Codex Seraphinianus

Человечество видывало разные книги. Одни становились памятниками величия человеческой мысли, другие – квинтэссенцией духа эпохи, третьи провозглашали политические программы, а четвертые попросту запрещались за свои «смелые» тексты.
Codex Seraphinianus
Книжный мир многогранен, и в своей красочности составляет единое целое – интеллектуальную сокровищницу человечества.

Очень многие «книжники» с радостью поговорят с вами о той или иной философской теории, обсудят состояние современной литературы и бессмертное величие классики, достоинства одного автора и недостатки другого. Но мало кто будет говорить о темной нише литературного процесса, непознанной и редко понятной культуре т. н. «странных книг». Эти книги не найдешь в библиотеках, о них не пишут газеты, их не приводят в пример литературные критики. Их как бы не замечают, игнорируют.

Возможно, причина кроется в том, что странные книги – это всегда книги со знаком вопроса. Человек любит ответы, понятные конструкции и прозрачные смыслы. Человек любит головоломки, которые он может решить. Если дела обстоят иначе, головоломку зачастую ненавидят и отвергают, ибо неразгаданная, она являет собой воплощение насмешки над человеческим разумом, его интеллектом и возможностями. Странные книги никогда не дают ответов и очень редко ставят простые вопросы. Они рассчитаны на избранного читателя – чувственного и склонного прислушиваться к холодным ветрам непознанного. Одной из таких странных книг и является Codex Seraphinianus.В 1978 году в миланское издательство Франко Марии Рицци прибыл большой пакет. Когда сотрудники издательства открыли его, то вместо рукописи обнаружили объемное собрание проиллюстрированных страниц. Иллюстрации – причудливые и странные. Сам текст ни один из редакторов прочесть не сумел.

Сопроводительное письмо поясняло, что автор сего труда, Луиджи Серафини, создал энциклопедию воображаемого мира по примеру средневековых научных кодексов: каждая страница детально изображает определенный объект, действие или явление; аннотации написаны на выдуманном языке.

Известный итальянский журналист Итало Кальвино был в восторге: «Кодекс» – один из самых любопытных примеров иллюстрированной книги. Читайте ее, используя не привычный язык и традиционное восприятие. Нет иного значения этой книги, нежели то, которым наделяет ее изобретательный читатель».

В 1981 году Рицци выпускает роскошное издание Codex Seraphinianus.

Само слово «SERAPHINIANUS» расшифровывается как «Strange and Extraordinary Representations of Animals and Plants and Hellish Incarnations of Normal Items from the Annals of Naturalist/Unnaturalist Luigi Serafini», то есть, «Странные и необычные представления животных, растений и адских воплощений из глубин сознания натуралиста/антинатуралиста Луиджи Серафини».Автор, итальянский художник и скульптор – личность одиозная, известная в творческих кругах своими неординарными работами. Он разрабатывал дизайн одежды для театра La Scala и театра Piccolo в Милане, работал с Феллини над La voce della luna, провел множество выставок в разных уголках земного шара. Несмотря на то, что Серафини написал не одну книгу (первой была Pulcinellopedia Piccola), квинтэссенцией его искусства однозначно является Codex Seraphinianus.

Она по праву считается самой странной литературной аномалией в истории ХХ века. «Кодекс» – это безумное исследование чужого мира, собрание галлюцинаций, грез, видений и сюрреалистических образов, синтез непонятного текста и запредельных иллюстраций.

Разноцветные дети-яйца гуляют по парку, люди-мусорные мешки кланяются на свалках возле мегаполиса, голые мужчины растут из спины белесого существа, воин со щитом из дорожного знака, чертежи кораблей и летающих машин, неизвестные науке овощи. Одним словом, не книга, а шарм психоделического сияния.Первая часть сего труда посвящена флоре, фауне, физике и механике. Вторая – обычным и важным людям, архитектуре, письму, еде и одежде, играм и развлечениям. Таким образом, Codex Seraphinianus является полноценной энциклопедией вымышленного мира, который мог бы существовать, существует или будет существовать где-то во Вселенной.

Впрочем, давайте посмотрим на эту книгу иначе. Что если картины «Кодекса» – это картины нашего настоящего, пускай гипертрофированного, но главное – сегодняшнего дня. В этом ракурсе книга становится еще более страшной, ибо становится понятно – пугающие картины не являются придуманными или же грядущими в далеком будущем, но происходят сейчас, с нами, в нашей действительности. Все это наша изнанка, все эти перверсии, мутации, уродства и извращения, дикие синтезы и ужасающие ритуалы, все это некие растения, произрастающие из нас, семян, на идеальной почве – современном мире. Таким образом, Серафини дарит нам сверхчувствительное зеркало – тело, с которого содрали кожу. И вот пред нами обнаженные вены, мышцы, сухожилия, органы и кости. Дотронься, и все зазвенит.

Codex Seraphinianus – издание раритетное и дорогое. Оно выходило маленькими тиражами на самой лучшей бумаге. 400-страничную книгу можно достать по цене от 250 евро, в зависимости от продавца. К примеру, легендарный Amazon.com просит за это сюрреалистическое счастье 1 000 у. е. Codex Seraphinianus – только для избранного покупателя.Кто же такой Луиджи Серафини? Лжец и мистификатор или пророк и визионер? Является ли «Кодекс» изящной подделкой или это истинное свидетельство конца света? Ответ вряд ли когда-нибудь будет получен. Вне зависимости от истины, Codex Seraphinianus останется одной из интереснейших книг в истории человечества и самым странным литературным артефактом ХХ века.
×

Обсуждения Codex Seraphinianus

  • Фото Codex Seraphinianus
    Вот если бы Вы написали свою рецензию на упомянутый литературный артефект, было бы любопытно.
     

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы
Ничто не вечно