Пираты вышли в Мировой океан
БОЛЬШОЙ КУШ
Однако результаты пиратской деятельности оказались гораздо весомее, а тактика отличалась большей гибкостью. Главные достижения сомалийских разбойников в 2008 году таковы. Захват саудовского супертанкера «Сириус Стар», перевозившего нефть стоимостью 100 млн. долларов, показал, что нет таких гигантских судов с высоким бортом, которые нельзя взять на абордаж с моторных лодок при помощи лестниц.
Вторым знаковым событием стал захват в Индийском океане украинского сухогруза «Фаина» с оружием и боеприпасами на борту, осуществленный явно по наводке. Теперь сомалийские пираты без жалости могут выбрасывать автоматы и гранатометы за борт при приближении иностранных кораблей – этим добром они обеспечены на годы вперед.
Захват «Сириус Стар» и «Фаины» перевел на другой уровень суммы выкупа. Если до этого речь шла обычно о нескольких сотнях тысяч долларов, то за супертанкер пришлось выплатить 3 миллиона, а за «Фаину» с грузом – 3,2 миллиона. При этом передача выкупа прошла без посредников – мешки с деньгами были сброшены на парашютах с вертолетов прямо на палубы судов. Теперь пираты развернули настоящую охоту на крупные транспорты. И достигли нового большого успеха – 4 апреля завладели германским контейнеровозом Hansa Stavanger тоннажем 20 000 тонн. Нападение произошло в Индийском океане в 400 милях от сомалийского порта Кисмайо. Всего шесть бандитов с одной лодки поднялись на борт при поддержке находившегося рядом судна-базы.
Транспорт такого типа перевозит от одного до двух тысяч 20-футовых контейнеров общей стоимостью в десятки, а то и в сотни миллионов долларов. Главный результат – можно не торговаться за выкуп. Добыча в виде ходовых товаров стоит неизмеримо дороже. Это уже классическое пиратство – разграбление и распродажа груза. Последствия для судовладельца, хозяев груза и страховых компаний могут оказаться в условиях мирового кризиса весьма тяжкими, если не фатальными. Контейнеровозы уже стали главной целью для всего сомалийского «берегового братства».
Это не значит, что пираты оставляют без внимания балкеры и танкеры-химовозы. Нет, по-прежнему захватываются все суда, которые удается догнать. И если в феврале было захвачено всего два судна, то сейчас их число уже довели до восьми. При этом экипаж одного йеменского суденышка традиционной конструкции доу был ограблен, но перевозимые товары остались в целости и сохранности, поскольку перевозили их в сомалийский порт Могадишо и пираты не захотели конфликтовать с земляками-грузополучателями (да и выкуп серьезный за него не стребуешь). Потому и разрешили доу следовать по назначению.
Антипиратские действия боевых кораблей различных стран привели к резкому снижению количества нападений в Аденском заливе – главной вотчине пиратов. Однако победа эта весьма относительна. Хоть и в гораздо меньшем количестве, разбойные налеты здесь все равно продолжаются. При этом даже следование в составе конвоя под охраной боевых кораблей не всегда спасает от захвата. Так, 29 января в руки бандитов попал германский танкер Longchamp, следовавший под охраной кораблей ВМС Индии. В качестве выкупа за судно сомалийцы потребовали 6 млн. долларов. Сколько получили – неизвестно, но 28 марта судно освободили.
Главным результатом международной борьбы с пиратством стал выход сомалийских пиратских плавбаз, замаскированных под рыболовецкие суда, в Мировой океан. Начались нападения в Красном море, где раньше ни одного такого случая не было отмечено. И последовало активное освоение Индийского океана. Разбойничьи атаки здесь происходят в сотнях миль от берега. Одна из последних произошла на расстоянии почти в 1000 миль от Сомали.
Особое внимание следует обратить на захват в акватории Сейшельских островов британского туристического судна Indian Ocean Explorer. Об этом сообщил 2 апреля его владелец – компания Aquatours. Туристов на судне не было, они в это время находились на одном из островов. Оставались только семь членов экипажа. Нападение произошло возле кораллового атолла Альдабра – природного заповедника мирового значения. В эти места постоянно прибывают туристы и дайверы. Можно ожидать, что европейские любители дальних путешествий и спусков в морские глубины скоро тоже превратятся в лакомую добычу. Родственники гораздо охотнее станут платить выкуп, чем судовладельцы. И пираты нанесут сокрушительный удар по турбизнесу Сейшел и других островных государств обширного региона.
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ И ПОПУСТИТЕЛЬСТВО
Фрегат «Псара» ВМС Греции 1 апреля задержал в Аденском заливе пять сомалийских пиратов, которые атаковали торговое судно «Сиглу Тор» под норвежским флагом. Экипаж, несмотря на обстрел, отбил бандитский наскок с помощью пожарных брандспойтов. В район инцидента подошел греческий боевой корабль и настиг моторную лодку с корсарами. Но... Поскольку оружия при них не оказалось – его вовремя сбросили за борт, задержанных пришлось освободить.
Однако 2 апреля у побережья Сомали в водах возле провозгласившего независимость анклава Пунтленд вооруженные люди на нескольких моторках приблизились к двум греческим рыболовным судам и заявили, что они арестованы, так как их лицензии на лов закончились и они занимаются браконьерством. Греческие рыбаки приняли нападавших за пиратов и ответили выстрелами. В ходе перестрелки был ранен один сомалиец. Но суда были захвачены и отведены в порт Босассо. Министр рыболовства Пунтленда заявил, что с лицензиями у греков все в порядке и они имеют право заниматься промыслом. Однако другой министр – внутренних дел – так не считает.
Выяснилось также, что задержание рыбаков произвела не береговая охрана, как утверждают многие СМИ, а частная фирма, которая сама не имеет лицензии на ведение деятельности по охране побережья Сомали. Но она была нанята для этого прошлой администрацией Пунтленда. Есть все основания полагать, что захват судов из Эллады стал ответом на боевую активность греческого фрегата. Рыбаков по-прежнему удерживают в Босассо, никакой информации о них не поступает. Неизвестно, граждане каких стран входят в их экипажи. Есть основания полагать, что оружия на их борту не было, а раненый сомалиец оказался жертвой случайной пули своих партнеров по «охранной деятельности».
Однако самые плохие последствия безнаказанности и попустительства – распространение пиратства по всему миру. Среди задержанных морских разбойников уже обнаруживали граждан Йемена. Нельзя исключать, что и базироваться они могут в портах этой страны. Кстати, пора прекратить разговоры об «утлых лодочках», берущих на абордаж океанские суда. Современные шлюпки с мощными подвесными моторами, океанские траулеры, оборудованные под базы, радиолокаторы, навигационное оборудование, запасы горючего – с этим у пиратов нет никаких затруднений в разоренном бесконечной гражданской войной Сомали. Сложилась прекрасно работающая сеть снабжения, которую международное сообщество и международные силы не замечают. Или не хотят замечать.
Россия вновь направила в Аденский залив «отряд ВМФ» из одного большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Пантелеев». С собой он взял запас топлива в двух танкерах – «Ижора» и «Иркут», а также морской буксир МК-37 на случай серьезной поломки. Поскольку БПК не способен бороться с москитным флотом, то на его борту имеется подразделение морской пехоты, которое будет ловить пиратов. А БПК, очевидно, займется основным своим делом – отслеживать чужие подводные лодки в одном из ключевых районов Мирового океана. Похоже, этим же – отработкой различных боевых задач, боевым патрулированием, разведкой и демонстрацией флага – в основном занимаются и все остальные борцы с пиратством.
Если бы государства, направляющие в регион боевые корабли, действительно были заинтересованы в искоренении морского разбоя, они договорились бы о совместных действиях, координации, едином командовании и проводили бы общую операцию. А пока нет даже международного законодательства, позволяющего борьбу с пиратством и определяющего, кто такой пират и что с ним делать. Поэтому сомалийских бандитов, сбросивших за борт пулеметы, благополучно отпускают восвояси. Совершено очевидно, что живут пираты не в море, а на берегу, но как раз береговую их структуру никто не трогает.
Нельзя сказать, что патрулирование в Аденском заливе оказалось абсолютно бесполезным. Российский БПК «Адмирал Виноградов» во время своей миссии с января по конец марта провел 12 караванов в составе 54 судов из 17 стран мира. Но через залив проходит до 20 тыс. судов в год и к неторопливой проводке готовы не все. Так что это воистину капля в море. Еще наши моряки и вертолетчики помогли отбить несколько нападений и задержали нескольких разбойников, которых отдали властям Йемена.
О подобных успехах рапортуют все участники антипиратских операций у берегов Сомали. Да только снижение активности разбойников в Аденском заливе обернулось расширением зоны нападений от Красного моря до Сейшельских островов. И не надо быть провидцем, чтобы понять: она станет расширяться и дальше. Захватывать станут пассажирские суда. А к сомалийцам присоединятся и другие жители неконтролируемых побережий.
Виктор Мясников ,
НВО
БОЛЬШОЙ КУШ
Однако результаты пиратской деятельности оказались гораздо весомее, а тактика отличалась большей гибкостью. Главные достижения сомалийских разбойников в 2008 году таковы. Захват саудовского супертанкера «Сириус Стар», перевозившего нефть стоимостью 100 млн. долларов, показал, что нет таких гигантских судов с высоким бортом, которые нельзя взять на абордаж с моторных лодок при помощи лестниц.
Вторым знаковым событием стал захват в Индийском океане украинского сухогруза «Фаина» с оружием и боеприпасами на борту, осуществленный явно по наводке. Теперь сомалийские пираты без жалости могут выбрасывать автоматы и гранатометы за борт при приближении иностранных кораблей – этим добром они обеспечены на годы вперед.
Захват «Сириус Стар» и «Фаины» перевел на другой уровень суммы выкупа. Если до этого речь шла обычно о нескольких сотнях тысяч долларов, то за супертанкер пришлось выплатить 3 миллиона, а за «Фаину» с грузом – 3,2 миллиона. При этом передача выкупа прошла без посредников – мешки с деньгами были сброшены на парашютах с вертолетов прямо на палубы судов. Теперь пираты развернули настоящую охоту на крупные транспорты. И достигли нового большого успеха – 4 апреля завладели германским контейнеровозом Hansa Stavanger тоннажем 20 000 тонн. Нападение произошло в Индийском океане в 400 милях от сомалийского порта Кисмайо. Всего шесть бандитов с одной лодки поднялись на борт при поддержке находившегося рядом судна-базы.
Транспорт такого типа перевозит от одного до двух тысяч 20-футовых контейнеров общей стоимостью в десятки, а то и в сотни миллионов долларов. Главный результат – можно не торговаться за выкуп. Добыча в виде ходовых товаров стоит неизмеримо дороже. Это уже классическое пиратство – разграбление и распродажа груза. Последствия для судовладельца, хозяев груза и страховых компаний могут оказаться в условиях мирового кризиса весьма тяжкими, если не фатальными. Контейнеровозы уже стали главной целью для всего сомалийского «берегового братства».
Это не значит, что пираты оставляют без внимания балкеры и танкеры-химовозы. Нет, по-прежнему захватываются все суда, которые удается догнать. И если в феврале было захвачено всего два судна, то сейчас их число уже довели до восьми. При этом экипаж одного йеменского суденышка традиционной конструкции доу был ограблен, но перевозимые товары остались в целости и сохранности, поскольку перевозили их в сомалийский порт Могадишо и пираты не захотели конфликтовать с земляками-грузополучателями (да и выкуп серьезный за него не стребуешь). Потому и разрешили доу следовать по назначению.
Антипиратские действия боевых кораблей различных стран привели к резкому снижению количества нападений в Аденском заливе – главной вотчине пиратов. Однако победа эта весьма относительна. Хоть и в гораздо меньшем количестве, разбойные налеты здесь все равно продолжаются. При этом даже следование в составе конвоя под охраной боевых кораблей не всегда спасает от захвата. Так, 29 января в руки бандитов попал германский танкер Longchamp, следовавший под охраной кораблей ВМС Индии. В качестве выкупа за судно сомалийцы потребовали 6 млн. долларов. Сколько получили – неизвестно, но 28 марта судно освободили.
Главным результатом международной борьбы с пиратством стал выход сомалийских пиратских плавбаз, замаскированных под рыболовецкие суда, в Мировой океан. Начались нападения в Красном море, где раньше ни одного такого случая не было отмечено. И последовало активное освоение Индийского океана. Разбойничьи атаки здесь происходят в сотнях миль от берега. Одна из последних произошла на расстоянии почти в 1000 миль от Сомали.
Особое внимание следует обратить на захват в акватории Сейшельских островов британского туристического судна Indian Ocean Explorer. Об этом сообщил 2 апреля его владелец – компания Aquatours. Туристов на судне не было, они в это время находились на одном из островов. Оставались только семь членов экипажа. Нападение произошло возле кораллового атолла Альдабра – природного заповедника мирового значения. В эти места постоянно прибывают туристы и дайверы. Можно ожидать, что европейские любители дальних путешествий и спусков в морские глубины скоро тоже превратятся в лакомую добычу. Родственники гораздо охотнее станут платить выкуп, чем судовладельцы. И пираты нанесут сокрушительный удар по турбизнесу Сейшел и других островных государств обширного региона.
БЕЗНАКАЗАННОСТЬ И ПОПУСТИТЕЛЬСТВО
Фрегат «Псара» ВМС Греции 1 апреля задержал в Аденском заливе пять сомалийских пиратов, которые атаковали торговое судно «Сиглу Тор» под норвежским флагом. Экипаж, несмотря на обстрел, отбил бандитский наскок с помощью пожарных брандспойтов. В район инцидента подошел греческий боевой корабль и настиг моторную лодку с корсарами. Но... Поскольку оружия при них не оказалось – его вовремя сбросили за борт, задержанных пришлось освободить.
Однако 2 апреля у побережья Сомали в водах возле провозгласившего независимость анклава Пунтленд вооруженные люди на нескольких моторках приблизились к двум греческим рыболовным судам и заявили, что они арестованы, так как их лицензии на лов закончились и они занимаются браконьерством. Греческие рыбаки приняли нападавших за пиратов и ответили выстрелами. В ходе перестрелки был ранен один сомалиец. Но суда были захвачены и отведены в порт Босассо. Министр рыболовства Пунтленда заявил, что с лицензиями у греков все в порядке и они имеют право заниматься промыслом. Однако другой министр – внутренних дел – так не считает.
Выяснилось также, что задержание рыбаков произвела не береговая охрана, как утверждают многие СМИ, а частная фирма, которая сама не имеет лицензии на ведение деятельности по охране побережья Сомали. Но она была нанята для этого прошлой администрацией Пунтленда. Есть все основания полагать, что захват судов из Эллады стал ответом на боевую активность греческого фрегата. Рыбаков по-прежнему удерживают в Босассо, никакой информации о них не поступает. Неизвестно, граждане каких стран входят в их экипажи. Есть основания полагать, что оружия на их борту не было, а раненый сомалиец оказался жертвой случайной пули своих партнеров по «охранной деятельности».
Однако самые плохие последствия безнаказанности и попустительства – распространение пиратства по всему миру. Среди задержанных морских разбойников уже обнаруживали граждан Йемена. Нельзя исключать, что и базироваться они могут в портах этой страны. Кстати, пора прекратить разговоры об «утлых лодочках», берущих на абордаж океанские суда. Современные шлюпки с мощными подвесными моторами, океанские траулеры, оборудованные под базы, радиолокаторы, навигационное оборудование, запасы горючего – с этим у пиратов нет никаких затруднений в разоренном бесконечной гражданской войной Сомали. Сложилась прекрасно работающая сеть снабжения, которую международное сообщество и международные силы не замечают. Или не хотят замечать.
Россия вновь направила в Аденский залив «отряд ВМФ» из одного большого противолодочного корабля (БПК) «Адмирал Пантелеев». С собой он взял запас топлива в двух танкерах – «Ижора» и «Иркут», а также морской буксир МК-37 на случай серьезной поломки. Поскольку БПК не способен бороться с москитным флотом, то на его борту имеется подразделение морской пехоты, которое будет ловить пиратов. А БПК, очевидно, займется основным своим делом – отслеживать чужие подводные лодки в одном из ключевых районов Мирового океана. Похоже, этим же – отработкой различных боевых задач, боевым патрулированием, разведкой и демонстрацией флага – в основном занимаются и все остальные борцы с пиратством.
Если бы государства, направляющие в регион боевые корабли, действительно были заинтересованы в искоренении морского разбоя, они договорились бы о совместных действиях, координации, едином командовании и проводили бы общую операцию. А пока нет даже международного законодательства, позволяющего борьбу с пиратством и определяющего, кто такой пират и что с ним делать. Поэтому сомалийских бандитов, сбросивших за борт пулеметы, благополучно отпускают восвояси. Совершено очевидно, что живут пираты не в море, а на берегу, но как раз береговую их структуру никто не трогает.
Нельзя сказать, что патрулирование в Аденском заливе оказалось абсолютно бесполезным. Российский БПК «Адмирал Виноградов» во время своей миссии с января по конец марта провел 12 караванов в составе 54 судов из 17 стран мира. Но через залив проходит до 20 тыс. судов в год и к неторопливой проводке готовы не все. Так что это воистину капля в море. Еще наши моряки и вертолетчики помогли отбить несколько нападений и задержали нескольких разбойников, которых отдали властям Йемена.
О подобных успехах рапортуют все участники антипиратских операций у берегов Сомали. Да только снижение активности разбойников в Аденском заливе обернулось расширением зоны нападений от Красного моря до Сейшельских островов. И не надо быть провидцем, чтобы понять: она станет расширяться и дальше. Захватывать станут пассажирские суда. А к сомалийцам присоединятся и другие жители неконтролируемых побережий.
Виктор Мясников ,
НВО
Обсуждения Пираты вышли в Мировой океан