Месоамерика. Ее история уходит корнями достаточно глубоко. К YIII - IX вв. до н.э. (на Ближнем Востоке в это время свирепствовали асирийцы) в районе Мексиканского нагорья и побережья Мексиканского залива существовала культура ольмеков.
В числе прочего, от нее сохранились фигурки, изображающие мужчин, подвергшихся кастрации (видимо ритуальной).
После ольмеков возникали и гибли разнообразные локальные культуры. Но фундамент месоамериканской цивилизации заложили тольтеки, контролировавшие большую часть нынешней Мексики.
Именно они создали религию и мифологию, которые заимствовали и развивали их великие наследники - ацтеки и майя.
Майя долгое время существовали несколько особняком в Центральной Америке. Они образовывали конфедерацию, в которой время от времени власть захватывали правители отдельных городов (подобно тому, как это происходило в Шумере и Аккаде),
История майя делится на два периода. Во время первого, называемого "классическим", (I тыс. н.э.) их города процветали у подножия полуострова Юкатан. В эту эпоху майя и подверглись вторжению тольтеков и их мощному культурному воздействию.
Второй период относится ко времени, получившему название "зрелого средневековья". Майя забросили свои древние города и перебрались на полуостров Юкатан, где основали такие знаменитые центры, как, например, Чичен-Ица.
Причины подобного переселения не вполне понятны. Вообще говоря, города майя были недолговечны, что иногда объясняется истощением близлежащих сельскохозяйственных угодий в результате примитивного землепользования.
Здесь следует несколько слов сказать о технологических особенностях цивилизаций Месоамерики. Условно их можно сопоставить с цивилизациями Древнего Востока. "Древневосточный" уровень индейцев сохранялся до их завоевания испанцами в XYI веке н.э. Значит, с технологической точки зрения, индейцы "отставали" в развитии от народов Старого Света.
Данный факт можно объяснить по-разному. Утверждается, что освоение американских просторов потребовало от индейцев чрезмерно больших энергетических затрат (особенно, с учетом меридиональной протяженности обоих континентов и необходимости при переселениях каждый раз приспосабливаться к новому климату).
Говорится об особом географическом ("геополитическом") расположении месоамериканского и андского очагов американских цивилизаций, об их изолированности друг от друга и невозможности межкультурного обмена (например, месоамериканской письменности и андской железной металлургии).
Наконец, внимание обращается на отсутствие в местной фауне животных, пригодных к тягловому использованию (одна южноамериканская лама, на которой, вследствие ее слабосильности, можно перевозить лишь ограниченный по весу груз). Америка – родина лошадей, но там они почему-то вымерли еще до появления человека.
Кстати, индейцы так и не изобрели колесо (хотя иногда пишут, что у инков существовала некая колесная игрушка для детей). Это по поводу обывательского пренебрежения к интеллектуальной деятельности - дескать, открытие произошло, "потому, что должно было произойти" в силу неких "объективных" причин. Неблагодарные пользователи забывают, каких трудов и самопожертвования творцу стоит его открытие, и как их собственные предки ему всячески мешали :).
Тем не менее, когда испанцы завезли в Америку своих лошадей, и те, одичав, превратились в мустангов, индейцы в пампах и прериях быстро их освоили, создав конницу. Но даже в этом случае, они перевозили поклажу не на телегах, а на оригинально устроенных волокушах.
Возвращаясь к майя, отметим их наиболее известные достижения - календарь (который, правда, уступал в точности древнеегипетскому) и ступенчатые пирамиды, на вершине которых находился маленький храм, где и совершался религиозный ритуал. Между прочим, именно этот (а не египетский) тип пирамиды архитектор Щусев заимствовал при создании Мавзолея В.И. Ленина в Москве.
Вообще, уровень архитектуры и изобразительного искусства, а также литературы (если судить по "Пополь Вух" - эпосу киче - южного ответвления майя) был весьма высок, хотя поздний период (в отличие от "классического") отличался некоторым декадентством, упадком большого стиля.
После ольмеков возникали и гибли разнообразные локальные культуры. Но фундамент месоамериканской цивилизации заложили тольтеки, контролировавшие большую часть нынешней Мексики.
Именно они создали религию и мифологию, которые заимствовали и развивали их великие наследники - ацтеки и майя.
Майя долгое время существовали несколько особняком в Центральной Америке. Они образовывали конфедерацию, в которой время от времени власть захватывали правители отдельных городов (подобно тому, как это происходило в Шумере и Аккаде),
История майя делится на два периода. Во время первого, называемого "классическим", (I тыс. н.э.) их города процветали у подножия полуострова Юкатан. В эту эпоху майя и подверглись вторжению тольтеков и их мощному культурному воздействию.
Второй период относится ко времени, получившему название "зрелого средневековья". Майя забросили свои древние города и перебрались на полуостров Юкатан, где основали такие знаменитые центры, как, например, Чичен-Ица.
Причины подобного переселения не вполне понятны. Вообще говоря, города майя были недолговечны, что иногда объясняется истощением близлежащих сельскохозяйственных угодий в результате примитивного землепользования.
Здесь следует несколько слов сказать о технологических особенностях цивилизаций Месоамерики. Условно их можно сопоставить с цивилизациями Древнего Востока. "Древневосточный" уровень индейцев сохранялся до их завоевания испанцами в XYI веке н.э. Значит, с технологической точки зрения, индейцы "отставали" в развитии от народов Старого Света.
Данный факт можно объяснить по-разному. Утверждается, что освоение американских просторов потребовало от индейцев чрезмерно больших энергетических затрат (особенно, с учетом меридиональной протяженности обоих континентов и необходимости при переселениях каждый раз приспосабливаться к новому климату).
Говорится об особом географическом ("геополитическом") расположении месоамериканского и андского очагов американских цивилизаций, об их изолированности друг от друга и невозможности межкультурного обмена (например, месоамериканской письменности и андской железной металлургии).
Наконец, внимание обращается на отсутствие в местной фауне животных, пригодных к тягловому использованию (одна южноамериканская лама, на которой, вследствие ее слабосильности, можно перевозить лишь ограниченный по весу груз). Америка – родина лошадей, но там они почему-то вымерли еще до появления человека.
Кстати, индейцы так и не изобрели колесо (хотя иногда пишут, что у инков существовала некая колесная игрушка для детей). Это по поводу обывательского пренебрежения к интеллектуальной деятельности - дескать, открытие произошло, "потому, что должно было произойти" в силу неких "объективных" причин. Неблагодарные пользователи забывают, каких трудов и самопожертвования творцу стоит его открытие, и как их собственные предки ему всячески мешали :).
Тем не менее, когда испанцы завезли в Америку своих лошадей, и те, одичав, превратились в мустангов, индейцы в пампах и прериях быстро их освоили, создав конницу. Но даже в этом случае, они перевозили поклажу не на телегах, а на оригинально устроенных волокушах.
Возвращаясь к майя, отметим их наиболее известные достижения - календарь (который, правда, уступал в точности древнеегипетскому) и ступенчатые пирамиды, на вершине которых находился маленький храм, где и совершался религиозный ритуал. Между прочим, именно этот (а не египетский) тип пирамиды архитектор Щусев заимствовал при создании Мавзолея В.И. Ленина в Москве.
Вообще, уровень архитектуры и изобразительного искусства, а также литературы (если судить по "Пополь Вух" - эпосу киче - южного ответвления майя) был весьма высок, хотя поздний период (в отличие от "классического") отличался некоторым декадентством, упадком большого стиля.
Обсуждения Индейцы Месоамерики