В своей работе «Пролог. Куда направляется наука?» Эйнштейн рассуждает о природе стремления человека, в частности физика, к познанию изначальной гармонии мира. Он рассматривает негативные и позитивные мотивы, заложенные в стремлении человека познавать этот мир, неотъемлемой, также дуальной, частью которого он является.
О негативе ученый пишет: «Одним из сильнейших мотивов, побуждающих людей посвящать себя искусству и науке, является стремление избежать повседневности с ее серостью и мертвящей скукой и сбросить с себя оковы своих собственных преходящих желаний, нескончаемой вереницей сменяющих друг друга...».
Позитив, по мнению Эйнштейна, заложен в самой природе человека, который благодаря ей «всегда стремился составить для себя простой и не обремененный излишними подробностями образ окружающего его мира». Природа человеческого разума – природа строителя. Вопрос, кто сможет создать нечто позитивное, прогрессивное в тяжелейших условиях неизбежного хаоса. Как навести в нем порядок?
Размышляя о людях, посвятивших себя науке, Эйнштейн говорит опять же о двух категориях. Одни приходят в Храм науки стать в нем жрецами, т.е. полностью отдают себя науке, другие приходят проявить свое дарование, т.е. получить удовольствие, «как атлету доставляют удовольствие упражнения, развивающие силу и ловкость». Среди вторых есть такие, которые продают свой мозг, т.е. зарабатывают деньги на своих способностях. Если в Храме науки останутся только жрецы (так оно и закономерно происходит), то их можно будет сосчитать по-пальцам.
Эйнштейн высоко ценил одного из таких жрецов - Макса Планка*, подчеркивая при этом, что величие истинного ученого не нуждается в жалком подтверждении с его стороны. На его примере Эйнштейн проанализировал природу стремления физиков познать изначальную гармонию мира и сделал вывод, что такое стремление настоящего ученого исходит из его душевной потребности, в которой формируется та самая чистая энергия, которая зовется «вдохновением».
Какой главной особенностью должна обладать картина мира, созданная истинным «вдохновением» жреца Храма науки? Эйнштейн выделяет две стороны этой главной особенности. Одна – «точность и внутренняя логическая непротиворечивость, которые можно выразить только на языке математики», а другая – это жесткая требовательность физика по отношению к материалу, который он исследует, выбирая в нем лишь простые процессы, доступные чувственному восприятию.
Эйнштейн прекрасно знал, что мир устроен гораздо сложнее, чем человеческий разум может воспринять. Но главное требование к истинному ученому – это чрезвычайная точность и логическая последовательность в процессе исследования. Как же иначе, не обладая этими требованиями, ограниченному человеческому разуму прорваться через реальный и неумолимый хаос познания?
Такой предельной честностью, необходимой настоящему ученому, обладал сам Эйнштейн. Поэтому ему, великому жрецу Храма науки, удалось прорваться к совсем не простому осознанию того, что разум человеческий все же ограничен пределами пространства, в котором он существует.
*Макс Карл Эрнст Людвиг Планк (Max Karl Ernst Ludwig Planck), 1858 – 1947 — выдающийся немецкий физик. Как основатель квантовой теории предопределил основное направление развития физики с начала XX века. Вклад Планка в современную физику не исчерпывается открытием кванта и постоянной, носящей его имя. Сильное впечатление на него произвела специальная теория относительности Эйнштейна. Полная поддержка, оказанная Планком новой теории, в немалой мере способствовала принятию специальной теории относительности физиками.
Позитив, по мнению Эйнштейна, заложен в самой природе человека, который благодаря ей «всегда стремился составить для себя простой и не обремененный излишними подробностями образ окружающего его мира». Природа человеческого разума – природа строителя. Вопрос, кто сможет создать нечто позитивное, прогрессивное в тяжелейших условиях неизбежного хаоса. Как навести в нем порядок?
Размышляя о людях, посвятивших себя науке, Эйнштейн говорит опять же о двух категориях. Одни приходят в Храм науки стать в нем жрецами, т.е. полностью отдают себя науке, другие приходят проявить свое дарование, т.е. получить удовольствие, «как атлету доставляют удовольствие упражнения, развивающие силу и ловкость». Среди вторых есть такие, которые продают свой мозг, т.е. зарабатывают деньги на своих способностях. Если в Храме науки останутся только жрецы (так оно и закономерно происходит), то их можно будет сосчитать по-пальцам.
Эйнштейн высоко ценил одного из таких жрецов - Макса Планка*, подчеркивая при этом, что величие истинного ученого не нуждается в жалком подтверждении с его стороны. На его примере Эйнштейн проанализировал природу стремления физиков познать изначальную гармонию мира и сделал вывод, что такое стремление настоящего ученого исходит из его душевной потребности, в которой формируется та самая чистая энергия, которая зовется «вдохновением».
Какой главной особенностью должна обладать картина мира, созданная истинным «вдохновением» жреца Храма науки? Эйнштейн выделяет две стороны этой главной особенности. Одна – «точность и внутренняя логическая непротиворечивость, которые можно выразить только на языке математики», а другая – это жесткая требовательность физика по отношению к материалу, который он исследует, выбирая в нем лишь простые процессы, доступные чувственному восприятию.
Эйнштейн прекрасно знал, что мир устроен гораздо сложнее, чем человеческий разум может воспринять. Но главное требование к истинному ученому – это чрезвычайная точность и логическая последовательность в процессе исследования. Как же иначе, не обладая этими требованиями, ограниченному человеческому разуму прорваться через реальный и неумолимый хаос познания?
Такой предельной честностью, необходимой настоящему ученому, обладал сам Эйнштейн. Поэтому ему, великому жрецу Храма науки, удалось прорваться к совсем не простому осознанию того, что разум человеческий все же ограничен пределами пространства, в котором он существует.
*Макс Карл Эрнст Людвиг Планк (Max Karl Ernst Ludwig Planck), 1858 – 1947 — выдающийся немецкий физик. Как основатель квантовой теории предопределил основное направление развития физики с начала XX века. Вклад Планка в современную физику не исчерпывается открытием кванта и постоянной, носящей его имя. Сильное впечатление на него произвела специальная теория относительности Эйнштейна. Полная поддержка, оказанная Планком новой теории, в немалой мере способствовала принятию специальной теории относительности физиками.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-25190.
Обсуждения Честность Эйнштейна