов сумели рассказать корректно только те истории, которые содержали самые маленькие числа. Если они превышали 3 или 4, то эта группа участников не могла точно обозначить количество предметов, фигурировавших в сюжете.
В следующем эксперименте участникам с собственным языком жестов нужно было «рассказать» о количестве задействованных в истории предметов с помощью жетонов. Как и в случае первого эксперимента, точность передачи числа предметов с помощью жетонов резко упала при количестве предметов, превышающем 3 или 4.
«Эти люди вовсе не дикари, они могут воспринимать большие количества приближенно, однако не обладают способностью отразить их точно», – сказала Спепен, комментируя свою публикацию для New Scientist.
Какого именно элемента языка людям не хватает для развития способностей к восприятию математических абстракций, работа Спепен выявить не позволила, однако сама автор полагает, что ее подопечным не хватило именно знания счета, слов, обозначающих числа в возрастающем порядке.
О том, что именно отсутствие математического языка – названия цифр и чисел, следующих одно за другим по возрастанию – мешает многим архаичным сообществам людей (например, племенам Амазонии) корректно обращаться с числами больше трех, ученые догадывались уже давно. Но нельзя было исключить возможности, что для представителей этой культуры, умеющих считать только до трех, количество предметов более трех просто не важны, а потому они не имеют в своем языке слов, обозначающих число «четыре» и больше, хотя при необходимости, вероятно, могут легко сосчитать и большие количества.
Группа ученых под руководством Элизабет Спепен из Чикагского университета в своей работе с добровольцами, среди которых были глухие жители Никарагуа с собственным языком жестов для общения, предлагала участникам жестами передать информацию, изображенную на рисунках. «Рассказ» истории в картинках подразумевал использование чисел, например, на одной из них были изображены десять овец, запертых в загоне.
Здоровые никарагуанцы, а так же лишенные слуха участники эксперимента, обученные американскому языку жестов, справились с задачей безупречно, тогда как носители собственного языка жестов сумели рассказать корректно только те истории, которые содержали самые маленькие числа. Если они превышали 3 или 4, то эта группа участников не могла точно обозначить количество предметов, фигурировавших в сюжете.
В следующем эксперименте участникам с собственным языком жестов нужно было «рассказать» о количестве задействованных в истории предметов с помощью жетонов. Как и в случае первого эксперимента, точность передачи числа предметов с помощью жетонов резко упала при количестве предметов, превышающем 3 или 4.
«Эти люди вовсе не дикари, они могут воспринимать большие количества приближенно, однако не обладают способностью отразить их точно», – сказала Спепен, комментируя свою публикацию для New Scientist.
Какого именно элемента языка людям не хватает для развития способностей к восприятию математических абстракций, работа Спепен выявить не позволила, однако сама автор полагает, что ее подопечным не хватило именно знания счета, слов, обозначающих числа в возрастающем порядке.
Обсуждения Математические способности и словарный запас