Сотрудники университета Джонса Хопкинса обнаружили завуалированное изображение головного мозга человека на одной из фресок Микеланджело в Сикстинской капелле, пишет The New York Times. По мнению исследователей, структуры мозга были вписаны художником в изображение шеи и подбородка Бога-творца на фреске "Отделение света от тьмы".
В статье, опубликованной в журнале Neuroscience, нейрохирург Рафаэль Тамарго (Rafael J. Tamargo) и медицинский иллюстратор Иан Сук (Ian Suk) анализируют не соответствующие нормальной анатомии человека выпячивания и впадины на шее центрального персонажа композиции.
Тамарго и Сук считают, что эти деформации представляют собой ни что иное, как изображение нижней поверхности головного мозга, включая мост, пирамиды продолговатого мозга, ножки мозга, мозжечок, часть височной доли, перекрест зрительных нервов и так далее.
В подтверждение своей версии исследователи напоминают об упорных занятиях Микеланджело анатомией человека. Кроме того, по их мнению, художник стремился сосредоточить внимание зрителей на рассматриваемом ими фрагменте фрески. Об этом свидетельствуют такие детали, как поза центрального персонажа, положение его подбородка, укороченная, по сравнению с другими изображениями ветхозаветного Бога кисти Микеланджело, борода, а также особенности игры света и тени.
"Мы предполагаем, что Микеланджело, будучи глубоко религиозным человеком и глубоким знатоком анатомии, хотел углубить значимость этой важнейшей, с точки зрения иконографии, фрески и, возможно, увековечить свои достижения в области изучения анатомии, включив изображение сложной структуры мозга в образ Бога", - заключают ученые.
Статья исследователей, опубликованная в журнале Neurosurgery– далеко не первая попытка обнаружить следы анатомических упражнений Микеланджело в работах художника. В 1990 году автор статьи, опубликованной в Journal of the American Medical Association, описал обнаруженное им изображение мозга человека на другой фреске Сикстинской капеллы – "Сотворении Адама". Несколько позже нефролог из американского Университета Бэйлора усмотрел на другой фреске художника изображение почки.
Историки искусства по-разному отнеслись к находке Тамарго и Сука. В частности, преподаватель истории живописи из Калифорнийского университета Джоанна Вудс-Марсден охарактеризовала их исследование как "полную бессмыслицу", построенную на произвольной разметке ренессансных полотен. В то же время, специалист по живописи эпохи Ренессанса Гейл Гейгер из Университета Висконсина заявила, что считает работу исследователей добротной, а их аргументы - достаточно убедительными.
Тамарго и Сук считают, что эти деформации представляют собой ни что иное, как изображение нижней поверхности головного мозга, включая мост, пирамиды продолговатого мозга, ножки мозга, мозжечок, часть височной доли, перекрест зрительных нервов и так далее.
В подтверждение своей версии исследователи напоминают об упорных занятиях Микеланджело анатомией человека. Кроме того, по их мнению, художник стремился сосредоточить внимание зрителей на рассматриваемом ими фрагменте фрески. Об этом свидетельствуют такие детали, как поза центрального персонажа, положение его подбородка, укороченная, по сравнению с другими изображениями ветхозаветного Бога кисти Микеланджело, борода, а также особенности игры света и тени.
"Мы предполагаем, что Микеланджело, будучи глубоко религиозным человеком и глубоким знатоком анатомии, хотел углубить значимость этой важнейшей, с точки зрения иконографии, фрески и, возможно, увековечить свои достижения в области изучения анатомии, включив изображение сложной структуры мозга в образ Бога", - заключают ученые.
Статья исследователей, опубликованная в журнале Neurosurgery– далеко не первая попытка обнаружить следы анатомических упражнений Микеланджело в работах художника. В 1990 году автор статьи, опубликованной в Journal of the American Medical Association, описал обнаруженное им изображение мозга человека на другой фреске Сикстинской капеллы – "Сотворении Адама". Несколько позже нефролог из американского Университета Бэйлора усмотрел на другой фреске художника изображение почки.
Историки искусства по-разному отнеслись к находке Тамарго и Сука. В частности, преподаватель истории живописи из Калифорнийского университета Джоанна Вудс-Марсден охарактеризовала их исследование как "полную бессмыслицу", построенную на произвольной разметке ренессансных полотен. В то же время, специалист по живописи эпохи Ренессанса Гейл Гейгер из Университета Висконсина заявила, что считает работу исследователей добротной, а их аргументы - достаточно убедительными.
Обсуждения Фреска Микеланджело