Жак Делиль, в конце XVIII века выпустивший стихотворное руководство по обустройству сада, знал правила, которые сегодня помнят не все: сад создают не только растения, но и декоративные детали, на которых глаз может остановиться даже тогда, когда буйство цветов и зелени сходит на нет.
Отправимся по следам Делиля - куда выведет нас аллея, уже покрытая опавшей осенней листвой?
Первый поворот: скромная богиня
Куда вели аллеи с боскетами в регулярных парках прошлых веков? Как правило, к скульптурной композиции, которой отводилась особая роль - она должна была служить назиданием. За поворотом аллеи гуляющему открывалась небольшая площадка со скамьей напротив аллегорической группы: присядь, путник, и поразмышляй над символическим изображением любви или войны!
Сегодня, по сравнению с классической эрой, скульптуры используются нечасто. Что, конечно, явное упущение - ведь именно скульптурные элементы в саду могут обеспечить драматический эффект или подчеркнуть взаимосвязь человеческого труда с растительным окружением для гармонии. Удачно вписанные в естественный ландшафт, они создают в нем интересные акценты, приковывают внимание, формируют неповторимое обаяние волшебной сказки. В начале дорожки скульптурные формы могут служить приглашением прогуляться по ней. Будучи спрятанными среди растений, - придадут саду изысканность с оттенком неожиданности. Главное - помнить, что скульптуры должны быть помещены в такие места, где они будут хорошо смотреться и одновременно не испортят вид.
Тип скульптурной композиции зависит, во-первых, от стиля дома и сада и, во-вторых, от размера сада. Скульптура гармонирует с садом независимо от того, растения окружают ее, или она установлена на замощенной площадке. Ведь декоративные элементы должны быть не в изоляции, а являться частью ансамбля. Скульптуры могут использоваться как отдельные акценты в саду или для баланса, когда, например, рядом большое дерево или куст. Всегда важен их масштаб: статуи не должны быть такими маленькими, что их не заметят, или настолько большим, чтобы затмевать растительность вокруг.
Не стоит забывать: простые украшения часто производят наибольшее впечатление. Элементарные, классические формы особенно привлекают внимание, когда установлены среди растений, контрастирующих с ними по цвету и форме. Вообще, использовать скульптуры нужно скупо. В саду часто достаточно одной. Если их больше, имеет значение их взаимное расположение: статуи следует устанавливать обособленно, чтобы не умалялось впечатление от каждой.
И еще, скульптуры должны хорошо смотреться в любое время года, а уж какой материал вы выберете для них - искусственный мрамор, камень или бронзу - дело вашего вкуса.
Второй поворот: следом за солнцем
Кроме статуй, в саду можно обнаружить и другие декоративные элементы - фонарики, вазоны. Встречается и кое-что более оригинальное. Например - солнечные часы.
Солнечные часы оставались популярным украшением в течение столетий после того, как потеряли практическую ценность. Обычный тип солнечных часов включает простой циферблат и гномон (или указатель), прикрепленный к плите на коротком держателе. Солнечные часы особенно подходят для коттеджа, формального сада или сада трав. Причем они будут прекрасно смотреться и летом, и осенью, и зимой, прилежно отсчитывая время для владельца сада.
Еще один способ разнообразить убранство сада - установить купальни и кормушки для птиц. Изящный деревянный «теремок» соберет немало пернатых гостей. Сделанные из терракоты или камня, птичьи удовольствия смотрятся в саду очень естественно, а мох, которым часто зарастают грани, придает им дополнительную прелесть. Не следует только размещать их на слишком открытом месте, так как большинство птиц чувствуют себя в большей безопасности, когда поблизости есть какой-нибудь кустарник. Лучше всего поднять кормушки над землей, например на ножке, чтобы уберечь птиц от котов. Наблюдая за птицами, поверьте, вы не будете скучать ни зимой, ни летом.
Третий поворот: символическая преграда
Одна из аллей в саду непременно окажется самой длинной или самой широкой. Она же должна быть и самой красивой - ни в коем случае не прямой или однообразной, ведь характер целого определяют обычно самые крупные его части. Не исключено, что за одним из поворотов аллеи откроется маленький декоративный ручей и крохотный мостик через него.
Мостик предназначен в первую очередь для переправы через препятствие, будь то ручеек или небольшой овражек. Но это только одна сторона медали. Конечно, если в саду есть водоем или ручей, то сооружение моста оправдано в любом случае. Эта архитектурная форма, с перилами или без, широкая или узкая, прямая или выгнутая, способна добавить участку своеобразия и подчеркнуть присутствие водной стихии.
В сад природного пейзажа, ставший неотъемлемой чертой многих европейских ландшафтов, органичнее всего впишется прямой незамысловатый деревянный мостик прямо над поверхностью воды. Предполагается, что он будет использоваться по назначению, поэтому чем проще его дизайн, тем лучше и естественнее он смотрится. Мостик с ажурными коваными перилами придает саду романтический облик и будет весьма кстати в пейзажном саду. Небольшой аккуратный мостик-настил напоминает о японском садике. В водных садах в восточном стиле он имеет символическую функцию; часто он ярко расписан и затейливо украшен. А саду строгого классического стиля больше подойдет каменный мостик без перил. Популярны также арочные, горбатые мостики.
Но красивый мостик - не просто переправа через водоем, а яркая фокусная точка и поистине последний штрих во многих водных ландшафтных композициях в неформальном стиле. Мостик может быть и исключительно декоративным элементом на участке. С его помощью иногда скрывают проложенные на поверхности земли коммуникации или имитируют переход через сухой гравийный ручей.
Так как строительство каменного моста требует знаний и опыта, наиболее дешевый и распространенный вариант - деревянный. Обычно используют лиственницу - это дерево почти не гниет, и мостик может прослужить более пятидесяти лет, а то и больше.
Чугун и сталь - весьма высокопрочные материалы, позволяющие создавать длинные мосты. Стальные детали и проволока сочетают зрительную легкость конструкции с огромной прочностью.
Четвертый поворот: садовый «эрмитаж»
Как правило, за водоемом принято размещать беседку, павильон или навес, чтобы хозяин мог полюбоваться собственным садом, сидя на скамейке или в шезлонге. Стиль этих построек всегда связан со стилем дома. В последнее время модным стало использовать в ландшафтных проектах мотивы античной архитектуры. Это направление особенно актуально для участков с классическими особняками. Колоннады и арки, стилизованные под старину, придают саду величественность. Они светятся белизной среди золота осени, а зимой, с шапками снега, создают ощущение уединенности и покоя.
Впрочем, и к саду любого другого стиля можно подобрать соответствующую по облику беседку или несколько. Они могут быть деревянными, из камня или иметь металлическую несущую основу; крышу иногда делают прозрачной. Что касается размеров, то здесь все определяется не столько наличием средств у заказчика, сколько соответствием замыслу. Согласитесь, что слишком крупное сооружение, относящееся к малым архитектурным формам, будет отвлекать на себя внимание, да и уютной такую беседку не назовешь. В застекленной беседке и зимой можно будет посидеть полюбоваться спящим садом.
Поворот за поворотом
В зимнее время сад украшают и подпорные стенки, гроты, перепады высот, лестницы. Они добавляют заснеженному саду цвет, если оформить их в ярких тонах или выделить цветной подсветкой. Оживить сад зимой помогут также различные звучащие и так называемые кинематические, приводимые в действие силой ветра, объекты: эоловы арфы, флейты Пана, колокольчики, шумящие подвески. Простейший из них - флюгер.
Ну и, наконец, столь модные ныне горки тоже могут стать эффектными деталями зимнего сада. Чтобы они не выглядели как случайно образовавшиеся заснеженные холмики, необходимо, кроме горизонтальных, использовать в конструкциях и вертикальные элементы, которые не сразу занесет снегом.
Фантазируйте - и ваш сад будет в любое время года не менее выразителен, чем летом! Садовод и поэт Делиль не советовал ограничивать себя ни в чем:
«Любого вида сад хорош уж потому,
Что соответствует владельцу самому>.
Первый поворот: скромная богиня
Куда вели аллеи с боскетами в регулярных парках прошлых веков? Как правило, к скульптурной композиции, которой отводилась особая роль - она должна была служить назиданием. За поворотом аллеи гуляющему открывалась небольшая площадка со скамьей напротив аллегорической группы: присядь, путник, и поразмышляй над символическим изображением любви или войны!
Сегодня, по сравнению с классической эрой, скульптуры используются нечасто. Что, конечно, явное упущение - ведь именно скульптурные элементы в саду могут обеспечить драматический эффект или подчеркнуть взаимосвязь человеческого труда с растительным окружением для гармонии. Удачно вписанные в естественный ландшафт, они создают в нем интересные акценты, приковывают внимание, формируют неповторимое обаяние волшебной сказки. В начале дорожки скульптурные формы могут служить приглашением прогуляться по ней. Будучи спрятанными среди растений, - придадут саду изысканность с оттенком неожиданности. Главное - помнить, что скульптуры должны быть помещены в такие места, где они будут хорошо смотреться и одновременно не испортят вид.
Тип скульптурной композиции зависит, во-первых, от стиля дома и сада и, во-вторых, от размера сада. Скульптура гармонирует с садом независимо от того, растения окружают ее, или она установлена на замощенной площадке. Ведь декоративные элементы должны быть не в изоляции, а являться частью ансамбля. Скульптуры могут использоваться как отдельные акценты в саду или для баланса, когда, например, рядом большое дерево или куст. Всегда важен их масштаб: статуи не должны быть такими маленькими, что их не заметят, или настолько большим, чтобы затмевать растительность вокруг.
Не стоит забывать: простые украшения часто производят наибольшее впечатление. Элементарные, классические формы особенно привлекают внимание, когда установлены среди растений, контрастирующих с ними по цвету и форме. Вообще, использовать скульптуры нужно скупо. В саду часто достаточно одной. Если их больше, имеет значение их взаимное расположение: статуи следует устанавливать обособленно, чтобы не умалялось впечатление от каждой.
И еще, скульптуры должны хорошо смотреться в любое время года, а уж какой материал вы выберете для них - искусственный мрамор, камень или бронзу - дело вашего вкуса.
Второй поворот: следом за солнцем
Кроме статуй, в саду можно обнаружить и другие декоративные элементы - фонарики, вазоны. Встречается и кое-что более оригинальное. Например - солнечные часы.
Солнечные часы оставались популярным украшением в течение столетий после того, как потеряли практическую ценность. Обычный тип солнечных часов включает простой циферблат и гномон (или указатель), прикрепленный к плите на коротком держателе. Солнечные часы особенно подходят для коттеджа, формального сада или сада трав. Причем они будут прекрасно смотреться и летом, и осенью, и зимой, прилежно отсчитывая время для владельца сада.
Еще один способ разнообразить убранство сада - установить купальни и кормушки для птиц. Изящный деревянный «теремок» соберет немало пернатых гостей. Сделанные из терракоты или камня, птичьи удовольствия смотрятся в саду очень естественно, а мох, которым часто зарастают грани, придает им дополнительную прелесть. Не следует только размещать их на слишком открытом месте, так как большинство птиц чувствуют себя в большей безопасности, когда поблизости есть какой-нибудь кустарник. Лучше всего поднять кормушки над землей, например на ножке, чтобы уберечь птиц от котов. Наблюдая за птицами, поверьте, вы не будете скучать ни зимой, ни летом.
Третий поворот: символическая преграда
Одна из аллей в саду непременно окажется самой длинной или самой широкой. Она же должна быть и самой красивой - ни в коем случае не прямой или однообразной, ведь характер целого определяют обычно самые крупные его части. Не исключено, что за одним из поворотов аллеи откроется маленький декоративный ручей и крохотный мостик через него.
Мостик предназначен в первую очередь для переправы через препятствие, будь то ручеек или небольшой овражек. Но это только одна сторона медали. Конечно, если в саду есть водоем или ручей, то сооружение моста оправдано в любом случае. Эта архитектурная форма, с перилами или без, широкая или узкая, прямая или выгнутая, способна добавить участку своеобразия и подчеркнуть присутствие водной стихии.
В сад природного пейзажа, ставший неотъемлемой чертой многих европейских ландшафтов, органичнее всего впишется прямой незамысловатый деревянный мостик прямо над поверхностью воды. Предполагается, что он будет использоваться по назначению, поэтому чем проще его дизайн, тем лучше и естественнее он смотрится. Мостик с ажурными коваными перилами придает саду романтический облик и будет весьма кстати в пейзажном саду. Небольшой аккуратный мостик-настил напоминает о японском садике. В водных садах в восточном стиле он имеет символическую функцию; часто он ярко расписан и затейливо украшен. А саду строгого классического стиля больше подойдет каменный мостик без перил. Популярны также арочные, горбатые мостики.
Но красивый мостик - не просто переправа через водоем, а яркая фокусная точка и поистине последний штрих во многих водных ландшафтных композициях в неформальном стиле. Мостик может быть и исключительно декоративным элементом на участке. С его помощью иногда скрывают проложенные на поверхности земли коммуникации или имитируют переход через сухой гравийный ручей.
Так как строительство каменного моста требует знаний и опыта, наиболее дешевый и распространенный вариант - деревянный. Обычно используют лиственницу - это дерево почти не гниет, и мостик может прослужить более пятидесяти лет, а то и больше.
Чугун и сталь - весьма высокопрочные материалы, позволяющие создавать длинные мосты. Стальные детали и проволока сочетают зрительную легкость конструкции с огромной прочностью.
Четвертый поворот: садовый «эрмитаж»
Как правило, за водоемом принято размещать беседку, павильон или навес, чтобы хозяин мог полюбоваться собственным садом, сидя на скамейке или в шезлонге. Стиль этих построек всегда связан со стилем дома. В последнее время модным стало использовать в ландшафтных проектах мотивы античной архитектуры. Это направление особенно актуально для участков с классическими особняками. Колоннады и арки, стилизованные под старину, придают саду величественность. Они светятся белизной среди золота осени, а зимой, с шапками снега, создают ощущение уединенности и покоя.
Впрочем, и к саду любого другого стиля можно подобрать соответствующую по облику беседку или несколько. Они могут быть деревянными, из камня или иметь металлическую несущую основу; крышу иногда делают прозрачной. Что касается размеров, то здесь все определяется не столько наличием средств у заказчика, сколько соответствием замыслу. Согласитесь, что слишком крупное сооружение, относящееся к малым архитектурным формам, будет отвлекать на себя внимание, да и уютной такую беседку не назовешь. В застекленной беседке и зимой можно будет посидеть полюбоваться спящим садом.
Поворот за поворотом
В зимнее время сад украшают и подпорные стенки, гроты, перепады высот, лестницы. Они добавляют заснеженному саду цвет, если оформить их в ярких тонах или выделить цветной подсветкой. Оживить сад зимой помогут также различные звучащие и так называемые кинематические, приводимые в действие силой ветра, объекты: эоловы арфы, флейты Пана, колокольчики, шумящие подвески. Простейший из них - флюгер.
Ну и, наконец, столь модные ныне горки тоже могут стать эффектными деталями зимнего сада. Чтобы они не выглядели как случайно образовавшиеся заснеженные холмики, необходимо, кроме горизонтальных, использовать в конструкциях и вертикальные элементы, которые не сразу занесет снегом.
Фантазируйте - и ваш сад будет в любое время года не менее выразителен, чем летом! Садовод и поэт Делиль не советовал ограничивать себя ни в чем:
«Любого вида сад хорош уж потому,
Что соответствует владельцу самому>.
Обсуждения Искусство мелочей