Подумайте о самом раннем моменте своей жизни, который вы можете вспомнить. Возможно, перед вашими глазами возникнут картинки праздника в честь дня рождения или придут на ум сцены семейного отдыха. А теперь подумайте, сколько вам было лет, когда все это происходило.
Фактически, взрослые люди могут вспомнить себя в период от 3-х до 7-ми летнего возраста и, как правило, это довольно отрывочные воспоминания, хотя семейные фотоальбомы, какие-то фразы из детства могут вызвать из памяти больше деталей.
Психологи приписывают неспособность большинства взрослых людей помнить события своего раннего детства, включая и момент рождения, феномену психики, который получил название амнезия детства.
Впервые термин младенческая амнезия, сейчас более известная как амнезия детства, ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. После того как обратил внимание на то, что его взрослые пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Фрейд предположил, что это происходит потому, что в первые годы жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Однако, если это так, то амнезия детства должна была бы затронуть только события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события первых лет жизни.
Скорее всего, главная причина - это существенная разница в кодировании полученной информации у маленьких детей и взрослых.
Психологи обнаружили, что дети и в 3 и в 6 месяцев могут сформировать долгосрочные воспоминания, однако в отличие от взрослых людей, маленькие дети запоминают свои переживания, никак не связывая их со смежными событиями. Если сравнивать память с дуршлагом, то взрослая память это дуршлаг с очень маленькими отверстиями, не больше пшеничного семени, через такие отверстия просачиваются небольшие количества информации. Тогда как детская память это дуршлаг с большими дырами, в которых пропадают целые куски воспоминаний. Способность формировать воспоминания зависит от целой сети нервных клеток в мозге, части которой развиваются в разное время. Полноценная сеть более-менее создаётся между 6 и 18 месяцами жизни, а с ней - краткосрочная и долгосрочная память.
Но если память ребенка к 18 месяцем уже практически достигает уровня взрослого человека, почему же тогда мы не можем вспомнить то, что происходило с нами в этом возрасте?
Скорее всего, самые ранние воспоминания могут оказаться блокированными в сознании, потому что мы не имели возможности связать их со словами, описывающими произошедшее событие, т.к. тогда еще не имели достаточных языковых навыков.
В 2004 году в ходе исследования группы 27-и 39-месячных мальчиков и девочек было обнаружено, что если дети не знали слов, с помощью которых можно было бы описать то, что с ними случилось, они не могли сделать этого и позже, после изучения соответствующих понятий. Кроме того, мы обогащаем наши знания о своем прошлом, когда помещаем воспоминания в контекст, т.е. связываем их во времени и пространстве с другими событиями нашей жизни. Много детей дошкольного возраста могут последовательно рассказать различные случаи из своего прошлого, например о поездке в цирк, но только в возрасте пяти лет у детей появляется ощущение времени и они в состоянии соотнести свою поездку в цирк с определенным моментом времени в прошлом.
Бросая вызов, исследователям детской амнезии, некоторые люди утверждают, что помнят себя еще в том возрасте, когда у них не было языковых навыков, т.е. настаивают на том, что обладают пред - речевыми воспоминаниями и даже что помнят себя в утробе матери. Одна из форм психоанализа сосредотачивается на травмирующих ранних воспоминаниях, связывая существующие страдания человека с болью рождения, и тем самым, возвращая пациентам, в так называемом процессе перерождения, воспоминания о дне их появления на свет. Однако никакие научные исследования пока не подтвердили описанные выше возможности такой формы психоанализа и достоверность полученных в ходе терапии данных.
Психологи приписывают неспособность большинства взрослых людей помнить события своего раннего детства, включая и момент рождения, феномену психики, который получил название амнезия детства.
Впервые термин младенческая амнезия, сейчас более известная как амнезия детства, ввел Зигмунд Фрейд в 1899 году. После того как обратил внимание на то, что его взрослые пациенты не способны вспомнить события первых 3-5 лет своей жизни. Фрейд предположил, что это происходит потому, что в первые годы жизни ребенок испытывает агрессивные и часто сексуальные побуждения в отношении своих родителей. Однако, если это так, то амнезия детства должна была бы затронуть только события, связанные с сексуальными и агрессивными мыслями, тогда как на самом деле амнезия детства распространяется на все события первых лет жизни.
Скорее всего, главная причина - это существенная разница в кодировании полученной информации у маленьких детей и взрослых.
Психологи обнаружили, что дети и в 3 и в 6 месяцев могут сформировать долгосрочные воспоминания, однако в отличие от взрослых людей, маленькие дети запоминают свои переживания, никак не связывая их со смежными событиями. Если сравнивать память с дуршлагом, то взрослая память это дуршлаг с очень маленькими отверстиями, не больше пшеничного семени, через такие отверстия просачиваются небольшие количества информации. Тогда как детская память это дуршлаг с большими дырами, в которых пропадают целые куски воспоминаний. Способность формировать воспоминания зависит от целой сети нервных клеток в мозге, части которой развиваются в разное время. Полноценная сеть более-менее создаётся между 6 и 18 месяцами жизни, а с ней - краткосрочная и долгосрочная память.
Но если память ребенка к 18 месяцем уже практически достигает уровня взрослого человека, почему же тогда мы не можем вспомнить то, что происходило с нами в этом возрасте?
Скорее всего, самые ранние воспоминания могут оказаться блокированными в сознании, потому что мы не имели возможности связать их со словами, описывающими произошедшее событие, т.к. тогда еще не имели достаточных языковых навыков.
В 2004 году в ходе исследования группы 27-и 39-месячных мальчиков и девочек было обнаружено, что если дети не знали слов, с помощью которых можно было бы описать то, что с ними случилось, они не могли сделать этого и позже, после изучения соответствующих понятий. Кроме того, мы обогащаем наши знания о своем прошлом, когда помещаем воспоминания в контекст, т.е. связываем их во времени и пространстве с другими событиями нашей жизни. Много детей дошкольного возраста могут последовательно рассказать различные случаи из своего прошлого, например о поездке в цирк, но только в возрасте пяти лет у детей появляется ощущение времени и они в состоянии соотнести свою поездку в цирк с определенным моментом времени в прошлом.
Бросая вызов, исследователям детской амнезии, некоторые люди утверждают, что помнят себя еще в том возрасте, когда у них не было языковых навыков, т.е. настаивают на том, что обладают пред - речевыми воспоминаниями и даже что помнят себя в утробе матери. Одна из форм психоанализа сосредотачивается на травмирующих ранних воспоминаниях, связывая существующие страдания человека с болью рождения, и тем самым, возвращая пациентам, в так называемом процессе перерождения, воспоминания о дне их появления на свет. Однако никакие научные исследования пока не подтвердили описанные выше возможности такой формы психоанализа и достоверность полученных в ходе терапии данных.
Обсуждения Вспомнить момент рождения