Нет необходимости доказывать полезность владения голосом, ведь с его помощью мы общаемся, говорим и выражаем собственные мысли. И для этого у нас имеется прекрасный инструмент, который называется речевым аппаратом. Что же нужно, чтобы он действовал безотказно?
Во-первых, знать.
Это может показаться лишним или, по крайней мере, необязательным. «Подумаешь, - скажет кто-то, - и без этого люди говорят». Да. И некто Журден в известной мольеровской пьесе очень удивился, узнав, что всю жизнь говорит прозой. А дети, приступая к игре на фортепьяно, непременно заглядывают по крышку, чтобы посмотреть, каким образом возникает звук, и нажимают на педали, проверяя силу и длительность звучания. Но голосовой аппарат - сродни музыкальным инструментам... Улыбнулись? Понятно?
Итак, что же он собой представляет?
Источником звука являются голосовые связки. Это вибраторы. Рождаясь в гортани, звуковая волна попадает в резонаторы, образуемые носоглоткой, полостями носа и рта. Здесь происходит обогащение звука: формируется его высота, определяется сила. Сила голоса - великая вещь: как без неё убеждать, доказывать, утверждать? Следующий этап - оформление звука, которое выполняют артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Ведущая роль, разумеется, принадлежит языку, от его движения зависит характер, четкость, ясность большинства произносимых звуков.
Кроме того, к образованию звуков причастно дыхание. Объем легких, т.е. количество воздуха, которое они могут вместить и вытолкнуть, глубина и интенсивность вдоха и выдоха влияют и на силу звука, и на его продолжительность. Одним словом, дыхание составляет энергетическую базу речи. Есть даже специальный термин, обозначающий дыхание, обслуживающее её - фонационное. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Главное в нём - умение распределять вдох и выдох (вдох в 10-15 раз короче выдоха) и правильно добирать воздух в процессе речи: быстро, энергично и незаметно для слушателей.
Во-вторых, тренировать.
Существует специальный комплекс упражнений для совершенствования техники речи. Например, для формирования мощного фонационного дыхания:
Упражнение 1
Короткий быстрый вдох и как можно более медленный, длительный выдох, сопровождаемый звуком «ф» (фффф…) или «с» (ссссс…). Завершается выдох резким выбросом оставшегося в легких воздуха и резким подбором передней стенки живота по направлению внутрь и вверх, как при кашлевом толчке.
Упражнение 2
Такой же, как в предыдущем упражнении, вдох, но выдох очень медленный, экономный. Он может быть холодным (как задувают свечу или дуют на горячий чай) или теплым (как бы согревая птенчика на ладонях). И так до полного выдоха. Можно по ходу поднести руку ко рту и удостовериться в температуре выдыхаемого воздуха.
Для наращивания диапазона голоса тренируется вместе с дыханием вся система резонаторов.
Упражнение 3
Попробуйте имитировать голосом звучание колокола: «Бом…м - м…, бом…м - м…». При этом нужно акцентировать звук «м», растягивая его: не размыкая губ, опустить нижнюю челюсть и ощутить этот звук одновременно и в верхней части груди, и на губах. Повторять упражнение необходимо многократно и внимательно, разрабатывая грудной и головной регистры.
Дикция, т.е. четкое, внятное, ясное произношение звуков речи тоже нуждается в тренировке. Прежде всего, важна выработка чёткой артикуляции звуков. Вот несколько упражнений из такой гимнастики.
Упражнение 4
Произношение чередующихся гласных, например, А - У, с растягиванием губ в улыбку и собиранием в трубочку.
Упражнение 5
Чередование согласных П - Б. Нужно, сомкнув губы, как препятствие, преодолеть его «взрывом» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха или активным выдохом, как бы «выстреливая пробку»: Пп…п!
Упражнение 6
Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке, например, БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ… и т.д., по нескольку раз, то ускоряя, то замедляя темп, с выраженным напряжением губ.
Упражнение 7
Это усложнённый вариант предыдущей техники, в котором добавляются согласные: БВА-БВЕ-БВИ-БВО-БВУ, БГА-БГЕ-БГИ-БГО-БГУ и т.д. Все буквы алфавита озвучиваются по нескольку раз в произвольном порядке: ГВА.., ДГА, ЖВА.., КВА… и т.д. Можно взять одно-два сочетания звуков и произносить их многократно: БВА-БВУ, БВА-БВУ-БВА-БВУ..., ГДА-ГДУ-ГДА-ГДУ… и т.д., активно работая языком и губами.
Упражнение 8
Очень эффективными для отработки дикции являются звуки Р и Л, М и Н: в сочетании с любыми согласным и гласными они разрабатывают и язык, и губы. Например: РЛА-РЛЕ-РЛИ-РЛО-РЛУ; МНА-МНЕ-МНИ-МНО-МНУ; ЛРА-ЛРЕ-ЛРИ-ЛРО-ЛРУ и т.п. Кроме того, можно использовать различные слова и словосочетания, в которых встречаются эти звуки: телеграмма, монолог, каламбур, руль, многословие, лимон и т.д.; люблю грозу в начале мая, два дровосека кололи дрова и проч.
Это может показаться лишним или, по крайней мере, необязательным. «Подумаешь, - скажет кто-то, - и без этого люди говорят». Да. И некто Журден в известной мольеровской пьесе очень удивился, узнав, что всю жизнь говорит прозой. А дети, приступая к игре на фортепьяно, непременно заглядывают по крышку, чтобы посмотреть, каким образом возникает звук, и нажимают на педали, проверяя силу и длительность звучания. Но голосовой аппарат - сродни музыкальным инструментам... Улыбнулись? Понятно?
Итак, что же он собой представляет?
Источником звука являются голосовые связки. Это вибраторы. Рождаясь в гортани, звуковая волна попадает в резонаторы, образуемые носоглоткой, полостями носа и рта. Здесь происходит обогащение звука: формируется его высота, определяется сила. Сила голоса - великая вещь: как без неё убеждать, доказывать, утверждать? Следующий этап - оформление звука, которое выполняют артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Ведущая роль, разумеется, принадлежит языку, от его движения зависит характер, четкость, ясность большинства произносимых звуков.
Кроме того, к образованию звуков причастно дыхание. Объем легких, т.е. количество воздуха, которое они могут вместить и вытолкнуть, глубина и интенсивность вдоха и выдоха влияют и на силу звука, и на его продолжительность. Одним словом, дыхание составляет энергетическую базу речи. Есть даже специальный термин, обозначающий дыхание, обслуживающее её - фонационное. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Главное в нём - умение распределять вдох и выдох (вдох в 10-15 раз короче выдоха) и правильно добирать воздух в процессе речи: быстро, энергично и незаметно для слушателей.
Во-вторых, тренировать.
Существует специальный комплекс упражнений для совершенствования техники речи. Например, для формирования мощного фонационного дыхания:
Упражнение 1
Короткий быстрый вдох и как можно более медленный, длительный выдох, сопровождаемый звуком «ф» (фффф…) или «с» (ссссс…). Завершается выдох резким выбросом оставшегося в легких воздуха и резким подбором передней стенки живота по направлению внутрь и вверх, как при кашлевом толчке.
Упражнение 2
Такой же, как в предыдущем упражнении, вдох, но выдох очень медленный, экономный. Он может быть холодным (как задувают свечу или дуют на горячий чай) или теплым (как бы согревая птенчика на ладонях). И так до полного выдоха. Можно по ходу поднести руку ко рту и удостовериться в температуре выдыхаемого воздуха.
Для наращивания диапазона голоса тренируется вместе с дыханием вся система резонаторов.
Упражнение 3
Попробуйте имитировать голосом звучание колокола: «Бом…м - м…, бом…м - м…». При этом нужно акцентировать звук «м», растягивая его: не размыкая губ, опустить нижнюю челюсть и ощутить этот звук одновременно и в верхней части груди, и на губах. Повторять упражнение необходимо многократно и внимательно, разрабатывая грудной и головной регистры.
Дикция, т.е. четкое, внятное, ясное произношение звуков речи тоже нуждается в тренировке. Прежде всего, важна выработка чёткой артикуляции звуков. Вот несколько упражнений из такой гимнастики.
Упражнение 4
Произношение чередующихся гласных, например, А - У, с растягиванием губ в улыбку и собиранием в трубочку.
Упражнение 5
Чередование согласных П - Б. Нужно, сомкнув губы, как препятствие, преодолеть его «взрывом» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха или активным выдохом, как бы «выстреливая пробку»: Пп…п!
Упражнение 6
Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке, например, БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ… и т.д., по нескольку раз, то ускоряя, то замедляя темп, с выраженным напряжением губ.
Упражнение 7
Это усложнённый вариант предыдущей техники, в котором добавляются согласные: БВА-БВЕ-БВИ-БВО-БВУ, БГА-БГЕ-БГИ-БГО-БГУ и т.д. Все буквы алфавита озвучиваются по нескольку раз в произвольном порядке: ГВА.., ДГА, ЖВА.., КВА… и т.д. Можно взять одно-два сочетания звуков и произносить их многократно: БВА-БВУ, БВА-БВУ-БВА-БВУ..., ГДА-ГДУ-ГДА-ГДУ… и т.д., активно работая языком и губами.
Упражнение 8
Очень эффективными для отработки дикции являются звуки Р и Л, М и Н: в сочетании с любыми согласным и гласными они разрабатывают и язык, и губы. Например: РЛА-РЛЕ-РЛИ-РЛО-РЛУ; МНА-МНЕ-МНИ-МНО-МНУ; ЛРА-ЛРЕ-ЛРИ-ЛРО-ЛРУ и т.п. Кроме того, можно использовать различные слова и словосочетания, в которых встречаются эти звуки: телеграмма, монолог, каламбур, руль, многословие, лимон и т.д.; люблю грозу в начале мая, два дровосека кололи дрова и проч.
Обсуждения Развитие голоса