В живописи есть шесть способов выражения: внимание, сосредоточенное на сцене, независимо от заднего фона; внимание, сосредоточенное на заднем плане, независимо от сцены; инверсия; дополнение выразительных элементов; разрыв; головокружение.
Эти шесть приемов требуют разъяснения.
Внимание, сосредоточенное на сцене, независимо от заднего плана: на фоне гор многовековых и зимних выделяется высокий передний план.
Внимание, сосредоточенное на заднем плане, независимо от сцены: за старыми, обнаженными деревьями, возвышается весенняя гора.
Инверсия: деревья — прямые, тогда как горы и скалы склоняются вкось; или скалы—прямые тогда как деревья склоняются от искривления.
Дополнение выразительных элементов: если гора пустынна и темна без малейших проявлений жизни, добавь тут и там несколько разрозненных верб, нежных побегов бамбука, маленький мост, хижину.
Разрыв: сотворите вселенную, которая будет чиста от каких бы то ни было пятен вульгарности; горы, реки, де-ревья открываются лишь частично, лишены головы или хвоста; повсюду ни одного удара кисти, который не был бы резко прерван. Но чтобы применять этот метод прерывания с успехом, существенно знать, как работать кистью, абсолютно свободной и несвязанной.
Головокружение: задача состоит в том, чтобы изобразить горы, недоступные для человека, без какой бы то ни было дороги, которая вела бы туда. Таковы гористые острова: Няошань, Бохай, Пэнлай, Фанху15, где только бессмертные могут пребывать, но которые большинство людей не могут и вообразить—это головокружение такое, которое не существует в естественной природе. Чтобы выразить его в живописи, остается только показать крутые вершины, пропасти, висящие пешеходные мостки, необычайные пучины.
Чтобы эффект был действительно превосходным — надо воплотить всю силу удара кисти.
Эти шесть приемов требуют разъяснения.
Внимание, сосредоточенное на сцене, независимо от заднего плана: на фоне гор многовековых и зимних выделяется высокий передний план.
Внимание, сосредоточенное на заднем плане, независимо от сцены: за старыми, обнаженными деревьями, возвышается весенняя гора.
Инверсия: деревья — прямые, тогда как горы и скалы склоняются вкось; или скалы—прямые тогда как деревья склоняются от искривления.
Дополнение выразительных элементов: если гора пустынна и темна без малейших проявлений жизни, добавь тут и там несколько разрозненных верб, нежных побегов бамбука, маленький мост, хижину.
Разрыв: сотворите вселенную, которая будет чиста от каких бы то ни было пятен вульгарности; горы, реки, де-ревья открываются лишь частично, лишены головы или хвоста; повсюду ни одного удара кисти, который не был бы резко прерван. Но чтобы применять этот метод прерывания с успехом, существенно знать, как работать кистью, абсолютно свободной и несвязанной.
Головокружение: задача состоит в том, чтобы изобразить горы, недоступные для человека, без какой бы то ни было дороги, которая вела бы туда. Таковы гористые острова: Няошань, Бохай, Пэнлай, Фанху15, где только бессмертные могут пребывать, но которые большинство людей не могут и вообразить—это головокружение такое, которое не существует в естественной природе. Чтобы выразить его в живописи, остается только показать крутые вершины, пропасти, висящие пешеходные мостки, необычайные пучины.
Чтобы эффект был действительно превосходным — надо воплотить всю силу удара кисти.
Обсуждения Приемы