В это же время появился другой иероглиф, также читавшийся как уки, но имевший значение плавать. Это положило начало неразрывной связи картин с мирскими удовольствиями формирующегося среднего класса Японии.
Новые правила наложили строгий запрет на путешествия, и богатеющие торговцы Эдо и Киото обратились к культурным ценностям.
Новые правила наложили строгий запрет на путешествия, и богатеющие торговцы Эдо и Киото обратились к культурным ценностям.
Они нашли спасение в борьбе сумо, красоте природы, театрах Кабуки и кварталах удовольствий, вдохновляясь энергичными выступлениями актёров, исполняющих самые модные пьесы, и остроумными гейшами, искушёнными в музыке и поэзии.
Укиё-э начал развиваться одновременно как новое эстетическое отражение этого переменчивого мира образов и страстей, как раз в то время, когда Эдо стал политическим и коммерческим центром Японии.
Художественная форма
Картины, главным образом, изображают повседневную жизнь Эдо, включая квартал Ёсивара (где располагались публичные дома), пейзажи и сцены из легенд, птиц и цветы, актёров и куртизанок. С начала 18 столетия, массово печатающиеся гравюры стали недорогой и общедоступной альтернативой картинам популярных художников.
Первоначально пейзажи являлись основой для сцен укиё-э, однако с 1770-х гг. они стали самостоятельным направлением. На рубеже веков большая часть деловой активности переместилась в Эдо, а укиё-э вступил в свой золотой век, уделяя наибольшее внимание женской красоте, как это можно увидеть в работах Китагава Утамаро (1754-1806). В 30-х годах 19 века пейзажи утратили свою утонченность, главным образом, из-за растущего влияния западного искусства. И наконец, после реставрации Мэйдзи в 1868г. и с началом проведения прозападной политики этот вид искусства начал отмирать.
Процесс печати
Для композиций укиё-э характерны отсутствие перспективы и светотени, стилизованные формы с чёткими контурами, плоские участки часто произвольного цвета с отсутствием мелких деталей, и, как правило, расположение объекта вне центра. Производство гравюр - это совместная работа, которую финансировал издатель: художник создавал изображения, а затем мастера вырезали и печатали их. Это было эквивалентно системе гильдий и способствовало техническому совершенству в связи с разделением труда.
Некоторые резчики специализировались только на пейзажах или изображениях людей, вырезая «ключевую доску» с основными элементами, нанесёнными чёрным контуром, сопровождаемой областями массовой и схематичной вырезки на последующих досках. Они складывались вместе, чтобы образовать рельефную поверхность для печати. Сначала краски наносились на чёрно-белые отпечатки, но к 1740 г. была создана техника многоцветной печати с использованием чернил на водной основе. Она позволила получать тонкие цвета, похожие на акварель. Печатный станок не использовался, вместо этого бумагу для оттиска накладывали на доску с нанесённой на неё краской и приглаживали с помощью специальной подушечки - барэн.
Вдохновение «Большой волны» Хокусая
Одним из самых известных и плодовитых мастеров укиё-э был Кацусика Хокусай (1760-1849). Считается, что он создал более 4000 работ и 300 иллюстрированных книг. Одна из наиболее известных работ Хокусая - серия из 36 гравюр «Виды на гору Фудзи», включая гравюру «Большая волна в Канагава».
В гравюрах вышедшей в 1814 году его книги «Манга» («непроизвольные эскизы») есть сходство с современной формой комиксов на различные темы, такие как фэнтэзи и приключения. Считавшийся агрессивным гением, Хокусай также известен своими эротическими гравюрами (шунга), которые в то время пользовались большим спросом.
«Мастер пейзажа» Хиросигэ
Утагава Хиросигэ (1797-1858 гг.) - ещё один великий мастер, возможно, более сдержанный, чем Хокусай, создавший разнообразные серии гравюр, включая знаменитые «53 станции дороги Токайдо». В его работах объект обычно изображался с угла, как в западной концепции ракурса, причём объект обычно находился в центре гравюры. Хиросигэ стал мастером пейзажей, изображающих различные природные состояния, такие, как дождь, ветер и ночь.
Работы Хиросигэ и Хокусая позже вдохновляли европейских художников, когда в конце 1800-х волна популярности японского искусства, как ураган, захлестнула Париж и всю Европу. Стиль укиё-э до сих пор заметен в японском анимационном жанре, в частности, в компьютерной мультипликации.
Укиё-э начал развиваться одновременно как новое эстетическое отражение этого переменчивого мира образов и страстей, как раз в то время, когда Эдо стал политическим и коммерческим центром Японии.
Художественная форма
Картины, главным образом, изображают повседневную жизнь Эдо, включая квартал Ёсивара (где располагались публичные дома), пейзажи и сцены из легенд, птиц и цветы, актёров и куртизанок. С начала 18 столетия, массово печатающиеся гравюры стали недорогой и общедоступной альтернативой картинам популярных художников.
Первоначально пейзажи являлись основой для сцен укиё-э, однако с 1770-х гг. они стали самостоятельным направлением. На рубеже веков большая часть деловой активности переместилась в Эдо, а укиё-э вступил в свой золотой век, уделяя наибольшее внимание женской красоте, как это можно увидеть в работах Китагава Утамаро (1754-1806). В 30-х годах 19 века пейзажи утратили свою утонченность, главным образом, из-за растущего влияния западного искусства. И наконец, после реставрации Мэйдзи в 1868г. и с началом проведения прозападной политики этот вид искусства начал отмирать.
Процесс печати
Для композиций укиё-э характерны отсутствие перспективы и светотени, стилизованные формы с чёткими контурами, плоские участки часто произвольного цвета с отсутствием мелких деталей, и, как правило, расположение объекта вне центра. Производство гравюр - это совместная работа, которую финансировал издатель: художник создавал изображения, а затем мастера вырезали и печатали их. Это было эквивалентно системе гильдий и способствовало техническому совершенству в связи с разделением труда.
Некоторые резчики специализировались только на пейзажах или изображениях людей, вырезая «ключевую доску» с основными элементами, нанесёнными чёрным контуром, сопровождаемой областями массовой и схематичной вырезки на последующих досках. Они складывались вместе, чтобы образовать рельефную поверхность для печати. Сначала краски наносились на чёрно-белые отпечатки, но к 1740 г. была создана техника многоцветной печати с использованием чернил на водной основе. Она позволила получать тонкие цвета, похожие на акварель. Печатный станок не использовался, вместо этого бумагу для оттиска накладывали на доску с нанесённой на неё краской и приглаживали с помощью специальной подушечки - барэн.
Вдохновение «Большой волны» Хокусая
Одним из самых известных и плодовитых мастеров укиё-э был Кацусика Хокусай (1760-1849). Считается, что он создал более 4000 работ и 300 иллюстрированных книг. Одна из наиболее известных работ Хокусая - серия из 36 гравюр «Виды на гору Фудзи», включая гравюру «Большая волна в Канагава».
В гравюрах вышедшей в 1814 году его книги «Манга» («непроизвольные эскизы») есть сходство с современной формой комиксов на различные темы, такие как фэнтэзи и приключения. Считавшийся агрессивным гением, Хокусай также известен своими эротическими гравюрами (шунга), которые в то время пользовались большим спросом.
«Мастер пейзажа» Хиросигэ
Утагава Хиросигэ (1797-1858 гг.) - ещё один великий мастер, возможно, более сдержанный, чем Хокусай, создавший разнообразные серии гравюр, включая знаменитые «53 станции дороги Токайдо». В его работах объект обычно изображался с угла, как в западной концепции ракурса, причём объект обычно находился в центре гравюры. Хиросигэ стал мастером пейзажей, изображающих различные природные состояния, такие, как дождь, ветер и ночь.
Работы Хиросигэ и Хокусая позже вдохновляли европейских художников, когда в конце 1800-х волна популярности японского искусства, как ураган, захлестнула Париж и всю Европу. Стиль укиё-э до сих пор заметен в японском анимационном жанре, в частности, в компьютерной мультипликации.
Обсуждения Картины мира