Юлиан Семенов: У писателя должна быть чугунная задница

Даже если бы он написал только один роман, то его имя было бы вписано в историю нашей культуры золотыми буквами. К счастью, в своей жизни Юлиан Семенов успел многое. Именно из-под его пера и появился на свет тот самый полковник Максим Максимович Исаев, более известный людям и миру как штандартенфюрер Штирлиц.
Юлиан Семенов: У писателя должна быть чугунная задница
Фильм "Семнадцать мгновений весны", ставший любимым сериалом всей Советской страны, вряд ли бы состоялся без той добротной литературной основы, каковой была книга Юлиана Семенова.

Работа в горячих точках

Настоящая фамилия писателя — Ляндрес. Родился он в 1931 году в Москве. Мальчик из хорошей семьи (отец — известный литератор, мать — учительница), он получил соответствующее образование: в 1954 году окончил Институт востоковедения, по окончании, которого преподавал в МГУ афганский язык (пушту) и одновременно учился там же на истфаке. С 1955 года Семенов начинает пробовать себя в журналистике: печатается в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене». Довольно рано для своих лет, в 1960 году, он становится членом Союза писателей. Кстати, его художественное творчество начиналось отнюдь не с приключенческих романов: первые новеллы носили психологический характер («Дождь в водосточных трубах», «В горах мое сердце», «Прощание с любимой женщиной» и др.).

Журналистская же его деятельность была полна всяческих приключений. То он в тайге с охотниками на тигров, то — на полярной станции, то — на строительстве БАМа и на вскрытии алмазной трубки. Он — в центре самых важных событий в Афганистане, франкистской Испании, в Чили, на Кубе, в Парагвае. Он выслеживает укрывающихся от возмездия гитлеровцев и главарей сицилийской мафии, принимает участие в боевых операциях вьетнамских и лаосских партизан.

Первая повесть, «Дипломатический агент», была написана Юлианом Семеновым в 1959 году во время его пребывания в Афганистане, где он работал переводчиком с пушту и дари. Основной сюжетной канвой в ней были приключения востоковеда Виткевича, являющегося дипломатом, и, кроме того, тайным агентом.

Это было началом творческого пути Семенова на ниве политико-приключенческих произведений. Реальные события, в которых он лично принимал участие, нашли отражение в повестях «49 часов 25 минут» (1960), «Уходят, чтобы вернуться» (1961), «При исполнении служебных обязанностей» (1962), «Маршрут СП-15 — Борнео» (1971), «На «козле» за волком» (1974), «Каприччиозо по-сицилийски» (1978).

Юлиан Семенов в не очень свободное советское время сумел побывать во многих горячих точках земного шара, о чем позже с удовольствием и даже каким-то азартом писал в статьях и книгах. Одна из них так и называлась - "Отчет о командировке". Семенов всю жизнь был в командировке, и именно там, за морями и горами, ему и приходили в голову те увлекательные сюжеты, из которых позже рождались романы, получавшие заслуженные официальные награды и премии и так охотно читаемые.

Однажды Семенов даже снялся в кино. И эта роль в "Солярисе" Тарковского до сих пор едва ли не единственное зафиксированное на экране свидетельство особых отношений писателя с десятой музой. Помните одного из ученых-скептиков, который не очень-то верит в возможность существования разумной жизни на далекой планете? Юлиан Семенов все-таки был и остался романтиком в жизни и творчестве. И быть может, именно это помогало ему писать такие книги, которые взахлеб читались в метро, несмотря на толкучку в часы пик.

Прототип знаменитого разведчика

Для нас Юлиан Семенов известен, прежде всего, как создатель цикла о Штирлице. Он придумал удивительного персонажа и сочинил ему такую биографию, от которой захватывает дух и которая вызывает зависть у нынешних детективщиков, марающих бумагу в тщетных попытках привлечь читательское внимание. Советский разведчик Исаев благодаря фантазии Семенова стал свидетелем многих ключевых событий в истории ХХ века - от гражданской войны до борьбы против распространения атомного оружия. Любопытно, что практически все романы Семенова из цикла о Штирлице были экранизированы в разное время с разными актерами в этой роли - от Родиона Нахапетова до Владимира Ивашова. Но очевидно, что именно Вячеслав Тихонов навсегда оживил и обессмертил этот собирательный и легендарный образ сотрудника советской разведки.

Прототипом полковника Исаева (он же штандартенфюрер СС Штирлиц) принято считать немецкого антифашиста Вилли Лемана, который работал на СССР. Чистокровный немец, он в годы Первой мировой войны и в 20-е годы служил в полицейской контрразведке. Уже тогда Леман крайне отрицательно относился к гитлеровским молодчикам, но это проявлялось лишь в его высказываниях в узком дружеском кругу. Из документов бывшего ИНО ОГПУ известно, что лучший друг Лемана Эрнст Кур поведал о его настроениях сотруднику советской резидентуры.

В 1936 г. Вилли Леман был назначен начальником отдела контрразведки на предприятиях военной промышленности Германии. Именно он сообщил о начале производства нового вида боевой техники - бронетранспортеров и самоходных орудий, о постановке на конвейер цельнометаллических истребителей, о закладке 70 океанских подводных лодок, о разработке нервно-паралитических отравляющих веществ. 19 июня 1941 года Леман сообщил, что в его отделе получены вполне достоверные данные: вторжение начнется в 3 часа 22 июня 1941 года, советское посольство будет захвачено в это же время.

С началом войны всякая связь с Леманом прервалась окончательно. А единственная попытка возобновить ее закончилась трагически. 5 августа 1942 года в район Брянска были сброшены на парашютах два советских агента, немцы по национальности, которые должны были пробраться в Берлин и разыскать Лемана. Но в Берлине оба были схвачены гестапо, не выдержали пыток и выдали цель своего появления в столице рейха. В начале декабря 1942 года Вилли Лемана арестовали. Скорее всего, он был немедленно расстрелян, а дело его уничтожили, чтобы не бросить тень на гестапо.

Юлиан Семенов все же придумал своему Штирлицу другую биографию. Хронология приключений литературного героя начинается в 20-е годы на Дальнем Востоке и завершается в конце 60-х в Западной Германии. Практически все эти романы были экранизированы. Так появились фильмы "Пароль не нужен", "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Жизнь и смерть Фердинанда Люса".

Самым знаменитым фильмом стал, конечно же, «Семнадцать мгновений весны». Замысел картины возник благодаря поддержке всесильного председателя КГБ СССР Ю. В. Андропова. Именно он дал разрешение Юлиану Семенову на работу в секретных архивах советской разведки. Курировать проект было поручено Семену Цвигуну, личному другу Брежнева и заместителю Андропова. Первоначально сценарий на основе одноименного романа писателя был предложен киностудии "Ленфильм". Но настойчивая Татьяна Лиознова, супруга всесильного председателя Союза кинематографистов Льва Кулиджанова, заявила писателю, что снимать фильм будет она. Работа длилась целых три года.

Интересно, что в сценарии появился эпизод, который стал одним из самых известных в картине: встреча разведчика с женой. Ее списали из биографии реального резидента советской разведки, который после долгой работы за границей попросил разрешить ему встретиться с супругой. Правда, там свидание происходило в номере отеля, а режиссеры фильма решили сделать все намного более романтичным…

Отчаяние

Сам Юлиан Семенов никогда не испытывал недостатка в женском внимании. Поклонницы звонили ему домой – приходилось отделываться от них, изменяя голос и придумывая для них самые невероятные истории о том, куда «уехал Юлик». Но это не мешало Семенову порой терять голову, увлекшись женщиной. А ведь он был женат долгие годы. Точнее, тридцать лет, при чем из них семнадцать, «семнадцать мгновений любви», как называл их сам, Семенов прожил вместе с женой, и тринадцать лет они жили отдельно.

Его супруга Катенька была дочерью Натальи Петровны Кончаловской, внучкой знаменитого художника Кончаловского и правнучкой великого Сурикова. Ее приемным отцом был Сергей Михалков, автор слов советского и российского гимна. Ходили слухи, что именно он помог Семенову стать известным писателем, но на самом деле к моменту свадьбы с Екатериной Юлиан уже давно был знаменит в мире литературы.

Пик творчества Семенова пришелся на брежневскую эпоху. Вроде бы период застоя, железный занавес, ничего нельзя, а ему – Семенову – удается ездить по всему свету, встречаться с удивительными людьми, отовсюду привозить статьи, очерки, романы, а главное – воспроизводить такую точную картину сложных закулисных интриг международной политики, что даже на Западе читатели и издатели приходят в восторг. Завистники из числа современников писателя обвиняли его в близости к ведомству Андропова, считали конъюнктурщиком, называли «певцом КГБ»… А главное, считали, что на него работает целая армия литературных негров, потому как немыслимо одному человеку так много писать! Сам же Семенов любил повторять, что «у писателя должна быть чугунная задница», что весь секрет в дисциплине и трудолюбии. Он месяцами просиживал в архивах, мотался по стране в поисках материала для своих книг, и при этом успевал делать свою основную работу штатного журналиста.

Уже в новые времена – в 1986 году Юлиан Семенов стал президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР) и главным редактором издания «Детектив и политика». Он был создателем, редактором и автором альманаха «Совершенно секретно» и одноименной телепередачи.

Последняя книга Семенова о разведчике Исаеве-Штирлице была опубликована в 1989 году. «Отчаяние» стала самой неизвестной книгой Семенова, хотя для него самого это было, по сути, если не подведение итогов, то очень важный рубеж. Само название, как и общее настроение книги, на первый взгляд не имеют ничего общего ни с волевым характером Юлиана Семенова, которого современники помнят как открытого, сильного, всегда оптимистичного человека, ни с образом самого Штирлица – несгибаемого, невозмутимого героя.

И, наконец, надо сказать, что «Отчаяние» для самого Семенова оказалась пророческой книгой: через два года после ее публикации писатель перенес инсульт. Почти три года после этого – до самой своей смерти в сентябре 93-го – Семенов был практически прикован к кровати. Сложно даже представить, насколько он переживал свою беспомощность, невозможность принимать деятельного участия в жизни страны в такое переломное для нее время – это 91-й, 92-й, 93-й… Яркий, талантливый, успешный человек в конце жизни столкнулся со всей полнотой отчаяния, на которое незадолго до этого обрек своего главного литературного героя. Совпадение? Мистика? Злой рок?..

Сразу после инсульта к Юлиану Семенову вернулась его жена Екатерина и все три года до самой его смерти женщина не отходила от постели тяжело больного мужа. Он умер осенью 1993 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Подготовила Лина Лисицына
По материалам СМИ
×

Обсуждения Юлиан Семенов: У писателя должна быть чугунная задница

По теме Юлиан Семенов: У писателя должна быть чугунная задница

Здесь должна быть любовь

Все большее противостояние, конфликт между реальным и необходимым мы открываем...
Журнал

Какой должна быть школа будущего

Современная школа после 200-летнего существования испытывает глубокий кризис...
Журнал

Рука, протягивающая яблоко раздора – должна быть отринута

Отказ США от системы ПРО в Европе сопровождался, как на Западе, так и в...
Журнал

Мистическое предвидение писателя-фантаста Александра Беляева

Его очень часто называли «советским Жюлем Верном», показывая тем самым, что он...
Журнал

Быть или не быть украинской государственности

В отношении президентских выборов в Украине официальная позиция России сводится...
Журнал

Александр Карелин: Надо быть хозяином своей жизни

«Общество –это тот же организм, в котором каждый решает, что он может делать для...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дзадзен. Кодо Саваки Роси о дзадзене
О природе ума