В последние годы все больший интерес к нашему краю проявляют научные круги России и зарубежья, различные туристические группы и просто любители арктического экстрима. Вокруг Сейдозера тучами ходят различные эзотерические экспедиции доверчиво слушая досужие россказни, не вполне трезвых местных маргиналов, распространяя, по принципу «испорченного телефона», небылицы про таинственные феномены связанные с саамским шаманизмом.
Страницы еженедельников, специализирующихся на эзотерике и оккультизме полны мифов и «свидетельств очевидцев» различных таинственных явлений, связанных с Сейдами.
С 1998 г в Мурманской области работает научная группа занимающаяся систематическим изучением всех проявлений древней культуры в нашем регионе. Группа Арктида состоит из Преподавателей, слушателей и выпускников Мурманского филиала СЗАГС, из членов Русского географического общества. Наши ежегодные экспедиции за этот период позволили собрать достаточно данных, чтобы ответить на многие вопросы, связанные с феноменами Сеидов.
Прежде всего, необходимо максимально точно определить, что же из себя, собственно, представляет сам Сейд.
Один из известнейших исследователей мегалитов Севера Европы Вячеслав Мизин, действительный член РГО, справедливо замечает, что этим словом без разбору называют всё что угодно.Люди не вполне владеющие знанием существа проблемы и необходимой информацией, термином Сейд, чаще всего называют любой монолит значительных размеров. По непонятной традиции, все отечественные авторы, с завидным постоянством, считают слово Сейд и само понятие Сейда связанным именно с неким материальным объектом. Следует иметь в виду, что понятие Сейд используется в нескольких контекстах.
Во-первых, Сейд - это материальный объект, свидетельствующий о древней культуре Арктической цивилизации.
Обычно Сейдом называют мегалит. Это гранитный валун или каменная глыба, различной формы и размеров, установленная в особых местах с соблюдением специальных технологий и имеющая некие паранормальные свойства. Поэтому более корректно с научной точки зрения, говорить о Камне Сейда, то есть мегалита, использующегося для некой магической практики. Практически все мегалиты и мегалитические комплексы, кроме имеющих явные следы фортификационного назначения или некрополя, в той или иной мере связаны с такой неотъемлемой частью культуры Арктиды, как Практика Сейда. Общим у всех Камней Сейдов является то, что, как правило, они установлены на вершинах сопок, на горных плато или иных возвышенностях. Высота установки колеблется от 280 до 400 м над уровнем моря, что подтверждает статистика наблюдений при помощи GPS аппаратуры. Исключением являются мегалитические комплексы в Непале в районе Тибета, а так же пресловутые Сейды Рыболовной Магии, описанные в скандинавских сагах у Снорри Стурлусона и обнаруженные минувшим летом в окрестностях Мурманска.
В основании Камня Сейда всегда находится массивный монолит или каменный фундамент огромной массы. Сама глыба Сейда представляет собой различной формы скальную породу, кристаллического типа весом от нескольких килограммов до сотен тонн, установленную непосредственно на нижний монолит или фундамент, но чаще всего «подвешенного» на некоторой высоте над основанием. Обычно это три или четыре каменных «ножки». В непосредственной близости от Камня Сейда, практически всегда находятся выходы поверхность жил кварца особой формы, чаще всего в торцевой части монолита, лежащего в основании Камня Сейда, или кварцевая друза.
Обязательными являются водные источники и большое количество гигроскопического материала, мхов, листьев или трав. Сам Камень Сейда всегда ориентирован вдоль расположения тектонических разломов и имеет строгую ориентацию относительно направлений сторон света. Это подтверждается практически всеми исследователями мегалитических комплексов при фиксировании мест расположения так же с помощью GPS аппаратуры. Нет смысла объяснять, что современная техника выполнить подобные работы с такой ювелирной точностью не сможет и наши дни, а приписывать авторство сооружения Сейда инопланетянам просто смешно.
Поэтому неудивительно, что в культуре более поздних народов Арктики сам Сейд воспринимается как сакральный, культовый камень. Этот термин вошел в широкий обиход во второй половине 19 века после первых этнографических публикаций о верованиях саами-лопарей. Дело в том, что в культуре отечественного религиоведения принято иметь некий символ веры, материальный объект преклонения, На эту роль и был «назначен» древний мегалит, известный как камень Сейда. Унаследованный от более ранних народов в саамские языки термин Сейд обозначает божество, скалу, дерево, пень с необычными антропоморфными или зооморфными чертами, которые обожествлялись по всей древней Лапландии. В данном случае мы имеем дело не с естественными природными объектами, а с рукотворными культовыми сооружениями.
Камень Сейда, как «культовый камень», это гранитный валун или обломок скалы имеющий явные признаки воздействия человека. Это добавление в конструкцию Сейда «шапок», «наверший», «ножек», сооружение под ними каменных ниш «Каирнов» или явно преднамеренная группировка камней. Вторая важнейшая функция Сейда - магическая Практика.
Практике Сейда приписывается так же довольно большое число мифов. Количество их так же безгранично. Тем более что в наше время появляется все больше поклонников скандинавских мифов, сторонников эзотерики и оккультизма Задуманный и созданный представителями древней Арктической культуры мегалитический комплекс, Камень Сейда, как объект практического назначения, впоследствии стал обожествляться более поздними пришельцами и наследниками.
Например, для шаманских обрядов саами не упустили возможность частично использовать доставшееся в наследство тайное знание некоторых элементов культуры и силы Практики Сейда. Но применялось оно, по всей видимости, достаточно примитивно, как использовал небезызвестный персонаж Марка Твена, королевскую печать для колки, орехов. Нойды-шаманы, как смогли, переняли внешние формы многих магических ритуалов и практик Арктиды, не вдаваясь в глубинное понимание космогонии нордической культуры. Панический ужас перед неизвестными и непонятными практиками в сознании представителей народа саами, во многом сохранился до наших дней. Складывавшая тысячелетиями нордическая культура не смогла в полной мере усвоиться мигрантами из угро-финских племен, до середины 19 века не знавшими металла, не имевшими элементарных структур управления обществом рыболовов и кочующих охотников за оленями.
Политические пристрастия и идеологические соображения чиновников от науки и самих исследователей, в свое время оказали влияние на трактовку истории культуры Северной Европы. По тону и акценту аргументов в публикациях, можно заменить какой подвижностью во взглядах на общеизвестные факты обладали ученые в одной и той же стране. Не избежала этой участи и трактовка Арктических Сеидов: от автохтонной культуры народа саами, до, деградировавшего до уровня примитивного шаманизма, достижений древней цивилизации Арктиды.
Арктическая Магия имеет несколько различных и довольно сложных форм. Это и Магия Гальдра - воздействия на врага или на природные явления, это Магия Спа связанная с искусством предсказания событий или явлений. Магия же Сейда, включает в себя свойства предвидения, колдовство, отделение души от тела, превращение других людей или в животных (с последующей реинкарнацией). Сеидом иногда именуют и сеанс магической терапии посредством исцеления души или её части. Не чужд этого понятия и финно-угорский или сибирский шаманизм, или даже непосредственное общение с богами и духами. Нет слов, определенная доля истины есть во всех этих понятиях. Третья функция Сейда, это обозначение сакральное места в магической практике. В скандинавских сагах слово Сейд иногда используется не только для описания сакрального действа, а как конкретного места исполнения обряда. Местом проведения могли быть мегалитические комплексы( Камни Сейда) или языческие храмы, как, например Сейдхолл, то есть «Зала Сейда». Иногда местом обряда Сейда служили и просто вершины сопок или даже палуба корабля, жилой дом или поле битвы. Тем не менее, термин Сейд и в таком контексте вполне уместен. Сущность Сейда, как обозначение некоего Сакрального знания имеет Четвертую функцию этого термина. Этимологию слова Ceйд (seidr) исследователи Арктики чаще связывают со словом Сиддхи(siddhi), что переводится с древнеисландского языка, как «магические возможности». Если рассматривать термин Сейд, как магическую практику, о которой ниже пойдет речь, то употребляется слово Ceйд (Seidh - от древнеисландского seidhr). Термин происходит от слова, означающего «речь» или «пение».
Этот термин родственен французскому seance латинскому sedere, староанглийскому sittan, и большой группой слов, основанных на индоевропейском корне sed- Seidhr, таким образом, в буквальном переводе - «заседание», встреча для общения с духами. Разумеется, у современных исследователей-патриотов и местных краеведов есть определенный соблазн увидеть в происхождении термина Сейд и саамское начало, но это не бесспорно.
Имеющаяся у сторонников этой версии источниковая база основывается исключительно ссылками на фольклор и устные рассказы проводников. Не более. Результаты проверки её достоверности независимыми методами в науке не известны. Материалы описывающие понятие Сейд имеются в культурном наследии самых различных и отдаленных друг от друга народов, населяющих Евразийских континент. Если имеются сомнения в достоверности скандинавских исландских, германских письменных источниках информации, попробуем обратиться к источникам из другого региона Евразии.
Пятая функция термина Сейд связана со статусом носителя этого Священного знания. Всякому профессиональному исследователю средневековья известен такой письменный источник 1251 года, как текст «Сокровенного Сказания монголов» часть II: Юность Чингиса (Монгольский обыденный изборник, перевод С.А.Козина
§ 75 «... Черемухой да луком вскормленные доросли до ханского величия. «Праведной матери дети стали правосудными и мудрыми. Поднялись отважными сынами, стали и справедливыми, и мудрыми. Вознеслись высокими Сеидами, Из всех стали высоко вознесенными сеидами- сановниками. А как стали мужами-сеидами, выдавались они мужеством и отвагою...».
Текст изложен и на уйгурском и на китайском языке и везде слово Сейд имеет смысл некоего высшего, справедливого, мудрого и сокровенного понятия. Из традиционной культуры средневекового Востока у народов Динлиней, Хунну, Тейчиутов, Монголов и других, в сознании закрепилось понятие Сейда, как высшего сокровенного знания, высшего мастерства, как принадлежность к некой сакральной и светской элите.
В религиозной системе Индии история буддизма неразрывно связана с принцем Гаутамой, имеющего статус Посвящения - Сийд-Тхатха (санскритск.) до того как он достиг просветления и стал Буддой.
В Непале, исследователи Тибета, занятые поисками Шамбалы в окрестностях священной для последователей учения «Бон-по» горы Кайласа, с удивлением встречают мегалитические алтари из базальтовых валунов, конструктивно аналогичные дольменам Мурмана. И называются они Сийта.. В этом контексте, сомнительным представляется влияние северного народа саами и их словарного запаса на культуру Тибета или Великой Империи Чингисхана Хамаг-Монгол Улус.
Но если и эти доводы не убедительны для сторонников саамской версии происхождения Сейда, им стоит обратить свой взор на более ранние европейские тексты. Это, не так давно вошедший в научный обиход рукопись собрания скандинавской мифологии язычника Кормака Огмундарсона «Sigurdardrapa»(Воспевание Сигурда, Хвалебная песнь -Драпа), относящийся к 960 году.
В современном арсенале ученых имеются и более ранние и такие серьезные источники информации, как сочинения готтского историка Иордана «О происхождении и деяниях Гетов» («DE ORIGINE AQTIBUSQUE GETARUM») 528 г н.э., «История против язычников» (Historia adversus paganos) Павла Орозия (V век н.э.) и позднейшая вставка в неё 871 года «Путешествие Отере», а так же трактат Видукинда Корвейского «Деяния Саксов» («RES GESTAE SAXONICARUM») 955года.
Культура северных и Арктических народов Евразии подробно отражена и в арабских источниках, таких как «Мешхедская рукопись» более известная как «Путешествие в страну Руссов» Ахмеда Ибн-Фадлана - отчет посольства аббасидского халифа аль-Муктадира 908 г. и в скандинавских, таких как «Heimskringla» («Круг земной») из сборника христианина Снорри Стурлусона(Snorri Sturluson) l100 г.. Изучены в достаточной мере сочинения Адама Бременского «Деяния Архиепископов Гамбургской церкви»( «GESTA HAMMABURGENSIS ECCLESIAE PONTIFICUM»)1072 г., «Деяния Данов» Саксона Грамматика1182г., а так же многие другие средневековые трактаты, содержащие обширные знания о культуре, религии и обычаях народов Европейской Арктики. Подчеркиваю, что все эти источники более древние, чем Летописные сборники, использующиеся в отечественной исторической науке. Итак, термин Сейд появился в письменных источниках задолго до того как первые представители народа саами пришли из глубин северной Азии на европейскую часть континента.
Тем более поражает нежелание современных историков и краеведов России утруждать себя глубинными исследованиями.
Этимология слова Сейд различна в зависимости от целей, стоящих перед автором популярных статей или книжек. Это и некий «Волшебный Летающий камень», «Священный камень», «Магический камень», Божество, Идол, Объект жертвоприношений и т.д., причем, без вариантов всякий раз утверждается, что именно таков перевод этого слова с саамского языка (!).Варианты переводов термина Сейд в этом случае колеблются в диапазоне от «летучий камень» до имени некоего божества, якобы живущего в монолите. Источником подобных суждений, чаще всего являются записи устных преданий и досужие рассказы местных жителей, собранные этнографами в 19-20 веках. Достоверность подобной информации чаще всего не оспаривалась и не подвергалась независимой проверке из иных источников. Конъюнктурные соображения, при посулах щедрого вознаграждения от заезжего «барина» за яркие и интересные рассказы, несомненно, доминировали над достоверностью и правдивостью повествования. С подобными явлениями не раз сталкивались в глубинке России и Кирша Данилов, и Александр Афанасьев, и Владимир Даль, собирая русских фольклор. Так уж сложилось, что чаще всего на тему Сеидов и мегалитов Арктики пишут «кабинетные исследователи», в глаза не видевшие самих этих артефактов, либо изредка удостаивающие наш регион своими визитами.
Значение же самого термина Сейд, в меру своей образованности, трактуют произвольно, чаще всего, ссылаясь на некий саамский язык, (неясно, из какого именно диалекта). Серьезные исследователи, занимающиеся систематическим изучением камней Сейда и регулярными научными наблюдениями, чаще всего имеют иную точку зрения на культуру мегалитов Арктики. Желание следовать сложившимся стереотипам официальной истории, уже не раз сыграли с наукой злую шутку, поэтому лишь дотошное изучения источников и научно-корректные аргументы помогут раскрыть истину в изучении феноменов Мегалитической культуры Арктиды и, непосредственно Магии Сейда
Мегалитические сооружения Арктики и сами Камни Сейда это, безусловно, реликтовая протоарктическая неизвестная культура, а не поздняя финно-угорская имитация или попытки воспроизведения скандинавами, финнами, саамами и кельтами наследия древней Арктиды.
С 1998 г в Мурманской области работает научная группа занимающаяся систематическим изучением всех проявлений древней культуры в нашем регионе. Группа Арктида состоит из Преподавателей, слушателей и выпускников Мурманского филиала СЗАГС, из членов Русского географического общества. Наши ежегодные экспедиции за этот период позволили собрать достаточно данных, чтобы ответить на многие вопросы, связанные с феноменами Сеидов.
Прежде всего, необходимо максимально точно определить, что же из себя, собственно, представляет сам Сейд.
Один из известнейших исследователей мегалитов Севера Европы Вячеслав Мизин, действительный член РГО, справедливо замечает, что этим словом без разбору называют всё что угодно.Люди не вполне владеющие знанием существа проблемы и необходимой информацией, термином Сейд, чаще всего называют любой монолит значительных размеров. По непонятной традиции, все отечественные авторы, с завидным постоянством, считают слово Сейд и само понятие Сейда связанным именно с неким материальным объектом. Следует иметь в виду, что понятие Сейд используется в нескольких контекстах.
Во-первых, Сейд - это материальный объект, свидетельствующий о древней культуре Арктической цивилизации.
Обычно Сейдом называют мегалит. Это гранитный валун или каменная глыба, различной формы и размеров, установленная в особых местах с соблюдением специальных технологий и имеющая некие паранормальные свойства. Поэтому более корректно с научной точки зрения, говорить о Камне Сейда, то есть мегалита, использующегося для некой магической практики. Практически все мегалиты и мегалитические комплексы, кроме имеющих явные следы фортификационного назначения или некрополя, в той или иной мере связаны с такой неотъемлемой частью культуры Арктиды, как Практика Сейда. Общим у всех Камней Сейдов является то, что, как правило, они установлены на вершинах сопок, на горных плато или иных возвышенностях. Высота установки колеблется от 280 до 400 м над уровнем моря, что подтверждает статистика наблюдений при помощи GPS аппаратуры. Исключением являются мегалитические комплексы в Непале в районе Тибета, а так же пресловутые Сейды Рыболовной Магии, описанные в скандинавских сагах у Снорри Стурлусона и обнаруженные минувшим летом в окрестностях Мурманска.
В основании Камня Сейда всегда находится массивный монолит или каменный фундамент огромной массы. Сама глыба Сейда представляет собой различной формы скальную породу, кристаллического типа весом от нескольких килограммов до сотен тонн, установленную непосредственно на нижний монолит или фундамент, но чаще всего «подвешенного» на некоторой высоте над основанием. Обычно это три или четыре каменных «ножки». В непосредственной близости от Камня Сейда, практически всегда находятся выходы поверхность жил кварца особой формы, чаще всего в торцевой части монолита, лежащего в основании Камня Сейда, или кварцевая друза.
Обязательными являются водные источники и большое количество гигроскопического материала, мхов, листьев или трав. Сам Камень Сейда всегда ориентирован вдоль расположения тектонических разломов и имеет строгую ориентацию относительно направлений сторон света. Это подтверждается практически всеми исследователями мегалитических комплексов при фиксировании мест расположения так же с помощью GPS аппаратуры. Нет смысла объяснять, что современная техника выполнить подобные работы с такой ювелирной точностью не сможет и наши дни, а приписывать авторство сооружения Сейда инопланетянам просто смешно.
Поэтому неудивительно, что в культуре более поздних народов Арктики сам Сейд воспринимается как сакральный, культовый камень. Этот термин вошел в широкий обиход во второй половине 19 века после первых этнографических публикаций о верованиях саами-лопарей. Дело в том, что в культуре отечественного религиоведения принято иметь некий символ веры, материальный объект преклонения, На эту роль и был «назначен» древний мегалит, известный как камень Сейда. Унаследованный от более ранних народов в саамские языки термин Сейд обозначает божество, скалу, дерево, пень с необычными антропоморфными или зооморфными чертами, которые обожествлялись по всей древней Лапландии. В данном случае мы имеем дело не с естественными природными объектами, а с рукотворными культовыми сооружениями.
Камень Сейда, как «культовый камень», это гранитный валун или обломок скалы имеющий явные признаки воздействия человека. Это добавление в конструкцию Сейда «шапок», «наверший», «ножек», сооружение под ними каменных ниш «Каирнов» или явно преднамеренная группировка камней. Вторая важнейшая функция Сейда - магическая Практика.
Практике Сейда приписывается так же довольно большое число мифов. Количество их так же безгранично. Тем более что в наше время появляется все больше поклонников скандинавских мифов, сторонников эзотерики и оккультизма Задуманный и созданный представителями древней Арктической культуры мегалитический комплекс, Камень Сейда, как объект практического назначения, впоследствии стал обожествляться более поздними пришельцами и наследниками.
Например, для шаманских обрядов саами не упустили возможность частично использовать доставшееся в наследство тайное знание некоторых элементов культуры и силы Практики Сейда. Но применялось оно, по всей видимости, достаточно примитивно, как использовал небезызвестный персонаж Марка Твена, королевскую печать для колки, орехов. Нойды-шаманы, как смогли, переняли внешние формы многих магических ритуалов и практик Арктиды, не вдаваясь в глубинное понимание космогонии нордической культуры. Панический ужас перед неизвестными и непонятными практиками в сознании представителей народа саами, во многом сохранился до наших дней. Складывавшая тысячелетиями нордическая культура не смогла в полной мере усвоиться мигрантами из угро-финских племен, до середины 19 века не знавшими металла, не имевшими элементарных структур управления обществом рыболовов и кочующих охотников за оленями.
Политические пристрастия и идеологические соображения чиновников от науки и самих исследователей, в свое время оказали влияние на трактовку истории культуры Северной Европы. По тону и акценту аргументов в публикациях, можно заменить какой подвижностью во взглядах на общеизвестные факты обладали ученые в одной и той же стране. Не избежала этой участи и трактовка Арктических Сеидов: от автохтонной культуры народа саами, до, деградировавшего до уровня примитивного шаманизма, достижений древней цивилизации Арктиды.
Арктическая Магия имеет несколько различных и довольно сложных форм. Это и Магия Гальдра - воздействия на врага или на природные явления, это Магия Спа связанная с искусством предсказания событий или явлений. Магия же Сейда, включает в себя свойства предвидения, колдовство, отделение души от тела, превращение других людей или в животных (с последующей реинкарнацией). Сеидом иногда именуют и сеанс магической терапии посредством исцеления души или её части. Не чужд этого понятия и финно-угорский или сибирский шаманизм, или даже непосредственное общение с богами и духами. Нет слов, определенная доля истины есть во всех этих понятиях. Третья функция Сейда, это обозначение сакральное места в магической практике. В скандинавских сагах слово Сейд иногда используется не только для описания сакрального действа, а как конкретного места исполнения обряда. Местом проведения могли быть мегалитические комплексы( Камни Сейда) или языческие храмы, как, например Сейдхолл, то есть «Зала Сейда». Иногда местом обряда Сейда служили и просто вершины сопок или даже палуба корабля, жилой дом или поле битвы. Тем не менее, термин Сейд и в таком контексте вполне уместен. Сущность Сейда, как обозначение некоего Сакрального знания имеет Четвертую функцию этого термина. Этимологию слова Ceйд (seidr) исследователи Арктики чаще связывают со словом Сиддхи(siddhi), что переводится с древнеисландского языка, как «магические возможности». Если рассматривать термин Сейд, как магическую практику, о которой ниже пойдет речь, то употребляется слово Ceйд (Seidh - от древнеисландского seidhr). Термин происходит от слова, означающего «речь» или «пение».
Этот термин родственен французскому seance латинскому sedere, староанглийскому sittan, и большой группой слов, основанных на индоевропейском корне sed- Seidhr, таким образом, в буквальном переводе - «заседание», встреча для общения с духами. Разумеется, у современных исследователей-патриотов и местных краеведов есть определенный соблазн увидеть в происхождении термина Сейд и саамское начало, но это не бесспорно.
Имеющаяся у сторонников этой версии источниковая база основывается исключительно ссылками на фольклор и устные рассказы проводников. Не более. Результаты проверки её достоверности независимыми методами в науке не известны. Материалы описывающие понятие Сейд имеются в культурном наследии самых различных и отдаленных друг от друга народов, населяющих Евразийских континент. Если имеются сомнения в достоверности скандинавских исландских, германских письменных источниках информации, попробуем обратиться к источникам из другого региона Евразии.
Пятая функция термина Сейд связана со статусом носителя этого Священного знания. Всякому профессиональному исследователю средневековья известен такой письменный источник 1251 года, как текст «Сокровенного Сказания монголов» часть II: Юность Чингиса (Монгольский обыденный изборник, перевод С.А.Козина
§ 75 «... Черемухой да луком вскормленные доросли до ханского величия. «Праведной матери дети стали правосудными и мудрыми. Поднялись отважными сынами, стали и справедливыми, и мудрыми. Вознеслись высокими Сеидами, Из всех стали высоко вознесенными сеидами- сановниками. А как стали мужами-сеидами, выдавались они мужеством и отвагою...».
Текст изложен и на уйгурском и на китайском языке и везде слово Сейд имеет смысл некоего высшего, справедливого, мудрого и сокровенного понятия. Из традиционной культуры средневекового Востока у народов Динлиней, Хунну, Тейчиутов, Монголов и других, в сознании закрепилось понятие Сейда, как высшего сокровенного знания, высшего мастерства, как принадлежность к некой сакральной и светской элите.
В религиозной системе Индии история буддизма неразрывно связана с принцем Гаутамой, имеющего статус Посвящения - Сийд-Тхатха (санскритск.) до того как он достиг просветления и стал Буддой.
В Непале, исследователи Тибета, занятые поисками Шамбалы в окрестностях священной для последователей учения «Бон-по» горы Кайласа, с удивлением встречают мегалитические алтари из базальтовых валунов, конструктивно аналогичные дольменам Мурмана. И называются они Сийта.. В этом контексте, сомнительным представляется влияние северного народа саами и их словарного запаса на культуру Тибета или Великой Империи Чингисхана Хамаг-Монгол Улус.
Но если и эти доводы не убедительны для сторонников саамской версии происхождения Сейда, им стоит обратить свой взор на более ранние европейские тексты. Это, не так давно вошедший в научный обиход рукопись собрания скандинавской мифологии язычника Кормака Огмундарсона «Sigurdardrapa»(Воспевание Сигурда, Хвалебная песнь -Драпа), относящийся к 960 году.
В современном арсенале ученых имеются и более ранние и такие серьезные источники информации, как сочинения готтского историка Иордана «О происхождении и деяниях Гетов» («DE ORIGINE AQTIBUSQUE GETARUM») 528 г н.э., «История против язычников» (Historia adversus paganos) Павла Орозия (V век н.э.) и позднейшая вставка в неё 871 года «Путешествие Отере», а так же трактат Видукинда Корвейского «Деяния Саксов» («RES GESTAE SAXONICARUM») 955года.
Культура северных и Арктических народов Евразии подробно отражена и в арабских источниках, таких как «Мешхедская рукопись» более известная как «Путешествие в страну Руссов» Ахмеда Ибн-Фадлана - отчет посольства аббасидского халифа аль-Муктадира 908 г. и в скандинавских, таких как «Heimskringla» («Круг земной») из сборника христианина Снорри Стурлусона(Snorri Sturluson) l100 г.. Изучены в достаточной мере сочинения Адама Бременского «Деяния Архиепископов Гамбургской церкви»( «GESTA HAMMABURGENSIS ECCLESIAE PONTIFICUM»)1072 г., «Деяния Данов» Саксона Грамматика1182г., а так же многие другие средневековые трактаты, содержащие обширные знания о культуре, религии и обычаях народов Европейской Арктики. Подчеркиваю, что все эти источники более древние, чем Летописные сборники, использующиеся в отечественной исторической науке. Итак, термин Сейд появился в письменных источниках задолго до того как первые представители народа саами пришли из глубин северной Азии на европейскую часть континента.
Тем более поражает нежелание современных историков и краеведов России утруждать себя глубинными исследованиями.
Этимология слова Сейд различна в зависимости от целей, стоящих перед автором популярных статей или книжек. Это и некий «Волшебный Летающий камень», «Священный камень», «Магический камень», Божество, Идол, Объект жертвоприношений и т.д., причем, без вариантов всякий раз утверждается, что именно таков перевод этого слова с саамского языка (!).Варианты переводов термина Сейд в этом случае колеблются в диапазоне от «летучий камень» до имени некоего божества, якобы живущего в монолите. Источником подобных суждений, чаще всего являются записи устных преданий и досужие рассказы местных жителей, собранные этнографами в 19-20 веках. Достоверность подобной информации чаще всего не оспаривалась и не подвергалась независимой проверке из иных источников. Конъюнктурные соображения, при посулах щедрого вознаграждения от заезжего «барина» за яркие и интересные рассказы, несомненно, доминировали над достоверностью и правдивостью повествования. С подобными явлениями не раз сталкивались в глубинке России и Кирша Данилов, и Александр Афанасьев, и Владимир Даль, собирая русских фольклор. Так уж сложилось, что чаще всего на тему Сеидов и мегалитов Арктики пишут «кабинетные исследователи», в глаза не видевшие самих этих артефактов, либо изредка удостаивающие наш регион своими визитами.
Значение же самого термина Сейд, в меру своей образованности, трактуют произвольно, чаще всего, ссылаясь на некий саамский язык, (неясно, из какого именно диалекта). Серьезные исследователи, занимающиеся систематическим изучением камней Сейда и регулярными научными наблюдениями, чаще всего имеют иную точку зрения на культуру мегалитов Арктики. Желание следовать сложившимся стереотипам официальной истории, уже не раз сыграли с наукой злую шутку, поэтому лишь дотошное изучения источников и научно-корректные аргументы помогут раскрыть истину в изучении феноменов Мегалитической культуры Арктиды и, непосредственно Магии Сейда
Мегалитические сооружения Арктики и сами Камни Сейда это, безусловно, реликтовая протоарктическая неизвестная культура, а не поздняя финно-угорская имитация или попытки воспроизведения скандинавами, финнами, саамами и кельтами наследия древней Арктиды.
Обсуждения Сейды и мегалиты