О том, что сон улучшает память, вы, наверное, слышали. Теперь же исследователи из медицинского центра Гарварда полагают, что выяснили— как улучшение памяти происходит непосредственно в мозге человека.
"Наши предыдущие исследования показали, что сон может помочь людям лучше запоминать некоторые вещи.
"Наши предыдущие исследования показали, что сон может помочь людям лучше запоминать некоторые вещи.
Например, разучивать фортепьянные концерты, — рассказал руководитель группы учёных доктор Мэтью Уокер, — Но мы не знали точно, как и почему это происходит".
Узнать это помогло магниторезонансное сканирование: "С его помощью мы можем своими глазами увидеть, какие части мозга являются активными, а какие бездействуют во время сна, и, таким образом, лучше понять роль сна в памяти и обучении", — объяснил Уокер.
Новые воспоминания формируются в мозге, когда человек непосредственно взаимодействует с информацией, которая будет им усвоена, к примеру, заучивает стихотворение.
Однако поначалу эти воспоминания весьма уязвимы — чтобы сохраниться, они должны быть укреплены и улучшены. Этот процесс "отвердевания памяти" происходит в результате усиления связей между мозговыми клетками и областями.
Долгие годы учёные считали, что это усиление связей просто наступает с течением времени. А группа Уокера продемонстрировала, что с новыми воспоминаниями, как говорит Владимир Путин, "нужно переспать".
Подтвердился сей факт в результате следующего эксперимента. Двум группам молодых и здоровых волонтёров было предложено заучить последовательность движений пальцами, подобную игре на пианино.
Они должны были запомнить и повторить набор на клавиатуре различных последовательностей цифр, например, после 4,1,2,3,4 нужно было "сыграть" 2,3,1,4,2. Ребята потренировались (учёные выяснили, что для крепкого запоминания требуется около 6 часов) и отправились на все четыре стороны.
Спустя 12 часов добровольцев пригласили снова (половина из них к тому моменту успела поспать) и, предложив вспомнить, что делать с пальцами, устроили сканирование мозга.
Оказалось, что после сна области мозга отчётливо разделились на более и менее активные, а суммой этих изменений стало улучшение моторных (то есть — двигательных) навыков на 20-30%.
"Мозжечок, который функционирует как один из центров моторики в мозге, управляя скоростью и точностью, после ночи сна был заметно активнее", — рассказал Уокер. — В то же время, сканирование показало снижение активности в лимбической системе, управляющей эмоциями, вроде стресса и беспокойства".
Доктор говорит, что когда мы спим, наши новые воспоминания буквально раскладываются по полочкам: "Вы как будто перемещаете память в более надёжные места для хранения в пределах мозга. Следовательно, когда вы просыпаетесь, задачки "на память" могут быть выполнены быстрее и точнее".
Это значит, что некоторые процессы обучения, благодаря обработке сном, отчасти переходят в "автоматический режим", который не требует затраты большого количества "сознательных ресурсов" мозга, когда человек бодрствует.
Отсюда вытекает и объяснение продолжительного сна детей: "Похоже, сон играет ключевую роль в человеческом развитии, — говорит Уокер. — В 12-месячном возрасте младенцы практически постоянно находятся в состоянии приобретения новых навыков. Они получают огромное количество нового материала, и чтобы объединить все приобретения в этот интенсивный период изучения, им требуется много сна".
Более глубокое понимание роли сна должно помочь и пациентам, получившим повреждения мозга, из-за которых им заново приходится учиться ходить, говорить и так далее.
Поэтому Уокер вместе коллегами планирует исследовать нарушения сна и памяти, чтобы определить, каковы взаимоотношения между ними.
Медиков также беспокоит всё укрепляющаяся в современном обществе тенденция к сокращению продолжительности сна в будни с последующим навёрстыванием в выходные — это распространяется не только на взрослых, но и подростков, детей.
Уокер называет эту тенденцию "булимией сна". Доктор — ярый противник "отсыпания": "Вы не можете обсчитывать свой мозг, лишая его сна, и продолжать успешно учиться", — говорит учёный. Об этом следует помнить спортсменам, музыкантам и, конечно же, студентам с их ночными зубрёжками перед экзаменами.
Узнать это помогло магниторезонансное сканирование: "С его помощью мы можем своими глазами увидеть, какие части мозга являются активными, а какие бездействуют во время сна, и, таким образом, лучше понять роль сна в памяти и обучении", — объяснил Уокер.
Новые воспоминания формируются в мозге, когда человек непосредственно взаимодействует с информацией, которая будет им усвоена, к примеру, заучивает стихотворение.
Однако поначалу эти воспоминания весьма уязвимы — чтобы сохраниться, они должны быть укреплены и улучшены. Этот процесс "отвердевания памяти" происходит в результате усиления связей между мозговыми клетками и областями.
Долгие годы учёные считали, что это усиление связей просто наступает с течением времени. А группа Уокера продемонстрировала, что с новыми воспоминаниями, как говорит Владимир Путин, "нужно переспать".
Подтвердился сей факт в результате следующего эксперимента. Двум группам молодых и здоровых волонтёров было предложено заучить последовательность движений пальцами, подобную игре на пианино.
Они должны были запомнить и повторить набор на клавиатуре различных последовательностей цифр, например, после 4,1,2,3,4 нужно было "сыграть" 2,3,1,4,2. Ребята потренировались (учёные выяснили, что для крепкого запоминания требуется около 6 часов) и отправились на все четыре стороны.
Спустя 12 часов добровольцев пригласили снова (половина из них к тому моменту успела поспать) и, предложив вспомнить, что делать с пальцами, устроили сканирование мозга.
Оказалось, что после сна области мозга отчётливо разделились на более и менее активные, а суммой этих изменений стало улучшение моторных (то есть — двигательных) навыков на 20-30%.
"Мозжечок, который функционирует как один из центров моторики в мозге, управляя скоростью и точностью, после ночи сна был заметно активнее", — рассказал Уокер. — В то же время, сканирование показало снижение активности в лимбической системе, управляющей эмоциями, вроде стресса и беспокойства".
Доктор говорит, что когда мы спим, наши новые воспоминания буквально раскладываются по полочкам: "Вы как будто перемещаете память в более надёжные места для хранения в пределах мозга. Следовательно, когда вы просыпаетесь, задачки "на память" могут быть выполнены быстрее и точнее".
Это значит, что некоторые процессы обучения, благодаря обработке сном, отчасти переходят в "автоматический режим", который не требует затраты большого количества "сознательных ресурсов" мозга, когда человек бодрствует.
Отсюда вытекает и объяснение продолжительного сна детей: "Похоже, сон играет ключевую роль в человеческом развитии, — говорит Уокер. — В 12-месячном возрасте младенцы практически постоянно находятся в состоянии приобретения новых навыков. Они получают огромное количество нового материала, и чтобы объединить все приобретения в этот интенсивный период изучения, им требуется много сна".
Более глубокое понимание роли сна должно помочь и пациентам, получившим повреждения мозга, из-за которых им заново приходится учиться ходить, говорить и так далее.
Поэтому Уокер вместе коллегами планирует исследовать нарушения сна и памяти, чтобы определить, каковы взаимоотношения между ними.
Медиков также беспокоит всё укрепляющаяся в современном обществе тенденция к сокращению продолжительности сна в будни с последующим навёрстыванием в выходные — это распространяется не только на взрослых, но и подростков, детей.
Уокер называет эту тенденцию "булимией сна". Доктор — ярый противник "отсыпания": "Вы не можете обсчитывать свой мозг, лишая его сна, и продолжать успешно учиться", — говорит учёный. Об этом следует помнить спортсменам, музыкантам и, конечно же, студентам с их ночными зубрёжками перед экзаменами.
Обсуждения Сон и память