О научных знаниях, и их значении

Недавно мне пришлось прочитать отчёт с какой-то из конференций, проводимой под эгидой ООН. В отчёте перечислялись проблемы стоящие перед человечеством и намечались пути их преодоления. Как будто всё разумно и правильно, но странное ощущение возникло у меня после прочтения этого отчёта.
О научных знаниях, и их значении
И так как я особое внимание приделяю эмоциям, понимая их не случайность и особую роль, то и в данном случае я попытался разобраться, – что же за ощущение вызвал этот документ у меня.

Конечно, пересказывать ощущения занятие неблагодарное, вспоминается анекдот, в котором человек, впервые отведавший бананы передаёт свои ощущения, тому, кто их видал только на картинке. Пытаясь найти аналогию, рассказчик не нашёл ничего лучшего как сравнить бананы по вкусу с огурцами и заявить собеседнику: « Ты огурцы ел? Так вот бананы – это совершенно не то!». Я воспользуюсь рецептом этого человека и попытаюсь пересказать собственную эмоцию от прочтения отчёта ООН, воспользовавшись образным примером, в конечном итоге писатели так же передают эмоции с помощью пересказа неких вымышленных, а иной раз и невымышленных событий.

Мне отчёт представился в виде пожелания маленьких детей, вдруг каким-то образом оставшихся в огромном дворце. Они имеют уже какое-то представление о предметах, но им всего лишь по пять, по шесть лет. Они ходят по комнатам и залам, открывают шкафы и достают конфеты и варенье, достают и оружие… Они очень боятся чучела медведя в прихожей и паутину под диваном, но с интересом крутят в руках автоматическое оружие, направляют его друг на друга и жмут на спуск. Их пугают на секунду выстрелы, они теребят ненароком убитых своих друзей, не понимая, что же с теми случилось, но тут же что-то новое привлекает их внимание и они переходят в другую комнату, забывая о случившемся и о своих убитых друзьях. Кто-то из них, сев в кресло, случайно нажал кнопку дистанционного пульта, включив телевизор, и с радостью они просмотрели мультипликационный фильм, это им понравилось. Конфеты в шкафу и много банок с вареньем, это так же привлекает их. Они разбивают банки, обмазываются вареньем, их ни что не может отвлечь от радости познания огромного дворца, наполненного кем-то множеством чудес. Они не думают ни о чём и ни о ком, у них нет представления, ни о прошлом, ни о будущем. Прошлое для них это то, что было минуту тому назад, а будущее -- вот оно в шкафу на полке…

Они боятся, того чего не надо бояться – темноты и паутины, и совершенно не опасаются того, что смертельно опасно – оружия и огня. Они открывают на кухне газ и смеются, слушая шипение газа из конфорок печи. Испугавшись темноты в одной из кладовых, они поджигают в ней портьеру, освещая таким образом кладовую… И убегают, услыхав призывы из других комнат.

И вот эти дети решили собраться и решить, что же им делать, что им нравится, а от чего бы они хотели избавиться. Один кричит: -- « Пусть чучело пропадёт!» Другой: -- «Мультики в каждой комнате и постоянно!» Третий: -- «Варенья и конфет – везде и много!» Я думаю, вы можете представить их желания. Конечно, это всего лишь некий зрительный образ – мысленный эксперимент, реальные дети сразу же захотели бы возврата папы с мамой, но я предполагаю в своей мысленной иллюстрации, что дети эти о родителях не имеют представления.

Эти дети даже не пытаются задать себе вопрос – кто они, зачем они в этом дворце, кто и зачем построил этот дворец и благоустроил его и что же за пределами дворца?

Так и в отчёте, о котором я начал этот разговор, – хотим, что бы все были богатыми, сытыми, чтобы всё было чистенько и пристойно, как до того, когда мы достали варенье из шкафа и обмазали им половину дома, как до того, как загорелась кладовая, как до того, как почему-то разлетелись головки у многих и многих… Я не хочу ни кого обвинять, просто я попытался пересказать те эмоции, которые вызвал у меня этот отчёт. Несомненно, что всё что в нём предлагается и важно и актуально, и проблемы эти решать необходимо, но вот не оставляет меня выше пересказанное ощущение, и не волен я над этим. На мой взгляд, проблемы перед нами гораздо сложнее просто материального снабжения и удовлетворения наших физиологических потребностей, к чему пытаются свести всё в выше названном отчёте.

Ощущения наши не подчиняются нам – боль, голод, ревность и прочие чувства, ржавым гвоздём сидят они в наших мыслях и желаниях и вырвать их, ой, как не просто. Чаще они доводят человека до беды.

А вот современное человечество напоминает мне рождественского гуся – гордого вызываемым у всех вниманием и интересом. Он считает, что все вокруг существуют только ради обеспечения его лучшим кусочком и очень интересуются его состоянием, только потому, что он так красив и умён. Но если бы он узнал, чем этот интерес обусловлен, то гордость его превратилась бы в ужас.

Чем мы гордимся? Какие достижения ставим себе в главную заслугу? Покорение атома? Загрязнение земли радиоактивными отходами? Биотехнологиями? К чему всё это приведёт нас? Пока, все проблемы, решаемые научным путём порождали только ещё большие проблемы, – чем дальше в лес, тем темнее перспективы, сужается и прячется горизонт. Всё меньше и меньше людей способны увидеть и понять общее состояние науки, всё более узка специализация, когда уже в смежных отраслях науки растёт непонимание.

А ведь знание само по себе не существует, знание обусловлено конкретной целью, в зависимости, от которой оно приобретает и какую-то форму. Наука обусловлена желанием обеспечить комфортные условия жизни, поэтому она до предела материальна и материалистична. Нравственность с наукой не совмещается, они находятся в разных плоскостях. Да, наука не мыслима без коллективного творчества, без преемственности, поэтому она и появилась только тогда, когда были созданы соответствующие условия. Когда христианство внедрило мораль доверия и сотрудничества, доброжелательности к окружающему миру. На первый взгляд кажутся эти условия бессмысленными, но тысячи лет предыдущей истории человечества являются доказательством важности этих условий.

История знает не мало примеров различных систем знания. Все они подобны желанию ребёнка сложить модель домика из кубиков. Можно для этого использовать кубики самой замысловатой формы, или самые грубые. Можно сходиться в смертельном поединке, доказывая истинность именно своей модели домика и считать сторонников других моделей домиков смертельными врагами. История полна примеров такого поведения, но в любом случае главное предназначение любой системы знания дать человеку уверенность, ощущение веры в то, что его знание и есть истина. И это, прежде всего эмоция, и следует признать, что любая система знания -- это всего лишь некоторое приближение к реальному миру, его модель. Бывают очень точные модели, почти точно описывающие события и позволяющие даже делать какие-то прогнозы на недалёкое будущее, а бывают грубые и примитивные модели, но вполне удовлетворяющие эмоциональные потребности своих создателей. И нет необходимости разыскивать носителей подобных примитивных моделей мира, где-то далеко в экзотических уголках мира среди племен, живущих всё ещё в каменном веке. Уже в пределах одной, вполне цивилизованной, семьи живут носители различных систем знания – у малышей это одна система, у подростков другая, а у взрослых другая. Это, конечно, приводит к определённым конфликтам, часто и к насилию, и если с малышами ещё можно как-то договориться и быстро погасить враждебность, то с подростками и взрослыми, носителями иной системы знаний, возникают весьма значительные проблемы.

Как сглаживать эти конфликты, как искать взаимопонимание? Вот тут в очередной раз выступает нравственность, которая в ответ на демонстрацию противоположной точки зрения реагирует не озлобленностью и недовольством, а стремлением к пониманию и уважением.

Но как бы мы не идеализировали знание, начинается оно с веры. И это главное, какую веру и во что, мы заложим в аксиомы знания, такую и систему знания мы и получим.

Когда-то казалось, что достаточно дать народу образование и этого достаточно, для культуры нации. Что всеобщее среднее образования полностью решит все проблемы в семье и обществе, устранят алкоголизм и преступность. Но современное состояние образования в стране, и не только в нашей, совершенно опровергло эту точку зрения. Не смотря на всеобщее среднее образование проблемы эти, остались не решёнными и в средних школах среди учащихся и в семьях, с множеством разводов, и в обществе, с множеством социальных проблем.
×

По теме О научных знаниях, и их значении

О знаниях

Человек Один как перст, и в то же время соединён со всем живым и неживым вокруг...
Журнал

О важном значении сна

В этой статье известный тренер и ученый Джеймс Клир суммирует все, что известно...
Журнал

Решение научных проблем с помощью игры

Ученые создали компьютерную игру, с помощью которой даже далекие от науки люди...
Журнал

Семь научных опытов

1. САМЫЙ ДРЕВНИЙ: ИЗМЕРИЛИ ЗЕМЛЮ БЕЗ ТОЧНЫХ ПРИБОРОВ - ТОЧНО! Один из самых...
Журнал

Экспертная оценка научных работ

Ученые показали, что процесс экспертной оценки научных работ - основной...
Журнал

Единый метод обоснования научных теорий

Оглавление 1. Вступление……………………………………………………………1 2. Кризис классического...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Плутон, планета трансформации
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека