Надо сказать, в духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же многофункциональную роль которую за острённый камень выполнял в рабочий деятельности. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или другие объекты?
А может быть, тень безнравственного или человека послужила основой рисунка а отпечаток руки или ступни предшествует фигуре? Определённого отчета на эти спросы нет. Давние люди могли прийти к идее изображать экспонаты не одним, а значительными путями.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятель ности — искусству — одно из известнейших и значительных событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые понятия человека об ок ружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.
До недавнего времени учёные при держивались двух противных взглядов на оказию первобытного искусства. Одни эксперты считали древнейшими дои
сторическую натурали стическую живопись и скульптуру другие — схематические знаки и геометрические абракадабры. Сейчас боль шинство изыскателей высказывают мнение что и те и другие формы по явились примерно в одно время. Например, к числу самых древних описаний на стенах пещер эпохи палеолита относятся и отпечатки руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами корнеров копьём. Должно, первобытные люди связывали животных с их описаниями: они верили, что, "убив" их, обеспечат себе успех в будущей охоте. В подобных находках прослеживается связь между доисторическими духовными верованиями и художественной деятельностью
ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА
Первые творения первобытно го искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.
Самыми древними скульптурны ми описаниями на сегодняш ний день являются так называемые "палеолитические венерыъы — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от признанного сход ства с людским телом. Всем им присущи некоторые совпадающие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие степеней ног. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести реальную натуру, а в том, чтобы создать неизвестный обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита смерть редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульп тура выполнена из камня или кости. В истории пещерной стенописи эпохи палеолита эксперты выделяют несколько периодов В глубо кой древности приблизительно с XXX ты сячелетия до н. э.) первобытные искусники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской
Позднее приблизительно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобыт ные гравера стали больше внимания уделять тонкостям: косыми параллель ными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться до полнительными цветами (различ ными оттенками жёлтой и красной краски чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов.
Траектория контура тоже изменилась: она стала то резче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры складки кожи и густую шерсть (на пример, гривы лошадей массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случа ях контуры или наиболее вырази тельные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией. В XII тысячелетии до н. э. пещер ное мастерство достигло своего расцвета. Живопись того времени пере давала объём, перспективу, свет и пропорции фигур, оживление.
Тогда же были созданы громадные живо писные "полотна", покрывшие сво ды глубоких пещер. В 1868 г. в иберии, в периферии Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в каковую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Мар селино Саутуола, занимавшийся рас копками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стэнах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб ных пещер, найденных позже на территории Франции и испании Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятель ности — искусству — одно из известнейших и значительных событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые понятия человека об ок ружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом.
До недавнего времени учёные при держивались двух противных взглядов на оказию первобытного искусства. Одни эксперты считали древнейшими дои
сторическую натурали стическую живопись и скульптуру другие — схематические знаки и геометрические абракадабры. Сейчас боль шинство изыскателей высказывают мнение что и те и другие формы по явились примерно в одно время. Например, к числу самых древних описаний на стенах пещер эпохи палеолита относятся и отпечатки руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами корнеров копьём. Должно, первобытные люди связывали животных с их описаниями: они верили, что, "убив" их, обеспечат себе успех в будущей охоте. В подобных находках прослеживается связь между доисторическими духовными верованиями и художественной деятельностью
ИСКУССТВО ЭПОХИ ПАЛЕОЛИТА
Первые творения первобытно го искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века.
Самыми древними скульптурны ми описаниями на сегодняш ний день являются так называемые "палеолитические венерыъы — примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от признанного сход ства с людским телом. Всем им присущи некоторые совпадающие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие степеней ног. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести реальную натуру, а в том, чтобы создать неизвестный обобщённый образ женщины матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита смерть редки. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Почти вся палеолитическая скульп тура выполнена из камня или кости. В истории пещерной стенописи эпохи палеолита эксперты выделяют несколько периодов В глубо кой древности приблизительно с XXX ты сячелетия до н. э.) первобытные искусники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской
Позднее приблизительно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобыт ные гравера стали больше внимания уделять тонкостям: косыми параллель ными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться до полнительными цветами (различ ными оттенками жёлтой и красной краски чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов.
Траектория контура тоже изменилась: она стала то резче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры складки кожи и густую шерсть (на пример, гривы лошадей массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случа ях контуры или наиболее вырази тельные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией. В XII тысячелетии до н. э. пещер ное мастерство достигло своего расцвета. Живопись того времени пере давала объём, перспективу, свет и пропорции фигур, оживление.
Тогда же были созданы громадные живо писные "полотна", покрывшие сво ды глубоких пещер. В 1868 г. в иберии, в периферии Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в каковую до того был засыпан обвалом. Почти десять лет спустя испанский археолог Мар селино Саутуола, занимавшийся рас копками в этой пещере, обнаружил первобытные изображения на её стэнах и потолке. Альтамира стала первой из многих десятков подоб ных пещер, найденных позже на территории Франции и испании Ла Мут, Ла Мадлен, Труа Фрер.
В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.
Обсуждения Черты первобытного искусства