Один из постулатов мира:
рабы вещей часто оказываются хозяевами положения.
В последнюю четверть века доминирующей экономической доктриной, вне всякого сомнения, стал консьюмеризм. Что ж, каждому поколению - свое рабство.
рабы вещей часто оказываются хозяевами положения.
В последнюю четверть века доминирующей экономической доктриной, вне всякого сомнения, стал консьюмеризм. Что ж, каждому поколению - свое рабство.
Сила общества потребления в том, что оно необычайно привлекательно для обывателя. Можно без конца критиковать людей "кушающих попкорн и тупо смотрящих телевизор". Но кто же не хочет именно так и существовать? Зачем думать о проблемах общества и постоянно находится в мучительном поиске их решений? Да еще целенаправленно?
Можно ведь смело обо всем забыть и окунуться в вечную радость "американского праздника жизни". Поэтому таких - думающих об обществе - единицы, а массы живут в соответствии с рекламным лозунгом, который явно пришелся им по вкусу: "не лишать себя удовольствий и жить уже сегодня". То есть жевать попкорн, тратить по максимуму и не о чем не думать.
Главной движущей силой в проведении этой доктрины стали крупные международные корпорации, которые терпеливо и скрупулезно взращивали в покупателях культ потребления. Да, собственно, и продавать стали не столько сами товары, сколько моду на них.
Реклама, массовая культура, кино, индустрия моды и их порождение - всевозможные "идолы молодежи" и "иконы стиля", доходчиво объясняли обывателю, что иметь необходимый минимум одежды на сезон - признак плохого вкуса и его обладатели как бы выпадают из общества.
Штаны (читай, машины, телевизоры, мобильные телефоны, яхты…), говорили они, должны быть определенного цвета и фасона, по которым можно безошибочно определить социальное положение их обладателя. А самое главное, их должно быть много, и менять их следует как можно чаще.
"Соответствовать" означало: тратить - потреблять - тратить больше - и так без конца. Тратить было так приятно просто - разве можно себе представить успешного человека без кредитки? Сами правительства поощряли потребительский ажиотаж, пустив на полную мощь печатные станки и закрывая глаза на многие невинные, как тогда казалось, шалости банков, которые щедро снабжали людей не обеспеченной никакими материальными активами ликвидностью, поощряя на все новые покупки.
В этой эйфории, этом угаре никто и не заметил, что дело зашло слишком далеко. Система, основанная на виртуальных деньгах, действовала до поры, пока все соглашались в нее верить. Внезапная смена настроений (тот самый пресловутый кризис доверия) оставила от нее одни лишь воспоминания и печально съежившуюся пыль.
Сегодня очевидно, что потребление излишков в прежних масштабах осталось в прошлом. Те, кто сохранил доходы и имеют накопления, не спешат тратить. Другим, кому повезло меньше, тратить попросту нечего. С понижением уровня доходов повышается неопределенность в отношении будущего.
Такое состояние, скорее всего, не закончится завтра. И отчаянные попытки правительств адаптироваться в новую реальность старыми методами, типа национализации банков и т.п., неизбежно приведут к еще большему кризису.
Как известно из истории, последствия социального протеста - непременной реакции любого общества на кризис - бывали действительно разрушительными. Однако война - худший, но, по счастью, не единственный выход из подобных положений.
Нынешний экономический кризис привел мир к рождению общества нового типа, а поколения наших детей и внуков (но, может, все начнется уже с нас?!) должны будут строить совершенно новую систему экономических и социальных отношений. Отношений, основанных на иной парадигме межчеловеческих связей, другом мироустройстве. Там уже не будет доктрины консьюмеризма, но доктрина заботы о ближнем. Стремление грести под себя, потреблять будет осуждаться обществом.
Уже сегодня внимательный человек видит, что король (потребление) гол! Кризис поставил на нем крест, тем самым задав "установку" на смену власти. Так что неплохо было бы ее реализовать.
Можно ведь смело обо всем забыть и окунуться в вечную радость "американского праздника жизни". Поэтому таких - думающих об обществе - единицы, а массы живут в соответствии с рекламным лозунгом, который явно пришелся им по вкусу: "не лишать себя удовольствий и жить уже сегодня". То есть жевать попкорн, тратить по максимуму и не о чем не думать.
Главной движущей силой в проведении этой доктрины стали крупные международные корпорации, которые терпеливо и скрупулезно взращивали в покупателях культ потребления. Да, собственно, и продавать стали не столько сами товары, сколько моду на них.
Реклама, массовая культура, кино, индустрия моды и их порождение - всевозможные "идолы молодежи" и "иконы стиля", доходчиво объясняли обывателю, что иметь необходимый минимум одежды на сезон - признак плохого вкуса и его обладатели как бы выпадают из общества.
Штаны (читай, машины, телевизоры, мобильные телефоны, яхты…), говорили они, должны быть определенного цвета и фасона, по которым можно безошибочно определить социальное положение их обладателя. А самое главное, их должно быть много, и менять их следует как можно чаще.
"Соответствовать" означало: тратить - потреблять - тратить больше - и так без конца. Тратить было так приятно просто - разве можно себе представить успешного человека без кредитки? Сами правительства поощряли потребительский ажиотаж, пустив на полную мощь печатные станки и закрывая глаза на многие невинные, как тогда казалось, шалости банков, которые щедро снабжали людей не обеспеченной никакими материальными активами ликвидностью, поощряя на все новые покупки.
В этой эйфории, этом угаре никто и не заметил, что дело зашло слишком далеко. Система, основанная на виртуальных деньгах, действовала до поры, пока все соглашались в нее верить. Внезапная смена настроений (тот самый пресловутый кризис доверия) оставила от нее одни лишь воспоминания и печально съежившуюся пыль.
Сегодня очевидно, что потребление излишков в прежних масштабах осталось в прошлом. Те, кто сохранил доходы и имеют накопления, не спешат тратить. Другим, кому повезло меньше, тратить попросту нечего. С понижением уровня доходов повышается неопределенность в отношении будущего.
Такое состояние, скорее всего, не закончится завтра. И отчаянные попытки правительств адаптироваться в новую реальность старыми методами, типа национализации банков и т.п., неизбежно приведут к еще большему кризису.
Как известно из истории, последствия социального протеста - непременной реакции любого общества на кризис - бывали действительно разрушительными. Однако война - худший, но, по счастью, не единственный выход из подобных положений.
Нынешний экономический кризис привел мир к рождению общества нового типа, а поколения наших детей и внуков (но, может, все начнется уже с нас?!) должны будут строить совершенно новую систему экономических и социальных отношений. Отношений, основанных на иной парадигме межчеловеческих связей, другом мироустройстве. Там уже не будет доктрины консьюмеризма, но доктрина заботы о ближнем. Стремление грести под себя, потреблять будет осуждаться обществом.
Уже сегодня внимательный человек видит, что король (потребление) гол! Кризис поставил на нем крест, тем самым задав "установку" на смену власти. Так что неплохо было бы ее реализовать.
Обсуждения А король-то гол... Что дальше?