Может быть, чтобы обратить внимание на то, что уши и слух обладают функцией, которая сопутствует нам на протяжении жизни. Еще в материнской утробе запечатлеваются звуки: сердцебиения и пищеварения матери, а также её голос.
Великий французский исследователь слуха Альфред Томатис назвал эти звуки «звуком жизни», вписанным в наше тело.
Когда мы рождаемся, мы окружены миром звуков и шумов, к которым мы постепенно привыкаем, они вызывают у нас чувство безопасности. Младенец слышит, как мать двигается, когда она уходит или приходит, как закрывается дверь, звуки на кухне, течет вода, приходит отец, или слышит голоса братьев и сестер. Все это создает «звуки дома» - звучащее окружение. Его шумы ребенок учится постепенно упорядочивать, приобретая опыт, и ощущать их воздействия на свое тело.
Теперь есть множество описаний опыта людей, рожденных глухими, которым как раз это ощущение безопасности дано не было.
Очень мудро устроено природой то, что наш слух всегда «под рукой». Хотя мы, конечно, можем отключиться с помощью нашего сознания. Каждый, кто однажды засыпал в поезде или в машине, знает это переживание: в момент засыпания шум мотора медленно удалаяется, становится тише и полностью исчезает, а при пробуждении следует обратный процесс. Сознание является «организатором» этого слухового процесса.
Чем больше звуковых опытов мы приобретаем в детстве, тем, взрослея, мы более сознательно воспринимаем звуковые переживания. Чем более наполнена шкатулочка звуковых опытов, тем больше звуков потом можно опознать.
Слух как распашные двери
Зачастую мы слишком мало обращаем внимания на то, какое значение в нашей жизни имеет слух. Какую неизмеримую полноту и богатство восприятия мы упускаем, если не придаем достаточно внимания тому, что мы слышим.
Мы всегда стоим на пороге. Слух - это как распашные двери, которые могут открыть нам ворота в мир или к себе самим. Чем более бдительны мы в этом вопросе, тем больше можно уловить то, что протекает через человека в виде звуковых импульсов.
«Ребенок рождается, подобно музыкальному инструменту», - описывает Рудольф Штайнер. Каждый, кто держит в руках музыкальный инструмент, может представить, сколько труда надо приложить, чтобы суметь играть на нем. Слух настраивает наше тело-инструмент, с которым мы творим сами всю жизнь. С некоторыми инструментами сначала мы общаемся так плохо, что на них трудно играть; за некоторыми ухаживали так хорошо, что они звучат великолепно.
Каждый инструмент уникален и звучит неповторимо. С каждым новым человеком в мир приходит новый звук.
Способно ли окружение обнаружить этот новый звук и усиливать его? Сможет ли произведение искусства этого нового уникального инструмента зазвучать и быть услышаным? Будет ли услышаным то, что он должен принести миру? Слух сам по себе - это творческая сила, заставляющая инструмент звучать.
Слух имеет как минимум две большие помехи. Первая - эта шум, который уменьшает наше желание слушать. Вторая - это возрастающая скорость нашей жизни. Все меньше времени мы уделяем тому, чтобы послушать друг друга. Способность воспринимать другого человека по-настоящему требует времени и открытости. Уделить внимание другому человеку, принять его в свою душу, воспринять его слова или голос, услышать именно то, что сообщается помимо прямой информации, что еще не сказано и не будет сказано, но присутствует, душевное состояние, в котором находится говорящий или поющий человек, - все это можно узнать, внимательно слушая.
«Спой»
Как можно, обучая музыке, пробудить и укрепить такое умение слушать? Когда дети идут в школу, этот «инструмент» еще можно творить, но часто с ним обращались так, что он звучит грубо, вообще не хочет себя больше показывать, прячется в свою скорлупу. Какие же возможности есть у взрослых, чтобы вызвать эту способность звучания и воодушевать ребенка подать свой голос?
Каждый знает этот призыв: «Спой!» После этого сразу схватывает горло, сердце колотится и голос говорит: «Нет!»
Чтобы подбодрить «инструмент» - тело, нужно движение, это первая ступень. Так можно пробудить умение слушать, двигаясь и слушая. Взрослые, родители или учитель смотрят и слушают ребенка, таким образом они помогают открыть ребенку его умение слушать.
Мы знаем, что основой слуха являются здоровые уши, но не только это. Мы слышим всем телом, кожей, костными тканями. Вибрации внутреннего и наружного звучания передаются слушателю через тело. Это значит, если я хочу побудить ребенка слушать, есть очень простой, но очень действенный способ: это тихое движение стопами при всех упражнениях.
Призывы: «Успокойся, тихо, слушай внимательно!» - совсем не вызывают радостное настроение послушать. Это должно радовать, ведь нужно открыть что-то новое! Без радости и любопытства я не узнаю ничего нового.
Намного действенней призыв: «Ступай тихо! Следи за стопами!» Так постепенно «инструмент» тела можно настроить, начиная снизу, и в итоге овладеть им.
Так может возникнуть желание слушать, в котором ребенок будет затронут звуком. Только таким прикосновением он может ощутить себя, сделать открытие: слушать - это приобретение, я ощущаю себя, я ощущаю других!
Только когда ребенок поймет, что его слышат, он может по-новому воспринять себя и «слышать». Не это ли задача каждого искусства воспитания - сделать детей сильными и воодушевить их голос зазвучать? Не наивысшая ли это цель - захотеть услышать свой внутренний голос и также суметь это сделать? И тогда получишь способность установить связь через слова, предложения, звучание голоса или музыкального инструмента, который кто-то хочет слушать, потому что в нем звучит свой собственный.
Когда мы рождаемся, мы окружены миром звуков и шумов, к которым мы постепенно привыкаем, они вызывают у нас чувство безопасности. Младенец слышит, как мать двигается, когда она уходит или приходит, как закрывается дверь, звуки на кухне, течет вода, приходит отец, или слышит голоса братьев и сестер. Все это создает «звуки дома» - звучащее окружение. Его шумы ребенок учится постепенно упорядочивать, приобретая опыт, и ощущать их воздействия на свое тело.
Теперь есть множество описаний опыта людей, рожденных глухими, которым как раз это ощущение безопасности дано не было.
Очень мудро устроено природой то, что наш слух всегда «под рукой». Хотя мы, конечно, можем отключиться с помощью нашего сознания. Каждый, кто однажды засыпал в поезде или в машине, знает это переживание: в момент засыпания шум мотора медленно удалаяется, становится тише и полностью исчезает, а при пробуждении следует обратный процесс. Сознание является «организатором» этого слухового процесса.
Чем больше звуковых опытов мы приобретаем в детстве, тем, взрослея, мы более сознательно воспринимаем звуковые переживания. Чем более наполнена шкатулочка звуковых опытов, тем больше звуков потом можно опознать.
Слух как распашные двери
Зачастую мы слишком мало обращаем внимания на то, какое значение в нашей жизни имеет слух. Какую неизмеримую полноту и богатство восприятия мы упускаем, если не придаем достаточно внимания тому, что мы слышим.
Мы всегда стоим на пороге. Слух - это как распашные двери, которые могут открыть нам ворота в мир или к себе самим. Чем более бдительны мы в этом вопросе, тем больше можно уловить то, что протекает через человека в виде звуковых импульсов.
«Ребенок рождается, подобно музыкальному инструменту», - описывает Рудольф Штайнер. Каждый, кто держит в руках музыкальный инструмент, может представить, сколько труда надо приложить, чтобы суметь играть на нем. Слух настраивает наше тело-инструмент, с которым мы творим сами всю жизнь. С некоторыми инструментами сначала мы общаемся так плохо, что на них трудно играть; за некоторыми ухаживали так хорошо, что они звучат великолепно.
Каждый инструмент уникален и звучит неповторимо. С каждым новым человеком в мир приходит новый звук.
Способно ли окружение обнаружить этот новый звук и усиливать его? Сможет ли произведение искусства этого нового уникального инструмента зазвучать и быть услышаным? Будет ли услышаным то, что он должен принести миру? Слух сам по себе - это творческая сила, заставляющая инструмент звучать.
Слух имеет как минимум две большие помехи. Первая - эта шум, который уменьшает наше желание слушать. Вторая - это возрастающая скорость нашей жизни. Все меньше времени мы уделяем тому, чтобы послушать друг друга. Способность воспринимать другого человека по-настоящему требует времени и открытости. Уделить внимание другому человеку, принять его в свою душу, воспринять его слова или голос, услышать именно то, что сообщается помимо прямой информации, что еще не сказано и не будет сказано, но присутствует, душевное состояние, в котором находится говорящий или поющий человек, - все это можно узнать, внимательно слушая.
«Спой»
Как можно, обучая музыке, пробудить и укрепить такое умение слушать? Когда дети идут в школу, этот «инструмент» еще можно творить, но часто с ним обращались так, что он звучит грубо, вообще не хочет себя больше показывать, прячется в свою скорлупу. Какие же возможности есть у взрослых, чтобы вызвать эту способность звучания и воодушевать ребенка подать свой голос?
Каждый знает этот призыв: «Спой!» После этого сразу схватывает горло, сердце колотится и голос говорит: «Нет!»
Чтобы подбодрить «инструмент» - тело, нужно движение, это первая ступень. Так можно пробудить умение слушать, двигаясь и слушая. Взрослые, родители или учитель смотрят и слушают ребенка, таким образом они помогают открыть ребенку его умение слушать.
Мы знаем, что основой слуха являются здоровые уши, но не только это. Мы слышим всем телом, кожей, костными тканями. Вибрации внутреннего и наружного звучания передаются слушателю через тело. Это значит, если я хочу побудить ребенка слушать, есть очень простой, но очень действенный способ: это тихое движение стопами при всех упражнениях.
Призывы: «Успокойся, тихо, слушай внимательно!» - совсем не вызывают радостное настроение послушать. Это должно радовать, ведь нужно открыть что-то новое! Без радости и любопытства я не узнаю ничего нового.
Намного действенней призыв: «Ступай тихо! Следи за стопами!» Так постепенно «инструмент» тела можно настроить, начиная снизу, и в итоге овладеть им.
Так может возникнуть желание слушать, в котором ребенок будет затронут звуком. Только таким прикосновением он может ощутить себя, сделать открытие: слушать - это приобретение, я ощущаю себя, я ощущаю других!
Только когда ребенок поймет, что его слышат, он может по-новому воспринять себя и «слышать». Не это ли задача каждого искусства воспитания - сделать детей сильными и воодушевить их голос зазвучать? Не наивысшая ли это цель - захотеть услышать свой внутренний голос и также суметь это сделать? И тогда получишь способность установить связь через слова, предложения, звучание голоса или музыкального инструмента, который кто-то хочет слушать, потому что в нем звучит свой собственный.
Обсуждения Искусство слушать