Как различия в деятельности мозга мальчиков и девочек сказываются на обучении?
- У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков. В результате девочки оттесняют мальчиков физически и “забивают” их в речевом плане.
- У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, часто они сильнее мальчиков. В результате девочки оттесняют мальчиков физически и “забивают” их в речевом плане.
Но ответы девочек более однообразны, и, видимо, их мышление однотипно. Мальчики мыслят более нестандартно, но их внутренний мир часто скрыт от нас, поскольку они реже раскрывают его в словах. Они молчат, а нам кажется, что они не думают, не ищут решений. Между тем поиск идет, он интереснее и богаче, чем мы себе можем предположить. Приведу только один пример из личной практики.
В первом классе гимназии детей спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности – построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: “Из кирпича можно построить гараж, забор, сарай”. Когда тему строительства исчерпали, поднял руку мальчик: “Когда мама солит грибы, то на ведро, для тяжести, кладет кирпич”. И снова - инициатива за девочками, они предлагают, как можно использовать кирпич в качестве груза. Тема исчерпана, и снова предложение от кого-то из мальчиков: “Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась”. Девочки опять подхватывают эту версию, дают варианты спасения от пожара с помощью кирпичей. И снова мальчики: “Можно положить на кирпич доску, и получатся качели”, “Кирпичи можно бросать как снаряды”. Конечно, это не значит, что ни одна девочка никогда не выдвинет новой идеи, но тенденция прослеживается четкая. Дальше - больше.
Девочки всегда ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит - и тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Вместе с тем для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит или когда оценка переносится на личность. Для мальчиков же очень важен элемент соревнования.
Девочки лучше усваивают информацию, когда она уложена в схему, алгоритм. Для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применить его в подобных типовых ситуациях. Мальчики же эффективнее работают, когда характер вопросов открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда требуется просто запомнить информацию и повторить ее за учителем. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. При этом мальчики лучше работают от противного: сначала - результат, потом – как мы к этому результату пришли, от общего – к частному.
У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, мальчикам же лучше удается подбирать словесные ассоциации и решать кроссворды. Что, кстати, еще раз доказывает: сильная сторона мужчин – способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.
К сожалению, в нашей школе предъявляются минимальные требования к поиску и максимальные - к тщательности исполнения. В результате мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но при этом сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Девочки же, как и все представительницы слабого пола, тщательно прорабатывают детали.
В школе действует принцип: “Делай как я”, и учительница требует от мальчика несвойственной ему стратегии решения пространственных задач.
Даже время, необходимое ребенку для “вхождения в урок”, у мальчиков и девочек разное. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности.
Но ориентируются-то они по девочкам! Мальчики же долго раскачиваются и на учителя смотрят редко. Но вот и мальчики достигают пика работоспособности, а девочки, наоборот, к этому моменту начинают уставать. Учитель сразу же замечает это, так как контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит обращенные к нему лица. Педагог начинает снижать нагрузку. А мальчикам именно сейчас и надо бы дать основной материал урока. Но самое важное уже дано, и мальчики что-то пропустили или не поняли.
- К подростковому возрасту, когда и мальчики, и девочки “забивают” на учебу, различия в деятельности мозга нивелируются?
- Ничуть, они еще больше усиливаются! У мальчиков-тинейджеров возникают проблемы с памятью и речью, появляется косноязычие, которое они стесняются показать, особенно перед девочками. У девочек свои физиологические проблемы. У них притормаживается развитие речевого полушария мозга. Запас слов как бы сужается, они порой из-за этого и к доске стесняются выйти.
Возникают трудности и у педагогов. Понятия мужественности и женственности у подростков в смешанном классе сформировать довольно сложно. Все разговоры о том, что мальчики - защитники, сильный пол, а девочки - хрупкие создания, нуждающиеся в защите, воспринимаются в такой аудитории с недоумением, а то и с насмешкой: девочки в этом возрасте крупнее и взрослее мальчиков.
Следует учитывать еще и такой момент: сейчас девочки приходят в школу не в длинных закрытых платьях, а в коротких топиках и миниюбках. Это не может не действовать на мальчика, находящегося в периоде полового созревания, и провоцирует у него неконтролируемые физиологические реакции. Он подчас только из-за этого не способен сосредоточиться на уроке. Девочкам же подросткам ровесники неинтересны, они психологически гораздо взрослее, их привлекают мужчины постарше.
- Может быть, стоит обучать мальчиков и девочек в разных школах, как до революции?
- При подобном подходе велик риск возникновения проблем в общении. При недостатке совместного времяпрепровождения мальчики и девочки могут просто не научиться понимать друг друга. А это, в свою очередь, может создать трудности при образовании семьи, в трудовом коллективе. Мне кажется более целесообразным обучение в разных классах, но в одной школе. И обязательно с насыщенным общением между разнополыми классами (на переменах, на праздниках, во время каких-либо совместных уроков, например, уроков эстетического воспитания).
Подобные опыты у нас в стране проводятся. В Санкт-Петербурге открыты четыре детских садика, в которых есть раздельные группы для мальчиков и девочек. В течение более десяти лет практикуется раздельное обучение в школе № 106 Приморского района. Есть опыт раздельного обучения в одной из школ города Железногорска Красноярского края: в ней детей учат отдельно с первого по выпускной класс. Эксперимент, проводимый с 1992 года, показал: если мальчиков правильно обучать, то в целом - и по гуманитарным, и по “техническим” предметам - отличников среди мальчиков будет не меньше, чем среди девочек. В выпускном классе оказалось двенадцать мальчиков-медалистов! Успеваемость резко выросла и в классах девочек. Причем состояние здоровья юношей и девушек из раздельных классов оказалось гораздо выше, нежели у сверстников. Интересно, что, когда самих детей, обучающихся в раздельных классах, спросили, не хотели бы они перейти в смешанный класс, практически все они ответили, что нет, что среди своих (мальчиков или девочек) им комфортнее.
- Стоит ли в массовом порядке внедрять раздельное обучение?
- Любое новшество будет успешно, если оно хорошо подготовлено. Если формально разделить класс на мальчиков и девочек и учить их одинаково, толку не будет. Несомненно, нужно специально готовить педагогов, разрабатывать новые методики и проводить дополнительные исследования. Важно и то, чтобы сам учитель захотел работать в классах мальчиков и девочек.
В первом классе гимназии детей спросили, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности – построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: “Из кирпича можно построить гараж, забор, сарай”. Когда тему строительства исчерпали, поднял руку мальчик: “Когда мама солит грибы, то на ведро, для тяжести, кладет кирпич”. И снова - инициатива за девочками, они предлагают, как можно использовать кирпич в качестве груза. Тема исчерпана, и снова предложение от кого-то из мальчиков: “Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась”. Девочки опять подхватывают эту версию, дают варианты спасения от пожара с помощью кирпичей. И снова мальчики: “Можно положить на кирпич доску, и получатся качели”, “Кирпичи можно бросать как снаряды”. Конечно, это не значит, что ни одна девочка никогда не выдвинет новой идеи, но тенденция прослеживается четкая. Дальше - больше.
Девочки всегда ждут, когда ответит лидер. Учитель спросит - и тишина (даже если ответ знают) до тех пор, пока кто-то один не скажет, и тогда уж все хором начинают отвечать. Вместе с тем для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит или когда оценка переносится на личность. Для мальчиков же очень важен элемент соревнования.
Девочки лучше усваивают информацию, когда она уложена в схему, алгоритм. Для них не составляет труда запомнить правило или порядок операций и затем применить его в подобных типовых ситуациях. Мальчики же эффективнее работают, когда характер вопросов открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда требуется просто запомнить информацию и повторить ее за учителем. То есть им больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. При этом мальчики лучше работают от противного: сначала - результат, потом – как мы к этому результату пришли, от общего – к частному.
У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, мальчикам же лучше удается подбирать словесные ассоциации и решать кроссворды. Что, кстати, еще раз доказывает: сильная сторона мужчин – способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.
К сожалению, в нашей школе предъявляются минимальные требования к поиску и максимальные - к тщательности исполнения. В результате мальчик может найти новое нестандартное решение математической задачи, но при этом сделать ошибку в вычислениях и получить двойку. Девочки же, как и все представительницы слабого пола, тщательно прорабатывают детали.
В школе действует принцип: “Делай как я”, и учительница требует от мальчика несвойственной ему стратегии решения пространственных задач.
Даже время, необходимое ребенку для “вхождения в урок”, у мальчиков и девочек разное. Девочки после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности.
Но ориентируются-то они по девочкам! Мальчики же долго раскачиваются и на учителя смотрят редко. Но вот и мальчики достигают пика работоспособности, а девочки, наоборот, к этому моменту начинают уставать. Учитель сразу же замечает это, так как контакт с девочками у него налажен хорошо - он все время видит обращенные к нему лица. Педагог начинает снижать нагрузку. А мальчикам именно сейчас и надо бы дать основной материал урока. Но самое важное уже дано, и мальчики что-то пропустили или не поняли.
- К подростковому возрасту, когда и мальчики, и девочки “забивают” на учебу, различия в деятельности мозга нивелируются?
- Ничуть, они еще больше усиливаются! У мальчиков-тинейджеров возникают проблемы с памятью и речью, появляется косноязычие, которое они стесняются показать, особенно перед девочками. У девочек свои физиологические проблемы. У них притормаживается развитие речевого полушария мозга. Запас слов как бы сужается, они порой из-за этого и к доске стесняются выйти.
Возникают трудности и у педагогов. Понятия мужественности и женственности у подростков в смешанном классе сформировать довольно сложно. Все разговоры о том, что мальчики - защитники, сильный пол, а девочки - хрупкие создания, нуждающиеся в защите, воспринимаются в такой аудитории с недоумением, а то и с насмешкой: девочки в этом возрасте крупнее и взрослее мальчиков.
Следует учитывать еще и такой момент: сейчас девочки приходят в школу не в длинных закрытых платьях, а в коротких топиках и миниюбках. Это не может не действовать на мальчика, находящегося в периоде полового созревания, и провоцирует у него неконтролируемые физиологические реакции. Он подчас только из-за этого не способен сосредоточиться на уроке. Девочкам же подросткам ровесники неинтересны, они психологически гораздо взрослее, их привлекают мужчины постарше.
- Может быть, стоит обучать мальчиков и девочек в разных школах, как до революции?
- При подобном подходе велик риск возникновения проблем в общении. При недостатке совместного времяпрепровождения мальчики и девочки могут просто не научиться понимать друг друга. А это, в свою очередь, может создать трудности при образовании семьи, в трудовом коллективе. Мне кажется более целесообразным обучение в разных классах, но в одной школе. И обязательно с насыщенным общением между разнополыми классами (на переменах, на праздниках, во время каких-либо совместных уроков, например, уроков эстетического воспитания).
Подобные опыты у нас в стране проводятся. В Санкт-Петербурге открыты четыре детских садика, в которых есть раздельные группы для мальчиков и девочек. В течение более десяти лет практикуется раздельное обучение в школе № 106 Приморского района. Есть опыт раздельного обучения в одной из школ города Железногорска Красноярского края: в ней детей учат отдельно с первого по выпускной класс. Эксперимент, проводимый с 1992 года, показал: если мальчиков правильно обучать, то в целом - и по гуманитарным, и по “техническим” предметам - отличников среди мальчиков будет не меньше, чем среди девочек. В выпускном классе оказалось двенадцать мальчиков-медалистов! Успеваемость резко выросла и в классах девочек. Причем состояние здоровья юношей и девушек из раздельных классов оказалось гораздо выше, нежели у сверстников. Интересно, что, когда самих детей, обучающихся в раздельных классах, спросили, не хотели бы они перейти в смешанный класс, практически все они ответили, что нет, что среди своих (мальчиков или девочек) им комфортнее.
- Стоит ли в массовом порядке внедрять раздельное обучение?
- Любое новшество будет успешно, если оно хорошо подготовлено. Если формально разделить класс на мальчиков и девочек и учить их одинаково, толку не будет. Несомненно, нужно специально готовить педагогов, разрабатывать новые методики и проводить дополнительные исследования. Важно и то, чтобы сам учитель захотел работать в классах мальчиков и девочек.
Обсуждения Деятельность мозга детей