Найденный при раскопках Свиток Годяньчу в какой-то мере изменил историю китайской науки и философской мысли. Это открытие может перевернуть искаженные понятия и представления людей о китайской культуре.
Свиток Годяньчу состоит из 804 деревянных пластин и 13 000 иероглифов.
Свиток Годяньчу состоит из 804 деревянных пластин и 13 000 иероглифов.
Его отрыли в 1993 году на кладбище Чу в городе Цзиньмен провинции Хубэй. Он был составлен почти 2 300 лет назад в период Сражающихся царств. Его основное содержание посвящено конфуцианству и даосизму периода, предшествовавшего династии Цинь (Цинь - первая династия в Китае, 221 - 207 гг. до н.э. Император Цинь уничтожил большую часть конфуцианских текстов). Свиток включает самую раннюю версию текста «Лао Цзы» и многочисленные статьи Конфуция и его учеников. Двенадцать из них до сих пор не были известны. Спустя пять лет после его открытия, свиток привел в настоящий шок академиков, быстро стал главной литературной темой исследований и оказался в центре внимания местных и зарубежных ученых.
На «Международной научной конференции по изучению Свитка Годяньчу» эксперты назвали его открытием тысячелетия. В сравнение с ним могла идти только Книга «Цзичжунчжу», найденная 1700 лет назад. Изучение свитка позволяет проследить, каким изменениям подверглись в ходе истории конфуцианство и даосизм, и дает возможность понять истинную суть традиционной культуры. Ее понятия и ценности легко применимы и сегодня.
Начиная с династии Сун [960 - 1279 гг.], ученые стали скептически относиться к древним трудам, и написали много книг о конфуцианстве. Но их источники были ограничены текстами «Лунь Юй», «Чжожуань», «Книгой истории» и некоторыми другими. Люди рассматривали другие древние писания, посвященные Конфуцию, как слишком трудные для понимания, чтобы иметь с ними дело, или считали их недостоверными. Были даже предположения, что «Лунь Юй» не был закончен до династии Хань [206 г. до н.э. - 9 г. н.э.], следующей за Цинь, и что нельзя полностью полагаться на него. Но много безымянных статей в свитке дают людям новое понимание образа мыслей Конфуция.
Люди всегда находили противоречия в идеях конфуцианства и даосизма. Из статьи «Лао Цзы» Свитка Годяньчу мы можем понять, что оба учения имеют то же самое происхождение, и их идеи подтверждают друг друга. Сам Лао Цзы не критиковал конфуцианство, но определенно поддерживал и соглашался с понятиями: святость, милосердие, справедливость, мораль, сыновнее благочестие и сострадание. Из других исторических документов нам известно, что Конфуций также восхищался Лао Цзы. Эксперты говорят, что статья «Лао Цзы», не содержит мыслей ни о военном искусстве, ни о политике и не направлена против конфуцианства.
Свиток заполнил огромную пустоту в истории конфуцианства и породил мысль о соответствии на ранней стадии конфуцианства и даосизма. Это помогло людям понять, как ход развития мыслей Конфуция о милосердии, так и идей Мен-цзы о гуманности. Свиток привнес новое осмысление позднейших изменений китайской философской мысли.
Свиток Годяньчу включает основные ценности конфуцианства, превозносит Небеса и Богов, рассматривает в единстве душу и природу; и даже сегодня имеет культурное значение.
Свиток определяет понятие «преданность»: «Постоянно указывать на недостатки императора — есть преданность такому императору». Такое понятие не встречается в более поздних конфуцианских священных писаниях.
На «Международной научной конференции по изучению Свитка Годяньчу» эксперты назвали его открытием тысячелетия. В сравнение с ним могла идти только Книга «Цзичжунчжу», найденная 1700 лет назад. Изучение свитка позволяет проследить, каким изменениям подверглись в ходе истории конфуцианство и даосизм, и дает возможность понять истинную суть традиционной культуры. Ее понятия и ценности легко применимы и сегодня.
Начиная с династии Сун [960 - 1279 гг.], ученые стали скептически относиться к древним трудам, и написали много книг о конфуцианстве. Но их источники были ограничены текстами «Лунь Юй», «Чжожуань», «Книгой истории» и некоторыми другими. Люди рассматривали другие древние писания, посвященные Конфуцию, как слишком трудные для понимания, чтобы иметь с ними дело, или считали их недостоверными. Были даже предположения, что «Лунь Юй» не был закончен до династии Хань [206 г. до н.э. - 9 г. н.э.], следующей за Цинь, и что нельзя полностью полагаться на него. Но много безымянных статей в свитке дают людям новое понимание образа мыслей Конфуция.
Люди всегда находили противоречия в идеях конфуцианства и даосизма. Из статьи «Лао Цзы» Свитка Годяньчу мы можем понять, что оба учения имеют то же самое происхождение, и их идеи подтверждают друг друга. Сам Лао Цзы не критиковал конфуцианство, но определенно поддерживал и соглашался с понятиями: святость, милосердие, справедливость, мораль, сыновнее благочестие и сострадание. Из других исторических документов нам известно, что Конфуций также восхищался Лао Цзы. Эксперты говорят, что статья «Лао Цзы», не содержит мыслей ни о военном искусстве, ни о политике и не направлена против конфуцианства.
Свиток заполнил огромную пустоту в истории конфуцианства и породил мысль о соответствии на ранней стадии конфуцианства и даосизма. Это помогло людям понять, как ход развития мыслей Конфуция о милосердии, так и идей Мен-цзы о гуманности. Свиток привнес новое осмысление позднейших изменений китайской философской мысли.
Свиток Годяньчу включает основные ценности конфуцианства, превозносит Небеса и Богов, рассматривает в единстве душу и природу; и даже сегодня имеет культурное значение.
Свиток определяет понятие «преданность»: «Постоянно указывать на недостатки императора — есть преданность такому императору». Такое понятие не встречается в более поздних конфуцианских священных писаниях.
Обсуждения Конфуцианство и даосизм