Здоровье школьника

Т. ЛЯМЗИНА: И в студии Татьяна Лямзина, приветствую наших радиослушателей. 1 сентября - естественно, начало учебного года. Поздравляем всех с началом новой жизни своего рода. Ну для кого-то, конечно, 1 сентября – это стрессы, начало учебных нагрузок и несоблюдение режима дня.
Здоровье школьника
Вот обо всем об этом, обо всех проблемах, которые возникают у детей и подростков, мы поговорим с нашим сегодняшним гостем, главным специалистом по гигиене детей и подростков Минздравсоцразвития России, доктором медицинских наук, профессором Владиславом Кучмой. Он также является директором Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Вот обо всем об этом, я думаю, мы как раз и поговорим. То есть начало занятий – это изменение самого образа жизни ребенка, да?

В. КУЧМА: Совершенно верно. Я хочу прежде всего тоже поздравить многомиллионную армию учеников, их родителей, бабушек и дедушек, действительно, с новым этапом – после каникул дети возвращются к школьной жизни. И надо сказать, что самое, что резко бросается в глаза и влияет на состояние здоровья – это сокращение двигательной активности. Мы говорим о гипоканезии школьников, и это уже, в общем-то, такая аксиома, и это нужно нивелировать. К сожалению, даже уроками физкультуры, даже третьим, который сейчас вводит Минобр, мы это не исправим. Поэтому необходимо, чтобы дети активно занимались физкультурой, спортом. И в этом, конечно, огромная роль и возможности родителей.

Т. ЛЯМЗИНА: То есть чтобы они все-таки подталкивали, стимулировали как-то?

В. КУЧМА: Да, да, да.

Т. ЛЯМЗИНА: Потому что обычно если родитель не отведет ребенка в какую-то секцию, то ребенок туда, скорее всего, и не дойдет.

В. КУЧМА: Совершенно верно. И это очень тесно перекликается с тем, что вы говорите – режим. Что прежде всего страдает, какие часы, которые есть у ребенка? Школа? Никуда не денешься. Сон? Ну, страдает, особенно у подростков. Прогулки? Вот то время, которое, скажем, в идеале мы говорим прогулки, а их можно использовать для занятий физкультуры и спортом, вот это чаще всего сокращается, и детям просто времени нет этим заняться. Это должны помочь им спланировать родители.

Т. ЛЯМЗИНА: Ну а помимо самих родителей, какие требования все-таки к самим школьникам?

В. КУЧМА: Ну, не надо особых требований, я считаю, к школьникам.

Т. ЛЯМЗИНА: Их и так достаточно много.

В. КУЧМА: Да, совершенно верно. Они должны достичь определенного возраста, иметь так называемую школьную готовность, школьную зрелость. И как правило, они к семи годам, это, в общем-то, идеальный, вы бы сказали, возраст, они этого достигают. Важно их не перегрузить. Они приходят в первый раз в коллектив. Он был один, любимое необыкновенное чадо, счастье жизни всей семьи, а здесь их, по нашим требованиям, должно быть не более 25. А реально, вот я сегодня был на одном из праздников, 33 человека сидят в классе. Это и для ребенка стресс, это учителю трудно работать. И как их посадить? Все наши класси рассчитаны на посадку 24 – 25 человек. Значит, уже мы кому-то, восьмерым этим детишкам, ухудшим условия для работы. Мне кажется, что родители тоже должны за этим следить.

Т. ЛЯМЗИНА: Ну а родителям-то всем хочется в хорошую школу. И вот как раз там-то, как правило, и переборы основные возникают.

В. КУЧМА: Я считаю, что здесь тоже наши как бы общие проблемы. И мне кажется, что нужно проявлять какую-то настойчивость. Три первых класса, в них во всех 33 человека. Перебор на 8. Трижды восемь – 24.

Т. ЛЯМЗИНА: То есть еще один класс, да?

В. КУЧМА: Еще один класс. И это более такие нормальные условия для ребят.

Т. ЛЯМЗИНА: Ну вот вы сказали про первоклассников, про перегрузки. Как правило, для первоклассников самые непосредственные перегрузки – это вот ранец, который они с собой впервые тащат.

В. КУЧМА: Да, я с вами согласен. В большей степени это проблема родителей и, может быть, нашего недостаточного знания, я имею в виду родителей прежде всего. Техническими регламентами предписаны ранцы не более 1 килограмма.

Т. ЛЯМЗИНА: Это вообще очень сложно: как это все упаковать в килограмм?

В. КУЧМА: Можно, это тоже не проблема. Для младшеклассников, для первоклассников мы рекомендуем где-то грамм 600. Обязательно так называемая формообразующая спина, чтобы не тряпочка была…

Т. ЛЯМЗИНА: То есть именно ранец вот этот?

В. КУЧМА: Именно ранец. Лямочки 4,5 сантиметра. И в большей степени надо следить, чтобы не получилось так: в понедельник положили 3 книги, во вторник добавили еще одну, в среду еще две, а в пятницу он несет весь комплект учебников. Весь учебников регламентируется. Поэтому если правильно собран портфель, перегруза не будет. Но тоже за этим надо как бы на первых порах следить, помочь ребенку, чтобы он в четверг-пятницу не носил все, что у него есть с собой.

Т. ЛЯМЗИНА: Если уж все-таки про режим дня у нас зашла речь, все-таки вот школа – понятно, там уже расписание устанавливается школой, все это утверждается школой. А вот домашнее задание – это, как правило, все-таки уже и ребенок, и родители.

В. КУЧМА: Очень хороший вопрос, больной вопрос. Очень трудно мы его решаем с педагогами. Значит, есть наши нормативы, результаты исследований нашего института, они зафиксированы в известных всем школах санитарных нормах и правилах, физические требования к организации обучения. И там четко написано: в 1-м классе в первые полгода вообще нет никаких домашних заданий, во втором полугодии они могут заниматься домашними уроками 1 час; в 3-м, 4-м классах они делают два часа, и старшеклассники могут до 3 с половиной часов. Но это ведь все его время! А вот как это отрегулировать, так сказать, с учителями, с предметами, с расписанием? Ведь можно так составить расписание, что никогда в жизни не уложишься в это. Поэтому мне кажется, здесь тоже родители должны быть заинтересованы и стоять на стороже здоровья своих детей. И формально, чтобы они не были как бы невыполняющими домашних заданий, и по сути, это лишняя нагрузка, которая не идет на пользу растущему организму.

Т. ЛЯМЗИНА: Ну поскольку вы все-таки медик, доктор медицинских наук, то, естественно, поговорим немножко и о проблемах со здоровьем, которые возникают у школьников. Потому что статистика… вы сами ее прекрасно знаете, сколько при поступлении в школу отклонений в состоянии здоровья – где-то 30 – 35 процентов, а по окончании школы уже 70 процентов. Вот что наиболее распространено, какие патологии наиболее распространены? И как вот можно, чтобы все-таки до 70 процентов не доходило?

В. КУЧМА: Конечно, это зрение резко ухудшается. И здесь очень важны условия освещения, рассадка детей, как они правильно держат книги, продолжительность этих зрительных, так сказать, работ. Опорно-двигательный аппарат. Практически имея всю необходимую мебель, у нас в подавляющем большинстве дети сидят на мебели, которая им не соответствует. Грубо говоря, им надо сидеть за партой рядами двумя ближе, и эта парта будет ему подходить. А его посадили на то место, на котором должен был сидеть другой мальчик. Нужно сделать измерения и каждому из них подобрать. Нас очень тревожит увеличение среди детей-школьников отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы.

Т. ЛЯМЗИНА: Они-то откуда берутся?

В. КУЧМА: Нагрузки, стресс. Интерактивные методы обучения. Вчера в это же время был уважаемый мною депутат Московской думы, и вот интерактивные формы обучения… И у него с языка сорвалось: там же тестировать можно. Вот вы представляете? Действительно, интерактивные средства сегодня таковы, что каждого ребенка в течение урока, а иногда и два раза можно протестировать. Вот вы представьте, вы пришли на работу, и начальник говорит: «А ну-ка зайдите, Владислав Ремирович…»

Т. ЛЯМЗИНА: Быстренько тестик, да?

В. КУЧМА: Да, да. «…Я тут вас проэкзаменую». А у детей это вот постоянно. Это нагрузка чрезвычайная. И они, особенно вначале, очень трепетно к этому относятся, они переживают. Он не прочитал, он что-то не успел…

Т. ЛЯМЗИНА: Забыл, да.

В. КУЧМА: Совершенно верно. И отклонения со стороны нервно-психической сферы. Это тоже связано вот со стрессом школьным, в общей такой интенсификации жизни всего общества. И вот эти виды паталогий мы сегодня, так сказать… Традиционно желудочно-кишечный тракт. Питание. И дыхательная система. А питание, хочу все-таки сказать, родители должны на это обращать внимание. Ребенок в школе находится 6 – 8, 9 часов. До 60 процентов детей у нас приходят в школу, не позавтракав. Поэтому в школе он обязательно должен есть. И надо вкладывать деньги из семейного бюджета, чтобы ребенок там поел, и интересоваться: «А как у вас организовано питание в школе? А чем вы кормите наших детей?». Не стесняться…

Т. ЛЯМЗИНА: Ну то есть самому родителю придти посмотреть, да?

В. КУЧМА: Да, да. Это мое чадо. А мы считаем, что вот мы отдали в храм знаний, и там вообще все будет замечательно. Но жизнь показывает, и эти вы цифры назвали, не все замечательно. На выходе мы получаем большой процент… И дальше со всем этим, ну, не мучиться, но это проблемы семьи и проблема этого нового члена общества, который пойдет дальше работать. Поэтому спокойно, не надо, как говорится…

Т. ЛЯМЗИНА: Без наездов, да?

В. КУЧМА: Не надо качать права, но поинтересоваться. И если вы видите, что нормальное питание, не бояться давать на это деньги. Ребенок должен есть. Перерыв между едой должен быть не более 4 с половиной часов. Т. ЛЯМЗИНА: Особенно для младших школьников, да?

В. КУЧМА: Конечно, конечно.

Т. ЛЯМЗИНА: Ну, кстати, по поводу болезней. В любой школе есть медицинский кабинет, мы знаем. Вот какова сегодня все-таки роль этих медицинских кабинетов? И как они могут повлиять на то, чтобы все-таки следить как-то за здоровьем?

В. КУЧМА: Ну, медицинские кабинеты далеко не везде есть. Вот по данным официальной минздравовской статистики, там где-то порядка 60 – 70 процентов. И конечно, им современное оснащение необходимо. И здесь я должен сказать, что Минздрав сделал очень много, подготовлен порядок организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, стандарт медицинского оснащения. Они сегодня могут решить острые вопросы, быстро среагировать на какую-то ситуацию, если в этот момент есть медицинский работник. И конечно, огромную работу они проводят по плановой вакцинации детей. Здесь как бы в образовательных учреждениях мы добиваемся феноменальных результатов по меркам, скажем, той же Европы. 95 – 97 процентов охвата – это выдающийся результат. А вот внедрение этого нового порядка, внедрение нового стандарта позволит более многогранно сделать эту работу. Действительно работать на профилактику. Не на тушение пожара, когда уже что-то возникло, а думать вот о тех факторах, о которых я сказал – о режиме, о двигательной активности, о питании, о формировании здорового образа жизни. Сегодня эта задача поставлена напрямую перед школой. Я уж не говорю о том, о чем мы не любим громко говорить – о факторах риска, которые есть среди детей, особенно подростков: алкоголь, табак, ранняя активность сексуальная. К сожалению, это факты, которых нельзя не замечать. И вот медицинский работник может это… это по природе ему ближе, чем даже учителю биологии. Поэтому я считаю, что это большие задачи. И открываются в связи с принятием новых документов Минздрава и новые возможности у школьного здравоохранения и у медиков, работающих вот в этих новых медицинских кабинетах.

Т. ЛЯМЗИНА: Ну вот буквально пару слов, остается мало времени. Центр здоровья для детей сейчас открывается. Что это такое?

В. КУЧМА: Да, это как раз те медицинские учреждения, которые ориентированы на работу по профилактике. Это прежде всего, конечно, основные факторы риска – курение, употребление, так сказать, алкоголя, - рациональное питание, рекомендации по двигательному режиму. Поэтому это очень важно, это надо поддерживать.

Т. ЛЯМЗИНА: Ну что ж, спасибо огромное. Не все вопросы мы успели, естественно, за такое короткое время осветить. Я только напомню, что в студии у нас сегодня был Владислав Кучма, доктор медицинских наук, профессор, главный специалист по гигиене детей и подростков Минздравсоцразвития России, директор Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков.
×

По теме Здоровье школьника

Питание школьника

Уроки, факультативы, футбол с друзьями, прогулки с подругами, домашнее задание...
Журнал

Про мужское здоровье

Пестициды класса полихлорированных дифенилов (PCBs) могут негативно влиять на...
Журнал

Здоровье ребенка

Какая мама не отдаст всё что угодно на свете за здоровье своего ребёнка? Но...
Журнал

Образование, культура, здоровье

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить...
Журнал

Компьютер и здоровье

МИФ 1. Компьютер имеет "собственное мышление", способное повлиять на человека...
Журнал

Здоровье человека

Как это не звучит парадоксально, но многие болезни начинаются у нас в голове...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека