О том, как вести себя во время кризиса и успешно прожить до его окончания, мы попросили рассказать психотерапевта Татьяну Горичеву.
Совет №1
Не впадайте в крайности: не паникуйте и не делайте вид, что никакого кризиса нет.
Совет №1
Не впадайте в крайности: не паникуйте и не делайте вид, что никакого кризиса нет.
Он есть, и чем внимательнее мы посмотрим на сложившиеся обстоятельства, тем лучше мы их преодолеем. В первую очередь погасите бурные эмоции и трезво рассудите, каковы будут ваши первые действия. Кризис – это такой период, когда планировать далекое будущее неразумно. Составляйте планы на неделю, декаду, месяц и при необходимости корректируйте их. Не надо что-либо предпринимать в состоянии безнадеги. Создайте себе хорошее настроение и только тогда стройте планы и принимайте решения.
Совет №2
Если вас сократили, вспомните, что работа – только часть жизни. Сгорая на службе, мы пропускали мимо самую теплую часть жизни – общение с детьми, друзьями, родителями. Так что теперь можно заняться тем, что было недоступно в суете: пойти в театр, на каток, устроить дружескую вечеринку. Главное – избегайте разговоров о кризисе. Рекомендуется составить список «дружеских мероприятий» по тому же принципу, как на работе формируется список дел. Вполне возможно, что, когда кризис завершится, именно этот период вы будете вспоминать с наибольшей радостью. А пока что помните, что надо сохранить себя в хорошем состоянии для лучших времен.
Совет №3
Находясь без работы, придерживайтесь распорядка дня. Не надо адаптироваться к бессрочному безделью, но и рабочий режим имитировать не стоит. Вставайте по будильнику, передвинув время подъема на час вперед. Не позволяйте себе валяться в постели до обеда. Займитесь делами, до которых не доходили руки: прогуляйтесь, прочитайте стопку книг, которые скопились на прикроватном столике, доделайте мелкий ремонт, посмотрите кино на дисках, которые наверняка пылятся на полке, ожидая своего часа.
Совет №4
Контролируйте свое эмоциональное состояние. Понятно, что оно будет скакать, периодически обрабатывая мысли: «Почему уволили именно меня?», «Что за дурацкая страна, судьба?» и т. п. Обрывайте эти мысли, не жгите понапрасну нервы. Если вас уволили, это не значит, что вы плохой. Это может случиться с любым человеком.
Совет №5
Задайте себе вопрос и попробуйте честно ответить на него: «А как можно ухудшить ситуацию? Неужели это действительно край или все-таки бывает хуже?» Начав отвечать на этот вопрос, вы обнаружите, что формируете положительное отношение к тому, что произошло, а ваша негативная ситуация приобретает рамки и перестает полностью застилать обзор.
Совет №6
Спросите себя: «А если в моей дальнейшей жизни будут еще кризисы, то как прямо сейчас я могу научиться максимально безболезненно и эффективно их проходить? Как прямо сейчас я могу быть сильным и благоразумным? Кого я могу поддержать?»
Совет №7
Если вы ищете работу, постарайтесь прикинуть, на какие человеческие качества сегодня в первую очередь будет обращать внимание работодатель. Возможно, это ощущение уверенности, которое излучает человек. Отыщите их в себе и, опираясь на них, отправляйтесь на собеседование.
Совет №8
Поменьше смотрите телевизор. К сожалению, у СМИ есть склонность драматизировать и подавать на рассмотрение зрителям факты и события, которые снижают уверенность в завтрашнем дне.
Совет №9
Если вам кажется, что вас не просто уволили, а освободились как от балласта, не расстраивайтесь. Ясно, что работодатель в первую очередь заинтересован оставлять узких специалистов, которые, конечно же, уникальны. Но именно у специалистов широкого профиля гораздо больше шансов устроиться на другую работу.
Совет №10
Отнеситесь к своей семье как к предприятию, которым руководите лично вы. Времена сейчас непростые, поэтому самое время всерьез пересмотреть некоторые траты.
Широкие планы, сформированные до кризиса, – зимний отпуск на горнолыжном курорте, лето на море – придется отложить до лучших времен, иначе отдых может напомнить пир во время чумы. Если о том, что традиционные поездки на отдых отменяются, члены семьи узнают заблаговременно, они лучше перенесут новый порядок.
Под прикрытием кризиса можно также отказаться от некоторых семейных или дружеских традиций, которые порядком надоели, но раньше не было приличного повода от них отказаться: поездки в гости к скучным приятелям, занудное общение с троюродными тетками.
Будьте благоразумны на распродажах. Нас убеждают, что в кризисе продавцы вынуждены снизить цены, поэтому нам будет очень выгодно покупать. Цены пока что держатся на прежнем уровне, так что до серьезных распродаж еще предстоит дожить.
Кстати
Лысый или лохматый? Ученые в Исландии обнародовали результаты исследования, согласно которому, люди со светло-коричневыми волосами в среднем зарабатывают больше, чем люди с любым другим цветом волос, а меньше всех получают блондины.
Однако обладателям «денежной шевелюры» не стоит радоваться слишком сильно. Ученым из Гонконга удалось выяснить, что чем больше мужчины зарабатывают денег, тем быстрее лысеют. В наибольшей степени облысению подвержены юристы и финансисты. За ними по убывающей следуют специалисты в сфере информационных технологий, государственные служащие, работники правоохранительных органов и медики.
Интересно
Интернет против депрессии. Ученые выяснили важную роль, которую Интернет играет в жизни многих людей, работающих в офисе. Оказывается, он позволяет создать комфортную приватную обстановку на рабочем месте. В ходе научного эксперимента сотрудники одного из американских офисов подверглись нечеловеческому испытанию: им запретили пользоваться Интернетом в течение 14 дней. На рабочем месте подопытным, лишенным Интернета, приходилось в свободные минуты читать бумажные документы и разговаривать с коллегами. Другие сотрудники фирмы посчитали это отлыниванием от трудовых обязанностей и подвергли осуждению «ленивцев». По контрасту, человек, изучающий сайты новостей или набирающий тексты электронных писем, не выглядит ленивым, хотя занимается, в сущности, тем же.
В тему
Роман Мадянов, актёр:
– Во-первых, в любой ситуации надо очень хорошо подумать, прежде чем принимать то или иное решение. Тут трудно дать универсальный совет! У каждого человека по-разному все происходит. Один переносит критическую ситуацию стойко, спокойно и поэтому выруливает из нее, а кто-то начинает ругать правительство, грызть себя изнутри, но это тупиковый ход. Надо стараться искать выход. Под лежачий камень вода не течет! Если ты человек талантливый и имеешь какую-то «весовую категорию» в своей профессии, значит, тебя друзья-профессионалы вспомнят. Надо успокоиться, устроить себе тайм-аут, чтобы все хорошо обдумать. Необходимо трезво оценить ситуацию и прикинуть, что ты можешь сделать для выхода из нее. А обдумав это, уже ехать, разговаривать, звонить, искать любые возможности! Пусть будет работа не за такие деньги, что ты получал прежде, но все равно это какая-то определенная стабильность. Нужно медленно-медленно, постепенно-постепенно идти вперед. Радоваться каждой победе, каждому шагу! А основой основ в тяжелой ситуации всегда было следующее: посмотрите вокруг и найдите человека, которому хуже, чем вам. Каково приходится инвалиду? Или, скажем, полковнику, которого уволили из армии, не дав квартиры, а у него трое детей!.. Представьте! Вам-то все равно лучше! И не стоит злиться, отчаиваться. Помните: что Господь ни делает, все к лучшему!
Совет №2
Если вас сократили, вспомните, что работа – только часть жизни. Сгорая на службе, мы пропускали мимо самую теплую часть жизни – общение с детьми, друзьями, родителями. Так что теперь можно заняться тем, что было недоступно в суете: пойти в театр, на каток, устроить дружескую вечеринку. Главное – избегайте разговоров о кризисе. Рекомендуется составить список «дружеских мероприятий» по тому же принципу, как на работе формируется список дел. Вполне возможно, что, когда кризис завершится, именно этот период вы будете вспоминать с наибольшей радостью. А пока что помните, что надо сохранить себя в хорошем состоянии для лучших времен.
Совет №3
Находясь без работы, придерживайтесь распорядка дня. Не надо адаптироваться к бессрочному безделью, но и рабочий режим имитировать не стоит. Вставайте по будильнику, передвинув время подъема на час вперед. Не позволяйте себе валяться в постели до обеда. Займитесь делами, до которых не доходили руки: прогуляйтесь, прочитайте стопку книг, которые скопились на прикроватном столике, доделайте мелкий ремонт, посмотрите кино на дисках, которые наверняка пылятся на полке, ожидая своего часа.
Совет №4
Контролируйте свое эмоциональное состояние. Понятно, что оно будет скакать, периодически обрабатывая мысли: «Почему уволили именно меня?», «Что за дурацкая страна, судьба?» и т. п. Обрывайте эти мысли, не жгите понапрасну нервы. Если вас уволили, это не значит, что вы плохой. Это может случиться с любым человеком.
Совет №5
Задайте себе вопрос и попробуйте честно ответить на него: «А как можно ухудшить ситуацию? Неужели это действительно край или все-таки бывает хуже?» Начав отвечать на этот вопрос, вы обнаружите, что формируете положительное отношение к тому, что произошло, а ваша негативная ситуация приобретает рамки и перестает полностью застилать обзор.
Совет №6
Спросите себя: «А если в моей дальнейшей жизни будут еще кризисы, то как прямо сейчас я могу научиться максимально безболезненно и эффективно их проходить? Как прямо сейчас я могу быть сильным и благоразумным? Кого я могу поддержать?»
Совет №7
Если вы ищете работу, постарайтесь прикинуть, на какие человеческие качества сегодня в первую очередь будет обращать внимание работодатель. Возможно, это ощущение уверенности, которое излучает человек. Отыщите их в себе и, опираясь на них, отправляйтесь на собеседование.
Совет №8
Поменьше смотрите телевизор. К сожалению, у СМИ есть склонность драматизировать и подавать на рассмотрение зрителям факты и события, которые снижают уверенность в завтрашнем дне.
Совет №9
Если вам кажется, что вас не просто уволили, а освободились как от балласта, не расстраивайтесь. Ясно, что работодатель в первую очередь заинтересован оставлять узких специалистов, которые, конечно же, уникальны. Но именно у специалистов широкого профиля гораздо больше шансов устроиться на другую работу.
Совет №10
Отнеситесь к своей семье как к предприятию, которым руководите лично вы. Времена сейчас непростые, поэтому самое время всерьез пересмотреть некоторые траты.
Широкие планы, сформированные до кризиса, – зимний отпуск на горнолыжном курорте, лето на море – придется отложить до лучших времен, иначе отдых может напомнить пир во время чумы. Если о том, что традиционные поездки на отдых отменяются, члены семьи узнают заблаговременно, они лучше перенесут новый порядок.
Под прикрытием кризиса можно также отказаться от некоторых семейных или дружеских традиций, которые порядком надоели, но раньше не было приличного повода от них отказаться: поездки в гости к скучным приятелям, занудное общение с троюродными тетками.
Будьте благоразумны на распродажах. Нас убеждают, что в кризисе продавцы вынуждены снизить цены, поэтому нам будет очень выгодно покупать. Цены пока что держатся на прежнем уровне, так что до серьезных распродаж еще предстоит дожить.
Кстати
Лысый или лохматый? Ученые в Исландии обнародовали результаты исследования, согласно которому, люди со светло-коричневыми волосами в среднем зарабатывают больше, чем люди с любым другим цветом волос, а меньше всех получают блондины.
Однако обладателям «денежной шевелюры» не стоит радоваться слишком сильно. Ученым из Гонконга удалось выяснить, что чем больше мужчины зарабатывают денег, тем быстрее лысеют. В наибольшей степени облысению подвержены юристы и финансисты. За ними по убывающей следуют специалисты в сфере информационных технологий, государственные служащие, работники правоохранительных органов и медики.
Интересно
Интернет против депрессии. Ученые выяснили важную роль, которую Интернет играет в жизни многих людей, работающих в офисе. Оказывается, он позволяет создать комфортную приватную обстановку на рабочем месте. В ходе научного эксперимента сотрудники одного из американских офисов подверглись нечеловеческому испытанию: им запретили пользоваться Интернетом в течение 14 дней. На рабочем месте подопытным, лишенным Интернета, приходилось в свободные минуты читать бумажные документы и разговаривать с коллегами. Другие сотрудники фирмы посчитали это отлыниванием от трудовых обязанностей и подвергли осуждению «ленивцев». По контрасту, человек, изучающий сайты новостей или набирающий тексты электронных писем, не выглядит ленивым, хотя занимается, в сущности, тем же.
В тему
Роман Мадянов, актёр:
– Во-первых, в любой ситуации надо очень хорошо подумать, прежде чем принимать то или иное решение. Тут трудно дать универсальный совет! У каждого человека по-разному все происходит. Один переносит критическую ситуацию стойко, спокойно и поэтому выруливает из нее, а кто-то начинает ругать правительство, грызть себя изнутри, но это тупиковый ход. Надо стараться искать выход. Под лежачий камень вода не течет! Если ты человек талантливый и имеешь какую-то «весовую категорию» в своей профессии, значит, тебя друзья-профессионалы вспомнят. Надо успокоиться, устроить себе тайм-аут, чтобы все хорошо обдумать. Необходимо трезво оценить ситуацию и прикинуть, что ты можешь сделать для выхода из нее. А обдумав это, уже ехать, разговаривать, звонить, искать любые возможности! Пусть будет работа не за такие деньги, что ты получал прежде, но все равно это какая-то определенная стабильность. Нужно медленно-медленно, постепенно-постепенно идти вперед. Радоваться каждой победе, каждому шагу! А основой основ в тяжелой ситуации всегда было следующее: посмотрите вокруг и найдите человека, которому хуже, чем вам. Каково приходится инвалиду? Или, скажем, полковнику, которого уволили из армии, не дав квартиры, а у него трое детей!.. Представьте! Вам-то все равно лучше! И не стоит злиться, отчаиваться. Помните: что Господь ни делает, все к лучшему!
Обсуждения Время кризиса