Вождение автомобиля – довольно сложный процесс даже в хорошую погоду, а если на улицах и дорогах мокрая опавшая листва, туман, да еще и дождь, то все усложняется в несколько раз. Даже опытному водителю со стажем приходится нелегко, не говоря о новичках и стажерах.
А с наступлением осени такая погода будет все чаще и чаще, поэтому предлагаем вашему вниманию несколько основных правил вождения автомобиля по осенним дорогам. Следование этим правилам позволит вам избежать таких неприятностей, как ДТП, общение с сотрудниками ГИБДД (ГАИ), соучастниками ДТП, а также страховыми компаниями, что в итоге сбережет ваше здоровье, нервы и деньги.
1. Мокрый асфальт и листва
В дождливую погоду ухудшается не только видимость на проезжей части, но и сцепление колес автомобиля с дорогой, поэтому будьте внимательны и соблюдайте скоростной режим, чтобы избежать потери управляемости и опасного увеличения тормозного пути.
В первую очередь, следует опасаться грязе-пылевой пленки, которая образуется на дороге в первые минуты дождя. В это время возникает опасность заноса, скольжения и пробуксовки. В таких погодных условиях необходимо принять меры по снижению скорости, все движения и маневры следует выполнять плавно, а также избегать резких торможений.
При перестраивании помните, что движущиеся сзади вас водители на скользком покрытии могут отреагировать на ваши действия слишком поздно. Поэтому перед началом маневра подавайте сигнал чуть раньше, чем делали это летом, а собираясь затормозить, заранее слегка троньте педаль тормоза настолько, чтобы только загорелись стоп-сигналы, и только спустя несколько секунд начинайте делать замедление. Но помните, что и вы должны быть готовы к маневру впереди едущего автомобиля и держать соответствующую дистанцию.
При движении будьте осторожны в тех местах, где на дороге лежит много опавшей листвы, так как здесь сцепление шин с дорогой является особенно плохим и машина может заскользить всеми четырьмя колесами. Выровнять автомобиль в такой ситуации бывает очень нелегко, даже если он снабжен автоматической защитой от блокирования и пробуксовки колес. Чтобы такого не случилось, необходимо быть очень внимательным на засыпанных листвой участках дороги, не совершать резких маневров и, по возможности, резко не тормозить. Кстати, не помешает осторожность и при парковке во дворах. Сейчас многие автомобилисты вынуждены оставлять свои автомобили во дворах, поэтому из-за плотности маневренность невысокая, а листву тоже не всегда убирают. А покрытая утренней росой, туманом или дождем она очень скользкая. Так что будьте внимательны при парковке во дворах.
Большую опасность при вождении автомобиля также представляют собой лужи. Опытный водитель никогда не будет быстро ездить по лужам на дороге, потому что они могут скрывать под собой выбоины, ямы и другие дефекты дорожного покрытия. Кроме того, при попадании в лужу, снижается эффективность торможения, потому что вода попадает на тормозные колодки и диски. Немного просушить колодки может помочь частое прерывистое легкое нажатие на педаль тормоза.
Большую роль в безопасном управлении автомобилем играет состояние покрышек. Даже небольшие лужи при определенной скорости вызывают такое явление, как «аквапланирование», которое является одной из главных причин ДТП в осенний период. Протекторы колес не успевают выдавливать с асфальта скопившуюся воду, под ними образуется пленка, что приводит к снижению коэффициента сцепления с дорогой и потере управления автомобилем. В такой ситуации действуйте обдуманно и решительно. Во-первых, не следует менять траекторию движения автомобиля. Плавно уменьшите подачу топлива и снизьте скорость, не прибегайте к помощи педали тормоза, иначе ваш автомобиль занесет. Начинать следующий маневр следует только тогда, когда колеса будут в нормальном сцеплении и дорогой. Опасность «аквапланирования» заключается преимущественно в том, что, начав скользить в луже, водитель зачастую пытается, вращая руль в сторону заноса, во что бы то ни стало выровнять машину, как это обычно и делается, но опытные водители рекомендуют это делать только тогда, когда передние колеса поймают твердое покрытие. В противном случае, машину может потащить в противоположную сторону, и, если вовремя не отреагировать на занос, то машина может опрокинуться.
Рекомендации бывалых автомобилистов
Если впереди лужа:
* снизьте скорость;
* включите «дворники»;
* если машина стала скользить, отпустите педаль газа и попытайтесь выровнять автомобиль;
* ни в коем случае не маневрируйте (не обгоняйте, не поворачивайте), резко не тормозите;
* держите руки в верхнем секторе руля. На его непроизвольные повороты следует реагировать короткими движениями или «скупо». Так же рекомендуется и тормозить, а лучше это делать двигателем;
* пытаться крутить руль в сторону заноса не рекомендуется, тем более что вода сводит подобные действия «на нет». К тому же, как только передние колеса зацепят твердый грунт, автомобиль понесет в противоположную сторону. Здесь надо четко и вовремя успеть среагировать на повторный занос. Иначе авто может перевернуться
* когда машина выбралась из воды, просушите тормозные колодки, нажав несколько раз на педаль тормоза.
* при проезде перекрестков во время дождя будьте особенно внимательны по отношению к пешеходам, которые легко забывают об осторожности, торопясь спрятаться от дождя.
2. Движение в тумане
Главной опасностью при движении автомобиля в тумане является ограниченная видимость. В тумане искажается расстояние до объектов на дороге и дистанция между вами и впереди идущим автомобилем кажется в 1.5 – 2 раза большей, чем она есть на самом деле. Как правило, водители, ставшие виновниками аварий в тумане, думали, что держат необходимую дистанцию. Не догадываясь при этом, что происходит искажение расстояния. Кроме того, происходит изменение окраски лучей некоторых цветов, например, желтый может показаться красноватым, а зеленый – желтоватым.
Именно поэтому главным условием езды в тумане является значительное снижение скорости. Умелое пользование световыми приборами автомобиля поможет вам справиться с ограниченной видимостью. Для того, чтобы улучшить обзорность и лучше обозначить себя на дороге, включайте ближний свет или противотуманные фонари даже днем. Но ни в коем случае не включайте дальний свет, так как сильный пучок света отражается от мельчайших частиц тумана и создает впечатление «движения в молоке».
Рекомендации бывалых автомобилистов
* при попадании в полосу тумана необходимо снизить скорость и увеличить дистанцию;
* выбирать скорость при плохой видимости надо такую, чтобы была возможность вовремя остановиться;
* в тумане лучше избегать остановок, но если возникла необходимость, то снижать скорость плавно, несколько раз, нажимая на педаль тормоза, чтобы предупредить о своих намерениях других водителей;
* на дороге лучше избегать лишних маневров;
* когда машина попадает в туман, то на стеклах начинает оседать конденсат, поэтому перед поездкой не лишним будет проверить работу стеклоочистителей и во время движения периодически их включать.
3. Выполнение маневров и поворотов
В связи с изложенными выше сложностями вождения автомобиля по осенним дорогам, необходимо быть предельно внимательным при выполнении маневров. Готовьтесь к выполнению маневра заранее, сбавляйте скорость и старайтесь спрогнозировать возможные риски при выполнении поворота, например, стоящего на обочине пешехода или неопытного, «неправильного» водителя справа. При маневрах есть и свои особенности управления рулем – движения должны быть четкими и короткими. Приемы управления автомобилем на повороте в дождь практически такие же, как и при управлении на скользкой дороге. Но в дождь прохождение поворотов осложняется еще ограничением видимости и поля зрения, поэтому при выполнении поворота очень важно сохранять безопасную дистанцию с впереди идущим автомобилем. Нужно помнить, что возможность заноса из-за скользкости покрытия особенно велика на повороте. Кроме того, если вы будете ехать вплотную к впереди идущему автомобилю, то на ветровом стекле будет оседать солидный слой грязи. Особенно важно удерживать автомобиль в пределах своей полосы на повороте. Интенсивный дождь может размочить обочины так, что они покроются очень скользкой пленкой. Разница в сцепных свойствах дороги и обочины может сыграть роковую роль — автомобиль занесет. Если вы по каким-либо причинам окажетесь на размоченной обочине дороги, не нужно делать никаких резких движений рулем и педалью тормоза — этим вы только усугубите свое положение. Надо постараться плавно снизить скорость, тормозя с помощью двигателя, и вернуться на дорогу. Затем, не спеша проехать несколько метров (хорошо по луже) с тем, чтобы «промыть» протектор от набившейся грязи. Если на повороте дороги вы заметили даже неглубокую лужу, то лучше снизить скорость и проехать по ней всеми четырьмя колесами. Дело в том, что при проезде одной стороной автомобиля через лужу может возникнуть резкое увеличение сопротивления качению с этой стороны, и как следствие — неожиданный для водителя разворот машины.
Рекомендации бывалых автомобилистов
* не забывайте, что моросящий дождь опаснее ливня—на дороге образуется скользкий опасный слой грязи
* не жалейте денег на хороших «дворников», они стоят дешевле, чем разбитая из-за потери видимости и управляемости машина и утраченное здоровье
* не ленитесь заливать воду для стеклоочистителей — ваш труд окупится удобством, спокойствием и безопасностью езды в дождливую погоду
* при прохождении поворота снизьте скорость, внимательно контролируйте положение своего автомобиля на проезжей части
* не делайте резких движений рулем, тормозом, педалью акселератора
* не увлекайтесь скоростью на залитой водой дороге
* чаще протирайте стекла фар и подфарников — это облегчит условия вашего движения.
4. Вождение автомобиля ночью
В осенний период на дорогах страны, к сожалению, растет число дорожно-транспортных происшествий, особенно в темное время суток. После отпускного сезона увеличивается количество транспорта, усложняются условия дорожного движения. Так называемый переходный период, когда водители перестраиваются с летнего ритма на осенне-зимний. Именно он считается наиболее опасным. Несмотря на то, что интенсивность движения транспортных средств в темное время суток по сравнению со среднесуточной нормой уменьшается в 8—10 раз, по информации ГИБДД в России, ГАИ в Украине, в темное время суток происходит около 50% дорожно-транспортных происшествий от общего их количества. Основной причиной происшествий и несчастных случаев ночью является ухудшение видимости и в связи с этим — искажение восприятия различных объектов зрением человека. Управляя автомобилем в темное время суток, на незнакомых участках дороги, даже на небольшой скорости, водитель не всегда может спрогнозировать состояние проезжей части. Под влиянием ветра, особенно утром, на отдельных участках дороги может возникать гололедица. Чаще всего она встречается на мостах, эстакадах и загородных трасах. Неожиданностью на дороге также могут быть колдобины, ямы, открытые канализационные люки и другие препятствия, которые не ликвидированы своевременно, или не обнесены изгородью и красными фонарями. При движении со светом фар и при отсутствии светильников на дороге особенно опасными бывают ситуации, когда после длинной многокилометровой прямой встречаются закругления малого радиуса и водитель не успевает перестроиться в соответствии с новой ситуацией. Следовательно, надо особо внимательно следить за дорожной обстановкой и знаками.
Сложным местом при движении ночью являются развязки в разных уровнях. При движении с одного уровня на другой, водитель совершает достаточно сложные маневры, а светильники иногда установлены здесь так, что на некоторых участках находятся примерно на уровне глаз водителя. Это может создать такую иллюзорную обстановку, при которой легко потерять направление движения. Поэтому, если развязка в разных уровнях освещена стационарными светильниками на каждой петле съезда или на каждом элементе развязки, на ней следует снизить скорость и повысить внимание. Если же развязка освещается равномерно мощными высоко подвешенными источниками света, можно двигаться с большей скоростью, не опасаясь потерять управление. Особое внимание необходимо уделять движению в местах с ограниченной шириной.
Одно из основных нарушений, которые допускают водители в темное время суток,— это неправильное применение света и световой сигнализации. Вызывается это нарушение, как правило, всего двумя причинами:
* недостаточной квалификацией водителя
* неуважением к остальным участникам движения. Правильное переключение света служит хорошим показателем того, насколько тот или иной водитель уважает своих коллег.
Рекомендации бывалых автомобилистов
* своевременно, до начала сезона отрегулируйте свет фар
* свет фар, это большое «богатство» вашего автомобиля, поэтому об их техническом состоянии надо вспоминать днем, а пользоваться ими ночью разумно
* не экономьте на фарах, включайте их в любых условиях ограниченной видимости
* при прохождении поворота помните, что фары светят прямо, не поворачивают с той же скоростью, что и колеса автомобиля, поэтому поворот совершайте осмотрительно, на небольшой скорости
* уважая себя, уважайте других участников движения. Переключайте при встречном разъезде дальний свет на ближний. Кто знает, может быть ваш автомобиль как раз станет «камнем преткновения» для ослепленных его дальним светом встречных водителей.
1. Мокрый асфальт и листва
В дождливую погоду ухудшается не только видимость на проезжей части, но и сцепление колес автомобиля с дорогой, поэтому будьте внимательны и соблюдайте скоростной режим, чтобы избежать потери управляемости и опасного увеличения тормозного пути.
В первую очередь, следует опасаться грязе-пылевой пленки, которая образуется на дороге в первые минуты дождя. В это время возникает опасность заноса, скольжения и пробуксовки. В таких погодных условиях необходимо принять меры по снижению скорости, все движения и маневры следует выполнять плавно, а также избегать резких торможений.
При перестраивании помните, что движущиеся сзади вас водители на скользком покрытии могут отреагировать на ваши действия слишком поздно. Поэтому перед началом маневра подавайте сигнал чуть раньше, чем делали это летом, а собираясь затормозить, заранее слегка троньте педаль тормоза настолько, чтобы только загорелись стоп-сигналы, и только спустя несколько секунд начинайте делать замедление. Но помните, что и вы должны быть готовы к маневру впереди едущего автомобиля и держать соответствующую дистанцию.
При движении будьте осторожны в тех местах, где на дороге лежит много опавшей листвы, так как здесь сцепление шин с дорогой является особенно плохим и машина может заскользить всеми четырьмя колесами. Выровнять автомобиль в такой ситуации бывает очень нелегко, даже если он снабжен автоматической защитой от блокирования и пробуксовки колес. Чтобы такого не случилось, необходимо быть очень внимательным на засыпанных листвой участках дороги, не совершать резких маневров и, по возможности, резко не тормозить. Кстати, не помешает осторожность и при парковке во дворах. Сейчас многие автомобилисты вынуждены оставлять свои автомобили во дворах, поэтому из-за плотности маневренность невысокая, а листву тоже не всегда убирают. А покрытая утренней росой, туманом или дождем она очень скользкая. Так что будьте внимательны при парковке во дворах.
Большую опасность при вождении автомобиля также представляют собой лужи. Опытный водитель никогда не будет быстро ездить по лужам на дороге, потому что они могут скрывать под собой выбоины, ямы и другие дефекты дорожного покрытия. Кроме того, при попадании в лужу, снижается эффективность торможения, потому что вода попадает на тормозные колодки и диски. Немного просушить колодки может помочь частое прерывистое легкое нажатие на педаль тормоза.
Большую роль в безопасном управлении автомобилем играет состояние покрышек. Даже небольшие лужи при определенной скорости вызывают такое явление, как «аквапланирование», которое является одной из главных причин ДТП в осенний период. Протекторы колес не успевают выдавливать с асфальта скопившуюся воду, под ними образуется пленка, что приводит к снижению коэффициента сцепления с дорогой и потере управления автомобилем. В такой ситуации действуйте обдуманно и решительно. Во-первых, не следует менять траекторию движения автомобиля. Плавно уменьшите подачу топлива и снизьте скорость, не прибегайте к помощи педали тормоза, иначе ваш автомобиль занесет. Начинать следующий маневр следует только тогда, когда колеса будут в нормальном сцеплении и дорогой. Опасность «аквапланирования» заключается преимущественно в том, что, начав скользить в луже, водитель зачастую пытается, вращая руль в сторону заноса, во что бы то ни стало выровнять машину, как это обычно и делается, но опытные водители рекомендуют это делать только тогда, когда передние колеса поймают твердое покрытие. В противном случае, машину может потащить в противоположную сторону, и, если вовремя не отреагировать на занос, то машина может опрокинуться.
Рекомендации бывалых автомобилистов
Если впереди лужа:
* снизьте скорость;
* включите «дворники»;
* если машина стала скользить, отпустите педаль газа и попытайтесь выровнять автомобиль;
* ни в коем случае не маневрируйте (не обгоняйте, не поворачивайте), резко не тормозите;
* держите руки в верхнем секторе руля. На его непроизвольные повороты следует реагировать короткими движениями или «скупо». Так же рекомендуется и тормозить, а лучше это делать двигателем;
* пытаться крутить руль в сторону заноса не рекомендуется, тем более что вода сводит подобные действия «на нет». К тому же, как только передние колеса зацепят твердый грунт, автомобиль понесет в противоположную сторону. Здесь надо четко и вовремя успеть среагировать на повторный занос. Иначе авто может перевернуться
* когда машина выбралась из воды, просушите тормозные колодки, нажав несколько раз на педаль тормоза.
* при проезде перекрестков во время дождя будьте особенно внимательны по отношению к пешеходам, которые легко забывают об осторожности, торопясь спрятаться от дождя.
2. Движение в тумане
Главной опасностью при движении автомобиля в тумане является ограниченная видимость. В тумане искажается расстояние до объектов на дороге и дистанция между вами и впереди идущим автомобилем кажется в 1.5 – 2 раза большей, чем она есть на самом деле. Как правило, водители, ставшие виновниками аварий в тумане, думали, что держат необходимую дистанцию. Не догадываясь при этом, что происходит искажение расстояния. Кроме того, происходит изменение окраски лучей некоторых цветов, например, желтый может показаться красноватым, а зеленый – желтоватым.
Именно поэтому главным условием езды в тумане является значительное снижение скорости. Умелое пользование световыми приборами автомобиля поможет вам справиться с ограниченной видимостью. Для того, чтобы улучшить обзорность и лучше обозначить себя на дороге, включайте ближний свет или противотуманные фонари даже днем. Но ни в коем случае не включайте дальний свет, так как сильный пучок света отражается от мельчайших частиц тумана и создает впечатление «движения в молоке».
Рекомендации бывалых автомобилистов
* при попадании в полосу тумана необходимо снизить скорость и увеличить дистанцию;
* выбирать скорость при плохой видимости надо такую, чтобы была возможность вовремя остановиться;
* в тумане лучше избегать остановок, но если возникла необходимость, то снижать скорость плавно, несколько раз, нажимая на педаль тормоза, чтобы предупредить о своих намерениях других водителей;
* на дороге лучше избегать лишних маневров;
* когда машина попадает в туман, то на стеклах начинает оседать конденсат, поэтому перед поездкой не лишним будет проверить работу стеклоочистителей и во время движения периодически их включать.
3. Выполнение маневров и поворотов
В связи с изложенными выше сложностями вождения автомобиля по осенним дорогам, необходимо быть предельно внимательным при выполнении маневров. Готовьтесь к выполнению маневра заранее, сбавляйте скорость и старайтесь спрогнозировать возможные риски при выполнении поворота, например, стоящего на обочине пешехода или неопытного, «неправильного» водителя справа. При маневрах есть и свои особенности управления рулем – движения должны быть четкими и короткими. Приемы управления автомобилем на повороте в дождь практически такие же, как и при управлении на скользкой дороге. Но в дождь прохождение поворотов осложняется еще ограничением видимости и поля зрения, поэтому при выполнении поворота очень важно сохранять безопасную дистанцию с впереди идущим автомобилем. Нужно помнить, что возможность заноса из-за скользкости покрытия особенно велика на повороте. Кроме того, если вы будете ехать вплотную к впереди идущему автомобилю, то на ветровом стекле будет оседать солидный слой грязи. Особенно важно удерживать автомобиль в пределах своей полосы на повороте. Интенсивный дождь может размочить обочины так, что они покроются очень скользкой пленкой. Разница в сцепных свойствах дороги и обочины может сыграть роковую роль — автомобиль занесет. Если вы по каким-либо причинам окажетесь на размоченной обочине дороги, не нужно делать никаких резких движений рулем и педалью тормоза — этим вы только усугубите свое положение. Надо постараться плавно снизить скорость, тормозя с помощью двигателя, и вернуться на дорогу. Затем, не спеша проехать несколько метров (хорошо по луже) с тем, чтобы «промыть» протектор от набившейся грязи. Если на повороте дороги вы заметили даже неглубокую лужу, то лучше снизить скорость и проехать по ней всеми четырьмя колесами. Дело в том, что при проезде одной стороной автомобиля через лужу может возникнуть резкое увеличение сопротивления качению с этой стороны, и как следствие — неожиданный для водителя разворот машины.
Рекомендации бывалых автомобилистов
* не забывайте, что моросящий дождь опаснее ливня—на дороге образуется скользкий опасный слой грязи
* не жалейте денег на хороших «дворников», они стоят дешевле, чем разбитая из-за потери видимости и управляемости машина и утраченное здоровье
* не ленитесь заливать воду для стеклоочистителей — ваш труд окупится удобством, спокойствием и безопасностью езды в дождливую погоду
* при прохождении поворота снизьте скорость, внимательно контролируйте положение своего автомобиля на проезжей части
* не делайте резких движений рулем, тормозом, педалью акселератора
* не увлекайтесь скоростью на залитой водой дороге
* чаще протирайте стекла фар и подфарников — это облегчит условия вашего движения.
4. Вождение автомобиля ночью
В осенний период на дорогах страны, к сожалению, растет число дорожно-транспортных происшествий, особенно в темное время суток. После отпускного сезона увеличивается количество транспорта, усложняются условия дорожного движения. Так называемый переходный период, когда водители перестраиваются с летнего ритма на осенне-зимний. Именно он считается наиболее опасным. Несмотря на то, что интенсивность движения транспортных средств в темное время суток по сравнению со среднесуточной нормой уменьшается в 8—10 раз, по информации ГИБДД в России, ГАИ в Украине, в темное время суток происходит около 50% дорожно-транспортных происшествий от общего их количества. Основной причиной происшествий и несчастных случаев ночью является ухудшение видимости и в связи с этим — искажение восприятия различных объектов зрением человека. Управляя автомобилем в темное время суток, на незнакомых участках дороги, даже на небольшой скорости, водитель не всегда может спрогнозировать состояние проезжей части. Под влиянием ветра, особенно утром, на отдельных участках дороги может возникать гололедица. Чаще всего она встречается на мостах, эстакадах и загородных трасах. Неожиданностью на дороге также могут быть колдобины, ямы, открытые канализационные люки и другие препятствия, которые не ликвидированы своевременно, или не обнесены изгородью и красными фонарями. При движении со светом фар и при отсутствии светильников на дороге особенно опасными бывают ситуации, когда после длинной многокилометровой прямой встречаются закругления малого радиуса и водитель не успевает перестроиться в соответствии с новой ситуацией. Следовательно, надо особо внимательно следить за дорожной обстановкой и знаками.
Сложным местом при движении ночью являются развязки в разных уровнях. При движении с одного уровня на другой, водитель совершает достаточно сложные маневры, а светильники иногда установлены здесь так, что на некоторых участках находятся примерно на уровне глаз водителя. Это может создать такую иллюзорную обстановку, при которой легко потерять направление движения. Поэтому, если развязка в разных уровнях освещена стационарными светильниками на каждой петле съезда или на каждом элементе развязки, на ней следует снизить скорость и повысить внимание. Если же развязка освещается равномерно мощными высоко подвешенными источниками света, можно двигаться с большей скоростью, не опасаясь потерять управление. Особое внимание необходимо уделять движению в местах с ограниченной шириной.
Одно из основных нарушений, которые допускают водители в темное время суток,— это неправильное применение света и световой сигнализации. Вызывается это нарушение, как правило, всего двумя причинами:
* недостаточной квалификацией водителя
* неуважением к остальным участникам движения. Правильное переключение света служит хорошим показателем того, насколько тот или иной водитель уважает своих коллег.
Рекомендации бывалых автомобилистов
* своевременно, до начала сезона отрегулируйте свет фар
* свет фар, это большое «богатство» вашего автомобиля, поэтому об их техническом состоянии надо вспоминать днем, а пользоваться ими ночью разумно
* не экономьте на фарах, включайте их в любых условиях ограниченной видимости
* при прохождении поворота помните, что фары светят прямо, не поворачивают с той же скоростью, что и колеса автомобиля, поэтому поворот совершайте осмотрительно, на небольшой скорости
* уважая себя, уважайте других участников движения. Переключайте при встречном разъезде дальний свет на ближний. Кто знает, может быть ваш автомобиль как раз станет «камнем преткновения» для ослепленных его дальним светом встречных водителей.
Обсуждения Особенности вождения автомобиля на осенних дорогах