"Дело в том, что младенцы слышат все частоты одновременно, причем так, что они могут отвечать на неожиданные звуки, подражая им", сообщает Линн Вернер, Профессор речи и слуха в Университете Вашингтона, опубликовавшая свои результаты исследования в майском выпуске Журнала Акустического Общества Америки.
Наверное, по этой причине, младенцы до года сначала издают звуки, похожие на писк и визг, которые исходят отовсюду, но в других диапазонах звука, не доступных для восприятия взрослому человеку. Эти звуки являются преобладающими в общем потоке звуковой информации, поэтому, ребенок именно им и подражает. По мере взросления, грань звукового восприятия сужается и тогда ребенок начинает подражать звукам взрослых, развивая речь.
В реальной жизни мы сопоставлены с массой разновидностей звуков. Так или иначе, мозг взрослого человека собирает все звуки, которые мы слышим, и определяет, откуда они исходят, и затем сосредотачивается на тех, которые мы хотим слышать и к которым привыкли. Взрослые обычно слышат в узком диапазоне звука, в то время как младенцы, используют различный подход к звуковому восприятию информации. Они пока не имеют избирательной преимущественной сосредоточенности на звуках взрослых, и поэтому они не обращают постоянного внимания на какие-то отдельные объекты – источники звука, все время их меняя. "Они всегда, слушают широкополосный набор частот или даже все частоты одновременно", говорит Вернер.
Усовершенствования звукового восприятия продолжаются до 10 летнего возраста, когда слух ребенка в среднем сопоставим слуху взрослому.
Чтобы далее понять, как слышат младенцы, Вернер изучила 73 младенцев в возрасте от 7 до 9 месяцев и 40 взрослых в возрасте от 18 до 30 лет. Все они имели нормальный слух. Они были подвергнуты индивидуально искусственным звуковым воздействиям машины, генерирующей звуковые колебания частот в диапазоне 1000 герц. Машина издавала звуки, подобные тоновому набору номера телефона или меняющиеся статически. Иногда тон или шум были сыграны в одном звуке, замаскированные помехами. Звуки были сыграны на различных уровнях громкости, чтобы понять, могли ли они быть обнаружены в этом случае и влияет ли уровень громкости на восприятие. Испытуемые слышали звуки через наушник, вставленный на правую ушную раковину.
Компьютер беспорядочно производил четыре различных типа звуков. При этом младенцы были предварительно обучены отвечать, если они слышали звук. Младенцы были помещены на коленях матери, а оба они находились в звуконепроницаемой кабине, в которой также находился и помощник, задача которого состояла в поддержке внимания ребенка и развлечении его, управляя игрушками перед ним. Помощник и мать одевали наушники и слушали звуки маскировки, гарантируя тем самым, что они не могли слышать никаких звуков, представленных ребенку. Наблюдатель вне кабины, следил за реакцией ребенка на звуковые сигналы через окно на мониторе, транслирующем сигнал с видеокамеры. Младенцы вознаграждались за ответ на звуковой сигнал запуском механической игрушки. Обычно младенцы реагировали на звук изменением физической реакции. Также гарантией того, что они что-то слышали, являлись изменения в их мимике лица или резко обращенный взгляд на мать.
Взрослые проверялись подобным способом, сидя по одному в кабине. Им говорили, чтобы они поднимали руку, когда они слышали какой-то звук.
Вернер говорит, что "на младенцах среднего возраста лучше обнаруживаются шумы, чем тоновые звуки. Преимущество младенцев в восприятии звуков по сравнению со взрослыми было оценено в среднем в 15 децибел".
Кроме того, Вернер заметил, что предварительное испытание психометрической функции у 11 младенцев показало, что степень обнаружения широкополосного шума не поддерживает идею, предложенную некоторыми учеными, по которой младенцы уделяют больше внимания широкополосному шуму, чем узкополосному.
"Если Вы - младенец, Вы слышите в широкополосном диапазоне звука, что было необходимо нашим древним первобытным предкам для выживания", говорит Вернер. "Но в современной западной культуре младенец находится в большом дискомфорте. Весь шум, которым мы подвергаем воздействию людей, делает наши собственные звуки трудными для восприятия младенцев. Практический урок от этого исследования состоит в том, что если Вы говорите с младенцем или читаете ему историю или сказку, посторонние помехи в виде пения птиц, включенного телевизора или радио, звуков машин с улицы или дребезжания дрели соседа, могут быть проблемой для восприятия того, что Вы ему читаете. Поэтому, Ваша задача – выключить все возможные источники звуков и оградить ребенка от других посторонних внешних шумов хорошей звукоизоляцией".
В реальной жизни мы сопоставлены с массой разновидностей звуков. Так или иначе, мозг взрослого человека собирает все звуки, которые мы слышим, и определяет, откуда они исходят, и затем сосредотачивается на тех, которые мы хотим слышать и к которым привыкли. Взрослые обычно слышат в узком диапазоне звука, в то время как младенцы, используют различный подход к звуковому восприятию информации. Они пока не имеют избирательной преимущественной сосредоточенности на звуках взрослых, и поэтому они не обращают постоянного внимания на какие-то отдельные объекты – источники звука, все время их меняя. "Они всегда, слушают широкополосный набор частот или даже все частоты одновременно", говорит Вернер.
Усовершенствования звукового восприятия продолжаются до 10 летнего возраста, когда слух ребенка в среднем сопоставим слуху взрослому.
Чтобы далее понять, как слышат младенцы, Вернер изучила 73 младенцев в возрасте от 7 до 9 месяцев и 40 взрослых в возрасте от 18 до 30 лет. Все они имели нормальный слух. Они были подвергнуты индивидуально искусственным звуковым воздействиям машины, генерирующей звуковые колебания частот в диапазоне 1000 герц. Машина издавала звуки, подобные тоновому набору номера телефона или меняющиеся статически. Иногда тон или шум были сыграны в одном звуке, замаскированные помехами. Звуки были сыграны на различных уровнях громкости, чтобы понять, могли ли они быть обнаружены в этом случае и влияет ли уровень громкости на восприятие. Испытуемые слышали звуки через наушник, вставленный на правую ушную раковину.
Компьютер беспорядочно производил четыре различных типа звуков. При этом младенцы были предварительно обучены отвечать, если они слышали звук. Младенцы были помещены на коленях матери, а оба они находились в звуконепроницаемой кабине, в которой также находился и помощник, задача которого состояла в поддержке внимания ребенка и развлечении его, управляя игрушками перед ним. Помощник и мать одевали наушники и слушали звуки маскировки, гарантируя тем самым, что они не могли слышать никаких звуков, представленных ребенку. Наблюдатель вне кабины, следил за реакцией ребенка на звуковые сигналы через окно на мониторе, транслирующем сигнал с видеокамеры. Младенцы вознаграждались за ответ на звуковой сигнал запуском механической игрушки. Обычно младенцы реагировали на звук изменением физической реакции. Также гарантией того, что они что-то слышали, являлись изменения в их мимике лица или резко обращенный взгляд на мать.
Взрослые проверялись подобным способом, сидя по одному в кабине. Им говорили, чтобы они поднимали руку, когда они слышали какой-то звук.
Вернер говорит, что "на младенцах среднего возраста лучше обнаруживаются шумы, чем тоновые звуки. Преимущество младенцев в восприятии звуков по сравнению со взрослыми было оценено в среднем в 15 децибел".
Кроме того, Вернер заметил, что предварительное испытание психометрической функции у 11 младенцев показало, что степень обнаружения широкополосного шума не поддерживает идею, предложенную некоторыми учеными, по которой младенцы уделяют больше внимания широкополосному шуму, чем узкополосному.
"Если Вы - младенец, Вы слышите в широкополосном диапазоне звука, что было необходимо нашим древним первобытным предкам для выживания", говорит Вернер. "Но в современной западной культуре младенец находится в большом дискомфорте. Весь шум, которым мы подвергаем воздействию людей, делает наши собственные звуки трудными для восприятия младенцев. Практический урок от этого исследования состоит в том, что если Вы говорите с младенцем или читаете ему историю или сказку, посторонние помехи в виде пения птиц, включенного телевизора или радио, звуков машин с улицы или дребезжания дрели соседа, могут быть проблемой для восприятия того, что Вы ему читаете. Поэтому, Ваша задача – выключить все возможные источники звуков и оградить ребенка от других посторонних внешних шумов хорошей звукоизоляцией".
Обсуждения Человек в мире звуков