Знаменитый чернокнижник доктор Иоганн Фауст, вызывая дьявола, вынужден был в глубине ночного леса на перекрестке четырех дорог чертить на земле сложный узор, а потом, дрожа от страха, долго читать заклинания…
Особенность менталитета?
Особенность менталитета?
Наши мужчины легко обходятся в этом деле без всяких чернокнижных изысков. Ящика самой дешевой водки вполне достаточно, чтобы явка чертей была гарантирована. Сам процесс их материализации, известный в народе как «напиться до чертиков», красочно и детально описан в одном из рассказов Владимира Набокова («Памяти Л.И.Шигаева»).
«Длительным, упорным, одиноким пьянством, – сообщал знаменитый прозаик, – я довел себя до пошлейших видений, а именно: я начал видеть чертей. Видел я их каждый вечер. И под конец даже привык к их присутствию. Были они небольшие, но довольно жирные, величиной с раздобревшую жабу, мирные, вялые, чернокожие, в пупырках. Они больше ползали, чем ходили, но были неуловимы. Помнится, я купил собачью плетку и, как только их собралось достаточно на моем столе, попытался хорошенько вытянуть их, но они удивительно избежали удара…»
И это всего один абзац из долгого и красочного повествования! Согласитесь, набоковские черти описаны так достоверно, что невольно подумаешь: наверное, писатель сам испытал то, что врачи называют Delirium tremens (трясущееся безумие), а в народе кличут «белочка» или «тетя Бела» (белая горячка). Если верить психиатрам, то она возникает у хронических алкоголиков на фоне похмельного синдрома. Характерным признаком являются яркие зрительные иллюзии, переходящие в галлюцинации и бред.
Но почему перебравшим мужикам являются, как правило, черти? Ведь если одно и то же видение посещает многих, можно задуматься: а не является ли оно разновидностью реальности?
«Это особенность менталитета», – считают исследователи. И… ошибаются.
Снимки рогатых преследователей
Черти гостят не только у наших алкоголиков. Любопытна в этом отношении история, произошедшая с парижским художником Пьером Буше. Этот живописец, живший в самом конце XIX века, не оставил заметного следа в искусстве. Но его имя внесено в анналы исследователей аномальных явлений. Дело в том, что Пьер Буше увлекался новомодным тогда видом искусства – фотографией.
После одной из вечеринок с друзьями он проснулся с больной головой и с содроганием вспомнил, что всю ночь за ним во сне гонялись какие-то черти с кривыми рожами и вилами в руках. Опохмелившись стаканчиком вина, Пьер заперся в темной комнате, чтобы поработать, – ему срочно надо было отпечатать заказчикам несколько снимков.
Представьте, какой ужас испытал фотограф, когда на первой же фотопластинке проявилась физиономия одного из чертей. Впрочем, второй стакан вина сделал Пьера храбрее. И на пару с зашедшим приятелем он решил провести эксперимент. Собутыльники опять надрались до чертиков, сделав при этом несколько снимков. И на следующий день вновь на фотопластинках возникли рогатые морды…
Французская академия наук, куда Пьер Буше послал детальный отчет о проделанной «научной» работе, как можно догадаться, всерьез это не восприняла. По крайней мере, никакого ответа от академиков не последовало. Зато история попала на перо известному популяризатору всяческих природных загадок и курьезов Камилю Фламмариону.
А потом уже и в архивы исследователей аномальных явлений. Надо сказать, это далеко не единственный случай, когда удалось заснять галлюцинацию на пленку. Вот пример: почти год провел в дальнем плавании Николай Меркулов, а по возвращении собрал на радостях родню и друзей. Пили, пели, танцевали. Все было замечательно до того, как подняли тост за тещу хозяина дома. Пока Николай был в море, она умерла, вот и решили помянуть ее – хорошая была женщина! Выпили, не чокаясь, и тут-то все и началось…
«Внезапно за столом воцарилась гробовая тишина,- пишет исследователям житель Владивостока Н.Меркулов. – Все с отвисшими челюстями уставились мне за спину. Оборачиваюсь, а в темном дверном проеме, ведущем в соседнюю комнату, мерцающий силуэт – точь-в-точь баба Маня (так тещу звали)! Тут ярко мигнула фотовспышка – это мой сосед, снимавший застолье, рефлекторно нажал спуск на своем стареньком «Киеве». И наваждение исчезло. Но веселье уже разладилось, и гости стали собираться по домам.
Мы всю ночь с женой потом, вместо того чтобы любить друг друга (все-таки год меня не было!), гадали, что это могло быть. А утром сосед на нас страху нагнал – сказал, что проявил пленку и на том самом кадре полупрозрачная фигура бабы Мани…»
Конечно, и эту историю можно списать на пьяный бред, тем более что пленку, по словам самого Меркулова, он сжег от греха подальше. Но есть и более достойные доверия свидетельства, подтверждающие, что фотопленка способна фиксировать наши мыслеобразы.
В середине 70-х годов ХХ века врач-психиатр Геннадий Крохалев попробовал запечатлеть с помощью фотоаппарата видения больных, страдающих психическими расстройствами. Купив маску для подводного плавания, он убрал в ней стекло, а вместо него присоединил фотоаппарат.
Объектив этого устройства, надетого на голову пациента, был нацелен прямо в один из зрачков. И первые же эксперименты с больными алкогольным психозом (у них наиболее устойчивые зрительные галлюцинации) дали поразительные результаты. Как утверждал сам Крохалев, примерно у половины испытуемых (а исследования охватили несколько сотен человек) пленка отчетливо фиксировала галлюцинаторные образы, упоминавшиеся пациентами.
Похожие опыты совершенно независимо проводил и американский психолог Юлий Эйкзенбуд. Направляя объектив фотоаппарата «Полароид» на глаза некоего Теда Сериоса, обладающего экстрасенсорными способностями, врач велел думать о каком-нибудь объекте. Как правило, на снимке оказывалось потом его достаточно отчетливое изображение.
Но во время этих экспериментов выяснилась и совершенно неожиданная вещь – странные картинки появлялись на пленке даже в тех случаях, когда фотоаппарат не нацеливался на зрачки Теда. Тому достаточно было положить ладонь на камеру или даже просто посмотреть на нее.
Любопытная деталь – способности Сериоса проявлялись намного отчетливее, когда он находился в состоянии опьянения.
Мысли и реальность
Были и другие (похожие) эксперименты, которые позволили предположить, что человеческая мысль способна материализоваться настолько, что ее фиксируют приборы, а порой и глаза людей. Эта гипотеза, по мнению исследователей, позволяла найти разумное объяснение многим феноменам. Например, многочисленным историям о встречах с привидениями, домовыми, прочей нечистью. Ведь это могут быть «материализовавшиеся видения», рожденные кошмарами или воспаленным воображением одного человека или сразу группы людей. Укладывается в логику и тот факт, что раньше в таких контактах фигурировали преимущественно черти, лешие, русалки… А теперь людям чаще досаждают разнокалиберные пришельцы. Сказывается современное образование!
Из архива комиссии «Феномен»: итальянский исследователь Л.Бокконе в течение трех лет фотографировал небо над своей лабораторией. На некоторых снимках проявились скопления полупрозрачных монстров с клыкастыми пастями и когтистыми лапами. Бокконе назвал их криттерами, что в переводе означает «твари». По мнению ученого, это «эфирные формы жизни», обитающие в нашем пространстве. А может, пленка фиксировала в небе наши материализовавшиеся кошмары? Уж очень узнаваемыми, иллюстративными были образы этих тварей…
Что же получается? Если дело обстоит именно так, то нам нигде не укрыться от опасных видений, рожденных (случайно или злонамеренно) недобрым умом. Ведь стены не служат препятствием для проникновения таких мыслеформ. Возможный выход подсказал в своем письме некто Д.Валентинов из Санкт-Петербурга. Он пишет: «Целую неделю меня доставала навязчивая галлюцинация – черная старуха с красными горящими глазами. То она выглядывала из темного угла, то возникала прямо из стены… Кроме меня, ее никто не замечал, и я решил, что это какой-то заворот в мозгах. Но к врачу не пошел, а то еще упекут в психушку… Решил бороться своими методами. Мысленно «сотворил» Братана – был у меня такой пес, погиб несколько лет назад под колесами автомобиля. Братан появился передо мной как наяву. «Фас!» – сказал я и показал на черную бестию. Ох, что тут началось! От старухи только клочья полетели. Братану, правда, тоже доставалось. Переплелись они в один клубок и, прокатившись по полу, сгинули. Я ждал еще несколько дней: кто победит? Но никто больше не вернулся. Так Братан еще раз сослужил мне верную службу!»
Может, и правда клин клином вышибают и одну назойливую мыслеформу в состоянии нейтрализовать другая? Кто же прав? Психиатры, считающие галлюцинации свойством расстроенного разума? Аномальщики, уверенные, мол, это не что иное, как материализовавшиеся мыслеформы?
Картинки дарит мозг
Есть, впрочем, еще одно объяснение. Офтальмологам известен так называемый синдром Шарля Бонне, названный в честь открывателя – натуралиста из Швейцарии. Все началось с того, что дедушку Шарля начали донимать всяческие видения – странные люди, птицы, архитектурные сооружения… При этом дедушка, несмотря на возраст, был вполне ничего еще себе. Психическими расстройствами не страдал, алкоголь и наркотики не употреблял. Единственная зацепка – дед Бонне плохо видел. У него была катаракта. Это и позволило Бонне найти разгадку. Он опросил других людей с ограниченным зрением, и выяснилось, что многих из них посещали несуразные видения. Люди не признавались в этом лишь потому, что боялись: а вдруг их сочтут ненормальными?
Для тех, кто поражен синдромом Бонне, весь мир играет яркими красками и волшебными образами. Некоторым просто видятся плоские поверхности, покрытые несуществующим декором: художественной кладкой, изразцами, фактурной плиткой. А других посещают полноценные галлюцинации с множеством четких деталей, как в художественном фильме: они видят людей, животных, здания – в зависимости от того, что способен «наколдовать» их мозг. Эти изображения могут появляться всего на несколько секунд, а могут напоминать о себе регулярно в течение всего дня.
Иногда образы состоят из весьма банальных предметов, но порой сливаются в настоящее кино с фантастическим сюжетом.
Считается, видения возникают из-за того, что у людей с ограниченным зрением в мозгу не хватает видеоинформации. И он дополняет ее картинками, выдуманными им самим.
Этот синдром хорошо известен сегодня медикам. Но, увы, фотографий с чертями (если сообщения о них соответствуют действительности) они объяснить не могут. Так что загадка пока остается…
Игорь Кириллов,
«Тайная власть»
«Длительным, упорным, одиноким пьянством, – сообщал знаменитый прозаик, – я довел себя до пошлейших видений, а именно: я начал видеть чертей. Видел я их каждый вечер. И под конец даже привык к их присутствию. Были они небольшие, но довольно жирные, величиной с раздобревшую жабу, мирные, вялые, чернокожие, в пупырках. Они больше ползали, чем ходили, но были неуловимы. Помнится, я купил собачью плетку и, как только их собралось достаточно на моем столе, попытался хорошенько вытянуть их, но они удивительно избежали удара…»
И это всего один абзац из долгого и красочного повествования! Согласитесь, набоковские черти описаны так достоверно, что невольно подумаешь: наверное, писатель сам испытал то, что врачи называют Delirium tremens (трясущееся безумие), а в народе кличут «белочка» или «тетя Бела» (белая горячка). Если верить психиатрам, то она возникает у хронических алкоголиков на фоне похмельного синдрома. Характерным признаком являются яркие зрительные иллюзии, переходящие в галлюцинации и бред.
Но почему перебравшим мужикам являются, как правило, черти? Ведь если одно и то же видение посещает многих, можно задуматься: а не является ли оно разновидностью реальности?
«Это особенность менталитета», – считают исследователи. И… ошибаются.
Снимки рогатых преследователей
Черти гостят не только у наших алкоголиков. Любопытна в этом отношении история, произошедшая с парижским художником Пьером Буше. Этот живописец, живший в самом конце XIX века, не оставил заметного следа в искусстве. Но его имя внесено в анналы исследователей аномальных явлений. Дело в том, что Пьер Буше увлекался новомодным тогда видом искусства – фотографией.
После одной из вечеринок с друзьями он проснулся с больной головой и с содроганием вспомнил, что всю ночь за ним во сне гонялись какие-то черти с кривыми рожами и вилами в руках. Опохмелившись стаканчиком вина, Пьер заперся в темной комнате, чтобы поработать, – ему срочно надо было отпечатать заказчикам несколько снимков.
Представьте, какой ужас испытал фотограф, когда на первой же фотопластинке проявилась физиономия одного из чертей. Впрочем, второй стакан вина сделал Пьера храбрее. И на пару с зашедшим приятелем он решил провести эксперимент. Собутыльники опять надрались до чертиков, сделав при этом несколько снимков. И на следующий день вновь на фотопластинках возникли рогатые морды…
Французская академия наук, куда Пьер Буше послал детальный отчет о проделанной «научной» работе, как можно догадаться, всерьез это не восприняла. По крайней мере, никакого ответа от академиков не последовало. Зато история попала на перо известному популяризатору всяческих природных загадок и курьезов Камилю Фламмариону.
А потом уже и в архивы исследователей аномальных явлений. Надо сказать, это далеко не единственный случай, когда удалось заснять галлюцинацию на пленку. Вот пример: почти год провел в дальнем плавании Николай Меркулов, а по возвращении собрал на радостях родню и друзей. Пили, пели, танцевали. Все было замечательно до того, как подняли тост за тещу хозяина дома. Пока Николай был в море, она умерла, вот и решили помянуть ее – хорошая была женщина! Выпили, не чокаясь, и тут-то все и началось…
«Внезапно за столом воцарилась гробовая тишина,- пишет исследователям житель Владивостока Н.Меркулов. – Все с отвисшими челюстями уставились мне за спину. Оборачиваюсь, а в темном дверном проеме, ведущем в соседнюю комнату, мерцающий силуэт – точь-в-точь баба Маня (так тещу звали)! Тут ярко мигнула фотовспышка – это мой сосед, снимавший застолье, рефлекторно нажал спуск на своем стареньком «Киеве». И наваждение исчезло. Но веселье уже разладилось, и гости стали собираться по домам.
Мы всю ночь с женой потом, вместо того чтобы любить друг друга (все-таки год меня не было!), гадали, что это могло быть. А утром сосед на нас страху нагнал – сказал, что проявил пленку и на том самом кадре полупрозрачная фигура бабы Мани…»
Конечно, и эту историю можно списать на пьяный бред, тем более что пленку, по словам самого Меркулова, он сжег от греха подальше. Но есть и более достойные доверия свидетельства, подтверждающие, что фотопленка способна фиксировать наши мыслеобразы.
В середине 70-х годов ХХ века врач-психиатр Геннадий Крохалев попробовал запечатлеть с помощью фотоаппарата видения больных, страдающих психическими расстройствами. Купив маску для подводного плавания, он убрал в ней стекло, а вместо него присоединил фотоаппарат.
Объектив этого устройства, надетого на голову пациента, был нацелен прямо в один из зрачков. И первые же эксперименты с больными алкогольным психозом (у них наиболее устойчивые зрительные галлюцинации) дали поразительные результаты. Как утверждал сам Крохалев, примерно у половины испытуемых (а исследования охватили несколько сотен человек) пленка отчетливо фиксировала галлюцинаторные образы, упоминавшиеся пациентами.
Похожие опыты совершенно независимо проводил и американский психолог Юлий Эйкзенбуд. Направляя объектив фотоаппарата «Полароид» на глаза некоего Теда Сериоса, обладающего экстрасенсорными способностями, врач велел думать о каком-нибудь объекте. Как правило, на снимке оказывалось потом его достаточно отчетливое изображение.
Но во время этих экспериментов выяснилась и совершенно неожиданная вещь – странные картинки появлялись на пленке даже в тех случаях, когда фотоаппарат не нацеливался на зрачки Теда. Тому достаточно было положить ладонь на камеру или даже просто посмотреть на нее.
Любопытная деталь – способности Сериоса проявлялись намного отчетливее, когда он находился в состоянии опьянения.
Мысли и реальность
Были и другие (похожие) эксперименты, которые позволили предположить, что человеческая мысль способна материализоваться настолько, что ее фиксируют приборы, а порой и глаза людей. Эта гипотеза, по мнению исследователей, позволяла найти разумное объяснение многим феноменам. Например, многочисленным историям о встречах с привидениями, домовыми, прочей нечистью. Ведь это могут быть «материализовавшиеся видения», рожденные кошмарами или воспаленным воображением одного человека или сразу группы людей. Укладывается в логику и тот факт, что раньше в таких контактах фигурировали преимущественно черти, лешие, русалки… А теперь людям чаще досаждают разнокалиберные пришельцы. Сказывается современное образование!
Из архива комиссии «Феномен»: итальянский исследователь Л.Бокконе в течение трех лет фотографировал небо над своей лабораторией. На некоторых снимках проявились скопления полупрозрачных монстров с клыкастыми пастями и когтистыми лапами. Бокконе назвал их криттерами, что в переводе означает «твари». По мнению ученого, это «эфирные формы жизни», обитающие в нашем пространстве. А может, пленка фиксировала в небе наши материализовавшиеся кошмары? Уж очень узнаваемыми, иллюстративными были образы этих тварей…
Что же получается? Если дело обстоит именно так, то нам нигде не укрыться от опасных видений, рожденных (случайно или злонамеренно) недобрым умом. Ведь стены не служат препятствием для проникновения таких мыслеформ. Возможный выход подсказал в своем письме некто Д.Валентинов из Санкт-Петербурга. Он пишет: «Целую неделю меня доставала навязчивая галлюцинация – черная старуха с красными горящими глазами. То она выглядывала из темного угла, то возникала прямо из стены… Кроме меня, ее никто не замечал, и я решил, что это какой-то заворот в мозгах. Но к врачу не пошел, а то еще упекут в психушку… Решил бороться своими методами. Мысленно «сотворил» Братана – был у меня такой пес, погиб несколько лет назад под колесами автомобиля. Братан появился передо мной как наяву. «Фас!» – сказал я и показал на черную бестию. Ох, что тут началось! От старухи только клочья полетели. Братану, правда, тоже доставалось. Переплелись они в один клубок и, прокатившись по полу, сгинули. Я ждал еще несколько дней: кто победит? Но никто больше не вернулся. Так Братан еще раз сослужил мне верную службу!»
Может, и правда клин клином вышибают и одну назойливую мыслеформу в состоянии нейтрализовать другая? Кто же прав? Психиатры, считающие галлюцинации свойством расстроенного разума? Аномальщики, уверенные, мол, это не что иное, как материализовавшиеся мыслеформы?
Картинки дарит мозг
Есть, впрочем, еще одно объяснение. Офтальмологам известен так называемый синдром Шарля Бонне, названный в честь открывателя – натуралиста из Швейцарии. Все началось с того, что дедушку Шарля начали донимать всяческие видения – странные люди, птицы, архитектурные сооружения… При этом дедушка, несмотря на возраст, был вполне ничего еще себе. Психическими расстройствами не страдал, алкоголь и наркотики не употреблял. Единственная зацепка – дед Бонне плохо видел. У него была катаракта. Это и позволило Бонне найти разгадку. Он опросил других людей с ограниченным зрением, и выяснилось, что многих из них посещали несуразные видения. Люди не признавались в этом лишь потому, что боялись: а вдруг их сочтут ненормальными?
Для тех, кто поражен синдромом Бонне, весь мир играет яркими красками и волшебными образами. Некоторым просто видятся плоские поверхности, покрытые несуществующим декором: художественной кладкой, изразцами, фактурной плиткой. А других посещают полноценные галлюцинации с множеством четких деталей, как в художественном фильме: они видят людей, животных, здания – в зависимости от того, что способен «наколдовать» их мозг. Эти изображения могут появляться всего на несколько секунд, а могут напоминать о себе регулярно в течение всего дня.
Иногда образы состоят из весьма банальных предметов, но порой сливаются в настоящее кино с фантастическим сюжетом.
Считается, видения возникают из-за того, что у людей с ограниченным зрением в мозгу не хватает видеоинформации. И он дополняет ее картинками, выдуманными им самим.
Этот синдром хорошо известен сегодня медикам. Но, увы, фотографий с чертями (если сообщения о них соответствуют действительности) они объяснить не могут. Так что загадка пока остается…
Игорь Кириллов,
«Тайная власть»
Обсуждения Допился до чёртиков…