Formgestaltungschule — это школа формообразования, черпающая вдохновение в природе и базирующаяся на стремлении понимать и изучать природные формообразующие процессы и те силы, которые действуют творчески, полностью согласуясь с мировыми законами.
Ее методологические основы вытекают из мировоззрения Иоганна Вольфганга Гете и его художественных и натуралистических исследований. Прафеномены Гете, органическая пластика Антонио Гауди, теория цвета Василия Кандинского, чувствующий хаос Теодора Швенка — вот далеко не полный список кирпичиков, из которых состоит фундамент Formgestaltungschule. Изучение и понимание законов формообразования дают импульс к созданию вещей не противоречащих естеству.
Древние мастера обладали знанием этих законов. Они чувствовали и понимали свойства носителей формообразующих жизненных процессов. Они хорошо знали, как среда воздействует на человека. Они умели читать символы и сознательно использовать круг, спираль, лабиринт, пирамиду… Но в ходе развития человечества по мере увеличения человеческой эгоцентричности знание этих законов постепенно утрачивалось. Современный мир живет по принципам, продиктованным человеческой ментальностью и ее сиюминутными потребностями, которые не согласуются с элементарным стремлением природы к гармонии и зачастую полностью противоречат им (например, уничтожение природы в угоду обогащению: добыча нефти, загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, курение, алкоголизм, наркомания, проституция и т. п.).
Всё рукотворное должно отвечать принципу гармонии или равновесия между проявлениями крайностей или противоположностей. Всякая крайность пагубна. Взять, например пару: хаос и порядок. Губительно как одно, в своем крайнем проявлении, так и другое. Истина лежит посередине (в зоне 38-62% по золотому сечению). Если в пределах зоны равновесия система стремится к хаосу, то она развивается, если к порядку, то — стагнирует. Балансирование между развитием и стагнацией в пределах обозначенной зоны суть нормальная жизнь. Всё остальное — перегибы.
Всякая форма есть отражение духовных процессов. Она является как бы трехмерной проекцией духовных форм более высоких и непостижимых измерений, как фотография есть двухмерная проекция нашего трехмерного мира.
Всякая форма есть результат целой совокупности духовных процессов. Поэтому она всегда многопланова и многомерна. В одной форме в том или ином виде скрыто множество сущностей. Таким образом, форма может служить символом духовного.
Инструментом постижения формы и принципов ее образования является интуиция.
Интуиция как способность человека к постижению тайн присуща каждому человеку, но развита у каждого не в одинаковой степени.
Интуицию можно развивать. Для этого существует комплекс упражнений: на описание, сравнение и метаморфозы.
Упражнения дают также метод выделения сущностного в том или ином предмете или явлении. Набор основополагающих характеристик, проявляющийся в сравнении одного предмета или явления с другим, в его топической развертке (в виде таблицы) позволяет определить метаморфозы, при помощи которых одни предметы или явления могли бы быть превращены в другие. Принцип метаморфоз или превращений крайне важен в поиске образа в процессе формообразования, поскольку он является основным языком иносказательности, многоплановости и утонченной символизации.
Степень постижения природной правды, скрытой в том или ином предмете или явлении, для каждого человека индивидуальна и соответствует степени развития его интуиции. Природная правда или сущность предмета столь многогранна, что каждый человек может ухватить только часть ее. Эта часть и будет соответствовать его умению понимать и схватывать. Помещенная в основу творческой работы она и другими людьми будет восприниматься как природная правда.
Знания не могут заменить интуиции, поскольку знания не могут заменить понимания. Человек, обладающий большими знаниями, но слабой интуицией не в состоянии создать что-либо новое. Знания выступают в роли костылей для интуиции. Самостоятельной ценности они не имеют. Интуиция же без знаний дика, аморальна и бескультурна.
Искусство живет по законам чувств. Промышленность живет по законам мышления. Дизайн — это поиск равновесия между искусством и промышленностью. Композиции, создаваемые дизайнером, должны быть и эстетичны и практичны.
Основным материалом, с которым работает дизайнер, является человек. Что бы дизайнер ни создавал, он всегда создает среду человеческого существования. Ни одна вещь не должна быть вещью в себе или вещью самой по себе, но только в связи с человеком, его жизнедеятельностью, культурой, эргономикой, психикой и т.п. Всё, что делается человеком (любое рукотворное) делается для человека. Ни природе, ни космосу, ни духовному миру, ни Богу это не нужно. Оно имеет значение только для человека, его цивилизации и культуры. Зная этот принцип необходимо работать так, чтобы своим творчеством оказывать правильное (согласующееся с законами мироздания) воздействие на себя и свое окружение, поскольку искусство — это тот язык, на котором высшие существа говорят с людьми. Впечатление, полученное и переваренное художником и дизайнером, преобразуется в произведение искусства. Тем самым он как бы делится своим впечатлением с другими людьми, получая истинное удовольствие от такого сопереживания. В этом основной смысл искусства.
Оценить степень правильности или неправильности творческого подхода может только интуиция. Ни один человек до конца не может быть уверен в правильности или неправильности своей работы. Первостепенное значение здесь имеет опять же не знание, а намерение работать в правильном направлении. Мы не можем быть в ответственности за последствия наших ошибочных действий, ибо человек не в состоянии проследить и понять всей сложности мировых взаимосвязей. Мы можем быть ответственны только за чистоту наших намерений. Если мы пытаемся делать добрые дела со злыми намерениями, то дела наши никогда не будут добрыми, и тогда с нас спросится. Если же мы нечаянно совершаем зло с добрыми намерениями, то это нам простится, ибо мировой порядок всё равно не допустит несправедливости.
Свет в языке творчества соответствует мудрости, тепло — соответствует любви. Поэтому свет есть формообразующая основа наших композиций. Блики и тени суть архитектурные элементы.
Свет невидим. Он становится видимым только когда наталкивается на препятствия. Свет отражается от светонепроницаемых предметов и преломляется в светопроницаемых средах. И при отражении света и при его преломлении он как носитель берет на себя частицу сущности тех предметов, от которых он отразился или преломился и транслирует ее дальше. На этом принципе основан терапевтический эффект света, когда он проходит например через кристаллы и насыщается их специфическими свойствами.
Всякая форма являет собой границу между ее внешним и внутренним. Законы пластики таковы, что когда форма образуется, то внутреннее стремится выйти наружу, а внешнее стремится попасть внутрь. Совершенной формой в плане пластики формообразующей материи является шар. А пирамиду в этом плане можно назвать кубом, стремящимся к шару. Или иными словами в пирамиде видны признаки устремленности к совершенству. Прямой угол, который почти не встречается в природе (за исключением кристаллов кубической сингонии: галлитов, пиритов и т.п.), должен метаморфизироваться в сглаженные округлые формы, стремящиеся к пластике шара.
Пропорции должны соответствовать принципам золотого сечения, поскольку это принцип природной гармонии (большая часть так относится к меньшей, как целое относится к большей части: коэффициент такого отношения 1,618). Основные соотношения природных форм подчинены этой пропорции. В основе всякой формы должна лежать простая праформа, принципы построения которой согласуются с принципами сакральной геометрии (все конфигурации могут быть выстроены с помощью линейки и циркуля).
В каждой рукотворной форме обязательно должны присутствовать и мужское и женское начала. В этом единстве и борьбе противоположностей реализуется принцип контраста.
Каждая вещь должна отвечать принципу соразмерности человеку в ее формообразующей основе и назначении. Например, средний рост человека 170 см (мужская составляющая), а средний рост человека с вытянутой вверх рукой 217 см (женская составляющая). Если в соответствии с пропорцией золотого сечения найти следующее значение, соразмерное человеческому росту, то по мужской составляющей это будет 275 см, а по женской — 351 см. Именно эти два значения наиболее соответствуют высоте жилища: по мужской составляющей в кабинетах, мастерских, санузлах и ванных комнатах, по женской составляющей в спальнях, кухнях и т.п. Следующее значение по мужской составляющей 445 см — для гостиных и библиотек. По женской — 568 см — для атриумов и лестничных пролетов, художественных мастерских. Организация среды обитания человека подчиняется человеческой организации и организации его органов чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и т.д. Например, существует взаимосвязь между зрением человека (той областью, которая попадает человеку в поле зрения), положением его тела (стояние-хождение, сидение, лежание) и проявлениями волевой, мыслительной или чувственной активности человека.
Во всяком творческом процессе должны быть проявлены композиция и стиль. Композицией мы называем идею, мысль или замысел художника (творца). Стиль — это метод реализации замысла. Композиция является скелетом, который прочен и незыблем. Декоративные элементы, которые по тем или иным причинам прикрепляются к этому скелету, обеспечивают многоплановость и определяют тот или иной стиль. Так, например, ствол дерева во все времена года одинаков. Он выступает как бы в роли композиционного скелета. Стилевые различия начинают проявляться, когда весной на его ветвях распускаются листья, летом появляются плоды, осенью листва опадает, а зимой на голых ветвях лежит снег. В каждое время года дерево выглядит по-разному (стиль), но при этом оно всегда остается деревом (композиция).
Композиция первична по отношению к стилю, поскольку мысль всегда первична по отношению к реализации и способу реализации. Дизайн всегда должен быть воплощением замысла, а не привнесенным осмыслением результата действия. Прежде чем что-то сделать, нужно сперва чего-то хотеть. В противном случае отсутствует механизм оценки и понимания получилось ли то, чего хотелось или нет.
Стиль без композиции порождает бессмысленность. Композиция без стиля порождает безвкусицу.
Древние мастера обладали знанием этих законов. Они чувствовали и понимали свойства носителей формообразующих жизненных процессов. Они хорошо знали, как среда воздействует на человека. Они умели читать символы и сознательно использовать круг, спираль, лабиринт, пирамиду… Но в ходе развития человечества по мере увеличения человеческой эгоцентричности знание этих законов постепенно утрачивалось. Современный мир живет по принципам, продиктованным человеческой ментальностью и ее сиюминутными потребностями, которые не согласуются с элементарным стремлением природы к гармонии и зачастую полностью противоречат им (например, уничтожение природы в угоду обогащению: добыча нефти, загрязнение окружающей среды, вырубка лесов, курение, алкоголизм, наркомания, проституция и т. п.).
Всё рукотворное должно отвечать принципу гармонии или равновесия между проявлениями крайностей или противоположностей. Всякая крайность пагубна. Взять, например пару: хаос и порядок. Губительно как одно, в своем крайнем проявлении, так и другое. Истина лежит посередине (в зоне 38-62% по золотому сечению). Если в пределах зоны равновесия система стремится к хаосу, то она развивается, если к порядку, то — стагнирует. Балансирование между развитием и стагнацией в пределах обозначенной зоны суть нормальная жизнь. Всё остальное — перегибы.
Всякая форма есть отражение духовных процессов. Она является как бы трехмерной проекцией духовных форм более высоких и непостижимых измерений, как фотография есть двухмерная проекция нашего трехмерного мира.
Всякая форма есть результат целой совокупности духовных процессов. Поэтому она всегда многопланова и многомерна. В одной форме в том или ином виде скрыто множество сущностей. Таким образом, форма может служить символом духовного.
Инструментом постижения формы и принципов ее образования является интуиция.
Интуиция как способность человека к постижению тайн присуща каждому человеку, но развита у каждого не в одинаковой степени.
Интуицию можно развивать. Для этого существует комплекс упражнений: на описание, сравнение и метаморфозы.
Упражнения дают также метод выделения сущностного в том или ином предмете или явлении. Набор основополагающих характеристик, проявляющийся в сравнении одного предмета или явления с другим, в его топической развертке (в виде таблицы) позволяет определить метаморфозы, при помощи которых одни предметы или явления могли бы быть превращены в другие. Принцип метаморфоз или превращений крайне важен в поиске образа в процессе формообразования, поскольку он является основным языком иносказательности, многоплановости и утонченной символизации.
Степень постижения природной правды, скрытой в том или ином предмете или явлении, для каждого человека индивидуальна и соответствует степени развития его интуиции. Природная правда или сущность предмета столь многогранна, что каждый человек может ухватить только часть ее. Эта часть и будет соответствовать его умению понимать и схватывать. Помещенная в основу творческой работы она и другими людьми будет восприниматься как природная правда.
Знания не могут заменить интуиции, поскольку знания не могут заменить понимания. Человек, обладающий большими знаниями, но слабой интуицией не в состоянии создать что-либо новое. Знания выступают в роли костылей для интуиции. Самостоятельной ценности они не имеют. Интуиция же без знаний дика, аморальна и бескультурна.
Искусство живет по законам чувств. Промышленность живет по законам мышления. Дизайн — это поиск равновесия между искусством и промышленностью. Композиции, создаваемые дизайнером, должны быть и эстетичны и практичны.
Основным материалом, с которым работает дизайнер, является человек. Что бы дизайнер ни создавал, он всегда создает среду человеческого существования. Ни одна вещь не должна быть вещью в себе или вещью самой по себе, но только в связи с человеком, его жизнедеятельностью, культурой, эргономикой, психикой и т.п. Всё, что делается человеком (любое рукотворное) делается для человека. Ни природе, ни космосу, ни духовному миру, ни Богу это не нужно. Оно имеет значение только для человека, его цивилизации и культуры. Зная этот принцип необходимо работать так, чтобы своим творчеством оказывать правильное (согласующееся с законами мироздания) воздействие на себя и свое окружение, поскольку искусство — это тот язык, на котором высшие существа говорят с людьми. Впечатление, полученное и переваренное художником и дизайнером, преобразуется в произведение искусства. Тем самым он как бы делится своим впечатлением с другими людьми, получая истинное удовольствие от такого сопереживания. В этом основной смысл искусства.
Оценить степень правильности или неправильности творческого подхода может только интуиция. Ни один человек до конца не может быть уверен в правильности или неправильности своей работы. Первостепенное значение здесь имеет опять же не знание, а намерение работать в правильном направлении. Мы не можем быть в ответственности за последствия наших ошибочных действий, ибо человек не в состоянии проследить и понять всей сложности мировых взаимосвязей. Мы можем быть ответственны только за чистоту наших намерений. Если мы пытаемся делать добрые дела со злыми намерениями, то дела наши никогда не будут добрыми, и тогда с нас спросится. Если же мы нечаянно совершаем зло с добрыми намерениями, то это нам простится, ибо мировой порядок всё равно не допустит несправедливости.
Свет в языке творчества соответствует мудрости, тепло — соответствует любви. Поэтому свет есть формообразующая основа наших композиций. Блики и тени суть архитектурные элементы.
Свет невидим. Он становится видимым только когда наталкивается на препятствия. Свет отражается от светонепроницаемых предметов и преломляется в светопроницаемых средах. И при отражении света и при его преломлении он как носитель берет на себя частицу сущности тех предметов, от которых он отразился или преломился и транслирует ее дальше. На этом принципе основан терапевтический эффект света, когда он проходит например через кристаллы и насыщается их специфическими свойствами.
Всякая форма являет собой границу между ее внешним и внутренним. Законы пластики таковы, что когда форма образуется, то внутреннее стремится выйти наружу, а внешнее стремится попасть внутрь. Совершенной формой в плане пластики формообразующей материи является шар. А пирамиду в этом плане можно назвать кубом, стремящимся к шару. Или иными словами в пирамиде видны признаки устремленности к совершенству. Прямой угол, который почти не встречается в природе (за исключением кристаллов кубической сингонии: галлитов, пиритов и т.п.), должен метаморфизироваться в сглаженные округлые формы, стремящиеся к пластике шара.
Пропорции должны соответствовать принципам золотого сечения, поскольку это принцип природной гармонии (большая часть так относится к меньшей, как целое относится к большей части: коэффициент такого отношения 1,618). Основные соотношения природных форм подчинены этой пропорции. В основе всякой формы должна лежать простая праформа, принципы построения которой согласуются с принципами сакральной геометрии (все конфигурации могут быть выстроены с помощью линейки и циркуля).
В каждой рукотворной форме обязательно должны присутствовать и мужское и женское начала. В этом единстве и борьбе противоположностей реализуется принцип контраста.
Каждая вещь должна отвечать принципу соразмерности человеку в ее формообразующей основе и назначении. Например, средний рост человека 170 см (мужская составляющая), а средний рост человека с вытянутой вверх рукой 217 см (женская составляющая). Если в соответствии с пропорцией золотого сечения найти следующее значение, соразмерное человеческому росту, то по мужской составляющей это будет 275 см, а по женской — 351 см. Именно эти два значения наиболее соответствуют высоте жилища: по мужской составляющей в кабинетах, мастерских, санузлах и ванных комнатах, по женской составляющей в спальнях, кухнях и т.п. Следующее значение по мужской составляющей 445 см — для гостиных и библиотек. По женской — 568 см — для атриумов и лестничных пролетов, художественных мастерских. Организация среды обитания человека подчиняется человеческой организации и организации его органов чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и т.д. Например, существует взаимосвязь между зрением человека (той областью, которая попадает человеку в поле зрения), положением его тела (стояние-хождение, сидение, лежание) и проявлениями волевой, мыслительной или чувственной активности человека.
Во всяком творческом процессе должны быть проявлены композиция и стиль. Композицией мы называем идею, мысль или замысел художника (творца). Стиль — это метод реализации замысла. Композиция является скелетом, который прочен и незыблем. Декоративные элементы, которые по тем или иным причинам прикрепляются к этому скелету, обеспечивают многоплановость и определяют тот или иной стиль. Так, например, ствол дерева во все времена года одинаков. Он выступает как бы в роли композиционного скелета. Стилевые различия начинают проявляться, когда весной на его ветвях распускаются листья, летом появляются плоды, осенью листва опадает, а зимой на голых ветвях лежит снег. В каждое время года дерево выглядит по-разному (стиль), но при этом оно всегда остается деревом (композиция).
Композиция первична по отношению к стилю, поскольку мысль всегда первична по отношению к реализации и способу реализации. Дизайн всегда должен быть воплощением замысла, а не привнесенным осмыслением результата действия. Прежде чем что-то сделать, нужно сперва чего-то хотеть. В противном случае отсутствует механизм оценки и понимания получилось ли то, чего хотелось или нет.
Стиль без композиции порождает бессмысленность. Композиция без стиля порождает безвкусицу.
Обсуждения Основные тезисы Formgestaltungschule