Реставрационные работы российские специалисты вели шесть сезонов, каждый длительностью по 2-3 месяца – начиная с февраля 2004 года. Христианский храм Богоматери более известен как «эль-Моаллака» – «подвешенная церковь». Это название связано с тем, что церковь была построена на южных воротах крепости Вавилон.
Первое упоминание о храме относится к IX в., хотя основан он был, вероятно, еще в раннехристианские времена. Церковь эль-Моаллака специалисты называют подлинным шедевром – изысканная архитектура, богатое внутреннее убранство, красочные восточные орнаменты, величественные своды.
Египтологи утверждают, что Египет христианский, коптский остается для нас практически неизвестным. Происхождение названия копты применительно к египетским христианам восходит к арабскому произношению греческого слова «аюгиптиос» - «египтянин». Постепенно оно закрепилось за всеми египтянами-христианами, которые и сегодня сохраняют свою веру и традиции. Коптскую церковь возглавляет патриарх Шенуда III, который пользуется уважением и почитанием всех жителей страны.
Древнейшие христианские храмы египетской столицы расположены в районе Старого Каира на восточном берегу Нила – здесь находятся развалины римской крепости Вавилон. У выхода из станции метро «Мари Гиргис» («Святой Георгий») открывается вид на две массивные крепостные башни. В одной из них и находится греческая православная церковь св. Георгия, рядом с которой возвышается храм эль-Моаллака. За долгие годы здание храма пришло в упадок. Ремонтные работы, проводившиеся в XIX и XX вв. (последние – в 70-х годах прошлого века), привели к еще большему разрушению и искажению внешнего вида памятника. Ведь научная реставрация в Египте появилась лишь в 80-х годах 20-го века. Общее состояние росписей и интерьера храма требовало немедленного вмешательства специалистов.
В сентябре 2003 г. Высший совет по древностям Египта рассмотрел методы различных реставрационных школ (итальянской, французской, польской и российской) и принял решение пригласить для работы в храме российских реставраторов.
В ходе восстановительных работ реставраторам пришлось столкнуться с большими сложностями – последствиями землетрясений, высокого уровня грунтовых вод (высолы, плесень и.т.д.) и протечек кровли. Все без исключения памятники были покрыты толстым слоем синтетического клея, смешанного с пылью и грязью – свидетельства предыдущих ремонтных работ. В связи с этим российские специалисты уже на первом этапе были вынуждены разработать специальные методики реставрации, адаптированные к египетским реалиям.
Работа велась по нескольким направлениям: реставрация настенной и станковой живописи, каменных мозаик, резьбы по дереву, камню и кости. Первые же исследования показали, что большинство шедевров храма представляют собой единый комплекс. Однако главной задачей стала реставрация памятников XIII века. Среди них – кафедра проповедника, выполненная из полихромного мрамора и украшенная уникальной мозаикой, деревянные алтарные преграды, покрытые утонченной резьбой и инкрустацией из черного дерева и слоновой кости. В каждом из трех алтарей располагается так называемая надпрестольная сень, или киворий, выполненный в иконописной технике и датируемый XIII в.
Особого мастерства потребовала работа с настенными росписями, также относящимися к XIII в. На них представлены несколько композиций, не имеющие аналога в средневековом византийском искусстве, в том числе, изображения двадцати четырех апокалипсических старцев, Богоматери с Младенцем и предстоящими ангелами и Рождества Христова.
Российские специалисты провели беспрецедентные в мировой практике работы по расслоению памятника, в результате которых миру открылись поистине уникальные образы. Реставраторы неожиданно обнаружили под сравнительно поздней надписью на коптском языке потрясающие по сохранности лики апостолов, выполненные в энкаустической технике и датируемые предположительно IX в.
Наиболее трудоемкой оказалась работа по реставрации росписей основного пространства храма, находившихся под многочисленными слоями более поздних записей и загрязнений.
Результаты трудов россиян были высоко оценены экспертами Высшего совета по древностям Арабской республики Египет.
Отметим, что за период с 2004 года российские специалисты описали и отреставрировали около 200 икон из коптских церквей Каира, Фаюма, Сохага, Хусейи. В том числе – знаменитую коллекцию коптских икон храма эль-Моаллака.
Египтологи утверждают, что Египет христианский, коптский остается для нас практически неизвестным. Происхождение названия копты применительно к египетским христианам восходит к арабскому произношению греческого слова «аюгиптиос» - «египтянин». Постепенно оно закрепилось за всеми египтянами-христианами, которые и сегодня сохраняют свою веру и традиции. Коптскую церковь возглавляет патриарх Шенуда III, который пользуется уважением и почитанием всех жителей страны.
Древнейшие христианские храмы египетской столицы расположены в районе Старого Каира на восточном берегу Нила – здесь находятся развалины римской крепости Вавилон. У выхода из станции метро «Мари Гиргис» («Святой Георгий») открывается вид на две массивные крепостные башни. В одной из них и находится греческая православная церковь св. Георгия, рядом с которой возвышается храм эль-Моаллака. За долгие годы здание храма пришло в упадок. Ремонтные работы, проводившиеся в XIX и XX вв. (последние – в 70-х годах прошлого века), привели к еще большему разрушению и искажению внешнего вида памятника. Ведь научная реставрация в Египте появилась лишь в 80-х годах 20-го века. Общее состояние росписей и интерьера храма требовало немедленного вмешательства специалистов.
В сентябре 2003 г. Высший совет по древностям Египта рассмотрел методы различных реставрационных школ (итальянской, французской, польской и российской) и принял решение пригласить для работы в храме российских реставраторов.
В ходе восстановительных работ реставраторам пришлось столкнуться с большими сложностями – последствиями землетрясений, высокого уровня грунтовых вод (высолы, плесень и.т.д.) и протечек кровли. Все без исключения памятники были покрыты толстым слоем синтетического клея, смешанного с пылью и грязью – свидетельства предыдущих ремонтных работ. В связи с этим российские специалисты уже на первом этапе были вынуждены разработать специальные методики реставрации, адаптированные к египетским реалиям.
Работа велась по нескольким направлениям: реставрация настенной и станковой живописи, каменных мозаик, резьбы по дереву, камню и кости. Первые же исследования показали, что большинство шедевров храма представляют собой единый комплекс. Однако главной задачей стала реставрация памятников XIII века. Среди них – кафедра проповедника, выполненная из полихромного мрамора и украшенная уникальной мозаикой, деревянные алтарные преграды, покрытые утонченной резьбой и инкрустацией из черного дерева и слоновой кости. В каждом из трех алтарей располагается так называемая надпрестольная сень, или киворий, выполненный в иконописной технике и датируемый XIII в.
Особого мастерства потребовала работа с настенными росписями, также относящимися к XIII в. На них представлены несколько композиций, не имеющие аналога в средневековом византийском искусстве, в том числе, изображения двадцати четырех апокалипсических старцев, Богоматери с Младенцем и предстоящими ангелами и Рождества Христова.
Российские специалисты провели беспрецедентные в мировой практике работы по расслоению памятника, в результате которых миру открылись поистине уникальные образы. Реставраторы неожиданно обнаружили под сравнительно поздней надписью на коптском языке потрясающие по сохранности лики апостолов, выполненные в энкаустической технике и датируемые предположительно IX в.
Наиболее трудоемкой оказалась работа по реставрации росписей основного пространства храма, находившихся под многочисленными слоями более поздних записей и загрязнений.
Результаты трудов россиян были высоко оценены экспертами Высшего совета по древностям Арабской республики Египет.
Отметим, что за период с 2004 года российские специалисты описали и отреставрировали около 200 икон из коптских церквей Каира, Фаюма, Сохага, Хусейи. В том числе – знаменитую коллекцию коптских икон храма эль-Моаллака.
Обсуждения Тайны Храма Богоматери