Судя по сообщениям в прессе, защитники дикой природы всерьез озаботились увеличением уровня шума в океанах, создаваемого морским транспортом, военными радарами, а также нефтяными и газовыми промыслами. По мнению международных экспертов, собравшихся недавно в Риме, под эгидой Программы ООН по защите окружающей среды (ЮНЕП), этот шум представляет реальную опасность для китов и дельфинов.
Эти животные используют звук для поиска пищи и общения, а шум в океане "мешает им нормально общаться друг с другом и охотиться".
"Нормально общаться и охотиться". Наивность наша не знает пределов. Наше вмешательство в природу, временность наших целей губит и ее и нас самих, а мы озабочены проблемой общения китов на темы охоты. Но сколько бы мы не пытались решать проблемы поверхностно, нам не миновать проникновения в более глубокие причины, пытаясь ответить самим себе на вопрос: почему все это происходит?
Почему мы, обучая подрастающее поколения на основе картинок и рассказов, как мы когда-то, на лоне природы, вставали с четверенек на задние конечности и брали в руки свой первый камень, тем не менее, чувствуем себя прилетевшими сюда просто пожить. Откуда-то. Даже теории такие выдвигаем и кассовые фильмы снимаем.
Поймем мы причины происходящего только после того, как осознаем, что развитие - это не процесс появления двуногой элиты в обществе четвероногих, а процесс развития внутреннего материала природы - желания. Развитие это, как говорится в каббале, внешне проявляется в эволюции Вселенной, Земли, жизни на Земле, и достигает максимума в появлении человека и его эгоизма.
А это уже совершенно новое "существо", кроме как в нас, нигде в природе больше не встречается. Потому-то мы и чувствуем себя здесь не местными. Развиваясь, этот пришелец начинает нами править в буквальном смысле этого слова. А мы, как дети малые, считая его просто моральной категорией, одним, не самым хорошим из наших свойств, думаем, что если вести себя хорошо и эгоизмы наши как-то уравновесить, то еще можно будет долго играть в наши игры.
Однако любая система, построенная на взвешенности эгоизмов, приведет к краху. Будь то демократия, мирные договоры под щелканье затворов, или же игра, когда часть из нас борется за экологию, другая готовит брандспойты и юридические уловки для борьбы с этой борьбой, а третья сыто икает, глядя на тех и других.
Все это суетливое сползание в пропасть будет лучшим, на что мы способны, пока баюкаем себя мыслью о возможности жить в мире взвешенности эгоизмов. И пока беззащитная, как нам кажется, природа будет представляться нам просто лужайкой, на которой мы шалим и играем в наши молодецкие игры.
В крайнем случае, думаем мы, мы же всегда сможем, что бы ни натворили, залечить потом ее раны. Допустим, мы дадим этому концерну немного отравить наш пригород, зато потом заставим его оплатить лечение пострадавших, дать денег на городской театр и покрасить травку в зеленый цвет. Почему бы и нет? Взвешенность, могущая стать примером порядочного отношения к тому, кого (в данном случае, природу) я использую.
Любая такая губительная, но красивая схема, принятая под давлением коалиции зеленых, красных и голубых, неизбежна в цивилизации, построенной на принципе, где каждый может позволить каждому использовать всех и вся, лишь бы платил за любовь. Это всеобщее сутенерство и есть основа нашего отношения к миру.
Внутреннее согласие, примирение с тем, что каждый, кто хочет, кто сильнее, использует землю, природу, политсистему страны, банковскую систему, людей, близких и далеких, в своих целях - это и есть плата сутенера, который почему-то чувствует себя вправе сдавать все это в эксплуатацию.
Какая же это оплата, скажете? По высшему тарифу! Ведь что происходит: я, маленький эгоист, примиряюсь с тем, что вижу, то есть ощущаю мир в душе, наблюдая, как человечий звериный эгоизм терзает и поганит природу и людей. Я сговариваюсь со своими маленькими желаниями и иду ловить свои маленькие кайфы.
Дать нам чувствовать мир в душе, когда все рушится, дать нам остаться маленькими наивными ангелами в аду! - нет, согласитесь все же, что владыка наш, эгоизм, щедр с нами ну просто неимоверно. Что же делать? Принципы известны давно: пассивный - "не навреди", действенный - "возлюби ближнего".
Представить себе, что мы, бросив свои маленькие кайфы, станем думать (даже пассивно) как бы это нам не навредить - очень трудно. Но главное не это. Главное, что "не навредить" уже невозможно. Наш коллективный вред превысил меру допустимого.
Идеальный принцип, единственный, дающий силы и надежду противостоять эгоизму, способный дать земле и нам покой и счастье, известен: каждое решение принимается только для пользы других, любое действие предпринимается только для пользы всех людей на земле. Возлюби ближнего как самого себя.
Невозможно? Посмотрим. Кризис только начался, лужайка под нами только слегка, незаметно, качнулась. Еще не вечер.
"Нормально общаться и охотиться". Наивность наша не знает пределов. Наше вмешательство в природу, временность наших целей губит и ее и нас самих, а мы озабочены проблемой общения китов на темы охоты. Но сколько бы мы не пытались решать проблемы поверхностно, нам не миновать проникновения в более глубокие причины, пытаясь ответить самим себе на вопрос: почему все это происходит?
Почему мы, обучая подрастающее поколения на основе картинок и рассказов, как мы когда-то, на лоне природы, вставали с четверенек на задние конечности и брали в руки свой первый камень, тем не менее, чувствуем себя прилетевшими сюда просто пожить. Откуда-то. Даже теории такие выдвигаем и кассовые фильмы снимаем.
Поймем мы причины происходящего только после того, как осознаем, что развитие - это не процесс появления двуногой элиты в обществе четвероногих, а процесс развития внутреннего материала природы - желания. Развитие это, как говорится в каббале, внешне проявляется в эволюции Вселенной, Земли, жизни на Земле, и достигает максимума в появлении человека и его эгоизма.
А это уже совершенно новое "существо", кроме как в нас, нигде в природе больше не встречается. Потому-то мы и чувствуем себя здесь не местными. Развиваясь, этот пришелец начинает нами править в буквальном смысле этого слова. А мы, как дети малые, считая его просто моральной категорией, одним, не самым хорошим из наших свойств, думаем, что если вести себя хорошо и эгоизмы наши как-то уравновесить, то еще можно будет долго играть в наши игры.
Однако любая система, построенная на взвешенности эгоизмов, приведет к краху. Будь то демократия, мирные договоры под щелканье затворов, или же игра, когда часть из нас борется за экологию, другая готовит брандспойты и юридические уловки для борьбы с этой борьбой, а третья сыто икает, глядя на тех и других.
Все это суетливое сползание в пропасть будет лучшим, на что мы способны, пока баюкаем себя мыслью о возможности жить в мире взвешенности эгоизмов. И пока беззащитная, как нам кажется, природа будет представляться нам просто лужайкой, на которой мы шалим и играем в наши молодецкие игры.
В крайнем случае, думаем мы, мы же всегда сможем, что бы ни натворили, залечить потом ее раны. Допустим, мы дадим этому концерну немного отравить наш пригород, зато потом заставим его оплатить лечение пострадавших, дать денег на городской театр и покрасить травку в зеленый цвет. Почему бы и нет? Взвешенность, могущая стать примером порядочного отношения к тому, кого (в данном случае, природу) я использую.
Любая такая губительная, но красивая схема, принятая под давлением коалиции зеленых, красных и голубых, неизбежна в цивилизации, построенной на принципе, где каждый может позволить каждому использовать всех и вся, лишь бы платил за любовь. Это всеобщее сутенерство и есть основа нашего отношения к миру.
Внутреннее согласие, примирение с тем, что каждый, кто хочет, кто сильнее, использует землю, природу, политсистему страны, банковскую систему, людей, близких и далеких, в своих целях - это и есть плата сутенера, который почему-то чувствует себя вправе сдавать все это в эксплуатацию.
Какая же это оплата, скажете? По высшему тарифу! Ведь что происходит: я, маленький эгоист, примиряюсь с тем, что вижу, то есть ощущаю мир в душе, наблюдая, как человечий звериный эгоизм терзает и поганит природу и людей. Я сговариваюсь со своими маленькими желаниями и иду ловить свои маленькие кайфы.
Дать нам чувствовать мир в душе, когда все рушится, дать нам остаться маленькими наивными ангелами в аду! - нет, согласитесь все же, что владыка наш, эгоизм, щедр с нами ну просто неимоверно. Что же делать? Принципы известны давно: пассивный - "не навреди", действенный - "возлюби ближнего".
Представить себе, что мы, бросив свои маленькие кайфы, станем думать (даже пассивно) как бы это нам не навредить - очень трудно. Но главное не это. Главное, что "не навредить" уже невозможно. Наш коллективный вред превысил меру допустимого.
Идеальный принцип, единственный, дающий силы и надежду противостоять эгоизму, способный дать земле и нам покой и счастье, известен: каждое решение принимается только для пользы других, любое действие предпринимается только для пользы всех людей на земле. Возлюби ближнего как самого себя.
Невозможно? Посмотрим. Кризис только начался, лужайка под нами только слегка, незаметно, качнулась. Еще не вечер.
Обсуждения Лужайка слегка качнулась