Мощные вспышки гамма-излучения, которые происходят во время гроз на высотах, где летают гражданские авиалайнеры, могут повредить здоровью авиапассажиров, пишут американские ученые.
Изучение космических гамма-вспышек - всплесков гамма-излучения.
Изучение космических гамма-вспышек - всплесков гамма-излучения.
Которые астрофизики связывают со взрывами сверхновых звезд - принесло неожиданный дополнительный результат: оказалось, что подобные явления происходят буквально у нас над головой во время гроз.
Джо Двайер (Joe Dwyer) из Технологического института Флориды и его коллеги оценили потенциальную угрозу этих вспышек для человека с помощью прибора RHESSI. Результаты исследования показали, что авиапассажиры, оказавшиеся рядом с источником гамма-вспышки (terrestrial gamma-ray flashes, TGF), получат дозу излучения, эквивалентную 400 сеансам рентгенографии грудной клетки. Однако ученые подчеркивают, что вероятность побывать рядом с TGF крайне мала.
"Мы полагаем, что риск встречи с TGF самолета крайне мал, - сказал Двайер, слова которого цитируются на сайте НАСА. - Пилоты всегда избегают гроз из-за турбулентных потоков воздуха, града и молний. Мы можем просто добавить TGF в список причин, по которым следует держаться подальше от гроз".
Пока неизвестно, как часто самолеты оказываются поблизости от TGF. Хотя гамма-вспышки в атмосфере очень коротки (1-2 миллисекунды), они являются одним из наиболее энергетически мощных явлений на Земле. Гамма-излучение при вспышках настолько сильно, что может проникать сквозь свинцовую стену толщиной в несколько дюймов. Происхождение вспышек пока остается загадкой. Ученые полагают, что электрические поля во время грозы могут быть настолько сильны, что становятся "фабрикой" гамма-излучения. Спусковым крючком вспышек могут быть молнии, а может быть, наоборот, вспышки провоцируют удары молний.
Соавтор исследования Джерри Фишман (Jerry Fishman) добавил, что "если вспышки генерируются в верхней части грозовых облаков и излучают вверх, то авиапассажиры в безопасности".
Джо Двайер (Joe Dwyer) из Технологического института Флориды и его коллеги оценили потенциальную угрозу этих вспышек для человека с помощью прибора RHESSI. Результаты исследования показали, что авиапассажиры, оказавшиеся рядом с источником гамма-вспышки (terrestrial gamma-ray flashes, TGF), получат дозу излучения, эквивалентную 400 сеансам рентгенографии грудной клетки. Однако ученые подчеркивают, что вероятность побывать рядом с TGF крайне мала.
"Мы полагаем, что риск встречи с TGF самолета крайне мал, - сказал Двайер, слова которого цитируются на сайте НАСА. - Пилоты всегда избегают гроз из-за турбулентных потоков воздуха, града и молний. Мы можем просто добавить TGF в список причин, по которым следует держаться подальше от гроз".
Пока неизвестно, как часто самолеты оказываются поблизости от TGF. Хотя гамма-вспышки в атмосфере очень коротки (1-2 миллисекунды), они являются одним из наиболее энергетически мощных явлений на Земле. Гамма-излучение при вспышках настолько сильно, что может проникать сквозь свинцовую стену толщиной в несколько дюймов. Происхождение вспышек пока остается загадкой. Ученые полагают, что электрические поля во время грозы могут быть настолько сильны, что становятся "фабрикой" гамма-излучения. Спусковым крючком вспышек могут быть молнии, а может быть, наоборот, вспышки провоцируют удары молний.
Соавтор исследования Джерри Фишман (Jerry Fishman) добавил, что "если вспышки генерируются в верхней части грозовых облаков и излучают вверх, то авиапассажиры в безопасности".