Завершилась интерактивная программа «Тибет – Крыша Мира», подарившая редчайшую возможность воочию созерцать рождение песочной мандалы и масляной скульптуры. Гостившие на Кубани тибетские ламы монастыря Гьюдмед провели «Рабнэ», церемонию освящения буддийских статуй, которые жители Краснодара принесли в музей для заполнения буддийскими мантрами и священными субстанциями.
В настоящее время у российских буддистов, а также в частных коллекциях людей, проявляющих интерес к культуре и религии Востока, сосредоточилось довольно обширное число статуй буддийского пантеона. По большей части речь идет о новых статуях, привезенных в последние годы из Индии, Непала и Тибета, однако встречаются и весьма ценные старинные скульптурные изображения, попавшие в частные коллекции из традиционных буддийских республик России в годы Советской власти, когда люди, исповедующие буддизм, подвергались гонениям.
Как новые, так и антикварные статуи, как правило, лишены «внутреннего содержания». Хотя они и приносят эстетическое удовольствие всякому, кто имеет возможность созерцать совершенные пропорции и формы просветленных существ, все же, с буддийской точки зрения, они лишены трансформирующей силы благословения.
«Статуя без мантр, все равно, что человек, лишенный внутренних органов. Можете вы представить человека без сердца и легких?» - улыбается Дамчо Нима, мастер пения монастыря Гьюдмед.
Для того, чтобы буддийская статуя или молитвенный барабан помогали практикующему двигаться по духовному пути, они должны быть заполнены соответствующими мантрами и должным образом освящены.
«Если вы возносите молитвы неосвященным изображениям божеств, то им довольно трудно ответить на ваши молитвы, - добавляет Туптен Шакья, старший лама монастыря Гьюдмед. – Кроме того, неосвященная статуя может стать обителью вредоносных духов, стремящихся помешать нашему духовному росту. Если же статуя освящена, повредить нашей духовной практике уже никому не под силу. Вот почему в буддизме мы придаем столь большое значение освящению ритуальных изображений, будь то живописных или скульптурных».
Церемония освящения, или «Рабнэ», традиционно выполняется тибетскими ламами, прошедшими подготовку в тантрическом монастыре-университете, где сложные ритуальные практики входят в обязательную программу обучения монахов. Тантрических университетов, присваивающих своим выпускникам степень нгарампы (доктора буддийской тантрической философии) в тибетском сообществе всего два. Монахи Гьюдмеда, одного из таких университетов, в этом году посетили Краснодар.
Организатор тибетской программы познакомилась с монахами «Гьюдмеда» два года назад, когда они впервые приехали в Краснодар строить песочную мандалу Ченрезига, Будды Сострадания.
«Я очень хорошо помню то время, – вспоминает Татьяна. - Нас не было в городе, а когда мы вернулись, то узнали, что нашу большую статую Будды отдали тибетским монахам. Я была очень удивлена - о каких тибетских монахах может идти речь в Краснодаре? Помню, я даже спрашивала: «А вы несете ответственность за исчезновение нашей статуи?» Меня уверили, что это настоящие тибетские монахи, и когда я впервые вошла в зал, где строилась мандала, то поняла, что это действительно так. У меня было такое чувство, словно я вернулась домой».
Статуя Будды, которую отдали тибетским монахам, пока те строили песочную мандалу, оказалась незаполненной. Мастер пения монастыря Гьюдмед Дамчо Нима сказал тогда, что было бы хорошо в будущем подготовить необходимые мантры и провести церемонию «Рабнэ» по всем канонам. В конце концов, ведь это единственная большая статуя Будды Шакьямуни в Краснодаре.
«У нас не оставалось сомнений в том, что это действительно необходимо, - объясняет Татьяна. - Те необыкновенные ощущения и переживания, которые испытываешь, когда встречаешься с тибетскими монахами, убеждают в том, что нужно следовать духовной традиции».
В соответствии с традицией, для церемонии освящения, «Рабнэ», сначала готовятся мантры, которые закладывают в статуи в особом порядке. В голову помещают имена и мантры лам (Далай-ламы, ламы Цзонкапы, Гуру Ринпоче), ведь во время медитаций буддисты всегда представляют духовного учителя над головой. Далее следуют мантры, благословляющие речь, за ними - мантры высших тантрических божеств (Гухьясамаджи, Ямантаки, Чакрасамвары). В область живота закладывают мантры различных Будд, в верхнюю часть бедер – мантры защитников, а в лотосовый трон – благоприятные стихи.
«Существует три аспекта Будды – тело, речь и ум, - объясняет Дамчо Нима. - Когда мы закладываем мантры, то благословляем аспект тела Будды, а когда освящаем статую, то благословляем его речь и ум».
Во время церемонии «Рабнэ», которая дает возможность всем присутствующим установить особые кармические связи с Буддами, в каждую из статуй входит просветленная энергия. Статуя Будды Медицины наполняется просветленной энергией Будды Медицины, статуя Манджушри – энергией Будды Мудрости. По окончании церемонии все они будут прочно пребывать в статуях.
«Просветленные энергии останутся в этих статуях до тех пор, пока не разрушатся составляющие их четыре элемента, - объясняет Туптен Шакья. – После освящения статуй всякий раз, когда мы будем обращаться к ним, мы сможем получать помощь непосредственно от Будд. Когда мы проводим «Рабнэ», то засеваем в поток нашего сознания кармические семена, которые затем будут помогать нам двигаться по духовному пути и накапливать заслуги из жизни в жизнь».
Организаторы программы «Тибет – Крыша мира» считают, что освящение большой статуи Будды в Краснодаре, в конечном итоге, позитивно скажется на жизни всего города, ведь сила благословения Будд не имеет границ.
«Благословение просветленных божеств с одинаковой силой снисходит на всех существ без исключения, - говорит Туптен Шакья, - но сила ее воздействия зависит от накопленной нами положительной кармы. Если у нас достаточно положительной кармы, то это благословение проявляется в нашей жизни достаточно быстро. У кого-то оно проявится через несколько лет, а у кого-то - возможно, только в следующей жизни».
Как бы то ни было, каждый человек, ставший участником церемонии освящения, будь то намеренно или случайно, унес в своем сердце частичку просветленной энергии, которую ламы Гьюдмеда призвали в гостеприимные стены краснодарского музея. Большая статуя Будды , а также множество маленьких статуй различных божеств и молитвенные барабанчики, вращая которые мы приводим в движение бесчисленное множество заключенных в них священных мантр, останутся в Краснодаре как символ того, что луч просветленной энергии всевидящих Будд на мгновенье яркой вспышкой осветил этот город. Организаторы программы надеются на то, что большая статуя Будды Шакьямуни станет достоянием всего города.
«Люди должны иметь возможность приходить и созерцать освященную по всем канонам статую, - говорит Татьяна. – С духовной точки зрения, ее значение гораздо больше, чем мы можем себе представить. Те, кто знает о ней, без сомнения, получат благословение и духовную поддержку. Те, кто не знает, постепенно узнают».
Эту точку зрения полностью разделяют тибетские ламы, кропотливо готовившие мантры и особые субстанции, которые затем были привезены в Краснодар вместе со священными реликвиями, которые теперь стали неотъемлемой частью буддийских статуй Краснодара.
«Владельцы статуй, без сомнения, получат огромную пользу, если их статуи должным образом освящены, но эти статуи благотворно скажутся и на других людях, – говорит мастер пения монастыря Гьюдмед Дамчо Нима. - Считается, что если в мире есть хотя бы одна статуя Будды, то от нее польза всему миру».
Многое, однако, зависит от мотивации, внутренних посылов, побудивших нас освятить статую и установить ее в своем доме. «Если наше мышление ограничено, - продолжает Дамчо Нима, - и мы ставим статую дома для красоты или для того, чтобы поразить чье-либо воображение, тогда вполне можно накопить даже отрицательную карму. Но если у нас чистая мотивация, если мы больше думаем о том, как принести благо Краснодару или даже всей России, тогда наши собственные цели и пожелания осуществятся естественным образом».
Именно такой чистой мотивацией, как правило, руководствуются люди, принимающие решение пригласить тибетских лам в свой город. Видя тот интерес, которые люди самых разных возрастов и профессий проявляют к тибетской культуре, организаторы в Краснодаре уже сегодня строят планы на будущее.
«Нам хочется, чтобы ламы Гьюдмеда приезжали чаще, - говорит Татьяна Лютович. – Возможно, в свой следующий приезд мы попросим их провести ритуалы, способствующие гармонизации окружающей среды. На Кубани экология представляет довольно серьезную проблему. Построенное здесь водохранилище периодически грозит затоплением ряду городов. Уже было немало случаев, когда в результате затопления Армавира и адыгейских деревень погибли и пострадали люди. В Тибете же испокон веков существуют ритуалы, которые меняют энергетику земли и способствуют гармонии окружающего мира».
Тибетская программа вызвала большой интерес и не только в Краснодаре. Увидеться с тибетскими ламами Гьюдмеда приезжали люди со всего юга России – из Ростова, Сочи, Геленжика и Анапы. «Люди с большим удовольствием посещали лекции и беседы. Многие отмечали: «Как замечательно, что тибетские монахи говорят только о добром, о хорошем. О том, что недеяние зла – это основная идея», - рассказывает Татьяна Лютович. – Возможно, нам просто надоело враждовать, ведь нередко мы становимся врагами даже в кругу семьи. Встречаясь с тибетскими ламами, мы вдруг начинаем понимать, как важно пребывать в гармонии друг с другом. Мы становимся друзьями, и это главное. Затем уже можно говорить об атмосфере в городе, в стране, на планете».
Краснодар расположен в южном регионе России, совсем рядом буддийская республика Калмыкия, где сегодня построен самый большой в Европе буддийский храм. После знакомства с тибетскими ламами Гьюдмеда многие краснодарцы выразили пожелание посетить своих соседей, чтобы поближе познакомиться с тибетским буддизмом, который много веков являлся одной из основных религий России. Именно в Калмыкию, где сегодня так ждут визита духовного лидера тибетских и российских буддистов Его Святейшества Далай-ламы, монахи Гьюдмеда отправились после Краснодара, оставляя своим друзьям теплые воспоминания и надежды на новые встречи.
Как новые, так и антикварные статуи, как правило, лишены «внутреннего содержания». Хотя они и приносят эстетическое удовольствие всякому, кто имеет возможность созерцать совершенные пропорции и формы просветленных существ, все же, с буддийской точки зрения, они лишены трансформирующей силы благословения.
«Статуя без мантр, все равно, что человек, лишенный внутренних органов. Можете вы представить человека без сердца и легких?» - улыбается Дамчо Нима, мастер пения монастыря Гьюдмед.
Для того, чтобы буддийская статуя или молитвенный барабан помогали практикующему двигаться по духовному пути, они должны быть заполнены соответствующими мантрами и должным образом освящены.
«Если вы возносите молитвы неосвященным изображениям божеств, то им довольно трудно ответить на ваши молитвы, - добавляет Туптен Шакья, старший лама монастыря Гьюдмед. – Кроме того, неосвященная статуя может стать обителью вредоносных духов, стремящихся помешать нашему духовному росту. Если же статуя освящена, повредить нашей духовной практике уже никому не под силу. Вот почему в буддизме мы придаем столь большое значение освящению ритуальных изображений, будь то живописных или скульптурных».
Церемония освящения, или «Рабнэ», традиционно выполняется тибетскими ламами, прошедшими подготовку в тантрическом монастыре-университете, где сложные ритуальные практики входят в обязательную программу обучения монахов. Тантрических университетов, присваивающих своим выпускникам степень нгарампы (доктора буддийской тантрической философии) в тибетском сообществе всего два. Монахи Гьюдмеда, одного из таких университетов, в этом году посетили Краснодар.
Организатор тибетской программы познакомилась с монахами «Гьюдмеда» два года назад, когда они впервые приехали в Краснодар строить песочную мандалу Ченрезига, Будды Сострадания.
«Я очень хорошо помню то время, – вспоминает Татьяна. - Нас не было в городе, а когда мы вернулись, то узнали, что нашу большую статую Будды отдали тибетским монахам. Я была очень удивлена - о каких тибетских монахах может идти речь в Краснодаре? Помню, я даже спрашивала: «А вы несете ответственность за исчезновение нашей статуи?» Меня уверили, что это настоящие тибетские монахи, и когда я впервые вошла в зал, где строилась мандала, то поняла, что это действительно так. У меня было такое чувство, словно я вернулась домой».
Статуя Будды, которую отдали тибетским монахам, пока те строили песочную мандалу, оказалась незаполненной. Мастер пения монастыря Гьюдмед Дамчо Нима сказал тогда, что было бы хорошо в будущем подготовить необходимые мантры и провести церемонию «Рабнэ» по всем канонам. В конце концов, ведь это единственная большая статуя Будды Шакьямуни в Краснодаре.
«У нас не оставалось сомнений в том, что это действительно необходимо, - объясняет Татьяна. - Те необыкновенные ощущения и переживания, которые испытываешь, когда встречаешься с тибетскими монахами, убеждают в том, что нужно следовать духовной традиции».
В соответствии с традицией, для церемонии освящения, «Рабнэ», сначала готовятся мантры, которые закладывают в статуи в особом порядке. В голову помещают имена и мантры лам (Далай-ламы, ламы Цзонкапы, Гуру Ринпоче), ведь во время медитаций буддисты всегда представляют духовного учителя над головой. Далее следуют мантры, благословляющие речь, за ними - мантры высших тантрических божеств (Гухьясамаджи, Ямантаки, Чакрасамвары). В область живота закладывают мантры различных Будд, в верхнюю часть бедер – мантры защитников, а в лотосовый трон – благоприятные стихи.
«Существует три аспекта Будды – тело, речь и ум, - объясняет Дамчо Нима. - Когда мы закладываем мантры, то благословляем аспект тела Будды, а когда освящаем статую, то благословляем его речь и ум».
Во время церемонии «Рабнэ», которая дает возможность всем присутствующим установить особые кармические связи с Буддами, в каждую из статуй входит просветленная энергия. Статуя Будды Медицины наполняется просветленной энергией Будды Медицины, статуя Манджушри – энергией Будды Мудрости. По окончании церемонии все они будут прочно пребывать в статуях.
«Просветленные энергии останутся в этих статуях до тех пор, пока не разрушатся составляющие их четыре элемента, - объясняет Туптен Шакья. – После освящения статуй всякий раз, когда мы будем обращаться к ним, мы сможем получать помощь непосредственно от Будд. Когда мы проводим «Рабнэ», то засеваем в поток нашего сознания кармические семена, которые затем будут помогать нам двигаться по духовному пути и накапливать заслуги из жизни в жизнь».
Организаторы программы «Тибет – Крыша мира» считают, что освящение большой статуи Будды в Краснодаре, в конечном итоге, позитивно скажется на жизни всего города, ведь сила благословения Будд не имеет границ.
«Благословение просветленных божеств с одинаковой силой снисходит на всех существ без исключения, - говорит Туптен Шакья, - но сила ее воздействия зависит от накопленной нами положительной кармы. Если у нас достаточно положительной кармы, то это благословение проявляется в нашей жизни достаточно быстро. У кого-то оно проявится через несколько лет, а у кого-то - возможно, только в следующей жизни».
Как бы то ни было, каждый человек, ставший участником церемонии освящения, будь то намеренно или случайно, унес в своем сердце частичку просветленной энергии, которую ламы Гьюдмеда призвали в гостеприимные стены краснодарского музея. Большая статуя Будды , а также множество маленьких статуй различных божеств и молитвенные барабанчики, вращая которые мы приводим в движение бесчисленное множество заключенных в них священных мантр, останутся в Краснодаре как символ того, что луч просветленной энергии всевидящих Будд на мгновенье яркой вспышкой осветил этот город. Организаторы программы надеются на то, что большая статуя Будды Шакьямуни станет достоянием всего города.
«Люди должны иметь возможность приходить и созерцать освященную по всем канонам статую, - говорит Татьяна. – С духовной точки зрения, ее значение гораздо больше, чем мы можем себе представить. Те, кто знает о ней, без сомнения, получат благословение и духовную поддержку. Те, кто не знает, постепенно узнают».
Эту точку зрения полностью разделяют тибетские ламы, кропотливо готовившие мантры и особые субстанции, которые затем были привезены в Краснодар вместе со священными реликвиями, которые теперь стали неотъемлемой частью буддийских статуй Краснодара.
«Владельцы статуй, без сомнения, получат огромную пользу, если их статуи должным образом освящены, но эти статуи благотворно скажутся и на других людях, – говорит мастер пения монастыря Гьюдмед Дамчо Нима. - Считается, что если в мире есть хотя бы одна статуя Будды, то от нее польза всему миру».
Многое, однако, зависит от мотивации, внутренних посылов, побудивших нас освятить статую и установить ее в своем доме. «Если наше мышление ограничено, - продолжает Дамчо Нима, - и мы ставим статую дома для красоты или для того, чтобы поразить чье-либо воображение, тогда вполне можно накопить даже отрицательную карму. Но если у нас чистая мотивация, если мы больше думаем о том, как принести благо Краснодару или даже всей России, тогда наши собственные цели и пожелания осуществятся естественным образом».
Именно такой чистой мотивацией, как правило, руководствуются люди, принимающие решение пригласить тибетских лам в свой город. Видя тот интерес, которые люди самых разных возрастов и профессий проявляют к тибетской культуре, организаторы в Краснодаре уже сегодня строят планы на будущее.
«Нам хочется, чтобы ламы Гьюдмеда приезжали чаще, - говорит Татьяна Лютович. – Возможно, в свой следующий приезд мы попросим их провести ритуалы, способствующие гармонизации окружающей среды. На Кубани экология представляет довольно серьезную проблему. Построенное здесь водохранилище периодически грозит затоплением ряду городов. Уже было немало случаев, когда в результате затопления Армавира и адыгейских деревень погибли и пострадали люди. В Тибете же испокон веков существуют ритуалы, которые меняют энергетику земли и способствуют гармонии окружающего мира».
Тибетская программа вызвала большой интерес и не только в Краснодаре. Увидеться с тибетскими ламами Гьюдмеда приезжали люди со всего юга России – из Ростова, Сочи, Геленжика и Анапы. «Люди с большим удовольствием посещали лекции и беседы. Многие отмечали: «Как замечательно, что тибетские монахи говорят только о добром, о хорошем. О том, что недеяние зла – это основная идея», - рассказывает Татьяна Лютович. – Возможно, нам просто надоело враждовать, ведь нередко мы становимся врагами даже в кругу семьи. Встречаясь с тибетскими ламами, мы вдруг начинаем понимать, как важно пребывать в гармонии друг с другом. Мы становимся друзьями, и это главное. Затем уже можно говорить об атмосфере в городе, в стране, на планете».
Краснодар расположен в южном регионе России, совсем рядом буддийская республика Калмыкия, где сегодня построен самый большой в Европе буддийский храм. После знакомства с тибетскими ламами Гьюдмеда многие краснодарцы выразили пожелание посетить своих соседей, чтобы поближе познакомиться с тибетским буддизмом, который много веков являлся одной из основных религий России. Именно в Калмыкию, где сегодня так ждут визита духовного лидера тибетских и российских буддистов Его Святейшества Далай-ламы, монахи Гьюдмеда отправились после Краснодара, оставляя своим друзьям теплые воспоминания и надежды на новые встречи.
Обсуждения Тибетские монахи Гьюдмеда