Большая и малая смерть

Определяя место смерти и наше отношение к ней, постараемся не упустить из виду три аспекта.

Смерть ближе к нам, чем мы предполагаем.
Смерть глубоко противоестественна, противна божественному замыслу, но, тем не менее, и она - дар Божий.
Большая и малая смерть
Смерть есть разлука, которая не разлучает.
Смерть куда ближе к нам, чем мы предполагаем, - она совсем не заключительное событие нашего земного существования, а непрерывно продолжающийся процесс в нас и вокруг нас. "Я каждый день умираю", - говорит апостол Павел (1 Кор 15, 31); ему вторит Т. С. Элиот: "Время смерти - каждое мгновение". Все живое представляет собой ту или иную форму умирания, все время мы умираем. Но в этом повседневном опыте смерти за каждой смертью следует новое рождение: всякая смерть - это форма жизни. Жизнь и смерть не противоположны, не исключают одна другую, а переплетаются. Все человеческое существование - это смесь умирания и воскресения. "Нас почитают умершими, но вот, мы живы" (2 Кор 6, 9). Странствие наше по земле есть непрестанная пасха, непрерывный переход через смерть к новой жизни. Между исходным рождением и финальной смертью весь путь нашего существования соткан из череды "малых" смертей и рождений.

Каждое погружение в сон с приходом ночи дает предвкушение смерти; каждое пробуждение следующим утром - словно восстание из мертвых. Одна еврейская молитва гласит: "Благословен Ты, Господи, Боже наш, Царь Вселенной, вновь творящий Твой мир каждое утро". Так происходит и с нами: каждое утро, когда мы пробуждаемся, нас будто сотворили вновь. Быть может, и заключительная смерть будет в каком-то смысле воссозданием (re-creation), погружением в сон с последующим пробуждением? Не боимся же мы засыпать каждую ночь, поскольку знаем, что наутро вновь проснемся. Но разве мы не можем с подобным доверием погрузиться и в смертный сон? Разве мы не можем ожидать, что нас разбудят вос-созданными для вечности?

Такая же модель жизни-смерти проявляется, правда, несколько иным образом, в процессе нашего роста. На каждом этапе нечто должно в нас умереть, чтобы мы смогли перейти к следующему периоду жизни. Переход от младенчества к детству, от детства к отрочеству, от отрочества к зрелости всякий раз предполагает внутреннюю смерть ради возможности рождения чего-то нового. И такие переходы, например, от детства к отрочеству, могут быть причиной кризиса, порою весьма болезненного. Но если в той или иной точке мы отказываемся от необходимости умереть, нам не удается развиться и стать настоящими личностями. Об этом говорит Джордж Макдональд в романе "Лилит": "Вы будете мертвы до тех пор, пока отказываетесь умирать". Именно смерть ветхого открывает возможность возникновения нового в нас, без смерти не было бы новой жизни.

Подобной взрослению разновидностью смерти можно считать прощание, разлуку с местом или человеком: "partir, c''''est mourir un peu". Но для нашего роста и достижения состояния зрелости такие разлуки необходимы. Если однажды мы не наберемся мужества оставить близкое окружение, разлучиться с нашими друзьями и установить новые контакты, то не реализуем в полноте наши подлинные возможности. Слишком привязываясь к ветхому, мы отказываемся от приглашения открыть новое. Как говорит Сесил Дей Льюис: "Мы становимся собой, когда отправляемся в дорогу, и любовь испытывается, когда пускается в путь".

С иным типом смерти каждый из нас сталкивается на опыте отказа. Например, отказ при попытке устроиться работу - сколько выпускников школ и университетов вынуждены пройти сегодня через эту разновидность смерти! Или отказ в любви. Нечто и впрямь умирает в нас, когда мы узнаем, что наша любовь безответна, и кто-то другой избран вместо нас. Но и такая смерть может стать источником новой жизни. Для многих молодых людей именно неудача в любви становится началом зрелости, вступлением во взрослую жизнь. Траур, потеря любимого существа несет с собой смерть и в сердце остающегося. Мы чувствуем потерю чего-то важного в нас самих, словно какую-то часть тела у нас ампутировали. Но траур, внутренне пережитый и воспринятый, делает каждого из нас в подлинном смысле слова живее, чем прежде.

Похожей на утрату друга или члена семьи для верующих может стать утрата веры - утрата наших убеждений (или казавшихся убедительными представлений) о Боге и смысле жизни. Но через этот опыт смерти-жизни мы должны пройти ради созревания нашей веры. Подлинная вера пребывает в постоянном диалоге с сомнением. Бог бесконечно превосходит все наши представления о Нем; наши умственные понятия - это идолы, которые должны быть сокрушены. Вера наша должна постоянно умирать ради полноты ее жизни.

Во всех этих случаях смерть не разрушительница, а созидательница. Через смерть приходит воскресение. Нечто умирает - нечто рождается. Не такова ли и смерть в конце нашей земной жизни? Посмотрим на нее как на заключительное, ключевое звено в цепи смертей и воскресений, пережитых нами со дня рождения. Речь идет вовсе не о чем-то совершенно отдельном от происходившего на протяжении жизни, но о наиболее полном и законченном выражении того, что нас сопровождало всегда. Если малые умирания, через которые мы проходили, вели нас по ту сторону смерти к воскресению, то почему же не считать это истинным и для того великого момента смерти, когда наступит наш час оставить этот мир?

Но и это не все. Для христиан модель смерти-воскресения в нашей жизни исполнилась глубочайшего смысла в смерти и воскресении Спасителя нашего Иисуса Христа. Наша личная история должна быть понята в свете ЕГО истории, которую мы ежегодно славим на протяжении Страстной недели, а также каждое воскресение в Евхаристии. Наши малые смерти и воскресения в истории сплетены с Его всеопределяющими смертью и воскресением, наши малые пасхи вознесены и утверждены в Его великой Пасхе. Смерть Христова, по слову литургии святителя Василия Великого, - "животворящая смерть". Образ Воскресшего - залог веры нашей в то, что и наша смерть может быть животворящей.

Он - первенец и первоцвет. Православная Церковь возвещает на службе Пасхальной ночи "Слово огласительное" святителя Иоанна Златоуста: "Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Угасил ее, Держимый ею (... ) Воскрес Христос - и Жизнь пребывает. Воскрес Христос - и ни одного мертвеца во гробе".
×

По теме Большая и малая смерть

Самая большая планетарная система

Астрономы обнаружили самую большую из известных на сегодня планетарных систем...
Журнал

Миром правит одна большая суперкорпорация

Ученые из Цюрихского университета сделали математический анализ связей 43 тысяч...
Журнал

Самая большая боль Ксении Собчак

Детство. Любимая часть в жизни человека для любого психолога. Не знаешь, куда...
Журнал

Закон Всемирного тяготения Ньютона, это большая ошибка

Теория Ньютона глубоко ошибочна! Так как в природе все тела и вещества не...
Журнал

Большая тайна Бермудского треугольника

Тайна Бермудского треугольника – это тайна внезапно оборвавшихся жизней. Сегодня...
Журнал

Смерть от компьютерных игр

28-летний южнокореец по фамилии Ли скончался после 50-часового марафона в...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы
Ничто не вечно