Мимика и звук

Выражение лица, с которым вы слушаете собеседника, влияет на то, как и что вы слышите. Демонстрация «обратной» связи между мимикой и звуком свидетельствует в пользу теории, согласно которой при восприятии речи мы беззвучно повторяем всё, что слышим.
Мимика и звук
На первый взгляд, само понятие «улыбка» относится к зрительным образам. Подумаешь об улыбке, и перед глазами становятся поднятые уголки губ и сборка довольных мелких морщинок, собирающихся у глаз улыбающегося. Однако каждому из нас удавалось и слышать улыбку, и почти все могут со стопроцентной уверенностью почувствовать, улыбнулся ли телефонный собеседник, завершая разговор традиционным «Пока!».

Конфигурация лицевых мускулов, безусловно, влияет на произносимый звук, и даже определяет отличия между некоторыми близкими звуками в разговоре. Однако выражение на лице меняет лишь очень и очень тонкие детали в амплитудно-частотной характеристике того или иного звука. И всё-таки благодаря тому, что с самого рождения мы постоянно находимся в мире речи, и непрерывно сравниваем звучание наших собственных слов с ощущением выражения нашего собственного лица, со временем появляется умение практически безошибочно распознать и часто перенять эмоции по одному лишь звучанию слов – даже ничего не значащих.

Как выяснили американские и канадские психофизиологии под руководством профессора Давида Острого из Университета имени Макгилла в Монреале, этот процесс работает и в обратном направлении – выражение лица слушателя влияет на распознание звуков, которые он слышит.

Так что когда в следующий раз разъярённый шеф вызовет вас на ковёр, постарайтесь смотреть ему в глаза и тупо улыбаться, выслушивая обрушивающуюся на вас критику. И может быть, в вашем сознании она превратится в похвалу, а шеф для вас будет излучать благодушие.

Острый и его коллеги изучили влияние соматосенсорных сигналов от кожи и мускулов лица на различение слов 75 носителями американского английского при насильственной манипуляции выражением их физиономий. Результаты этой работы опубликованы в последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences.

В качестве пары слов, которую требовалось различить, выступали head («голова») и had (форма прошедшего времени глагола «иметь»). Между ним учёные при помощи программы компьютерного синтеза звуков построили целую лесенку из десяти ступенек, постепенно меняя звучание от несомненного head к несомненному had через слова, которые даже носители языка могли услышать и так, и эдак. От подопытных, собственно, требовалось указать, какое слово они услышали через наушники. Слова эти проигрывали в случайном порядке, а результаты по всем участникам эксперимента перед анализом слили воедино.

«Машина ужимок» Давида Острого и его коллег. На лицо испытуемого (A) прикрепляются тонкие пластиковые полоски (B), к которым присоединены тросики, соединённые через перемещаемые неподвижные блоки (C) со станком (D), контролирующим натяжение нитей. // National Academy of Sciences

Для насильственной манипуляции выражением лица участников эксперимента Острый и его коллеги построили специальный аппарат, чем-то напоминающий гибрид токарного станка с программным управлением, бормашины из зубного кабинета и творений безумных учёных в стиле кубриковского «Заводного апельсина». К уголкам губ испытуемых исследователи приклеили по пластиковой полоске размерами 2 см на 3 см, а уже к этим полоскам прицепили небольшие тросики, натяжением которых управлял компьютер. Направление натяжения настраивалось отдельно – перемещением неподвижных блоков, через которые были перекинуты тросы. Такое нехитрое приспособление и 4 Н силы натяжения (примерно 400 грамм-сил) позволяло за доли секунды оттягивать кожу на 10-15 мм в нужном направлении – вверх, вниз или к затылку.

На шкале head – had, которую Острый и его коллеги называют равномерной (не уточняя, впрочем, в какой метрике), самыми интересными оказались градации с 4-й по 7-ю. Первые три и последние три звука в 100% случаев все испытуемые определили, как head и had, соответственно. А вот промежуточные звуки участники эксперимента определяли неуверенно, нажимая на экране компьютера то кнопку head, то кнопку had. Результатом эксперимента была зависимость частоты ответа had от номера звука и вписанная в неё логистическая кривая.

Первый эксперимент был контрольным – никакого оттягивания не было. А вот во втором кожу подопытных потянули вверх – ровно туда, куда, преимущественно смещаются уголки губ американцев при произнесении слова head.

И точки на графике тут же сползли вниз – услышать в неясном звуке head стало проще.

В противоположном случае – при смещении уголков губ вниз, как это происходит при произнесении had, именно слово had слышалось подопытным чаще. Оттягивание губ к затылку не меняло результаты сколько-нибудь значимо.

Относительная частота определения слова had в паре head/had как функция положения звука на «равномерной» шкале head-had. При контрольном эксперименте растягивание лица не производилось, при основном – уголки губ оттягивались вниз. Во врезе: влияние направление растягивания лица на среднюю частоту определения слова had (A) и на пересечение вписанной логистической кривой с медианным уровнем (B). // National Academy of Sciences

Учёные также проверили, как на результаты влияет продолжительность такой соматосенсорной стимуляции. Они сравнили эффект постоянного натяжения, синусоидального подтягивания с периодом около 0,1 секунды и такого же периодического подтягивания, но с периодом 0,3 секунды, примерно соответствующим продолжительности звучания слов head/had в эксперименте. Наверное, неудивительно, что наибольшего результата удалось добиться именно в последнем эксперименте. Наименьшего – при очень быстрых подёргиваниях кожи, статический эффект занял промежуточное место.

Результаты опытов напрямую показывают, что восприятие речи зависит не только от их звуковой составляющей, но и от других сигналов, которые часто сопровождают звуки вне стен лаборатории.

Где в мозге происходит эта интеграция различных импульсов, учёные сказать не могут.

Согласно одной из теорий, восприятие речи неизбежно включает «повторение» услышанного в тех частях коры больших полушарий, которые ответственны за синтез речи – просто без вывода на исполнительные органы – мышцы, управляющие движением связок, языка, губ и так далее. Результаты опытов Острого и его коллеги находятся в согласии с этой гипотезой, хотя ни в коем случае напрямую её не подтверждают. По мнению учёных, объединение разных сигналов может происходить и на более низком, подкорковом уровне – например, в верхнем бугорке, участие которого в объединении сигналов от различных органов чувств давно установлено.
×

По теме Мимика и звук

Мимика и эмоции

Долгое время было принято считать, что мимическая реакция человека приобретается...
Журнал

Звук колокола

Звук, издаваемый колоколом, обладает поистине чудесной силой. Ощущения у...
Журнал

Изначальный звук

Изначальный звук, который впервые прозвучал в эфире и породил весь этот мир, был...
Журнал

Звук из стекла

В качестве источника звука выступает компактная «бездиффузорная» колонка...
Журнал

Звук в океане

Мировой океан становится шумными из-за загрязнения, что может иметь пагубные...
Журнал

Возмущения в солнечной короне преобразовали в звук

Астрономы записали "песню Солнца" - им удалось преобразовать происходящие в...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Плутон, планета трансформации
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека