Сегодня Марк Леви – один из самых популярных современных французских писателей. Он пришел в литературу не сразу, занимаясь во Франции и США разнообразной творческой деятельностью. Однако уже первый роман «Между небом и землей» (2000 г.) дал старт стремительной литературной карьере.
Он прогремел на весь мир и был экранизирован Стивеном Спилбергом. Следующие шесть романов также популярны и переведены на 41 язык.
В одном интервью Марк Леви на вопрос, что является главным в его произведениях, ответил: «Любовь». Этой вечной теме и были посвящены его предыдущие вещи.
«Дети свободы», обозначенный автором как роман, скорее, является документальной повестью, напоминающей произведения хорошей «заказной» литературы. Кстати, слово «заказной» не имеет здесь отрицательного смысла. Это заказ времени, то есть потребность автора или общества.
Тема романа – в России это уже давно «пройденный» сюжет – о годах трагических и героических одновременно. Все литературные произведения второй половины XX века о войне отражали реальность событий, то есть внешнюю правду. Таких произведений разных литературных жанров было много, они были весьма популярны, их изучали в школе и талантливо экранизировали. Они сыграли свою воспитательную роль, показывая, как смелый и ловкий подросток помогает семье солдата, действует в партизанском отряде, защищая Родину. Это был социальный заказ на патриотизм.
С годами пик интереса к героической литературе спал. Само время намекало, что трагедия и подвиги войны – это события исключительные, они не могут и не должны составлять смысл жизни и, тем более, воспитания.
Роман «Дети свободы», выпущенный издательским домом «Иностранка», может, на первый взгляд, показаться даже анахронизмом – время ушло; или тоже «заказной» вещью, так как автор повествует об отце и дяде, которые подростками боролись с немецкими захватчиками во Франции. Словом, для нас это некое deja vu из советской литературы.
«Дети свободы» – последнее произведение М. Леви, отличается от его ранних вещей: ничего не придумано, читатель ощущает себя на месте событий. Однако эта история борьбы с фашистскими оккупантами во Франции представлена автором в обрамлении любви. Едва ли не самыми выразительными являются вступление и заключение книги, передающие силу сердечной привязанности и любви между мужчиной и женщиной, отцом и сыном.
Роман написан на основе подлинной истории жизни в годы оккупации отца и его брата, участников Сопротивления. Дети свободы – юноши разных национальностей, умиравшие со словами «Да здравствует Франция!», произнося их с акцентом. Все 30 юных героев романа не французы. Волею судьбы они больше не живут на родине, в годы войны лишены всех прав и главного права – на жизнь, но находят в себе силы сопротивляться... ненависти. Они организовали отряд Сопротивления, который проводит различные акции. Ребята распространяют листовки, выслеживают предателей и… убивают их.
Однако герои утверждают: «Мы не убили ни одного невинного… Движущей силой наших акций была не месть, а душевная потребность исполнить свой долг, спасти других людей…». Они спасали других ценой своих жизней. Большинство из них арестованы… французской полицией, отправлены в лагеря и казнены. Следуя правде событий, автор показывает, что везде при этом были порядочные люди. Кто не участвовал в Сопротивлении, сопротивлялись самой жизнью против ненависти и страха.
На встрече с русскими читателями Марк Леви выступал, скорее, как публицист, гражданин, обеспокоенный «пандемией ненависти и нетерпимости в Европе». Свой роман он трактует как долг памяти, дань погибшим за свободу и одновременно урок живым людям, политикам, государствам: любить «чужого» как своего. «Долг памяти для сегодняшних политиков – только терпимость», – говорит Марк Леви.
На вопрос, какие же силы сегодня подпитывают ненависть, терроризм, войны, он отвечает: «Культивирование страха, зависящее от власти, и незнание как главный источник. В период притока иностранцев важна и самоидентификация человека, и знание о другом, служащее обогащению культур. Обогатить свою разность другими, сделаться открытым инаковости. У детей внутри заложена любовь. Не поняв этого, всегда достанется детям защищать других и умирать».
Каждое новое поколение, если начинает задумываться, возвращается к самым драматическим страницам истории. Может быть, в этом смысл знания истории как науки? Вспомнить, чтобы понять и не совершать ошибок. Чтобы не было ненависти. Таков урок Второй мировой через полвека.
В одном интервью Марк Леви на вопрос, что является главным в его произведениях, ответил: «Любовь». Этой вечной теме и были посвящены его предыдущие вещи.
«Дети свободы», обозначенный автором как роман, скорее, является документальной повестью, напоминающей произведения хорошей «заказной» литературы. Кстати, слово «заказной» не имеет здесь отрицательного смысла. Это заказ времени, то есть потребность автора или общества.
Тема романа – в России это уже давно «пройденный» сюжет – о годах трагических и героических одновременно. Все литературные произведения второй половины XX века о войне отражали реальность событий, то есть внешнюю правду. Таких произведений разных литературных жанров было много, они были весьма популярны, их изучали в школе и талантливо экранизировали. Они сыграли свою воспитательную роль, показывая, как смелый и ловкий подросток помогает семье солдата, действует в партизанском отряде, защищая Родину. Это был социальный заказ на патриотизм.
С годами пик интереса к героической литературе спал. Само время намекало, что трагедия и подвиги войны – это события исключительные, они не могут и не должны составлять смысл жизни и, тем более, воспитания.
Роман «Дети свободы», выпущенный издательским домом «Иностранка», может, на первый взгляд, показаться даже анахронизмом – время ушло; или тоже «заказной» вещью, так как автор повествует об отце и дяде, которые подростками боролись с немецкими захватчиками во Франции. Словом, для нас это некое deja vu из советской литературы.
«Дети свободы» – последнее произведение М. Леви, отличается от его ранних вещей: ничего не придумано, читатель ощущает себя на месте событий. Однако эта история борьбы с фашистскими оккупантами во Франции представлена автором в обрамлении любви. Едва ли не самыми выразительными являются вступление и заключение книги, передающие силу сердечной привязанности и любви между мужчиной и женщиной, отцом и сыном.
Роман написан на основе подлинной истории жизни в годы оккупации отца и его брата, участников Сопротивления. Дети свободы – юноши разных национальностей, умиравшие со словами «Да здравствует Франция!», произнося их с акцентом. Все 30 юных героев романа не французы. Волею судьбы они больше не живут на родине, в годы войны лишены всех прав и главного права – на жизнь, но находят в себе силы сопротивляться... ненависти. Они организовали отряд Сопротивления, который проводит различные акции. Ребята распространяют листовки, выслеживают предателей и… убивают их.
Однако герои утверждают: «Мы не убили ни одного невинного… Движущей силой наших акций была не месть, а душевная потребность исполнить свой долг, спасти других людей…». Они спасали других ценой своих жизней. Большинство из них арестованы… французской полицией, отправлены в лагеря и казнены. Следуя правде событий, автор показывает, что везде при этом были порядочные люди. Кто не участвовал в Сопротивлении, сопротивлялись самой жизнью против ненависти и страха.
На встрече с русскими читателями Марк Леви выступал, скорее, как публицист, гражданин, обеспокоенный «пандемией ненависти и нетерпимости в Европе». Свой роман он трактует как долг памяти, дань погибшим за свободу и одновременно урок живым людям, политикам, государствам: любить «чужого» как своего. «Долг памяти для сегодняшних политиков – только терпимость», – говорит Марк Леви.
На вопрос, какие же силы сегодня подпитывают ненависть, терроризм, войны, он отвечает: «Культивирование страха, зависящее от власти, и незнание как главный источник. В период притока иностранцев важна и самоидентификация человека, и знание о другом, служащее обогащению культур. Обогатить свою разность другими, сделаться открытым инаковости. У детей внутри заложена любовь. Не поняв этого, всегда достанется детям защищать других и умирать».
Каждое новое поколение, если начинает задумываться, возвращается к самым драматическим страницам истории. Может быть, в этом смысл знания истории как науки? Вспомнить, чтобы понять и не совершать ошибок. Чтобы не было ненависти. Таков урок Второй мировой через полвека.
Обсуждения Дети свободы