Одним из важнейших свидетельств биографии Орлеанской девы считают останки, собранные на месте ее сожжения в городе Руане. Но проведенные недавно исследования французских ученых выявили, что мощи этой католической святой являются подделкой, собранной из... двух древнеегипетских мумий, одна из которых была при жизни человеком, а вторая - кошкой.
Впервые реликвия объявилась в 1867 году, когда в одной французской аптеке была обнаружена бутылка с этикеткой "Останки, найденные на месте сожжения Жанны д'Арк, Орлеанской девы". Согласно легенде, эти мощи собрал неизвестный дворянин сразу после того, как погас костер, на котором 30 мая 1431 года была сожжена героиня французской истории.
В конце XX века специалисты решили изучить мощи и провели серию исследований: радиоуглеродное датирование, изучение ДНК, химический анализ и различные виды микроскопии. Тогда Филипп Шарли из госпиталя Раймонда Пуанкаре в Гарше (Франция) установил, что внутри сосуда находится десятисантиметровый фрагмент ребра человека, покрытый черной копотью, а также берцовая кость кошки. Кроме того, ученый определил еще три неизвестных объекта, состоящих предположительно из копоти, и обрывки текстиля коричневого окраса.
Историки, ознакомившись с результатами анализа, предположили, что кошку, как символ дьявольских сил, подбросили в костер во время сожжения Орлеанской девы. Но вскоре после этого появились новые данные, опровергающие подобную теорию.
Радиоуглеродный анализ показал, что содержащиеся в бутылке останки, по крайней мере, на несколько столетий старше, чем сама Жанна д'Арк. Дальнейшие химические исследования помогли установить, что черное покрытие мощей хоть и похоже на копоть, но по составу является бальзамировочным средством из битума, гипса, древесной смолы и ряда других веществ.
Постепенно стало понятно, что найденные останки являются частями древнеегипетских мумий человека и кошки, датированных VI-III веками до нашей эры. Средневековая медицина часто использовала мумий, как лекарственный препарат. До нас дошли рецепты, в которых описывается, как мумиё (измельченные части мумий) можно применять для компрессов против носового кровотечения.
Открытие поставило перед историками новые вопросы: была ли подделка создана предумышленно, и если это так, то кому она была выгодна? Если же "липовые" останки были созданы с целью научной или политической провокации, то как получилось, что они попали на полку провинциальной аптеки, и их обнаружение не произвело особого ажиотажа и фурора? А может это вовсе не подделка, а шутка одного из студентов-медиков, которая затянулась на десятилетия и ввела в заблуждение даже именитых историков?
В любом случае, обнаружение поддельности мощей Жанны д'Арк является ярким примером того, как различные науки могут оказать непосредственную помощь историкам в установлении истины. На разных этапах исследования были задействованы археологи, зоологи, физики, химики, генетики, а последнее слово осталось за представителями новой научной дисциплины - палеопатологии.
Впервые реликвия объявилась в 1867 году, когда в одной французской аптеке была обнаружена бутылка с этикеткой "Останки, найденные на месте сожжения Жанны д'Арк, Орлеанской девы". Согласно легенде, эти мощи собрал неизвестный дворянин сразу после того, как погас костер, на котором 30 мая 1431 года была сожжена героиня французской истории.
В конце XX века специалисты решили изучить мощи и провели серию исследований: радиоуглеродное датирование, изучение ДНК, химический анализ и различные виды микроскопии. Тогда Филипп Шарли из госпиталя Раймонда Пуанкаре в Гарше (Франция) установил, что внутри сосуда находится десятисантиметровый фрагмент ребра человека, покрытый черной копотью, а также берцовая кость кошки. Кроме того, ученый определил еще три неизвестных объекта, состоящих предположительно из копоти, и обрывки текстиля коричневого окраса.
Историки, ознакомившись с результатами анализа, предположили, что кошку, как символ дьявольских сил, подбросили в костер во время сожжения Орлеанской девы. Но вскоре после этого появились новые данные, опровергающие подобную теорию.
Радиоуглеродный анализ показал, что содержащиеся в бутылке останки, по крайней мере, на несколько столетий старше, чем сама Жанна д'Арк. Дальнейшие химические исследования помогли установить, что черное покрытие мощей хоть и похоже на копоть, но по составу является бальзамировочным средством из битума, гипса, древесной смолы и ряда других веществ.
Постепенно стало понятно, что найденные останки являются частями древнеегипетских мумий человека и кошки, датированных VI-III веками до нашей эры. Средневековая медицина часто использовала мумий, как лекарственный препарат. До нас дошли рецепты, в которых описывается, как мумиё (измельченные части мумий) можно применять для компрессов против носового кровотечения.
Открытие поставило перед историками новые вопросы: была ли подделка создана предумышленно, и если это так, то кому она была выгодна? Если же "липовые" останки были созданы с целью научной или политической провокации, то как получилось, что они попали на полку провинциальной аптеки, и их обнаружение не произвело особого ажиотажа и фурора? А может это вовсе не подделка, а шутка одного из студентов-медиков, которая затянулась на десятилетия и ввела в заблуждение даже именитых историков?
В любом случае, обнаружение поддельности мощей Жанны д'Арк является ярким примером того, как различные науки могут оказать непосредственную помощь историкам в установлении истины. На разных этапах исследования были задействованы археологи, зоологи, физики, химики, генетики, а последнее слово осталось за представителями новой научной дисциплины - палеопатологии.
Обсуждения Про Жанну дАрк