"Разве нет общей почвы, на которой голова и сердце могли бы встретиться, помогая друг другу, становясь при помощи друг друга более эффективными в поисках абсолютной истины и получая при этом равное удовлетворение?"
(Гендель М. "Космогоническая концепция")
(Гендель М. "Космогоническая концепция")
Наша позитивистская наука, ориентированная в целом на теоретическое обобщение практического опыта, на осознание существующей практики, возможно, претерпевает в последние десятилетия переход на качественно новый виток своего развития. Свидетельством тому являются, с одной стороны, открытие новых видов энергии, развитие нанотехнологий, бум генной инженерии, нетрадиционные методы исследования человека, его потенциальных природных возможностей и др. Все эти направления исследований в основном характеризуются проникновением в микроматерию, в так называемые "тонкие миры (планы)", невидимые нашими физическими глазами. С другой стороны, наблюдаются феноменальные космические явления, раскрывающие новые грани макромира. Как отметил академик Ф.А. Цицин [1] , "В наши дни в общей космофизической картине мира…" "…прослеживаются тенденции к существенному изменению...", благодаря появлению новых методов исследования Вселенной и новых ранее неизвестных теоретических подходов. Цель данной статьи - не анализ тенденций развития науки, а желание напомнить о новой доминирующей направленности пытливой мысли человека, проявляющейся в возникновении новых научных направлений и общественных явлений таких как, например, система совершенствования Фалунь Дафа [2].
Иногда в средствах массовой информации можно встретиться с мнением о Фалунь Дафа (Фалуньгун), сформированном поверхностной односторонней информацией, а также исходящим из стереотипной позиции негативного отношения почти к любой духовной практике, появившейся в России за последние десятилетия. Внедренные коммунистической идеологией в сознание советских людей материализм и атеизм сказываются в неприятии существования духовной науки. Подобные учения подвергались резкой критике со стороны марксистской философии, изобличающей в них религиозно-мистические черты. Но время все расставляет по своим местам. Внутренняя духовная потребность человека в познании невидимого сверхчувственного мира непременно находит возможность для своей реализации.
Так, антропософия, которая называлась марксизмом "мистическим декадентским учением", сейчас нашла своих сторонников и в России. Последователи этой духовной науки свои знания используют в практической деятельности, например, в излечении больных, в обучении и воспитании детей, в ведении сельского хозяйства и т.д. Основатель антропософии Рудольф Штайнер проводил исследования по развитию человека, ведущему совершенствующегося к постижению сверхчувственных миров [3]. Он заметил, что "в действительности же нет ни одного научного положения, которое бы входило в противоречие с духовным исследованием", что, чем беспристрастнее мы будем осуществлять их сопоставление, "тем полнее выявится и их полное взаимное согласие".
Может быть, данная "взаимность" наблюдается потому, что наука всегда потенциально была готова в своем развитии перейти от позитивизма к духовности или к их слиянию? Видимо, неслучайно некоторые ученые в результате своих исследований пришли к признанию существования Бога как высшего разума (например, А.Эйнштейн, М.Планк, Л.Пастер и др.), а иные, сверх того, к выводам о высокой нравственности как условии дальнейшего существования человечества [4]. Появились объединения ученых, например, Международная академия информациологии и др., занимающиеся исследованием "сверъестественных" свойств человека и природы (поиск "законов гармонии мира", фиксирование с помощью фотографирования мыслей, ауры…) [5]. Ни у кого не возникает мысли назвать подобные новые явления общественности "религией" или "сектой", поскольку формы, в которые они облачены, являются привычными, а число их приверженцев не превышает десятков, сотен. Если же вновь возникшая духовная наука нестандартна по своей форме, то это кажется людям подозрительным, а если она еще насчитывает десятки миллионов своих последователей, то противники спешат наклеивать различные ярлыки, даже не стремясь разобраться в существе дела.
В таком положении оказалась основанная и обнародованная в 1992 г. китайским мастером Ли Хунчжи система совершенствования Фалуньгун, базирующаяся на науке о сверхъестественном "Фалунь Дафа" ("Великий Закон Будды Фалунь"), изложенной Ли Хунчжи в книге "Чжуань Фа-лунь" ("Вращение колеса Закона") [6,7]. Фалунь Дафа учит, что коренным свойством Вселенной является "Чжэнь Шань Жэнь", что можно перевести как "Истина Доброта Терпение". "Руководствуясь наивысшим свойством Вселенной и следуя принципу эволюции Вселенной в самосовершенствовании, мы совершенствуемся по Дафа и великому Дао" [2 , с.287]. Ли Хунчжи говорит, что какова высота духовности человека (чистота его сердца, помыслов), такова и сила его энергетического наполнения, которая может пробудить потенциальные возможности человеческого тела, именуемые экстрасенсорностью (сказанное здесь - краткая интерпретация автора). Все, что не противоречит "Чжэнь Шань Жэнь", пребывает в гармонии с Вселенной, поэтому практикующие Фалуньгун стремятся совершенствовать себя в соответствии с этим свойством, проявляя себя в социальной среде с наилучших моральных и нравственных сторон, не противопоставляя, а следуя принятым законам существования общества. Ученики Фалунь Дафа в первую очередь должны отказаться от преследования корыстных личных целей, ставя во главу угла интересы других, интересы общества. Фалуньгун является методом полного совершенствования души и тела, поэтому его последователи выполняют комплексы энергетических упражнений, следствием которых является оздоровление и укрепление организма, а также энергетическое преобразование тела. "Телодвижения являются составной частью полной гармонии и полного совершенства настоящего Дафа" [Там же]. Без совершенствования своего сердца (повышения морали и нравственности) одними упражнениями не увеличить энергетику, а без практики (телодвижений) рост энергии задерживается, не происходит преобразование тела практикующего. "Данный Закон гармоничен и озарен мудростью. Его приемы простые. Великий Дао всегда прост и доступен" [2, с.288].
В настоящее время по системе Ли Хунчжи совершенствуются, учатся, работают и живут более чем в 70 странах около 100 миллионов человек из разных слоев общества. Метод Фалунь Дафа ориентирован на образ жизни современного человека, который, не удаляясь из общества, может заниматься своим совершенствованием. Подобными методами раньше занимались исключительно в глухих горах, дремучих лесах; причем, они изустно передавались от учителя единственному преемнику. Самосовершенствование по Фалуньгун не требуют никакой формы. Люди собираются, чтобы вместе делать упражнения и обмениваться опытом. И хотя фактически Фалуньгун - это не объединение и тем более не религиозное, но для удобства контактов с властями, СМИ и другими организациями, согласно действующему законодательству, как в России, так и во многих других странах, регистрируются некоммерческие ассоциации или добровольные общественные объединения Фалуньгун.
Если относить к религии какую-либо форму общественного сознания или явления только на основании того, что в них есть элементы веры в сверхъестественное, то не следование ли это обывательским представлениям? Конечно, для материалистов "сверхъестественное" - значит ре-лигиозное, а, следовательно, ненаучное. Почему Фалуньгун не является религией? Прежде всего, наверное, следует разделить такие понятия как религия и вера.
Религия является общественным институтом, и хотя непременным ее условием является вера в сверхъестественное, как утверждается в философии, она характеризуется еще культом, наличием храмов и культовых служителей, то есть профессионалов от религии. Быть религиозным для общественного явления, значит, обладать всем набором данных характеристик; быть религиозным для человека - быть активным участником, принадлежать этому религиозному институту.
Фалуньгун не имеет ни храмов - занятия проходят в парках, скверах или временно арендуемых помещениях; ни служителей - так называемые "консультанты" - это любые практикующие, хорошо выполняющие упражнения и обучающие им новичков (обучение и занятия бесплатные); не имеет обрядово-магических действий, не имеет объекта для поклонения.
"Вера - бездоказательное признание истинности того или иного явления". [8, с.56] Наличие у человека веры, в частности в Бога, как в высшее существо или как в нравственный порядок вещей, говорит о духовности человека, но не о религиозности. Ученики Фалунь Дафа верят в существование высших живых существ, в нравственный порядок мироздания в соответствии с принципами Истины, Доброты, Терпения, то есть они обладают верой, отличной от религиозной, выражаясь точнее, обладают пониманием и убежденностью.
На самом деле, Фалунь Дафа является наукой о сверхъестественном. Что такое наука, если рассматривать ее не как общественный институт, а как инструмент познания? "Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний…" [8, с.266] Сверхъестественное, доказанное экспериментально, переходит в категорию науки. Фалунь Дафа является неограниченным источником получения новых знаний о Вселенной, человеке, обо всех живых существах для тех, кто занимается совершенствованием в рамках мировоззрения данной науки.
Некоторые положения Фалунь Дафа уже сейчас находят подтверждение в теоретических и практических исследованиях ученых традиционного позитивистского подхода. Так утверждение Ли Хунчжи о том, что микроскопические частицы энергии совершенствования (Гун) имеют образ тела совершенствующегося, а также что каждая клетка человека представляет собой образ его тела, перекликается с научными выводами Ершовой О.П., канд.психол.наук, академика МАН, о том, что "И в микромасштабе (поле молекулы льда), и в макромасштабе (поле нашей планеты) поддержива-ется и сберегается человеческая форма!"[5] Утверждение в "Чжуань Фалунь" о том, что человече-ское тело представляет собой микровселенную, и что "Одна песчинка напоминает нам Вселенную, в ней есть люди с таким, как и у нас, умом, есть такие же планеты, есть горы и реки. Это звучит мистически!" [2, с.52] аналогичны высказыванию Лейбница [9], основателя интегрального и дифференциального исчисления: "Каждую частицу материального мира можно представить как сад, полный растений, как водоем, полный рыб. При этом каждая веточка растения, каждая рыбка, каждая капля росы является таким же садом или таким же водоемом". А объясняемое мастером Ли Хунчжи материальное содержание мышления человека уже является бесспорным фактом, о чем, например, высказался доктор физико-математических наук А.В. Московский в своём интервью газете "Чистый мир" (№4, 1996 г.): "Основа мира - Сознание, носителем которого выступают спинторсионные поля. Слова и мысли - торсионы, творящие явления мира". Ли Хунчжи говорит, что дурные мысли и низкие устремления "загрязняют" организм человека, создавая негативное "поле черной материи", которое "носит характер инь" и является в других невидимых пространствах благоприятной средой для возникновения болезни. К таким выводам пришел в своих исследованиях и научный коллектив Международного Института Социальной Экологии, ректор и научный руководитель которого Губанов В.В. [10, с.560] пишет: "В первую очередь любое заболевание - это психоэнергетическое поражение, и только вторично страдает телесная оболочка человека". "Они [вирусы] возникают в организме человека за счет специфически генерируемой им самим палитры его мозговых излучений!". Можно привести еще много примеров непротиворечивости научных принципов Фалунь Дафа, познанных человеком "нетипичным" методом познания (в процессе совершенствования), результатам современных научных исследований.
Каждая конкретная наука имеет основные атрибуты: объект исследования и методы исследования. Объектом исследования в Фалунь Дафа, говоря обобщенно, является человек и Вселенная со всем многообразием их связей и закономерностей. Подобная характеристика не исчерпывает всей глубины направленности исследования в Фалунь Дафа, поскольку, чем совершеннее исследователь, тем разнообразнее объекты исследования, тем глубже и шире степень познания. В данной системе совершенствования идет процесс познания, процесс изменения себя.
Если слепой не видит свет и цвет, то это не значит, что они не существуют, что они нереальны. Точно также тот факт, что большинство людей не видят другие пространства, не доказывает, что их никто не видит. О невидимых пространственно-временных континуумах высказывался один из ведущих физиков-теоретиков современности доктор физико-математических наук Дэвид Дейч [12]: "Все возможные события, все мыслимые изменения в наших жизнях должны существовать. Мы живем не в единственной вселенной, а в обширных многочисленных пространствах".
Методом исследования в Фалунь Дафа является умозрение, интуиция как способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения. Даже настоящая позитивистская наука не отрицает интуицию, доказательством чего являются аксиомы, всегда рассматриваемые как априорно истинные предположения или как нечто интуитивно очевидное. Психология творческим компонентом деятельности человека считает интуицию, правда, как "некоторый "спрессованный опыт"" [11, с.230]. При интуитивном решении задачи "способ решения при этом не осознается; оно [решение] субъективно переживается как неожиданное, как инсайт" [Там же].
Психология считает, что в интуиции "своеобразно соединяются образное и понятийное мышление… Логика и оперирование образами выступают в неразрывном единстве" [Там же].
В 2002 г. в Англии в Кембридже состоялся Первый международный Конгресс на тему "Наука и культура будущего", в котором приняли участие ученые и эксперты из большинства стран Европы, а также Канады, Америки, Австралии, Тайваня и Японии. Основная тема - новый феномен, созданный в процессе изучения Фалунь Дафа: рассмотрение науки и культуры всесторонними и многообразными способами, благодаря духовному просветлению через совершенствование. Докладчики осветили новые перспективы и результаты, которых сумели добиться в своих областях, благодаря практике Фалунь Дафа. Работа Конгресса велась по 4-м секциям: биология и медицина, новые идеи в науке, социология и экология, человечество и культура. Это была замечательная возможность рассказать о науке и культуре будущего, концепции которых заложены в глубоком учении Фалунь Дафа, и большинство из которых невозможно постичь, руководствуясь современными научными теориями.
В том же году в апреле в Бостоне, Университет Гарварда (США), проводился симпозиум "Наука будущего", посвященный проблеме расширения границ научных исследований, поиске стимула и условий крупных достижений в научной работе. Ученые, совершенствующиеся по Фалунь Дафа, смогли прийти к новому пониманию действительности. Так, на симпозиуме демонстрировалось инновационное исследование Масару Емото (Masaru Emoto), M.D., из Института Хадо (Япония) в области кристаллических структур в виде результата "Вода имеет чувства" (аналогичные результаты получены в России). Рональд Маллетт, Ph.D. Университета Штата Коннектикут, выступил с докладом "Путешествие во времени: возможность или парадокс"; иммунология и молекулярная биология были представлены докладом Ли Фэн, M.D., Baylor Медицинский Центр, "Брошен вызов человеческой смертности". Своими размышлениями о современной модели медицин-ского обслуживания с применением древней восточной медицины поделился Чжингдуан Янг, M.D., Университет Томаса Джефферсона, выступив с докладом "Совершенствование - путь назад к природе" и еще ряд других выступлений. Доклады и дискуссии раскрыли перспективу для ученых, интеллектуалов и пытливых людей, которую предоставляет учение Фалунь Дафа.
Примечательно, что новое чаще всего с трудом находит признание в этом мире. Особенно это касается чего-либо значимого и кардинально нового. Не обошла судьба в этом смысле и Фа-луньгун. Необходимо сказать о факте незаконного запрета в Китае Фалуньгун в 1999 году и о преследовании его последователей китайскими властями. (Перед этим Фалуньгун, демонстрирующий очевидный оздоровительный эффект, имел в течение 7 лет поддержку и одобрение со стороны государства.) Преследование Фалуньгун китайскими властями, распространяемое в виде лжи и клеветы также и в других странах, получило осуждение мировой общественности, а против его организатора, бывшего политического лидера Цзян Цзэминя, во многих странах поданы иски по обвинению в геноциде и пытках [13]. Все случаи преследования последователей Фалуньгун являются нарушением прав человека, поскольку не позволяют людям иметь отличные от коммунистической идеологии убеждения. Коммунистическая идеология не терпит инакомыслия. Даже в Китае запрет Фалуньгун не имеет законной конституционной основы.
Любой человек может начать заниматься Фалунь Дафа и в любой момент по своему желанию оставить эту практику. Вполне вероятно, что при такой открытости и массовости причислить себя к практикующим Фалуньгун может любой провокатор и психически ненормальный человек. Не каждый человек, делающий упражнения Фалуньгун, является учеником, последователем. Вот почему (но и не только поэтому) слова мастера Ли Хунчжи об вторичности упражнений предваряют текст "Чжуань Фалунь" [2]. Настоящий ученик Фалунь Дафа, в первую очередь, повышает свою нравственность, следуя наставлениям Учителя, который говорит, что "никому нельзя убивать живые существа" [2, с. 199], что "Человек должен сохранять свою жизнь и нормальный быт" [2, с. 203].
Во Франции в прошлом году на порочащую Фалуньгун фотовыставку китайских властей пришли двое католических монахов, которые после просмотра задали ее устроителям следующий вопрос: "Если отдельные христиане совершают самоубийства и убийства, означает ли это, что учение Христа плохое?" Ответа не последовало.
Вопреки клевете и злобному преследованию на родине, Фалунь Дафа в силу своей глубочайшей мудрости, нравственной чистоты и простоты постоянно привлекает во всем мире сердца и умы людей, находящихся в духовном поиске. Нашедшие Фалунь Дафа остаются удовлетворенные умом и радостны сердцем.
Автор статьи имеет смелость надеяться, что, насколько это возможно в такой короткой статье, показал позитивную направленность и научный характер системы совершенствования Фалунь Дафа. Возможно, заинтересованный читатель как человек, природа которого изначально обладает свойством Вселенной, то есть честностью, добротой и терпимостью, без предвзятости ознакомившись подробнее с Фалунь Дафа и с мировой информацией, касающейся этой системы совершенствования [13,14] , сформирует для себя объективное суждение о данном учении.
Литература:
1. Цицин Ф.А. Астрономическая картина мира: новые аспекты // Астрономия и современная картина мира. - М., 1996. - 247 с.
2. Ли Хунчжи ФАЛУНЬ ДАФА. М.: Изд. РУДН, 1999. 339 с.
3. Рудольф Штайнер "Как достигнуть познания высших миров?" - Ереван: Изд. "Ной", 1992. 154 с.
4. Репьев С.И. Биологическая наука на грани тысячелетий // Международный информацион-ный бюллетень. - 2001. № 16.
5. Ершова О.П., Колесников В.Ф."Тайны" творческого потенциала"//Потенциал. - 2001. №1. С.74-78
6. Li Hongzhi, "Zhuan Falun", The Universe Publishing Company, 2000
7. Ли Хунчжи ЧЖУАНЬ ФАЛУНЬ. Санкт-Петербург.: Изд. "Викторита", 1997. 335 с.
8. Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя. 3-е изд. М.: "Издательство политической литературы", 1975. 495 с
9. N.Rescher, "G.W.Leibniz''''s Monadology", University of Pittsburgh Press, 1991.
10. Губанов В.В. Атипичная пневмония - это далеко не только вирус! // Жизнь и безопасность. - 2003. № 3-4. С.560-573
11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
12. T.Folger, "Quantum Shmantum", "Discover", September 2001.
Иногда в средствах массовой информации можно встретиться с мнением о Фалунь Дафа (Фалуньгун), сформированном поверхностной односторонней информацией, а также исходящим из стереотипной позиции негативного отношения почти к любой духовной практике, появившейся в России за последние десятилетия. Внедренные коммунистической идеологией в сознание советских людей материализм и атеизм сказываются в неприятии существования духовной науки. Подобные учения подвергались резкой критике со стороны марксистской философии, изобличающей в них религиозно-мистические черты. Но время все расставляет по своим местам. Внутренняя духовная потребность человека в познании невидимого сверхчувственного мира непременно находит возможность для своей реализации.
Так, антропософия, которая называлась марксизмом "мистическим декадентским учением", сейчас нашла своих сторонников и в России. Последователи этой духовной науки свои знания используют в практической деятельности, например, в излечении больных, в обучении и воспитании детей, в ведении сельского хозяйства и т.д. Основатель антропософии Рудольф Штайнер проводил исследования по развитию человека, ведущему совершенствующегося к постижению сверхчувственных миров [3]. Он заметил, что "в действительности же нет ни одного научного положения, которое бы входило в противоречие с духовным исследованием", что, чем беспристрастнее мы будем осуществлять их сопоставление, "тем полнее выявится и их полное взаимное согласие".
Может быть, данная "взаимность" наблюдается потому, что наука всегда потенциально была готова в своем развитии перейти от позитивизма к духовности или к их слиянию? Видимо, неслучайно некоторые ученые в результате своих исследований пришли к признанию существования Бога как высшего разума (например, А.Эйнштейн, М.Планк, Л.Пастер и др.), а иные, сверх того, к выводам о высокой нравственности как условии дальнейшего существования человечества [4]. Появились объединения ученых, например, Международная академия информациологии и др., занимающиеся исследованием "сверъестественных" свойств человека и природы (поиск "законов гармонии мира", фиксирование с помощью фотографирования мыслей, ауры…) [5]. Ни у кого не возникает мысли назвать подобные новые явления общественности "религией" или "сектой", поскольку формы, в которые они облачены, являются привычными, а число их приверженцев не превышает десятков, сотен. Если же вновь возникшая духовная наука нестандартна по своей форме, то это кажется людям подозрительным, а если она еще насчитывает десятки миллионов своих последователей, то противники спешат наклеивать различные ярлыки, даже не стремясь разобраться в существе дела.
В таком положении оказалась основанная и обнародованная в 1992 г. китайским мастером Ли Хунчжи система совершенствования Фалуньгун, базирующаяся на науке о сверхъестественном "Фалунь Дафа" ("Великий Закон Будды Фалунь"), изложенной Ли Хунчжи в книге "Чжуань Фа-лунь" ("Вращение колеса Закона") [6,7]. Фалунь Дафа учит, что коренным свойством Вселенной является "Чжэнь Шань Жэнь", что можно перевести как "Истина Доброта Терпение". "Руководствуясь наивысшим свойством Вселенной и следуя принципу эволюции Вселенной в самосовершенствовании, мы совершенствуемся по Дафа и великому Дао" [2 , с.287]. Ли Хунчжи говорит, что какова высота духовности человека (чистота его сердца, помыслов), такова и сила его энергетического наполнения, которая может пробудить потенциальные возможности человеческого тела, именуемые экстрасенсорностью (сказанное здесь - краткая интерпретация автора). Все, что не противоречит "Чжэнь Шань Жэнь", пребывает в гармонии с Вселенной, поэтому практикующие Фалуньгун стремятся совершенствовать себя в соответствии с этим свойством, проявляя себя в социальной среде с наилучших моральных и нравственных сторон, не противопоставляя, а следуя принятым законам существования общества. Ученики Фалунь Дафа в первую очередь должны отказаться от преследования корыстных личных целей, ставя во главу угла интересы других, интересы общества. Фалуньгун является методом полного совершенствования души и тела, поэтому его последователи выполняют комплексы энергетических упражнений, следствием которых является оздоровление и укрепление организма, а также энергетическое преобразование тела. "Телодвижения являются составной частью полной гармонии и полного совершенства настоящего Дафа" [Там же]. Без совершенствования своего сердца (повышения морали и нравственности) одними упражнениями не увеличить энергетику, а без практики (телодвижений) рост энергии задерживается, не происходит преобразование тела практикующего. "Данный Закон гармоничен и озарен мудростью. Его приемы простые. Великий Дао всегда прост и доступен" [2, с.288].
В настоящее время по системе Ли Хунчжи совершенствуются, учатся, работают и живут более чем в 70 странах около 100 миллионов человек из разных слоев общества. Метод Фалунь Дафа ориентирован на образ жизни современного человека, который, не удаляясь из общества, может заниматься своим совершенствованием. Подобными методами раньше занимались исключительно в глухих горах, дремучих лесах; причем, они изустно передавались от учителя единственному преемнику. Самосовершенствование по Фалуньгун не требуют никакой формы. Люди собираются, чтобы вместе делать упражнения и обмениваться опытом. И хотя фактически Фалуньгун - это не объединение и тем более не религиозное, но для удобства контактов с властями, СМИ и другими организациями, согласно действующему законодательству, как в России, так и во многих других странах, регистрируются некоммерческие ассоциации или добровольные общественные объединения Фалуньгун.
Если относить к религии какую-либо форму общественного сознания или явления только на основании того, что в них есть элементы веры в сверхъестественное, то не следование ли это обывательским представлениям? Конечно, для материалистов "сверхъестественное" - значит ре-лигиозное, а, следовательно, ненаучное. Почему Фалуньгун не является религией? Прежде всего, наверное, следует разделить такие понятия как религия и вера.
Религия является общественным институтом, и хотя непременным ее условием является вера в сверхъестественное, как утверждается в философии, она характеризуется еще культом, наличием храмов и культовых служителей, то есть профессионалов от религии. Быть религиозным для общественного явления, значит, обладать всем набором данных характеристик; быть религиозным для человека - быть активным участником, принадлежать этому религиозному институту.
Фалуньгун не имеет ни храмов - занятия проходят в парках, скверах или временно арендуемых помещениях; ни служителей - так называемые "консультанты" - это любые практикующие, хорошо выполняющие упражнения и обучающие им новичков (обучение и занятия бесплатные); не имеет обрядово-магических действий, не имеет объекта для поклонения.
"Вера - бездоказательное признание истинности того или иного явления". [8, с.56] Наличие у человека веры, в частности в Бога, как в высшее существо или как в нравственный порядок вещей, говорит о духовности человека, но не о религиозности. Ученики Фалунь Дафа верят в существование высших живых существ, в нравственный порядок мироздания в соответствии с принципами Истины, Доброты, Терпения, то есть они обладают верой, отличной от религиозной, выражаясь точнее, обладают пониманием и убежденностью.
На самом деле, Фалунь Дафа является наукой о сверхъестественном. Что такое наука, если рассматривать ее не как общественный институт, а как инструмент познания? "Наука - сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний…" [8, с.266] Сверхъестественное, доказанное экспериментально, переходит в категорию науки. Фалунь Дафа является неограниченным источником получения новых знаний о Вселенной, человеке, обо всех живых существах для тех, кто занимается совершенствованием в рамках мировоззрения данной науки.
Некоторые положения Фалунь Дафа уже сейчас находят подтверждение в теоретических и практических исследованиях ученых традиционного позитивистского подхода. Так утверждение Ли Хунчжи о том, что микроскопические частицы энергии совершенствования (Гун) имеют образ тела совершенствующегося, а также что каждая клетка человека представляет собой образ его тела, перекликается с научными выводами Ершовой О.П., канд.психол.наук, академика МАН, о том, что "И в микромасштабе (поле молекулы льда), и в макромасштабе (поле нашей планеты) поддержива-ется и сберегается человеческая форма!"[5] Утверждение в "Чжуань Фалунь" о том, что человече-ское тело представляет собой микровселенную, и что "Одна песчинка напоминает нам Вселенную, в ней есть люди с таким, как и у нас, умом, есть такие же планеты, есть горы и реки. Это звучит мистически!" [2, с.52] аналогичны высказыванию Лейбница [9], основателя интегрального и дифференциального исчисления: "Каждую частицу материального мира можно представить как сад, полный растений, как водоем, полный рыб. При этом каждая веточка растения, каждая рыбка, каждая капля росы является таким же садом или таким же водоемом". А объясняемое мастером Ли Хунчжи материальное содержание мышления человека уже является бесспорным фактом, о чем, например, высказался доктор физико-математических наук А.В. Московский в своём интервью газете "Чистый мир" (№4, 1996 г.): "Основа мира - Сознание, носителем которого выступают спинторсионные поля. Слова и мысли - торсионы, творящие явления мира". Ли Хунчжи говорит, что дурные мысли и низкие устремления "загрязняют" организм человека, создавая негативное "поле черной материи", которое "носит характер инь" и является в других невидимых пространствах благоприятной средой для возникновения болезни. К таким выводам пришел в своих исследованиях и научный коллектив Международного Института Социальной Экологии, ректор и научный руководитель которого Губанов В.В. [10, с.560] пишет: "В первую очередь любое заболевание - это психоэнергетическое поражение, и только вторично страдает телесная оболочка человека". "Они [вирусы] возникают в организме человека за счет специфически генерируемой им самим палитры его мозговых излучений!". Можно привести еще много примеров непротиворечивости научных принципов Фалунь Дафа, познанных человеком "нетипичным" методом познания (в процессе совершенствования), результатам современных научных исследований.
Каждая конкретная наука имеет основные атрибуты: объект исследования и методы исследования. Объектом исследования в Фалунь Дафа, говоря обобщенно, является человек и Вселенная со всем многообразием их связей и закономерностей. Подобная характеристика не исчерпывает всей глубины направленности исследования в Фалунь Дафа, поскольку, чем совершеннее исследователь, тем разнообразнее объекты исследования, тем глубже и шире степень познания. В данной системе совершенствования идет процесс познания, процесс изменения себя.
Если слепой не видит свет и цвет, то это не значит, что они не существуют, что они нереальны. Точно также тот факт, что большинство людей не видят другие пространства, не доказывает, что их никто не видит. О невидимых пространственно-временных континуумах высказывался один из ведущих физиков-теоретиков современности доктор физико-математических наук Дэвид Дейч [12]: "Все возможные события, все мыслимые изменения в наших жизнях должны существовать. Мы живем не в единственной вселенной, а в обширных многочисленных пространствах".
Методом исследования в Фалунь Дафа является умозрение, интуиция как способность непосредственного постижения истины без предварительного логического рассуждения. Даже настоящая позитивистская наука не отрицает интуицию, доказательством чего являются аксиомы, всегда рассматриваемые как априорно истинные предположения или как нечто интуитивно очевидное. Психология творческим компонентом деятельности человека считает интуицию, правда, как "некоторый "спрессованный опыт"" [11, с.230]. При интуитивном решении задачи "способ решения при этом не осознается; оно [решение] субъективно переживается как неожиданное, как инсайт" [Там же].
Психология считает, что в интуиции "своеобразно соединяются образное и понятийное мышление… Логика и оперирование образами выступают в неразрывном единстве" [Там же].
В 2002 г. в Англии в Кембридже состоялся Первый международный Конгресс на тему "Наука и культура будущего", в котором приняли участие ученые и эксперты из большинства стран Европы, а также Канады, Америки, Австралии, Тайваня и Японии. Основная тема - новый феномен, созданный в процессе изучения Фалунь Дафа: рассмотрение науки и культуры всесторонними и многообразными способами, благодаря духовному просветлению через совершенствование. Докладчики осветили новые перспективы и результаты, которых сумели добиться в своих областях, благодаря практике Фалунь Дафа. Работа Конгресса велась по 4-м секциям: биология и медицина, новые идеи в науке, социология и экология, человечество и культура. Это была замечательная возможность рассказать о науке и культуре будущего, концепции которых заложены в глубоком учении Фалунь Дафа, и большинство из которых невозможно постичь, руководствуясь современными научными теориями.
В том же году в апреле в Бостоне, Университет Гарварда (США), проводился симпозиум "Наука будущего", посвященный проблеме расширения границ научных исследований, поиске стимула и условий крупных достижений в научной работе. Ученые, совершенствующиеся по Фалунь Дафа, смогли прийти к новому пониманию действительности. Так, на симпозиуме демонстрировалось инновационное исследование Масару Емото (Masaru Emoto), M.D., из Института Хадо (Япония) в области кристаллических структур в виде результата "Вода имеет чувства" (аналогичные результаты получены в России). Рональд Маллетт, Ph.D. Университета Штата Коннектикут, выступил с докладом "Путешествие во времени: возможность или парадокс"; иммунология и молекулярная биология были представлены докладом Ли Фэн, M.D., Baylor Медицинский Центр, "Брошен вызов человеческой смертности". Своими размышлениями о современной модели медицин-ского обслуживания с применением древней восточной медицины поделился Чжингдуан Янг, M.D., Университет Томаса Джефферсона, выступив с докладом "Совершенствование - путь назад к природе" и еще ряд других выступлений. Доклады и дискуссии раскрыли перспективу для ученых, интеллектуалов и пытливых людей, которую предоставляет учение Фалунь Дафа.
Примечательно, что новое чаще всего с трудом находит признание в этом мире. Особенно это касается чего-либо значимого и кардинально нового. Не обошла судьба в этом смысле и Фа-луньгун. Необходимо сказать о факте незаконного запрета в Китае Фалуньгун в 1999 году и о преследовании его последователей китайскими властями. (Перед этим Фалуньгун, демонстрирующий очевидный оздоровительный эффект, имел в течение 7 лет поддержку и одобрение со стороны государства.) Преследование Фалуньгун китайскими властями, распространяемое в виде лжи и клеветы также и в других странах, получило осуждение мировой общественности, а против его организатора, бывшего политического лидера Цзян Цзэминя, во многих странах поданы иски по обвинению в геноциде и пытках [13]. Все случаи преследования последователей Фалуньгун являются нарушением прав человека, поскольку не позволяют людям иметь отличные от коммунистической идеологии убеждения. Коммунистическая идеология не терпит инакомыслия. Даже в Китае запрет Фалуньгун не имеет законной конституционной основы.
Любой человек может начать заниматься Фалунь Дафа и в любой момент по своему желанию оставить эту практику. Вполне вероятно, что при такой открытости и массовости причислить себя к практикующим Фалуньгун может любой провокатор и психически ненормальный человек. Не каждый человек, делающий упражнения Фалуньгун, является учеником, последователем. Вот почему (но и не только поэтому) слова мастера Ли Хунчжи об вторичности упражнений предваряют текст "Чжуань Фалунь" [2]. Настоящий ученик Фалунь Дафа, в первую очередь, повышает свою нравственность, следуя наставлениям Учителя, который говорит, что "никому нельзя убивать живые существа" [2, с. 199], что "Человек должен сохранять свою жизнь и нормальный быт" [2, с. 203].
Во Франции в прошлом году на порочащую Фалуньгун фотовыставку китайских властей пришли двое католических монахов, которые после просмотра задали ее устроителям следующий вопрос: "Если отдельные христиане совершают самоубийства и убийства, означает ли это, что учение Христа плохое?" Ответа не последовало.
Вопреки клевете и злобному преследованию на родине, Фалунь Дафа в силу своей глубочайшей мудрости, нравственной чистоты и простоты постоянно привлекает во всем мире сердца и умы людей, находящихся в духовном поиске. Нашедшие Фалунь Дафа остаются удовлетворенные умом и радостны сердцем.
Автор статьи имеет смелость надеяться, что, насколько это возможно в такой короткой статье, показал позитивную направленность и научный характер системы совершенствования Фалунь Дафа. Возможно, заинтересованный читатель как человек, природа которого изначально обладает свойством Вселенной, то есть честностью, добротой и терпимостью, без предвзятости ознакомившись подробнее с Фалунь Дафа и с мировой информацией, касающейся этой системы совершенствования [13,14] , сформирует для себя объективное суждение о данном учении.
Литература:
1. Цицин Ф.А. Астрономическая картина мира: новые аспекты // Астрономия и современная картина мира. - М., 1996. - 247 с.
2. Ли Хунчжи ФАЛУНЬ ДАФА. М.: Изд. РУДН, 1999. 339 с.
3. Рудольф Штайнер "Как достигнуть познания высших миров?" - Ереван: Изд. "Ной", 1992. 154 с.
4. Репьев С.И. Биологическая наука на грани тысячелетий // Международный информацион-ный бюллетень. - 2001. № 16.
5. Ершова О.П., Колесников В.Ф."Тайны" творческого потенциала"//Потенциал. - 2001. №1. С.74-78
6. Li Hongzhi, "Zhuan Falun", The Universe Publishing Company, 2000
7. Ли Хунчжи ЧЖУАНЬ ФАЛУНЬ. Санкт-Петербург.: Изд. "Викторита", 1997. 335 с.
8. Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя. 3-е изд. М.: "Издательство политической литературы", 1975. 495 с
9. N.Rescher, "G.W.Leibniz''''s Monadology", University of Pittsburgh Press, 1991.
10. Губанов В.В. Атипичная пневмония - это далеко не только вирус! // Жизнь и безопасность. - 2003. № 3-4. С.560-573
11. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444 с.
12. T.Folger, "Quantum Shmantum", "Discover", September 2001.
Обсуждения Фалунь Дафа - наука о сверхъестественном