Компьютер, TV. Запрет и правило.
Роль родителей в жизни ребёнка во второй семилетке как бы уходит на второй план, на первом – школа, но в то же время родительская рука берёт «бразды правления» и не даёт никаких послаблений. Это не означает строгость, строгость вредна (диабет и ревматизм у взрослого – часто результат бессмысленной строгости в детстве), скорее это твёрдое, заботливое и грамотное водительство. Роли сменились: «император» стал «слугой», и твёрдая рука ведущего необходима. Она нужна во всём, и родители могут превосходно воспользоваться ею, чтобы оградить ребёнка от вредных для него увлечений: телевизор с видео, компьютер, компьютерные игры, слушание музыки через наушники и пр.
Доказывать, что для не сложившегося организма телевизор вреден – излишне, но напомнить об этом стоит. Самым опасным можно считать то, что телевизор подавляет фантазию и волю, т.к. ребёнок перед экраном неподвижен, не может действовать активно, его подражательная способность угнетена. А после просмотра следует агрессивная разрядка застоявшейся активности. Речь у детей, часто смотрящих телевизор, примитивна; читают они мало (предпочтут картинки), возможность изложения смысла прочитанного теряется, как, впрочем, и увиденного. Их мышление находится в рамках готовых ассоциаций, а потому ответы на вопросы стереотипны и выражены просто и решительно. Часто родителям такое поведение и ответы кажутся сверх оригинальными. Они не способны увидеть, что собственные представления у ребёнка отсутствуют или с трудом образуются, а всплывают образы и ассоциации, усвоенные с экрана. Не видят они и того, что у ребёнка вырабатывается привычка получать впечатления без собственных усилий и что это опасное приближение к границе зависимости от внешних факторов, когда достаточно лишь одного дуновения – и армию наркоманов может пополнить новобранец. (Не сложно в связи с этим понять, кто стоит за детскими развлекательными передачами типа «телепузиков»…)
Естественен родительский вопрос: «А для кого же тогда детские передачи и «мультики», ведь не для взрослых»? Они, естественно, для детей, но должны демонстрироваться только в кинозалах, на обычном тканом экране и регламентировано, после чего всегда должно быть обсуждение. Тогда вреда от кинозала не будет. Телеэкран же – это глаз существа, смотрящего на нас из подфизического мира, мира ариманических сил, и ребёнок, не достигший десятилетнего возраста, становится зависимым от этих сил. Смотреть на экран детям до 10 лет нельзя категорически. У них ещё нет той защиты, которая возникнет после 14-15 лет.
Не меньшая проблема с компьютерными играми. Схема игр одна: угроза – ответная реакция. И эта схема искусственного мира постепенно подменяет живой, действительный мир и односторонним образом действует на ребёнка, подавляя всё здоровое в нём, в том числе и творческую фантазию. Но в 15-16 лет – не повредит бросить пробный камень в адрес своих реакций и способностей к комбинированию.
А что представляет сам компьютер для ребёнка? Как и телевизор, монитор, по своей сути, принадлежит области подфизического, ибо электричество – это спрессованный свет, выступающий совместно с магнетизмом. И на экране мы видим как бы больное отражение дневного света, вырвавшегося на свободу. Примечательно, что этот процесс излучения сопровождается втягиванием через провод-«нулёвку» жизненных сил, находящегося вблизи человека (защитные экраны с этим явлением не связаны) . (С этой сложной и интересной темой можно познакомиться в книге Р. Штейнера «Духовнонаучные импульсы к развитию физики». Москва. Из-во «Антропософия», 2000г.)
Весь фокус в том, что наше отношение к компьютеру может быть или бесстрастным, когда мы используем его как вспомогательный инструмент, или эмоционально взвинченным, когда собираемся развлекаться. Во втором случае мы выплёскиваем эмоции, и силы, заключённые в эмоциях подхватываются и всасываются. Это заметно по склонности к простудным заболеваниям у тех, кто часто злоупотребляет подобными развлечениями.
Есть опасность и другого рода, исходящая от клавиатуры компьютера. Набирая текст (касается и обычной пишущей машинки), пальцы совершают движения, не соответствующие внутренней взаимосвязи звука и жеста, как это было бы выражено в жизни, когда, к примеру, мы говорим и жестикулируем. Движения пальцев, рук, всего тела всегда внутренне побуждаемы духовной закономерностью Слова как звучащего Логоса. На клавиатуре же движения пальцев определены рациональностью, удобством и технической целесообразностью. Это вносит разрушительный беспорядок в сердце, и если мы расспросим машинисток со стажем об их здоровье, то, как правило, у них обнаружатся сердечная слабость и другие заболевания сердца. Чем в более раннем возрасте начать печатать, тем значительнее выразится заболевание. Близость же монитора ослабит ещё и защитные силы организма. В дальнейшем слабость сердца и сердечные заболевания будут усиливаться.
Вы, наверное, подметили, что у ребёнка путь к творчеству всё время чем-то преграждается, всё время «выплывает» что-то, что может затушить творческий импульс и не дать проявиться творческой фантазии. Это осуществляется различными способами и с раннего детства. Родительскими запретами: «нельзя», «не ходи туда», «не делай этого». И школьными запретами, но выраженными иначе: аксиомностью подачи материала по любому предмету, преждевременностью точных наук в младших классах, бесконечной зубрёжкой различных законов. Запрет и правило – вот скрытые враги здорового развития ребёнка, присутствующие в его жизни до 14 лет. И если мы видим запрет и правило, то, значит, мы видим загон и загонщика. Это может быть не только в школьных классах или компьютерных залах, но и в спортивных залах и… концертных залах. Каким образом? Тут всё связано с двигательной деятельностью. В ребёнке должно гармонично развиваться и телесное, и душевное, и духовное. Это достигается прежде всего тем, что ребёнок производит формы движения из своих собственных намерений, сопровождаемых своими собственными удовольствиями. А любая стереотипная игра подавляет ребёнка, подавляет то, что должно в нём остаться живым внутренне. И когда потом ему предлагают или навязывают внешнюю деятельность, он не чувствует к ней никакого интереса. Стереотипные игры вызывают внутреннюю лень. В спортивном зале больше толку от спортивных снарядов в свободной игре без команд и счёта.
Для девочек и девушек несвобода в игре может вызвать малокровие (анемию), исказить внутреннее функционирование системы пищеварения ( кровь образуется из пищеварительной деятельности). При недостатке движения и при перегрузке внешними впечатлениями обмен веществ смещается в головную организацию. Что это значит? Всё, что человек видит, слышит и воспринимает, даже бессознательно, всё это – пища, но пища для мозга, которую тоже нужно переварить. Это отвлекает регулярную пищеварительную деятельность и также приводит к малокровию. Можете представить насколько опасно обилие впечатлений для ребёнка, не достигшего семи лет!
Движения человеку необходимы. Если они осмысленны, они соединяют с Духом (осмысленные движения дарит человеку эвритмия* см. в примечаниях); если механические, как, к примеру, в гимнастике, то они подчиняют человека телесности и этим побуждают его следовать материалистическим руслом; а если движения становятся спортом, то они не просто лишены смысла и значения, но как бы несут в себе антисмысл и уже не просто удерживают человека относительно мышления в материалистическом русле, а отбрасывают на уровень животности ощущений. «…Чрезмерное увлечение спортом – это дарвинизм на практике. Теоретический дарвинизм доказывает, что человек произошёл от животного. Практический дарвинизм – это спорт, который возвращает человека на ступень животного» (Р.Штейнер). Поэтому стоит задуматься над тем, почему возродили Олимпийские Игры, которые в своё время возникли художественно-религиозным образом и были совершенно естественной демонстрацией божественного в человеке. Ибо ещё совсем недавно тело и всё окружающее воспринимались как иллюзия, чуждая человеку. Но пришло время, когда грек "открыл" для себя тело как реальность, как Божественный подарок ни с чем не сравнимый, который только нужно было освоить. Этому подарку и его освоению и были посвящены Олимпийские Игры. Получив же профессиональный статус, в наше время они превратились в ариманический инструмент, мешающий развитию.
Не менее гнетущее впечатление, чем спортивные залы, оставляют залы хореографических училищ. В них, поистине, хоронят творчество, забивая в крышку гроба последний гвоздь. В это трудно поверить, но все движения там совершаются не под музыку, а под счёт. Счёт как бы сжал, вобрал музыку в себя, превратил её в метрономо-организующий элемент. Учитывая же то, что репетиционный режим в балетном мире поглощает ребёнка целиком – черту можно подводить не только под Духовным развитием….
Значительную проблему здоровому развитию ребёнка (любого возраста) представляют различные соревнования, конкурсы и экзамены. Все они порочны по своей сути, т.к. несут в себе запрет и правило. А если спросить себя, решают ли они поставленную задачу, то вывод только один – нет, не решают, а скорее наоборот – стимулируют ненужное закрепощение и стресс, что, естественно, скроет ту самую истину, которую пытаются выявить. А в случае неудачного выступления ребёнок может ещё и от родителей встретить осуждение или физическое наказание, что совершенно не позволительно ни по какому поводу. Наказывая ребёнка, вы вносите отчуждение, растите изворотливого приспособленца и труса. Малыши же, поддавшиеся соревновательному ажиотажу, зарабатывают впрок болезнь почек. Всё должно проистекать из свободного, внутреннего побуждения. Там, где рамки и правила, – там всегда загон и загонщик.
Третье семилетие и
Перспектива возвращения «блудного сына».
Наступление половой зрелости говорит о том, что человек родился в третий раз, освободившись от астральной оболочки. В первый раз, родившись физически, он освободился от материнской физической оболочки, оставшись окружённым эфирной и астральной оболочками. Во второй раз – тогда, когда стали прорезаться вторые зубы, когда освободившееся эфирное тело получает свободу и может самостоятельно обеспечивать процессы роста.
До этого времени эфирное тело пользовалось лишь наследственными силами точно также, как физическое тело, до рождения, пользовалось силами материнской оболочки. И, следовательно, как недопустимо воздействие на не рождённое физическое тело, так и недопустимо воздействие на не рождённое эфирное тело. Подобным же образом следует относиться и к астральному телу.
Если до 14 лет ребёнок подражал, воспринимал, вчувствовался во всё, то есть впитывал всё в себя и усваивал, то с периода полового созревания он способен выносить самостоятельное суждение. Пробуждение рассудочной деятельности раньше, чем ребёнок накопит душевный багаж для сопоставления – недопустимо. Естественным для подростка должно быть сначала изучение, а потом вынесение суждения. Ведь если не дать душе дозреть, не дать возможности уважительно относиться к мыслям других людей, не дать наполниться чувством истины, опирающемся на веру в уважаемого, авторитетного человека и позволить преждевременно вынести суждение или какую-нибудь теорию, то это суждение (или теория) становится для подростка авторитетом, оно как бы берёт на себя роль недостающего авторитетного учителя. Подросток попадает под влияние своего собственного суждения! Он замыкается в самом себе, не может развиваться и воспринимать новое. Это удивительный парадокс, на который, к сожалению, мало кто обращает внимание. Поэтому, нашей косностью, ограниченностью и предвзятостью мы во многом обязаны слишком раннему вынесению суждения.
Этот вывод вскоре станет настолько же очевидным и естественным, насколько очевидным и естественным станет знакомить впервые ребёнка с арифметическими действиями через представление о целом, – как единице. К примеру, яблоко – одно целое, через деление целого мы получаем цифру 2 (две части яблока) и т.д.; далее от лица ребёнка знакомить с вычитанием: я даю тебе одну половинку (а не беру) и т.п., закладывая этим здоровые морально-нравственные основы будущего развития ребёнка.
Третье семилетие должно проходить с настроением: мир истинен. Занятия естественными науками могут принять систематизирующий характер. Всё, что раньше накапливалось в душе в художественно-образной форме, теперь оживает в новом качестве и подступает с вопросом о своей сути.
Недостаток музыкально-художественного переживания во втором периоде до 14 лет может после 14 лет не вызвать достаточного интереса к внешнему миру, к его тайнам и привести подростка только к своим личным внутренним переживаниям и ощущениям, ограниченным сексуальной сферой. Не стоит удивляться, что секс и насилие в обществе своими корнями уходят в одностороннюю систему образования, рассматривающую человека и мир лишь внешне.
После достижения половой зрелости потребность опираться на авторитет у подростка отступает и возникает потребность иметь свою точку зрения. Это время, когда родители легко могут потерять контакт с ребёнком, если будут относиться к нему по-прежнему, как к слуге. Он теперь друг. Этот восточный ключ может помочь излишне строгим и заботливым родителям не оттолкнуть чувствительного подростка, а тоньше отнестись к очередной метаморфозе. Ведь он теперь с вами на равных правах обсуждает тот или иной поступок, ту или иную тему и высказывает своё мнение, часто противоречащее вашему.
Итак, третий период открывает возможность видения поступка, его сути и вынесения суждения по поводу этого поступка. Но это становится возможным не само по себе, а только после того как родители помогут ребёнку оптимально воспользоваться первыми двумя семилетиями, из которых первое проходит в подражании всему окружающему миру. И мир в его внешнем выражении должен быть осмысленным и моральным. Тогда это ведёт к развитию у ребёнка чувства благодарности (в дальнейшем оно перерастёт в любовь к Богу), которое органично переведёт ребёнка во второе семилетие. В нём, следуя авторитету, ребёнок сможет пережить: мир прекрасен! И через музыкально-художественное переживание, через мелодию, ритм и метр воспримет мир как осмысленную звучащую речь. И лишь это переживание может правомерно (без потерь) подвести ребёнка к третьему семилетию, к возможности задуматься о сути мира и его загадках.
Через правильное переживание второго семилетия из восприятия осмысленной звучащей речи развивается общечеловеческая любовь как основа этики.
А возможность видения поступка позволяет развиться любви к труду, к работе, к профессии. Но это должно возникнуть из понимания, свободно и непринудительно.
Таким образом, первые три семилетки ребёнка представляют для родителей и воспитателей сумму задач, в которых они должны глубоко разбираться и знать, какие из них, как и в каком семилетии достижимы. Но это не всё. Родителям необходимо понимать общую духовную стратегию развития и увидеть присутствие двух полярных процессов в организме ребёнка и то, как они взаимодействуют друг с другом в каждом семилетии. О каких полярных процессах идёт речь? О процессах связанных с познанием и процессах связанных с движением (включая обмен веществ как деятельность). Какая же здесь взаимосвязь? Познание, это чисто нервный процесс, вызывающий затвердение и умирание материи, которая, выделившись, заполняет нервные пути. Этому процессу противостоит оживляющий процесс, осуществляющийся волей через кровь. Волевой процесс как бы сразу восстанавливает нанесённый мышлением ущерб (см. Р.Штейнер. «Общее учение о человеке»). Базой для нервного процесса является голова – верхний полюс. Базой для волевого процесса является нижний полюс – система обмена веществ и конечностей. А регулирует эти два процесса сердце, через дыхание задавая нужный ритм (через вдох мозговая жидкость давит на головной мозг, передавая таким образом ритм).
В первом семилетии «Я» выстраивает себе физическое тело, внося в него всё душевное, весь свой космический опыт и задача родителей – не мешать и быть достойным примером для подражания. Естественно, ни о каком мышлении ещё не может идти речь, ведь восстановительные процессы ещё невозможны. Силы крови ещё прочно связаны органической деятельностью и внутренние чувства ещё не развиты. Поэтому-то мудрая природа в первом семилетии познание развернула на физическом плане, и оно есть ни что иное, как подражание. Волевой же процесс во внешнем, мы можем видеть, к примеру, тогда, когда ребёнок стремится встать и выпрямиться.
Во втором семилетии в ребёнке развивается способность внутреннего чувства. Ребёнка необходимо научить внутренне правильно дышать. Для этого привлекается музыкально-художественное переживание. Через музыкальное космос запечатлевает в дыхании свой ритм, который находит выражение в нервной системе, органах чувств и системе обмена веществ. Активное занятие музыкой во втором семилетии как бы набрасывает узду на инстинктивную волевую деятельность, не позволяя ей стихийно себя проявлять. Благодаря этому значительно укрепляется сердце, и теперь оно, как тонко чувствующий внутренний орган, готово приступить к следующему важному этапу жизни.
В третьем семилетии организм становится способным благодаря освободившемуся астральному телу воспринимать силы всей солнечной системы, которые несут космическую мудрость и запечатлевают её ночью в астральном теле и в зависимости от устремлённости души к ней, эта мудрость является человеку как интуитивное знание, являясь как бы дополнительным мощным источником познания. Благодаря этому происходит выравнивание сил связанных с мышлением и волением. Это одна сторона происходящего в третьем семилетии. Другая сторона связана с тем, что теперь через подготовленную ритмическую систему, волевые силы всё более освобождаясь от органической деятельности, способны активней включиться в процесс познания (в полной мере это будет с 20-21 года). И потому, понимая всё это, родители не должны преждевременно (до 14 лет) провоцировать рассудочную деятельность ребёнка, т.к. этим они просто-напросто не дадут ему возможности собрать необходимый запас сил и обрекут его на болезни и на невозможность духовного развития!
Начиная, примерно с 21 года, человеческое «Я» находит своё соотношение с астральным телом также, как оно ранее находило соотношение с эфирным и с физическим телами. К этому времени все три тела завершают своё взаимопроникновение и, как матрёшки, оказываются связанными друг с другом четвёртым телом – нашим «Я», являющемся в свою очередь оболочкой Духа, того самого Духа, которым пронизано всё вокруг, весь Мир, весь Космос.
Невольно возникает мысль о том, что дальнейшей задачей человека будет сознательная подготовка себя к самостоятельному преодолению последней оболочки, отделяющей его от Духовного мира. Это будет последнее рождение человека, рождение самого себя в мир Духа, в мир высоких Духовных существ, из которого когда-то Человек был "изгнан" для обретения «ума-разума», то есть самосознания. И в настоящий момент можно сказать, что если наше Я подчинит себе и облагородит астральное тело, которое несёт в себе совокупность всех душевных проявлений – от низших животных страстей, вожделений, инстинктов, аффектов до высших чувств, мышления, рассудка, абстрагирования, – то этим будет сделан первый шаг к возвращению «блудного сына»; второй шаг будет сделан, когда Я проработает эфирное тело и доведёт до совершенства характер, память, совесть, темперамент, привычки; последний шаг – после того, как Я сделает ещё более совершенным физическое тело . (Это будет возможным в далёком будущем. В настоящий момент необходимо понимание задачи в целом и понимание задачи на сегодняшний день.) И эти три шага мы должны сделать не «в бреду», а в полном сознании . (В поставленном по новеллам Э. По фильме «Три шага в бреду», герои совершают в каждой новелле эти самые бредовые шаги. Одна из новелл в постановке Феллини.)
Таким образом, нам сейчас предоставлена возможность совершенствовать астральное тело (называемое ещё душевным), то есть из трёх предстоящих шагов сделать первый – развить душу сознающую (сознательную). Мы уже знаем, что астральное или душевное тело триедино и несёт в себе как бы три души, из которых две достигли уже определённого развития в прошлом (душа ощущающая и душа рассуждающая), а вот третья – ещё младенец и нуждается в самом пристальном внимании со стороны Я. Дальнейший вывод очевиден: чтобы Я смогло этим заняться, человека нужно к этому подвести, т.е. воспитать с пелёнок, и воспитывать с пониманием всех тонкостей каждого года жизни, иначе в развитии далее души ощущающей (реже – души рассуждающей) ребёнку не подняться. Чтобы глубоко и основательно в этом разобраться стоит прочесть «Теософию» Р.Штейнера, имеющую подзаголовок «Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека».
Что завещали «праотцы» и разгадка тайной кнопки.
Есть родители, относящиеся к вышеописанному, негативно. Они обычно ссылаются на то, что в прошлом ничего этого не знали, никакой Духовной науки и, тем не менее, дети вырастали, вырастали и 500 и 1000 лет назад, и что нужно проще к этому относиться, «не мудрствуя лукаво», любить детей, а уж они как-нибудь вырастут. Подобные рассуждения весьма распространены, но прислушайтесь к ним, и вы услышите знакомые авось-эмоциональные интонации Люцифера, подталкивающие к тому, чтобы не задумываться ни над чем и жить, как завещали отцы.
А как они жили и что, собственно завещали? Чем праотцы руководствовались в воспитании? Если оглянуться на далёкое прошлое, то можно увидеть, что праотцы во всех регионах Земли относились к детям самым серьёзнейшим образом, иначе и быть не могло, т.к. забота о потомстве входит в инстинктивную жизнь и животного и человека. Но у человека есть ещё и разум, способный вносить нужные корректуры в систему воспитания, соответствующие данной эпохе развития, чего лишены животные. К примеру, в Древней Индии за несколько тысяч лет до Христа знали, что ребёнка с самого раннего детства нужно оставлять рядом со специальным человеком, называемым “Data”(cанскр., наставник, буквально «дающий»), который, находясь рядом с ребёнком, представлял для него объект для подражания. Но не просто объект. Каждое движение, каждое напряжение мускула у него было преднамеренным, ибо ещё не была потеряна инстинктивная мудрость, и наставник (Data) черпал из неё всё то, что было необходимо ребёнку. Тогда ещё сохранялось ощущение своей принадлежности Духовному миру, и это выражалось в почитании телесности, её совершенствовании. Телесность была выражением Духа и путём к Духу. Тогда знали, что при определённом ритме дыхания и сохранении пластичности тела достигалась возможность этот путь использовать и соединяться (йога) с Духовной мудростью. Это было в то время своего рода высшим образованием.
Традиция почитания телесности и способность видеть в ней и душу, и дух была перенесена с Востока в Персию, Халдею, Египет, Иудею и Грецию. Поэтому, как резонанс, в Древней Греции возникает своя «йога», со своим культом тела и своим ритмом дыхания. Наставник превратился здесь в водителя мальчиков – педагога.
Мальчика отдавали на воспитание после достижения семилетнего возраста. До этого он должен был находиться в семье, в окружении женщин. Это не было случайностью. Женщина в Древней Греции была отстранена от общественной жизни, и её главной заботой было, как бы продолжить эмбриональный период ребёнка, обеспечить ему инстинктивное домашнее развитие, исключающее случайные влияния, ибо считалось, что физическое тело человека до семи лет является оболочкой для божественно-духовного существа. Греки знали, что в эту унаследованную оболочку ребёнок нисходит с неба и в ней живёт до семи лет, затем её слагает и на протяжении последующих семи лет облекается в свою собственную. Поэтому до 7 лет полагались на Божественные силы, принесённые из предземной жизни, а после 7 лет старались эти силы сохранить в ребёнке до самой смерти. В связи с этим задачей педагога-гимнаста было продолжить «…то божественное созидание, которое делает телесное выражением духовного» . (Смотри Р.Штейнер. – «Современная духовная жизнь и воспитание», из-во «Парсифаль». Москва. 1996 г.) Ребёнок должен был сохраниться в человеке на всю жизнь. С этой целью гимнаст должен был «…развить тело так, чтобы оно благодаря гармонии своих частей, благодаря гармонии своих движений являлось откровением божественной красоты» . (Там же.)
Первый этап обучения у гимнаста начинался с освоения движений в сложном групповом танце, где мальчики постепенно обучались двигаться сообразно определённому метру, такту, ритму, сообразно общему пластически-музыкальному. Движущийся в хороводе мальчик ощущал «…внутреннее тепло, организующе расходящееся по членам, и его внутренние чувства путём телесно-физического процесса преобразовывались в то, что внешне раскрывалось как душевное, как то, что одушевляло пальцы кифариста, то, что одушевляло речь и превращало её в пение» . (Там же.) Всё это называлось оркестрика. Она развивала правильное функционирование ритмической системы, и её вершиной была игра на кифаре, или лире и пение. Этим достигалось внутреннее единство физического, душевного и духовного.
Вторым этапом обучения у гимнаста была борьба (палестрика). Находясь в определённом душевном состоянии, человек обучался ловко выполнять целенаправленные движения, как бы изнутри владеть своими членами. И для этого, для лучшего ощущения тела борцы натираясь маслом добавляли в него песок Гимнаст подводил борцов к овладению двумя типами движений. Одно несло в себе закругление; другое – радиальность. Одно развивало ловкость, выдержку и способность преодолевать противодействие; другое – силу, проворность, телесную гармонию. Одно давало возможность быть сильным, чтобы познать мир; другое – возможность при употреблении силы избрать в мире любое направление. Греки были убеждены, что с помощью палестрики можно гармонизировать всю систему движений и стать в правильное отношение ко всему космосу и что воспитанная с помощью палестрики рука встраивается в поток космической силы, которая, направляясь в мозг, открывает человеку космические тайны и идеи.
Без специальной тренировки, а в силу того, что вырабатывались телесные привычки, из совокупности телесных привычек, развивалась замечательная память, способная воспроизвести наизусть любую поэму, услышанную хотя бы раз.
К обучению философии, математике и пр. дисциплинам приступали достигнув 20-летнего возраста, т.е. тогда, когда гимнастика завершала развитие тела и, следовательно, интеллектуальных способностей.
Таким образом, ведущая роль в воспитании предоставлялась гимнасту. Он не забивал голову знаниями, но эффективно и наилучшим образом способствовал духовному развитию благодаря тому, что приводил в согласие с космосом наиболее подвижные органы своих воспитанников. И достигал он этого через привычку. Все упражнения должны были перейти в привычку. Силы, действовавшие в ребёнке до 7 лет, при таком воспитании как бы сохранялись в нём и продолжали действовать на протяжении всей жизни, и человек, следовательно, имел на протяжении всей жизни неисчерпаемый духовный источник мудрости.
Но этим источником человек не мог пользоваться вечно, ведь он в своей эволюции шёл навстречу индивидуализации, всё более уплотнялся, выкристаллизовывался и, соответственно, дистанцировался от Духовного мира. Все тайны и идеи доступные гимнастам нужно было сохранить и донести потомкам. Эта душевная потребность стимулировала преобразование речи в письмо. Знания консервировались впрок. Мифы, легенды, сказания – это реальные события очень далёкого прошлого, сохранённые посвящёнными для будущего развития человечества, для понимания пройденного пути.
Римская культура, сменившая греческую, несла в себе тенденцию к абстракции, поэтому тело, душу и дух она не видела в целостности. Телесное воспитание хотя и сохранялось, но отдельно от душевного воспитания. Культ тела стал уступать культу души. Душа теперь рассматривается как более благородное в человеке. И душевная способность речи, как отражение потребности римской общественной жизни, становится ведущей в воспитании. Оратор сменяет гимнаста. Способность человека воздействовать с помощью речи была подхвачена в эпоху раннего средневековья монастырскими школами и распространилась по всей Европе. Идеалом стал тот, кто мог красиво говорить и убеждать. Наибольшей высоты риторика достигает в устах церковного проповедника, говорящего о душе.
XIII-XIV века были для человека кульминацией уплотнения, что нашло отражение в развитии самосознания, в потребности познавать. Душа томилась вопросами, на которые догматизированные церковные ораторы не могли ответить.
В этом месте истории наши праотцы не сумели сделать нужной коррекции – отменить ранние церковные догмы. Поэтому начавшаяся Эпоха Возрождения и не смогла возродить воедино человеческие тело, душу и дух. Водительница культуры – церковь – кострами ответила на вопросы души.
Потребность в знании побуждает с XV-XVI веков провозгласить идеалом интеллектуально-духовное воспитание. Стал цениться знающий человек – доктор. Это можно считать симптомом того, что в культуру человека вступил материализм. Человеческие тело и душа, то есть то, что как-то внешне себя проявляло, оказалось вне опоры Нового Времени. Опору видели в том, что скрыто – в интеллекте.
Но что мог тогда дать человечеству голый интеллектуализм? И с чем человечество реально осталось в тот момент? С умением красиво говорить и убеждать; с громадным багажом ценных древних знаний и полным непониманием их; с изоляцией от Духовного мира и иллюзией контакта с ним; со стремлением к знаниям и традициями прошлого. Можно сказать, что человечество оказалось у нулевой точки отсчёта, наедине только со своими чувствами и с этим клубком противоречий, не позволяющим тогда и до сих пор рассматривать человека триединым, а значит и не позволяющим прийти к здоровой системе воспитания.
Человечество и сегодня не готово оценить свой прошлый опыт и извлечь выводы из эпохи гимнаста, выводы, касающиеся того, что контакт с духовным миром достигается не сам по себе, а огромным трудом. Ни Древний Восток, ни Древняя Греция не получали мудрость, как приданое, а зарабатывали её упорным, каждодневным усилием. И наше время не исключение. Нам нужно это уяснить себе и не впасть ни в гимнастико-олимпийский культ, ни в риторико-догматическое «пение», ни в докторско-интеллектуалистическую односторонность – все они были возможны только в прошлом. Нужно внимательно проанализировать это прошлое, весь исторический путь человечества и попытаться познать тройственное существо человека, приблизиться к его разгадке как Божественного Творения. В этом неоценимую помощь может оказать Духовная наука – Антропософия, рассматривающая человека в совокупности со Вселенной и ставящая вопросы воспитания исходя из природы ребёнка, а не из материалистически-односторонних доктрин. Ребёнок сам в себе несёт и вопросы, и ответы, нужно лишь уметь увидеть в нём мудрый оттиск Вселенной и прочесть космические письмена. Тогда и вопрос о совершенстве человека и о тайной кнопке будет решён!
Примечания.
Стр. 16…образы мира.
Насколько сильны были эти образы можно судить по нескольким примерам из дошедших до нас алфавитов.
Стр. 19…эвритмия.
Эвритмия, в переводе с греческого – прекрасный ритм, прекрасное движение. Один из способов выражения поэтического и музыкального в движении и пространстве. Основы эвритмии как искусства были разработаны Р.Штейнером в 1912 году. Возникновение эвритмии не случайно. Почему? Потому, что то, что раньше мы делали бессознательно теперь должны делать осмысленно.
Р.Штейнер говорил, что, занимаясь гимнастикой, спортом человек ощущает пространство, с заключёнными в себе возможностями различных положений, пронизанным различными направлениями. И человек впрыгивает в них, следует им и в соответствии с ними пользуется гимнастическими снарядами. Иначе говоря, выполняются движения, ориентированные на внешний мир. Во время декламации или пения астральное тело человека, вибрируя, воздействует на эфирное тело, образуя при этом определённые конфигурации и если эти конфигурации эфирного тела зарисовать и синхронно с текстом выразить движением всего тела, то мы будем видеть речь, видеть как проявляется духовное в человеке. Происходит низведение свехчувственного в чувственное. Эвритмия – откровение внутреннего. Она ориентируется на внутренний мир человека. В ней человек выражает то, что переживает в дыхании, в кровообращении (поскольку эти процессы одушевлённые). Зримая эвритмия развивает в мозгу новый вид мышления, когда всё притекающее в «Я» и в астральное тело человека во сне и по пробуждению будет доступно физической организации. Весь организм становится органом восприятия духовного мира. Существующие представления эвритмистов благотворно воздействуют и на зрителей, укрепляют души и гармонизируют внутренние процессы, т.е. несут ещё и терапевтический эффект. В 30 годах в МХАТовской студии под руководством М.Чехова занимались эвритмией как частью необходимого актёрского мастерства. Некоторые люди от природы близки к эвритмическому самовыражению, они подсознательно чувствуют движение, но главным в эвритмии как раз и является перенос неосознанного в сферу осознанного.
Роль родителей в жизни ребёнка во второй семилетке как бы уходит на второй план, на первом – школа, но в то же время родительская рука берёт «бразды правления» и не даёт никаких послаблений. Это не означает строгость, строгость вредна (диабет и ревматизм у взрослого – часто результат бессмысленной строгости в детстве), скорее это твёрдое, заботливое и грамотное водительство. Роли сменились: «император» стал «слугой», и твёрдая рука ведущего необходима. Она нужна во всём, и родители могут превосходно воспользоваться ею, чтобы оградить ребёнка от вредных для него увлечений: телевизор с видео, компьютер, компьютерные игры, слушание музыки через наушники и пр.
Доказывать, что для не сложившегося организма телевизор вреден – излишне, но напомнить об этом стоит. Самым опасным можно считать то, что телевизор подавляет фантазию и волю, т.к. ребёнок перед экраном неподвижен, не может действовать активно, его подражательная способность угнетена. А после просмотра следует агрессивная разрядка застоявшейся активности. Речь у детей, часто смотрящих телевизор, примитивна; читают они мало (предпочтут картинки), возможность изложения смысла прочитанного теряется, как, впрочем, и увиденного. Их мышление находится в рамках готовых ассоциаций, а потому ответы на вопросы стереотипны и выражены просто и решительно. Часто родителям такое поведение и ответы кажутся сверх оригинальными. Они не способны увидеть, что собственные представления у ребёнка отсутствуют или с трудом образуются, а всплывают образы и ассоциации, усвоенные с экрана. Не видят они и того, что у ребёнка вырабатывается привычка получать впечатления без собственных усилий и что это опасное приближение к границе зависимости от внешних факторов, когда достаточно лишь одного дуновения – и армию наркоманов может пополнить новобранец. (Не сложно в связи с этим понять, кто стоит за детскими развлекательными передачами типа «телепузиков»…)
Естественен родительский вопрос: «А для кого же тогда детские передачи и «мультики», ведь не для взрослых»? Они, естественно, для детей, но должны демонстрироваться только в кинозалах, на обычном тканом экране и регламентировано, после чего всегда должно быть обсуждение. Тогда вреда от кинозала не будет. Телеэкран же – это глаз существа, смотрящего на нас из подфизического мира, мира ариманических сил, и ребёнок, не достигший десятилетнего возраста, становится зависимым от этих сил. Смотреть на экран детям до 10 лет нельзя категорически. У них ещё нет той защиты, которая возникнет после 14-15 лет.
Не меньшая проблема с компьютерными играми. Схема игр одна: угроза – ответная реакция. И эта схема искусственного мира постепенно подменяет живой, действительный мир и односторонним образом действует на ребёнка, подавляя всё здоровое в нём, в том числе и творческую фантазию. Но в 15-16 лет – не повредит бросить пробный камень в адрес своих реакций и способностей к комбинированию.
А что представляет сам компьютер для ребёнка? Как и телевизор, монитор, по своей сути, принадлежит области подфизического, ибо электричество – это спрессованный свет, выступающий совместно с магнетизмом. И на экране мы видим как бы больное отражение дневного света, вырвавшегося на свободу. Примечательно, что этот процесс излучения сопровождается втягиванием через провод-«нулёвку» жизненных сил, находящегося вблизи человека (защитные экраны с этим явлением не связаны) . (С этой сложной и интересной темой можно познакомиться в книге Р. Штейнера «Духовнонаучные импульсы к развитию физики». Москва. Из-во «Антропософия», 2000г.)
Весь фокус в том, что наше отношение к компьютеру может быть или бесстрастным, когда мы используем его как вспомогательный инструмент, или эмоционально взвинченным, когда собираемся развлекаться. Во втором случае мы выплёскиваем эмоции, и силы, заключённые в эмоциях подхватываются и всасываются. Это заметно по склонности к простудным заболеваниям у тех, кто часто злоупотребляет подобными развлечениями.
Есть опасность и другого рода, исходящая от клавиатуры компьютера. Набирая текст (касается и обычной пишущей машинки), пальцы совершают движения, не соответствующие внутренней взаимосвязи звука и жеста, как это было бы выражено в жизни, когда, к примеру, мы говорим и жестикулируем. Движения пальцев, рук, всего тела всегда внутренне побуждаемы духовной закономерностью Слова как звучащего Логоса. На клавиатуре же движения пальцев определены рациональностью, удобством и технической целесообразностью. Это вносит разрушительный беспорядок в сердце, и если мы расспросим машинисток со стажем об их здоровье, то, как правило, у них обнаружатся сердечная слабость и другие заболевания сердца. Чем в более раннем возрасте начать печатать, тем значительнее выразится заболевание. Близость же монитора ослабит ещё и защитные силы организма. В дальнейшем слабость сердца и сердечные заболевания будут усиливаться.
Вы, наверное, подметили, что у ребёнка путь к творчеству всё время чем-то преграждается, всё время «выплывает» что-то, что может затушить творческий импульс и не дать проявиться творческой фантазии. Это осуществляется различными способами и с раннего детства. Родительскими запретами: «нельзя», «не ходи туда», «не делай этого». И школьными запретами, но выраженными иначе: аксиомностью подачи материала по любому предмету, преждевременностью точных наук в младших классах, бесконечной зубрёжкой различных законов. Запрет и правило – вот скрытые враги здорового развития ребёнка, присутствующие в его жизни до 14 лет. И если мы видим запрет и правило, то, значит, мы видим загон и загонщика. Это может быть не только в школьных классах или компьютерных залах, но и в спортивных залах и… концертных залах. Каким образом? Тут всё связано с двигательной деятельностью. В ребёнке должно гармонично развиваться и телесное, и душевное, и духовное. Это достигается прежде всего тем, что ребёнок производит формы движения из своих собственных намерений, сопровождаемых своими собственными удовольствиями. А любая стереотипная игра подавляет ребёнка, подавляет то, что должно в нём остаться живым внутренне. И когда потом ему предлагают или навязывают внешнюю деятельность, он не чувствует к ней никакого интереса. Стереотипные игры вызывают внутреннюю лень. В спортивном зале больше толку от спортивных снарядов в свободной игре без команд и счёта.
Для девочек и девушек несвобода в игре может вызвать малокровие (анемию), исказить внутреннее функционирование системы пищеварения ( кровь образуется из пищеварительной деятельности). При недостатке движения и при перегрузке внешними впечатлениями обмен веществ смещается в головную организацию. Что это значит? Всё, что человек видит, слышит и воспринимает, даже бессознательно, всё это – пища, но пища для мозга, которую тоже нужно переварить. Это отвлекает регулярную пищеварительную деятельность и также приводит к малокровию. Можете представить насколько опасно обилие впечатлений для ребёнка, не достигшего семи лет!
Движения человеку необходимы. Если они осмысленны, они соединяют с Духом (осмысленные движения дарит человеку эвритмия* см. в примечаниях); если механические, как, к примеру, в гимнастике, то они подчиняют человека телесности и этим побуждают его следовать материалистическим руслом; а если движения становятся спортом, то они не просто лишены смысла и значения, но как бы несут в себе антисмысл и уже не просто удерживают человека относительно мышления в материалистическом русле, а отбрасывают на уровень животности ощущений. «…Чрезмерное увлечение спортом – это дарвинизм на практике. Теоретический дарвинизм доказывает, что человек произошёл от животного. Практический дарвинизм – это спорт, который возвращает человека на ступень животного» (Р.Штейнер). Поэтому стоит задуматься над тем, почему возродили Олимпийские Игры, которые в своё время возникли художественно-религиозным образом и были совершенно естественной демонстрацией божественного в человеке. Ибо ещё совсем недавно тело и всё окружающее воспринимались как иллюзия, чуждая человеку. Но пришло время, когда грек "открыл" для себя тело как реальность, как Божественный подарок ни с чем не сравнимый, который только нужно было освоить. Этому подарку и его освоению и были посвящены Олимпийские Игры. Получив же профессиональный статус, в наше время они превратились в ариманический инструмент, мешающий развитию.
Не менее гнетущее впечатление, чем спортивные залы, оставляют залы хореографических училищ. В них, поистине, хоронят творчество, забивая в крышку гроба последний гвоздь. В это трудно поверить, но все движения там совершаются не под музыку, а под счёт. Счёт как бы сжал, вобрал музыку в себя, превратил её в метрономо-организующий элемент. Учитывая же то, что репетиционный режим в балетном мире поглощает ребёнка целиком – черту можно подводить не только под Духовным развитием….
Значительную проблему здоровому развитию ребёнка (любого возраста) представляют различные соревнования, конкурсы и экзамены. Все они порочны по своей сути, т.к. несут в себе запрет и правило. А если спросить себя, решают ли они поставленную задачу, то вывод только один – нет, не решают, а скорее наоборот – стимулируют ненужное закрепощение и стресс, что, естественно, скроет ту самую истину, которую пытаются выявить. А в случае неудачного выступления ребёнок может ещё и от родителей встретить осуждение или физическое наказание, что совершенно не позволительно ни по какому поводу. Наказывая ребёнка, вы вносите отчуждение, растите изворотливого приспособленца и труса. Малыши же, поддавшиеся соревновательному ажиотажу, зарабатывают впрок болезнь почек. Всё должно проистекать из свободного, внутреннего побуждения. Там, где рамки и правила, – там всегда загон и загонщик.
Третье семилетие и
Перспектива возвращения «блудного сына».
Наступление половой зрелости говорит о том, что человек родился в третий раз, освободившись от астральной оболочки. В первый раз, родившись физически, он освободился от материнской физической оболочки, оставшись окружённым эфирной и астральной оболочками. Во второй раз – тогда, когда стали прорезаться вторые зубы, когда освободившееся эфирное тело получает свободу и может самостоятельно обеспечивать процессы роста.
До этого времени эфирное тело пользовалось лишь наследственными силами точно также, как физическое тело, до рождения, пользовалось силами материнской оболочки. И, следовательно, как недопустимо воздействие на не рождённое физическое тело, так и недопустимо воздействие на не рождённое эфирное тело. Подобным же образом следует относиться и к астральному телу.
Если до 14 лет ребёнок подражал, воспринимал, вчувствовался во всё, то есть впитывал всё в себя и усваивал, то с периода полового созревания он способен выносить самостоятельное суждение. Пробуждение рассудочной деятельности раньше, чем ребёнок накопит душевный багаж для сопоставления – недопустимо. Естественным для подростка должно быть сначала изучение, а потом вынесение суждения. Ведь если не дать душе дозреть, не дать возможности уважительно относиться к мыслям других людей, не дать наполниться чувством истины, опирающемся на веру в уважаемого, авторитетного человека и позволить преждевременно вынести суждение или какую-нибудь теорию, то это суждение (или теория) становится для подростка авторитетом, оно как бы берёт на себя роль недостающего авторитетного учителя. Подросток попадает под влияние своего собственного суждения! Он замыкается в самом себе, не может развиваться и воспринимать новое. Это удивительный парадокс, на который, к сожалению, мало кто обращает внимание. Поэтому, нашей косностью, ограниченностью и предвзятостью мы во многом обязаны слишком раннему вынесению суждения.
Этот вывод вскоре станет настолько же очевидным и естественным, насколько очевидным и естественным станет знакомить впервые ребёнка с арифметическими действиями через представление о целом, – как единице. К примеру, яблоко – одно целое, через деление целого мы получаем цифру 2 (две части яблока) и т.д.; далее от лица ребёнка знакомить с вычитанием: я даю тебе одну половинку (а не беру) и т.п., закладывая этим здоровые морально-нравственные основы будущего развития ребёнка.
Третье семилетие должно проходить с настроением: мир истинен. Занятия естественными науками могут принять систематизирующий характер. Всё, что раньше накапливалось в душе в художественно-образной форме, теперь оживает в новом качестве и подступает с вопросом о своей сути.
Недостаток музыкально-художественного переживания во втором периоде до 14 лет может после 14 лет не вызвать достаточного интереса к внешнему миру, к его тайнам и привести подростка только к своим личным внутренним переживаниям и ощущениям, ограниченным сексуальной сферой. Не стоит удивляться, что секс и насилие в обществе своими корнями уходят в одностороннюю систему образования, рассматривающую человека и мир лишь внешне.
После достижения половой зрелости потребность опираться на авторитет у подростка отступает и возникает потребность иметь свою точку зрения. Это время, когда родители легко могут потерять контакт с ребёнком, если будут относиться к нему по-прежнему, как к слуге. Он теперь друг. Этот восточный ключ может помочь излишне строгим и заботливым родителям не оттолкнуть чувствительного подростка, а тоньше отнестись к очередной метаморфозе. Ведь он теперь с вами на равных правах обсуждает тот или иной поступок, ту или иную тему и высказывает своё мнение, часто противоречащее вашему.
Итак, третий период открывает возможность видения поступка, его сути и вынесения суждения по поводу этого поступка. Но это становится возможным не само по себе, а только после того как родители помогут ребёнку оптимально воспользоваться первыми двумя семилетиями, из которых первое проходит в подражании всему окружающему миру. И мир в его внешнем выражении должен быть осмысленным и моральным. Тогда это ведёт к развитию у ребёнка чувства благодарности (в дальнейшем оно перерастёт в любовь к Богу), которое органично переведёт ребёнка во второе семилетие. В нём, следуя авторитету, ребёнок сможет пережить: мир прекрасен! И через музыкально-художественное переживание, через мелодию, ритм и метр воспримет мир как осмысленную звучащую речь. И лишь это переживание может правомерно (без потерь) подвести ребёнка к третьему семилетию, к возможности задуматься о сути мира и его загадках.
Через правильное переживание второго семилетия из восприятия осмысленной звучащей речи развивается общечеловеческая любовь как основа этики.
А возможность видения поступка позволяет развиться любви к труду, к работе, к профессии. Но это должно возникнуть из понимания, свободно и непринудительно.
Таким образом, первые три семилетки ребёнка представляют для родителей и воспитателей сумму задач, в которых они должны глубоко разбираться и знать, какие из них, как и в каком семилетии достижимы. Но это не всё. Родителям необходимо понимать общую духовную стратегию развития и увидеть присутствие двух полярных процессов в организме ребёнка и то, как они взаимодействуют друг с другом в каждом семилетии. О каких полярных процессах идёт речь? О процессах связанных с познанием и процессах связанных с движением (включая обмен веществ как деятельность). Какая же здесь взаимосвязь? Познание, это чисто нервный процесс, вызывающий затвердение и умирание материи, которая, выделившись, заполняет нервные пути. Этому процессу противостоит оживляющий процесс, осуществляющийся волей через кровь. Волевой процесс как бы сразу восстанавливает нанесённый мышлением ущерб (см. Р.Штейнер. «Общее учение о человеке»). Базой для нервного процесса является голова – верхний полюс. Базой для волевого процесса является нижний полюс – система обмена веществ и конечностей. А регулирует эти два процесса сердце, через дыхание задавая нужный ритм (через вдох мозговая жидкость давит на головной мозг, передавая таким образом ритм).
В первом семилетии «Я» выстраивает себе физическое тело, внося в него всё душевное, весь свой космический опыт и задача родителей – не мешать и быть достойным примером для подражания. Естественно, ни о каком мышлении ещё не может идти речь, ведь восстановительные процессы ещё невозможны. Силы крови ещё прочно связаны органической деятельностью и внутренние чувства ещё не развиты. Поэтому-то мудрая природа в первом семилетии познание развернула на физическом плане, и оно есть ни что иное, как подражание. Волевой же процесс во внешнем, мы можем видеть, к примеру, тогда, когда ребёнок стремится встать и выпрямиться.
Во втором семилетии в ребёнке развивается способность внутреннего чувства. Ребёнка необходимо научить внутренне правильно дышать. Для этого привлекается музыкально-художественное переживание. Через музыкальное космос запечатлевает в дыхании свой ритм, который находит выражение в нервной системе, органах чувств и системе обмена веществ. Активное занятие музыкой во втором семилетии как бы набрасывает узду на инстинктивную волевую деятельность, не позволяя ей стихийно себя проявлять. Благодаря этому значительно укрепляется сердце, и теперь оно, как тонко чувствующий внутренний орган, готово приступить к следующему важному этапу жизни.
В третьем семилетии организм становится способным благодаря освободившемуся астральному телу воспринимать силы всей солнечной системы, которые несут космическую мудрость и запечатлевают её ночью в астральном теле и в зависимости от устремлённости души к ней, эта мудрость является человеку как интуитивное знание, являясь как бы дополнительным мощным источником познания. Благодаря этому происходит выравнивание сил связанных с мышлением и волением. Это одна сторона происходящего в третьем семилетии. Другая сторона связана с тем, что теперь через подготовленную ритмическую систему, волевые силы всё более освобождаясь от органической деятельности, способны активней включиться в процесс познания (в полной мере это будет с 20-21 года). И потому, понимая всё это, родители не должны преждевременно (до 14 лет) провоцировать рассудочную деятельность ребёнка, т.к. этим они просто-напросто не дадут ему возможности собрать необходимый запас сил и обрекут его на болезни и на невозможность духовного развития!
Начиная, примерно с 21 года, человеческое «Я» находит своё соотношение с астральным телом также, как оно ранее находило соотношение с эфирным и с физическим телами. К этому времени все три тела завершают своё взаимопроникновение и, как матрёшки, оказываются связанными друг с другом четвёртым телом – нашим «Я», являющемся в свою очередь оболочкой Духа, того самого Духа, которым пронизано всё вокруг, весь Мир, весь Космос.
Невольно возникает мысль о том, что дальнейшей задачей человека будет сознательная подготовка себя к самостоятельному преодолению последней оболочки, отделяющей его от Духовного мира. Это будет последнее рождение человека, рождение самого себя в мир Духа, в мир высоких Духовных существ, из которого когда-то Человек был "изгнан" для обретения «ума-разума», то есть самосознания. И в настоящий момент можно сказать, что если наше Я подчинит себе и облагородит астральное тело, которое несёт в себе совокупность всех душевных проявлений – от низших животных страстей, вожделений, инстинктов, аффектов до высших чувств, мышления, рассудка, абстрагирования, – то этим будет сделан первый шаг к возвращению «блудного сына»; второй шаг будет сделан, когда Я проработает эфирное тело и доведёт до совершенства характер, память, совесть, темперамент, привычки; последний шаг – после того, как Я сделает ещё более совершенным физическое тело . (Это будет возможным в далёком будущем. В настоящий момент необходимо понимание задачи в целом и понимание задачи на сегодняшний день.) И эти три шага мы должны сделать не «в бреду», а в полном сознании . (В поставленном по новеллам Э. По фильме «Три шага в бреду», герои совершают в каждой новелле эти самые бредовые шаги. Одна из новелл в постановке Феллини.)
Таким образом, нам сейчас предоставлена возможность совершенствовать астральное тело (называемое ещё душевным), то есть из трёх предстоящих шагов сделать первый – развить душу сознающую (сознательную). Мы уже знаем, что астральное или душевное тело триедино и несёт в себе как бы три души, из которых две достигли уже определённого развития в прошлом (душа ощущающая и душа рассуждающая), а вот третья – ещё младенец и нуждается в самом пристальном внимании со стороны Я. Дальнейший вывод очевиден: чтобы Я смогло этим заняться, человека нужно к этому подвести, т.е. воспитать с пелёнок, и воспитывать с пониманием всех тонкостей каждого года жизни, иначе в развитии далее души ощущающей (реже – души рассуждающей) ребёнку не подняться. Чтобы глубоко и основательно в этом разобраться стоит прочесть «Теософию» Р.Штейнера, имеющую подзаголовок «Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека».
Что завещали «праотцы» и разгадка тайной кнопки.
Есть родители, относящиеся к вышеописанному, негативно. Они обычно ссылаются на то, что в прошлом ничего этого не знали, никакой Духовной науки и, тем не менее, дети вырастали, вырастали и 500 и 1000 лет назад, и что нужно проще к этому относиться, «не мудрствуя лукаво», любить детей, а уж они как-нибудь вырастут. Подобные рассуждения весьма распространены, но прислушайтесь к ним, и вы услышите знакомые авось-эмоциональные интонации Люцифера, подталкивающие к тому, чтобы не задумываться ни над чем и жить, как завещали отцы.
А как они жили и что, собственно завещали? Чем праотцы руководствовались в воспитании? Если оглянуться на далёкое прошлое, то можно увидеть, что праотцы во всех регионах Земли относились к детям самым серьёзнейшим образом, иначе и быть не могло, т.к. забота о потомстве входит в инстинктивную жизнь и животного и человека. Но у человека есть ещё и разум, способный вносить нужные корректуры в систему воспитания, соответствующие данной эпохе развития, чего лишены животные. К примеру, в Древней Индии за несколько тысяч лет до Христа знали, что ребёнка с самого раннего детства нужно оставлять рядом со специальным человеком, называемым “Data”(cанскр., наставник, буквально «дающий»), который, находясь рядом с ребёнком, представлял для него объект для подражания. Но не просто объект. Каждое движение, каждое напряжение мускула у него было преднамеренным, ибо ещё не была потеряна инстинктивная мудрость, и наставник (Data) черпал из неё всё то, что было необходимо ребёнку. Тогда ещё сохранялось ощущение своей принадлежности Духовному миру, и это выражалось в почитании телесности, её совершенствовании. Телесность была выражением Духа и путём к Духу. Тогда знали, что при определённом ритме дыхания и сохранении пластичности тела достигалась возможность этот путь использовать и соединяться (йога) с Духовной мудростью. Это было в то время своего рода высшим образованием.
Традиция почитания телесности и способность видеть в ней и душу, и дух была перенесена с Востока в Персию, Халдею, Египет, Иудею и Грецию. Поэтому, как резонанс, в Древней Греции возникает своя «йога», со своим культом тела и своим ритмом дыхания. Наставник превратился здесь в водителя мальчиков – педагога.
Мальчика отдавали на воспитание после достижения семилетнего возраста. До этого он должен был находиться в семье, в окружении женщин. Это не было случайностью. Женщина в Древней Греции была отстранена от общественной жизни, и её главной заботой было, как бы продолжить эмбриональный период ребёнка, обеспечить ему инстинктивное домашнее развитие, исключающее случайные влияния, ибо считалось, что физическое тело человека до семи лет является оболочкой для божественно-духовного существа. Греки знали, что в эту унаследованную оболочку ребёнок нисходит с неба и в ней живёт до семи лет, затем её слагает и на протяжении последующих семи лет облекается в свою собственную. Поэтому до 7 лет полагались на Божественные силы, принесённые из предземной жизни, а после 7 лет старались эти силы сохранить в ребёнке до самой смерти. В связи с этим задачей педагога-гимнаста было продолжить «…то божественное созидание, которое делает телесное выражением духовного» . (Смотри Р.Штейнер. – «Современная духовная жизнь и воспитание», из-во «Парсифаль». Москва. 1996 г.) Ребёнок должен был сохраниться в человеке на всю жизнь. С этой целью гимнаст должен был «…развить тело так, чтобы оно благодаря гармонии своих частей, благодаря гармонии своих движений являлось откровением божественной красоты» . (Там же.)
Первый этап обучения у гимнаста начинался с освоения движений в сложном групповом танце, где мальчики постепенно обучались двигаться сообразно определённому метру, такту, ритму, сообразно общему пластически-музыкальному. Движущийся в хороводе мальчик ощущал «…внутреннее тепло, организующе расходящееся по членам, и его внутренние чувства путём телесно-физического процесса преобразовывались в то, что внешне раскрывалось как душевное, как то, что одушевляло пальцы кифариста, то, что одушевляло речь и превращало её в пение» . (Там же.) Всё это называлось оркестрика. Она развивала правильное функционирование ритмической системы, и её вершиной была игра на кифаре, или лире и пение. Этим достигалось внутреннее единство физического, душевного и духовного.
Вторым этапом обучения у гимнаста была борьба (палестрика). Находясь в определённом душевном состоянии, человек обучался ловко выполнять целенаправленные движения, как бы изнутри владеть своими членами. И для этого, для лучшего ощущения тела борцы натираясь маслом добавляли в него песок Гимнаст подводил борцов к овладению двумя типами движений. Одно несло в себе закругление; другое – радиальность. Одно развивало ловкость, выдержку и способность преодолевать противодействие; другое – силу, проворность, телесную гармонию. Одно давало возможность быть сильным, чтобы познать мир; другое – возможность при употреблении силы избрать в мире любое направление. Греки были убеждены, что с помощью палестрики можно гармонизировать всю систему движений и стать в правильное отношение ко всему космосу и что воспитанная с помощью палестрики рука встраивается в поток космической силы, которая, направляясь в мозг, открывает человеку космические тайны и идеи.
Без специальной тренировки, а в силу того, что вырабатывались телесные привычки, из совокупности телесных привычек, развивалась замечательная память, способная воспроизвести наизусть любую поэму, услышанную хотя бы раз.
К обучению философии, математике и пр. дисциплинам приступали достигнув 20-летнего возраста, т.е. тогда, когда гимнастика завершала развитие тела и, следовательно, интеллектуальных способностей.
Таким образом, ведущая роль в воспитании предоставлялась гимнасту. Он не забивал голову знаниями, но эффективно и наилучшим образом способствовал духовному развитию благодаря тому, что приводил в согласие с космосом наиболее подвижные органы своих воспитанников. И достигал он этого через привычку. Все упражнения должны были перейти в привычку. Силы, действовавшие в ребёнке до 7 лет, при таком воспитании как бы сохранялись в нём и продолжали действовать на протяжении всей жизни, и человек, следовательно, имел на протяжении всей жизни неисчерпаемый духовный источник мудрости.
Но этим источником человек не мог пользоваться вечно, ведь он в своей эволюции шёл навстречу индивидуализации, всё более уплотнялся, выкристаллизовывался и, соответственно, дистанцировался от Духовного мира. Все тайны и идеи доступные гимнастам нужно было сохранить и донести потомкам. Эта душевная потребность стимулировала преобразование речи в письмо. Знания консервировались впрок. Мифы, легенды, сказания – это реальные события очень далёкого прошлого, сохранённые посвящёнными для будущего развития человечества, для понимания пройденного пути.
Римская культура, сменившая греческую, несла в себе тенденцию к абстракции, поэтому тело, душу и дух она не видела в целостности. Телесное воспитание хотя и сохранялось, но отдельно от душевного воспитания. Культ тела стал уступать культу души. Душа теперь рассматривается как более благородное в человеке. И душевная способность речи, как отражение потребности римской общественной жизни, становится ведущей в воспитании. Оратор сменяет гимнаста. Способность человека воздействовать с помощью речи была подхвачена в эпоху раннего средневековья монастырскими школами и распространилась по всей Европе. Идеалом стал тот, кто мог красиво говорить и убеждать. Наибольшей высоты риторика достигает в устах церковного проповедника, говорящего о душе.
XIII-XIV века были для человека кульминацией уплотнения, что нашло отражение в развитии самосознания, в потребности познавать. Душа томилась вопросами, на которые догматизированные церковные ораторы не могли ответить.
В этом месте истории наши праотцы не сумели сделать нужной коррекции – отменить ранние церковные догмы. Поэтому начавшаяся Эпоха Возрождения и не смогла возродить воедино человеческие тело, душу и дух. Водительница культуры – церковь – кострами ответила на вопросы души.
Потребность в знании побуждает с XV-XVI веков провозгласить идеалом интеллектуально-духовное воспитание. Стал цениться знающий человек – доктор. Это можно считать симптомом того, что в культуру человека вступил материализм. Человеческие тело и душа, то есть то, что как-то внешне себя проявляло, оказалось вне опоры Нового Времени. Опору видели в том, что скрыто – в интеллекте.
Но что мог тогда дать человечеству голый интеллектуализм? И с чем человечество реально осталось в тот момент? С умением красиво говорить и убеждать; с громадным багажом ценных древних знаний и полным непониманием их; с изоляцией от Духовного мира и иллюзией контакта с ним; со стремлением к знаниям и традициями прошлого. Можно сказать, что человечество оказалось у нулевой точки отсчёта, наедине только со своими чувствами и с этим клубком противоречий, не позволяющим тогда и до сих пор рассматривать человека триединым, а значит и не позволяющим прийти к здоровой системе воспитания.
Человечество и сегодня не готово оценить свой прошлый опыт и извлечь выводы из эпохи гимнаста, выводы, касающиеся того, что контакт с духовным миром достигается не сам по себе, а огромным трудом. Ни Древний Восток, ни Древняя Греция не получали мудрость, как приданое, а зарабатывали её упорным, каждодневным усилием. И наше время не исключение. Нам нужно это уяснить себе и не впасть ни в гимнастико-олимпийский культ, ни в риторико-догматическое «пение», ни в докторско-интеллектуалистическую односторонность – все они были возможны только в прошлом. Нужно внимательно проанализировать это прошлое, весь исторический путь человечества и попытаться познать тройственное существо человека, приблизиться к его разгадке как Божественного Творения. В этом неоценимую помощь может оказать Духовная наука – Антропософия, рассматривающая человека в совокупности со Вселенной и ставящая вопросы воспитания исходя из природы ребёнка, а не из материалистически-односторонних доктрин. Ребёнок сам в себе несёт и вопросы, и ответы, нужно лишь уметь увидеть в нём мудрый оттиск Вселенной и прочесть космические письмена. Тогда и вопрос о совершенстве человека и о тайной кнопке будет решён!
Примечания.
Стр. 16…образы мира.
Насколько сильны были эти образы можно судить по нескольким примерам из дошедших до нас алфавитов.
Стр. 19…эвритмия.
Эвритмия, в переводе с греческого – прекрасный ритм, прекрасное движение. Один из способов выражения поэтического и музыкального в движении и пространстве. Основы эвритмии как искусства были разработаны Р.Штейнером в 1912 году. Возникновение эвритмии не случайно. Почему? Потому, что то, что раньше мы делали бессознательно теперь должны делать осмысленно.
Р.Штейнер говорил, что, занимаясь гимнастикой, спортом человек ощущает пространство, с заключёнными в себе возможностями различных положений, пронизанным различными направлениями. И человек впрыгивает в них, следует им и в соответствии с ними пользуется гимнастическими снарядами. Иначе говоря, выполняются движения, ориентированные на внешний мир. Во время декламации или пения астральное тело человека, вибрируя, воздействует на эфирное тело, образуя при этом определённые конфигурации и если эти конфигурации эфирного тела зарисовать и синхронно с текстом выразить движением всего тела, то мы будем видеть речь, видеть как проявляется духовное в человеке. Происходит низведение свехчувственного в чувственное. Эвритмия – откровение внутреннего. Она ориентируется на внутренний мир человека. В ней человек выражает то, что переживает в дыхании, в кровообращении (поскольку эти процессы одушевлённые). Зримая эвритмия развивает в мозгу новый вид мышления, когда всё притекающее в «Я» и в астральное тело человека во сне и по пробуждению будет доступно физической организации. Весь организм становится органом восприятия духовного мира. Существующие представления эвритмистов благотворно воздействуют и на зрителей, укрепляют души и гармонизируют внутренние процессы, т.е. несут ещё и терапевтический эффект. В 30 годах в МХАТовской студии под руководством М.Чехова занимались эвритмией как частью необходимого актёрского мастерства. Некоторые люди от природы близки к эвритмическому самовыражению, они подсознательно чувствуют движение, но главным в эвритмии как раз и является перенос неосознанного в сферу осознанного.
Обсуждения Оттиск Вселенной - продолжение