Игумен Сергий Рыбко
По жизни я всегда был максималистом, т. е. сторонником "брать от жизни все". Поэтому после воцерковления, через некоторое время жизнь православного мирянина перестала меня удовлетворять. Хотелось чего-то большего: оставить все и пойти за Христом.
Коротко о себе: Я родился в 1960 году в атеистической семье. До 14 лет рос "правоверным" пионером, комсомольцем. О Боге никогда не думал. В 14 лет задумался о смысле жизни, осознав, что если не решу для себя этот вопрос, жизнь будет бессмысленна, а бессмысленная жизнь никогда не бывает полноценной.
В то же время произошло мое знакомство с роком: Beatles, Rolling Stones, Deep Purple, Slade и т. д. Особенно же Pink Floyd запали в самую глубину сердца. Эта музыка учила думать, искать правду, сопоставлять события, бунтовать против лжи и несправедливости. Свобода сделалась смыслом моей жизни, моей религией. Я увлекся идеями движения хиппи, и одновременно - учением анархистов. П.Кропоткин, Н.Бакунин, Н.Махно, как мне казалось, постигли суть свободы и указали путь к её достижению.
В то же время произошло мое знакомство с роком: Beatles, Rolling Stones, Deep Purple, Slade и т. д. Особенно же Pink Floyd запали в самую глубину сердца. Эта музыка учила думать, искать правду, сопоставлять события, бунтовать против лжи и несправедливости. Свобода сделалась смыслом моей жизни, моей религией. Я увлекся идеями движения хиппи, и одновременно - учением анархистов. П.Кропоткин, Н.Бакунин, Н.Махно, как мне казалось, постигли суть свободы и указали путь к её достижению.
Насколько известно, в 70-х годах вы являлись представителем движения хиппи. Какую роль сыграли идеи и образ жизни хиппи в вашем духовном поиске?
В 10-м классе с моими друзьями мы создали "анархо-террористическую группировку". Шел 1976 год… Единственный "теракт", который мы совершили, состоял в краже пишущей машинки из какой-то колхозной бухгалтерии, на которой я потом размножал листовки собственного сочинения. Листовки раздавались в Москве молодым людям. Сейчас, вспоминая то время, удивляюсь, как только меня не посадили! Видимо, Господь по молодости многое прощает…
Однажды я познакомился с представителями "системы" хиппи. Начали общаться. В первом же разговоре "волосатые" убедили меня в том, что никакие политические перемены свободы не дадут. Подлинной свободы можно достигнуть только через духовные практики. Тут я впервые услышал о Боге. Оказалось, что это вовсе не "дедушка с бородой, сидящий на облачке", как я наивно считал раньше. Передо мной открывалась совершенно новая, неведомая, таинственная область жизни.
Между тем, знакомства в "системе" расширялись. Я был принят как свой, получив кличку "Террорист". Все мои новые друзья, за очень небольшим исключением, оказались людьми верующими, начитанными молодыми интеллектуалами. Мы ежедневно встречались, вместе слушали музыку, обсуждали прочитанные книги. В основном это были: Евангелие, русские религиозные философы, а также учения Востока. Вместе ездили автостопом. Стопом я объехал пол-России, Среднюю Азию, Урал, Грузию, Прибалтику. На товарняках пересек Казахстан. Поездки предпринимались с целью, во-первых, познакомиться с умными, интересными людьми, во-вторых, своими глазами увидеть памятники духовной культуры разных стран и народов. В конечном итоге, все это был поиск Истины.
Достаточно быстро пришла вера в Бога. Этому весьма поспособствовало чтение Евангелия, также общение с некоторыми моими знакомыми, в основном "системными" людьми. Я подметил, что почему-то самые лучшие люди, с которыми мне пришлось встречаться в жизни, веруют во Христа. Они были отзывчивы, добры, всегда, независимо от своих проблем, помогали, делились последним. Будь это глоток чая или сухарь - он обязательно делился на всех. Такие люди, особенно по сравнению с окружающим дремучим "совком", не могли не вызывать уважения.
Конечно, когда мне было 17 лет, мои взгляды, вследствие религиозного невежества, представляли собой полную кашу, в которой, тем не менее, преобладали христианские идеи. Большинство из нас, тогда еще совсем молодых людей, считало, что умный человек должен иметь, так называемую, "свою" веру. Со временем я понял, что это неправда.
Однажды я познакомился с представителями "системы" хиппи. Начали общаться. В первом же разговоре "волосатые" убедили меня в том, что никакие политические перемены свободы не дадут. Подлинной свободы можно достигнуть только через духовные практики. Тут я впервые услышал о Боге. Оказалось, что это вовсе не "дедушка с бородой, сидящий на облачке", как я наивно считал раньше. Передо мной открывалась совершенно новая, неведомая, таинственная область жизни.
Между тем, знакомства в "системе" расширялись. Я был принят как свой, получив кличку "Террорист". Все мои новые друзья, за очень небольшим исключением, оказались людьми верующими, начитанными молодыми интеллектуалами. Мы ежедневно встречались, вместе слушали музыку, обсуждали прочитанные книги. В основном это были: Евангелие, русские религиозные философы, а также учения Востока. Вместе ездили автостопом. Стопом я объехал пол-России, Среднюю Азию, Урал, Грузию, Прибалтику. На товарняках пересек Казахстан. Поездки предпринимались с целью, во-первых, познакомиться с умными, интересными людьми, во-вторых, своими глазами увидеть памятники духовной культуры разных стран и народов. В конечном итоге, все это был поиск Истины.
Достаточно быстро пришла вера в Бога. Этому весьма поспособствовало чтение Евангелия, также общение с некоторыми моими знакомыми, в основном "системными" людьми. Я подметил, что почему-то самые лучшие люди, с которыми мне пришлось встречаться в жизни, веруют во Христа. Они были отзывчивы, добры, всегда, независимо от своих проблем, помогали, делились последним. Будь это глоток чая или сухарь - он обязательно делился на всех. Такие люди, особенно по сравнению с окружающим дремучим "совком", не могли не вызывать уважения.
Конечно, когда мне было 17 лет, мои взгляды, вследствие религиозного невежества, представляли собой полную кашу, в которой, тем не менее, преобладали христианские идеи. Большинство из нас, тогда еще совсем молодых людей, считало, что умный человек должен иметь, так называемую, "свою" веру. Со временем я понял, что это неправда.
Не могли бы вы рассказать о вашем первом знакомстве с православием?
Летом 1978 года в Прибалтике собрался первый съезд русских хиппи. Три раза нас разгоняли, потом, наконец, оставили в покое. Съезд длился полтора-два месяца, всего на нем побывало несколько сот (может быть, более тысячи) человек из России, Белоруссии, Украины, Урала, Прибалтики, Башкирии. Одни уезжали, другие приезжали, народ был самый пестрый. Однажды приехал замечательный человек, двадцати шести лет, некий Костя из Москвы. Он принадлежал к первой волны хиппи, и к тому времени уже служил псаломщиком в кафедральном Богоявленском соборе Москвы. Костя сразу стал много и интересно рассказывать о Православии, вокруг него образовалась группа юношей и девушек - человек двенадцать - которые только тем и занимались, что слушали его беседы.
В сентябре, после окончания сезона автостопа, мое общение с Константином продолжилось. Он стал давать мне православные книги. Особенно меня потрясли те из них, которые были написаны христианскими святыми. Константин ввел меня в круг людей, которые, пройдя "систему", в то время уже служили при храмах сторожами, псаломщиками, алтарниками. Таких в Москве оказалось десятки, если не сотни. Меня удивило, что столько людей, разделявших в свое время идеи хиппи, пришли в конечном итоге к Православию. Все они были замечательными, интересными личностями, отличавшимися живым умом и обширными познаниями. Мы подолгу разговаривали, спорили.
Однажды один из моих собеседников предложил мне сначала как следует изучить Православие, убедив, что нельзя объять необъятное и изучить все религии - для этого не хватит человеческой жизни - и лучше изучить одну из них глубоко, чем все - поверхностно. Я согласился, тем более, что никогда не сомневался в том, что Православие приводит к познанию Истины. Кроме того, православная вера была наиболее близка мне с культурно-исторической точки зрения. Я принялся еще более усердно читать православные книги - это было страшно интересно. Стал регулярно ходить в храм в субботу вечером и в воскресенье утром, соблюдать посты, подолгу молиться. Старался во всем поступать по евангельским заповедям и наставлениям святых. А главное, началась борьба с нажитыми к тому времени страстями и пороками, такими как, например, курение.
Постепенно приходило осознание истины Православия, его мудрости и глубины, его жизненности и актуальности, несмотря на двухтысячелетнюю его историю. Я стал понимать, что Христос - не просто один из великих учителей. Нет, Он - нечто большее, Он - Богочеловек, воплотившийся Бог. Вместе с тем, явилась потребность рассказать о Христе тем, кто Его не знает. Интерес к другим религиям и учениям оставался, и я верил, что со временем придет осознание их смысла.
Примерно через год освободилось место звонаря в одном из московских храмов, и мои друзья порекомендовали мне попробовать туда устроиться. В свое время я немного играл на ударной установке в школьной рок-группе. Оказалось, что принципы православного колокольного звона и игры на барабанах в рок-группе совершенно одинаковы. Прежний звонарь, семидесятидвухлетний дядя Коля, Царство ему Небесное, посвятил меня в некоторые секреты искусства звонаря. Я же со своей стороны добавил некоторые роковые ходы. Не теряя времени даром, я освоил чтение на клиросе, изучил церковный устав и пономарские обязанности.
Вместе с тем, мои церковные знакомства расширялись, и как-то один из моих знакомых священников предложил съездить в Белгородскую область, в с. Ракитное, к старцу святой жизни. Отец Серафим (Тяпочкин) отсидел 21 год в лагерях за веру. Конечно же, общение с настоящим святым подвижником дало мне очень много и окончательно сформировало меня как православного христианина. Больше всего в батюшке поражала его любовь ко всем без исключения людям. После минуты общения с ним казалось, что ты самый близкий и дорогой ему человек. К сожалению, в 1982 году, на Светлой Седмице архимандрит Серафим отошел ко Господу. Именно он благословил меня готовиться к принятию священства и монашества.
В сентябре, после окончания сезона автостопа, мое общение с Константином продолжилось. Он стал давать мне православные книги. Особенно меня потрясли те из них, которые были написаны христианскими святыми. Константин ввел меня в круг людей, которые, пройдя "систему", в то время уже служили при храмах сторожами, псаломщиками, алтарниками. Таких в Москве оказалось десятки, если не сотни. Меня удивило, что столько людей, разделявших в свое время идеи хиппи, пришли в конечном итоге к Православию. Все они были замечательными, интересными личностями, отличавшимися живым умом и обширными познаниями. Мы подолгу разговаривали, спорили.
Однажды один из моих собеседников предложил мне сначала как следует изучить Православие, убедив, что нельзя объять необъятное и изучить все религии - для этого не хватит человеческой жизни - и лучше изучить одну из них глубоко, чем все - поверхностно. Я согласился, тем более, что никогда не сомневался в том, что Православие приводит к познанию Истины. Кроме того, православная вера была наиболее близка мне с культурно-исторической точки зрения. Я принялся еще более усердно читать православные книги - это было страшно интересно. Стал регулярно ходить в храм в субботу вечером и в воскресенье утром, соблюдать посты, подолгу молиться. Старался во всем поступать по евангельским заповедям и наставлениям святых. А главное, началась борьба с нажитыми к тому времени страстями и пороками, такими как, например, курение.
Постепенно приходило осознание истины Православия, его мудрости и глубины, его жизненности и актуальности, несмотря на двухтысячелетнюю его историю. Я стал понимать, что Христос - не просто один из великих учителей. Нет, Он - нечто большее, Он - Богочеловек, воплотившийся Бог. Вместе с тем, явилась потребность рассказать о Христе тем, кто Его не знает. Интерес к другим религиям и учениям оставался, и я верил, что со временем придет осознание их смысла.
Примерно через год освободилось место звонаря в одном из московских храмов, и мои друзья порекомендовали мне попробовать туда устроиться. В свое время я немного играл на ударной установке в школьной рок-группе. Оказалось, что принципы православного колокольного звона и игры на барабанах в рок-группе совершенно одинаковы. Прежний звонарь, семидесятидвухлетний дядя Коля, Царство ему Небесное, посвятил меня в некоторые секреты искусства звонаря. Я же со своей стороны добавил некоторые роковые ходы. Не теряя времени даром, я освоил чтение на клиросе, изучил церковный устав и пономарские обязанности.
Вместе с тем, мои церковные знакомства расширялись, и как-то один из моих знакомых священников предложил съездить в Белгородскую область, в с. Ракитное, к старцу святой жизни. Отец Серафим (Тяпочкин) отсидел 21 год в лагерях за веру. Конечно же, общение с настоящим святым подвижником дало мне очень много и окончательно сформировало меня как православного христианина. Больше всего в батюшке поражала его любовь ко всем без исключения людям. После минуты общения с ним казалось, что ты самый близкий и дорогой ему человек. К сожалению, в 1982 году, на Светлой Седмице архимандрит Серафим отошел ко Господу. Именно он благословил меня готовиться к принятию священства и монашества.
Что вас побудило к принятию монашества?
Желание стать монахом пришло как-то само собой. По жизни я всегда был максималистом, т. е. сторонником "брать от жизни все". Поэтому после воцерковления, через некоторое время жизнь православного мирянина перестала меня удовлетворять. Хотелось чего-то большего: оставить все и пойти за Христом. Всего себя, все сердце и всю жизнь посвятить поискам достижения духовного совершенства. То есть, достигнуть той максимальной степени общения с Богом, которая только возможна для человека на земле. Я понимал, что это тяжело, но цель того стоила. Прежде меня таким путем уже прошли тысячи святых. Некоторые из них оставили после себя его описание - свои книги. Святоотеческие творения, описывающие внутренний путь к Богу - одно из самых драгоценных богатств, которыми обладает Православная Церковь.
Тем, кому интересно, советую прежде всего познакомиться с творениями святителя Игнатия (Брянчанинова), обобщившего святоотеческое учение о духовной жизни и изложившего его применительно к понятиям современного человека. Также рекомендую прочитать сочинения святителя Феофана Затворника, Патерики (сборники высказываний древних подвижников Христианства), жизнеописания святых. Существует обширная духовная литература, написанная людьми, которые достигли святости. В ней описан их живой опыт богообщения, а их святость, по слову того же святителя Игнатия, ручается за их верность.
Тем, кому интересно, советую прежде всего познакомиться с творениями святителя Игнатия (Брянчанинова), обобщившего святоотеческое учение о духовной жизни и изложившего его применительно к понятиям современного человека. Также рекомендую прочитать сочинения святителя Феофана Затворника, Патерики (сборники высказываний древних подвижников Христианства), жизнеописания святых. Существует обширная духовная литература, написанная людьми, которые достигли святости. В ней описан их живой опыт богообщения, а их святость, по слову того же святителя Игнатия, ручается за их верность.
Чем лично для вас является монашеское служение?
Чем для меня является монашеское служение?
Как я уже говорил, я привык "брать от жизни все". Монашество - единственное, что позволяет реализовать эту идею во всей полноте. Когда ты максимально отдаешь всего себя Богу через служение людям, тогда ты больше всего и получаешь. Мир раскрывается, прежде всего, как Божие творение, как великий храм мироздания, в котором присутствует Бог. Особенно же Он присутствует в сердцах окружающих нас людей. Поэтому служить ближнему есть ни с чем не сравнимое счастье и радость. Даже если награда за это обещана там, на Небесах, той радости христианского самопожертвования, которой ты приобщаешься здесь, вполне достаточно. Но я несомненно верю, что будет еще и Небо. А мир, в котором мы живем - только лишь его преддверие.
Монашеский постриг я принял в 1990 г. в монастыре Оптина пустынь. Там же был рукоположен в священный сан. Годы, проведенные в Оптиной, вспоминаю как величайшее счастье, дарованное мне Богом. Они были наполнены светом и теплом, встречами с очень многими высоко духовными людьми, искренне ищущими Бога. Душа питалась и никак не могла насытиться длинными благоговейными богослужениями. Удивительное пение, вся обстановка храма располагали к молитве. Оставшиеся от богослужения часы дня были наполнены увлекательными делами, связанными с восстановлением разрушенной безбожниками обители.
В те незабываемые годы в монастырь приезжало, между прочим, много неформалов. В основном это были хиппи 90-х. К великому моему сожалению, движение вырождалось. Те интеллигентность, духовный поиск, интеллектуальность, присущие почти каждому представителю системы 70-х, к сожалению, среди пипла 90-х попадались весьма редко. Хотя народ в своей массе был интересный, тянулся к Богу. Ведь до Оптиной еще надо было доехать.
Немного отступив, хочу заметить, что многие из тех, кто тогда приезжал - в том числе, к великой моей радости, и из числа волосатых - стали священниками, монахами, монахинями, женами священников или просто воцерковленными православными людьми.
Как я уже говорил, я привык "брать от жизни все". Монашество - единственное, что позволяет реализовать эту идею во всей полноте. Когда ты максимально отдаешь всего себя Богу через служение людям, тогда ты больше всего и получаешь. Мир раскрывается, прежде всего, как Божие творение, как великий храм мироздания, в котором присутствует Бог. Особенно же Он присутствует в сердцах окружающих нас людей. Поэтому служить ближнему есть ни с чем не сравнимое счастье и радость. Даже если награда за это обещана там, на Небесах, той радости христианского самопожертвования, которой ты приобщаешься здесь, вполне достаточно. Но я несомненно верю, что будет еще и Небо. А мир, в котором мы живем - только лишь его преддверие.
Монашеский постриг я принял в 1990 г. в монастыре Оптина пустынь. Там же был рукоположен в священный сан. Годы, проведенные в Оптиной, вспоминаю как величайшее счастье, дарованное мне Богом. Они были наполнены светом и теплом, встречами с очень многими высоко духовными людьми, искренне ищущими Бога. Душа питалась и никак не могла насытиться длинными благоговейными богослужениями. Удивительное пение, вся обстановка храма располагали к молитве. Оставшиеся от богослужения часы дня были наполнены увлекательными делами, связанными с восстановлением разрушенной безбожниками обители.
В те незабываемые годы в монастырь приезжало, между прочим, много неформалов. В основном это были хиппи 90-х. К великому моему сожалению, движение вырождалось. Те интеллигентность, духовный поиск, интеллектуальность, присущие почти каждому представителю системы 70-х, к сожалению, среди пипла 90-х попадались весьма редко. Хотя народ в своей массе был интересный, тянулся к Богу. Ведь до Оптиной еще надо было доехать.
Немного отступив, хочу заметить, что многие из тех, кто тогда приезжал - в том числе, к великой моей радости, и из числа волосатых - стали священниками, монахами, монахинями, женами священников или просто воцерковленными православными людьми.
Помогает ли вам прошлый опыт вашей неформальной жизни в общении с современной молодёжью?
Конечно же, годы пребывания в системе и опыт, приобретенный мной, помогли завязать знакомства, найти общий язык с молодыми неформалами 90-х. Прекрасно знаю по себе, почему и как люди становятся неформалами, какой тяжелый прессинг со стороны окружающего общества предстоит им выдержать в борьбе за свои идеалы и ценности. Глубоко сочувствую этим молодым людям. Вполне разделяю их духовный поиск. В полемике с цивилами любых мастей всегда стараюсь принять сторону неформалов, защитить от несправедливых нападок, хулений и клевет. Между прочим, это нелегко. Враги моих друзей начинают и меня воспринимать как врага. Поскольку, как правило, я последователен в своей деятельности.
Говорят, бывших неформалов не бывает. Знаете, согласен! Мои друзья духовного звания, прошедшие систему, до сих пор сохраняют некоторые черты неформальства, приобретенные в юности. Меня "система" научила быть независимым от чужих, поверхностных мнений, помогла состояться как личности. Кому-то от Бога дано приобрести высшее образование, но я благодарен Богу за то, что из-за моих неформальных убеждений, мне государство такой возможности не дало, тем самым сохранив мне свободу выбора. "Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе" (В. Цой). В 70-х совмещать участие в движении хиппи и учебу в вузе было просто невозможно. Мне вполне хватает того духовного образования, которое мне дала Православная Церковь. Надеюсь, что независимость мышления я сохраню до самой смерти. В этом проявляется верность той Свободе, поиску которой я посвятил себя от юности, и которую, слава Богу, нашел. Могу во всеуслышание заявить, что всю жизнь я был и остаюсь свободным человеком.
Говорят, бывших неформалов не бывает. Знаете, согласен! Мои друзья духовного звания, прошедшие систему, до сих пор сохраняют некоторые черты неформальства, приобретенные в юности. Меня "система" научила быть независимым от чужих, поверхностных мнений, помогла состояться как личности. Кому-то от Бога дано приобрести высшее образование, но я благодарен Богу за то, что из-за моих неформальных убеждений, мне государство такой возможности не дало, тем самым сохранив мне свободу выбора. "Тот, кто в пятнадцать лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе" (В. Цой). В 70-х совмещать участие в движении хиппи и учебу в вузе было просто невозможно. Мне вполне хватает того духовного образования, которое мне дала Православная Церковь. Надеюсь, что независимость мышления я сохраню до самой смерти. В этом проявляется верность той Свободе, поиску которой я посвятил себя от юности, и которую, слава Богу, нашел. Могу во всеуслышание заявить, что всю жизнь я был и остаюсь свободным человеком.
Какие вы могли бы выделить основные принципы, на которых базируется духовная жизнь православного человека?
Между прочим, свобода как неподчиненность злу и греху, является одним из основных принципов, на которых базируется духовная жизнь православного человека. "Люби Бога и делай что хочешь" - сформулировал этот принцип св. блаженный Августин. Здесь взаимосвязь свободы и любви, как высших проявлений человеческого духа. И хотя любовь выше свободы, без воспитания в себе свободы не может быть никакой любви.
Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, - говорит Господь (Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст. 23). То есть, для научения любви, Он все же призывает к послушанию. Но это не есть потеря свободы. Человек, во-первых, добровольно следует за Учителем, выбирая себе учителя сам. А во-вторых, это рабочий момент. Например, если человек хочет освоить искусство игры на гитаре, он должен часами и днями упражняться, пока не овладеет мастерством. Так и в духовной жизни. Даже для того, чтобы стать свободным, нужно этому учиться.
Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое, - говорит Господь (Евангелие от Иоанна, гл. 14, ст. 23). То есть, для научения любви, Он все же призывает к послушанию. Но это не есть потеря свободы. Человек, во-первых, добровольно следует за Учителем, выбирая себе учителя сам. А во-вторых, это рабочий момент. Например, если человек хочет освоить искусство игры на гитаре, он должен часами и днями упражняться, пока не овладеет мастерством. Так и в духовной жизни. Даже для того, чтобы стать свободным, нужно этому учиться.
При одном из возглавляемых вами храмов действует рок-клуб. Расскажите, пожалуйста, немного о нём. Общаетесь ли вы с посетителями клуба?
При строящемся храме в Московском районе Бибирево, где я являюсь настоятелем, действительно уже шесть лет существует рок-клуб. Между прочим, достаточно обширный собор мы строим без всяких сопливых новых русских, на народные деньги. Никакие миллионеры не помогают. "Большая" помощь государства заключается в том, что оно не мешает. Средства в основном зарабатываются небольшим приходским издательством, которое издает православные книги, календари, книги для детей. Издательство существует с 1993 года. Также для строительства храма бескорыстно трудятся сестры Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, некоторые из них познакомились со мной еще в Оптиной пустыни, некоторых я крестил.
Рок-клубом заведует мой друг еще по системе Ник, в Крещении Никодим. Между прочим, этот олдовый человек в 80-е годы закончил московскую духовную семинарию, а затем вновь вернулся в систему. За годы существования центра для неформальной молодежи во имя св.блаженной Ксении Петербургской (так называется наш рок-клуб) через него прошли десятки рок-групп, сотни, если не тысячи молодых и не очень неформалов.
Правила у нас просты: не сквернословить, не богохульствовать, художникам, которые желают экспонировать свои картины, просьба не изображать обнаженной натуры. О наркотиках, естественно, даже не идет речь. Крепкие спиртные напитки я также попросил ребят не употреблять. Но они, неожиданно для меня самого, отказались даже и от пива, сказав, что пива могут попить и дома. Есть и еще одно правило: запрещается запрещать. Это все. Какой ты веры, национальности и т.д. - никого не интересует. Существует система клубных взносов, средства от которой идут на обновление инструментов. Ребята собираются на репетиции, иногда устраивают концерты для своих фанов. На концерты меня приглашают выступить с небольшим словом. Кроме того, я стараюсь, когда есть время, хоть это бывает очень редко, прийти посидеть, попить чая с ребятами. Мне это очень интересно.
Стараюсь обходиться без всякого менторства и нравоучений. Хорошо помню одну из строчек БГ: "хочу видеть священника, который говорил бы не мне, а со мной".
К сожалению, большой недостаток нашего клуба - малюсенькое помещение. Но есть планы расшириться.
Рок-клубом заведует мой друг еще по системе Ник, в Крещении Никодим. Между прочим, этот олдовый человек в 80-е годы закончил московскую духовную семинарию, а затем вновь вернулся в систему. За годы существования центра для неформальной молодежи во имя св.блаженной Ксении Петербургской (так называется наш рок-клуб) через него прошли десятки рок-групп, сотни, если не тысячи молодых и не очень неформалов.
Правила у нас просты: не сквернословить, не богохульствовать, художникам, которые желают экспонировать свои картины, просьба не изображать обнаженной натуры. О наркотиках, естественно, даже не идет речь. Крепкие спиртные напитки я также попросил ребят не употреблять. Но они, неожиданно для меня самого, отказались даже и от пива, сказав, что пива могут попить и дома. Есть и еще одно правило: запрещается запрещать. Это все. Какой ты веры, национальности и т.д. - никого не интересует. Существует система клубных взносов, средства от которой идут на обновление инструментов. Ребята собираются на репетиции, иногда устраивают концерты для своих фанов. На концерты меня приглашают выступить с небольшим словом. Кроме того, я стараюсь, когда есть время, хоть это бывает очень редко, прийти посидеть, попить чая с ребятами. Мне это очень интересно.
Стараюсь обходиться без всякого менторства и нравоучений. Хорошо помню одну из строчек БГ: "хочу видеть священника, который говорил бы не мне, а со мной".
К сожалению, большой недостаток нашего клуба - малюсенькое помещение. Но есть планы расшириться.
Как известно, вы активно проповедуете в среде неформальной молодёжи. Вас можно встретить на рок-концертах и фестивалях. Как у вас родилась идея проповедовать на подобных мероприятиях?
Иногда меня приглашают выступить со словом проповеди на рок-концерты и фестивали на различных площадках. Например, я прошлым летом говорил слово в Самаре на фестивале "Рок над Волгой", в котором участвовала группа Deep Purple и который собрал 200 тысяч слушателей. Ян Гиллан с благоговением принял подаренную мной икону Божией Матери.
Обычно слово слушают со вниманием, хотя, конечно же, как и на всяком рок-концерте, кто-то перебивает, кто-то не хочет видеть попа. Тем не менее, многие потом подходят поблагодарить. Иногда берут телефон, чтобы встретиться для беседы. С некоторыми, как музыкантами, так и рокерами сложились постоянные связи.
Мысль о том, что проповедь слова Божия будет услышана и принята на рок-концертах, возникла у меня уже давно. Исходил я из того, что во времена моей молодости мы собирались на рок-концерты не для того, чтобы "оторваться и подрыгать ногами", а для того, чтобы чему-нибудь научиться, услышать новые мысли, погрузиться в новые ритмы. Поскольку рок-концерты были тогда запрещены, для нас это были еще и демонстрации протеста против совка. Как правило, после таких концертов я обретал новых друзей, а пищи для размышлений хватало на несколько недель. Для меня всегда - и тогда, и сейчас - рок-культура это, прежде всего, интеллектуальное явление. Рок подобен траве, пробивающейся сквозь асфальт. Оглядываясь назад, могу заявить, что мы победили! Берлинскую стену снесли волосатые парни с гитарами, а не пушки и ракеты. И в будущем, если мир будет слушать поэтов, а не демагогов, он будет жить.
Обычно слово слушают со вниманием, хотя, конечно же, как и на всяком рок-концерте, кто-то перебивает, кто-то не хочет видеть попа. Тем не менее, многие потом подходят поблагодарить. Иногда берут телефон, чтобы встретиться для беседы. С некоторыми, как музыкантами, так и рокерами сложились постоянные связи.
Мысль о том, что проповедь слова Божия будет услышана и принята на рок-концертах, возникла у меня уже давно. Исходил я из того, что во времена моей молодости мы собирались на рок-концерты не для того, чтобы "оторваться и подрыгать ногами", а для того, чтобы чему-нибудь научиться, услышать новые мысли, погрузиться в новые ритмы. Поскольку рок-концерты были тогда запрещены, для нас это были еще и демонстрации протеста против совка. Как правило, после таких концертов я обретал новых друзей, а пищи для размышлений хватало на несколько недель. Для меня всегда - и тогда, и сейчас - рок-культура это, прежде всего, интеллектуальное явление. Рок подобен траве, пробивающейся сквозь асфальт. Оглядываясь назад, могу заявить, что мы победили! Берлинскую стену снесли волосатые парни с гитарами, а не пушки и ракеты. И в будущем, если мир будет слушать поэтов, а не демагогов, он будет жить.
Замечаете ли вы отклик молодёжи на ваши проповеди?
На вопрос об итогах моей деятельности мне однажды пришлось отвечать Севе Новгородцеву в эфире Би-би-си, и я сказал, что самый главный из них вижу в том, что в Церкви значительно изменилось отношение к рок-музыке и рокерам. Те, кто раньше были "не в теме", начали что-то понимать. При храмах стали обретать приют рок-группы. Да и сами рокеры начали понимать, что в Православной Церкви далеко не все считают их сатанистами. Наоборот, им сочувствуют, их понимают, их ждут. Многие православные сами когда-то были бунтарями-рокерами, слушают рок и сегодня.
Как вы видите сегодняшнее отношение современного общества в нашей стране к религиозным ценностям, в частности традиции православия?
К сожалению, потенциал Православия сегодня не раскрыт, не востребован и недопонят. Русские люди, увлеченные материальными ценностями, не видят глубины Православия, не знают его жизненной силы, способной преобразить жизнь в России за небольшой срок, как это было при Крещении Руси Великим Князем Владимиром. В смутное время русские люди, вняв призыву св.Патриарха Гермогена, забыли взаимные обиды и раздоры, объединились вокруг Православной веры и прогнали иноземцев. К сожалению, сегодня немногие думают о благе Отечества, богоискательстве, духовном совершенстве. В основном, что-то продают и покупают.
Но я глубоко верю в русскую молодежь, вижу, что как раз среди нее процент "купи-продаев" не так велик. Молодые русские юноши и девушки, прежде всего, хотят найти ответы на насущные вопросы бытия. Особенно же те, кто относят себя к неформальному движению. Учитывая опыт моего поколения, смею заявить, что из сегодняшних неформалов выйдет будущая элита Русской земли. А значит, и у нас есть будущее.
Но справедливо будет признать, что не только общество виновато в том, что многовековой опыт Православия не востребован. Современная Церковь оказалась не готовой принять всех, кто постучался в ее врата, особенно же - молодых. К великому моему сожалению, недавно рукоположенным, куда-то постоянно спешащим батюшкам оказалось нечего сказать им. Ответы давали сердитые бабушки со швабрами, сами ставшие прихожанками недавно, несмотря на солидный возраст.
Для того, чтобы говорить о Боге, нужно знать Бога. Нужно иметь драгоценнейший опыт Богопознания и богообщения. А дается он очень нелегко: "Пролей кровь и прими Дух" (преподобный Исаак Сирин).
Крест - символ нашей религии. Но не потому, что Христианство предрекает человеку на земле одни лишь страдания. Оно лишь, констатируя тот факт, что земная жизнь любого человека наполнена скорбями, учит тому, как себя к ним приготовить и их преодолеть. Если человек пожелает воспользоваться советами, которые предлагает Евангелие, жизнь его вскоре наполнится радостью. Царствие Божие внутри вас (Евангелие от Луки, гл. 17, стих 21). Если сказать кратко, Христианство учит тому, как еще здесь на земле приоткрыть врата рая. Высший порог духовности, которого при желании может достигнуть любой человек - святость.
Совсем недавно закончились гонения на Церковь. Те достойные пастыри и иноки, которые действительно знали Бога, были расстреляны, сосланы, замучены в лагерях. Большинство из них не оставили учеников после себя. Не успели передать традицию. Традиция Восточного Православия, где драгоценный опыт передается от учителя к ученику, была пресечена. Вместе с ней утрачена и полнота монашеского делания. После десятилетий забвения, монастыри возрождают не высокодуховные ученики старцев, а едва закончившие семинарию молодые юноши, хотя и с самыми благими намерениями.
В 60-е - 70-е годы еще сажали за веру, а достойных священников ссылали за любое живое слово, которое они пытались сказать своей пастве. Идеологи государственного застоя искусно насаждали разлагающий застой и в Православной Церкви, вплоть до того, что на самые ключевые посты назначались агенты КБГ. Сам Патриарх ничего не мог с этим поделать.
Всего двадцать лет, как Церковь получила свободу. Но свободу получили и те, кто желает клеветать на Церковь, пользуясь невежеством народа в религиозной области. Дьявол есть лжец и отец лжи (Евангелие от Иоанна, гл. 8, стих 44), а самое любимое его оружие - клевета. Самые добрые намерения достойных пастырей Церкви превратно истолковываются, всему приписывается либо корысть и властолюбие, либо фанатизм. Поистине, оправдана премудрость чадами ее.
Но я глубоко верю в русскую молодежь, вижу, что как раз среди нее процент "купи-продаев" не так велик. Молодые русские юноши и девушки, прежде всего, хотят найти ответы на насущные вопросы бытия. Особенно же те, кто относят себя к неформальному движению. Учитывая опыт моего поколения, смею заявить, что из сегодняшних неформалов выйдет будущая элита Русской земли. А значит, и у нас есть будущее.
Но справедливо будет признать, что не только общество виновато в том, что многовековой опыт Православия не востребован. Современная Церковь оказалась не готовой принять всех, кто постучался в ее врата, особенно же - молодых. К великому моему сожалению, недавно рукоположенным, куда-то постоянно спешащим батюшкам оказалось нечего сказать им. Ответы давали сердитые бабушки со швабрами, сами ставшие прихожанками недавно, несмотря на солидный возраст.
Для того, чтобы говорить о Боге, нужно знать Бога. Нужно иметь драгоценнейший опыт Богопознания и богообщения. А дается он очень нелегко: "Пролей кровь и прими Дух" (преподобный Исаак Сирин).
Крест - символ нашей религии. Но не потому, что Христианство предрекает человеку на земле одни лишь страдания. Оно лишь, констатируя тот факт, что земная жизнь любого человека наполнена скорбями, учит тому, как себя к ним приготовить и их преодолеть. Если человек пожелает воспользоваться советами, которые предлагает Евангелие, жизнь его вскоре наполнится радостью. Царствие Божие внутри вас (Евангелие от Луки, гл. 17, стих 21). Если сказать кратко, Христианство учит тому, как еще здесь на земле приоткрыть врата рая. Высший порог духовности, которого при желании может достигнуть любой человек - святость.
Совсем недавно закончились гонения на Церковь. Те достойные пастыри и иноки, которые действительно знали Бога, были расстреляны, сосланы, замучены в лагерях. Большинство из них не оставили учеников после себя. Не успели передать традицию. Традиция Восточного Православия, где драгоценный опыт передается от учителя к ученику, была пресечена. Вместе с ней утрачена и полнота монашеского делания. После десятилетий забвения, монастыри возрождают не высокодуховные ученики старцев, а едва закончившие семинарию молодые юноши, хотя и с самыми благими намерениями.
В 60-е - 70-е годы еще сажали за веру, а достойных священников ссылали за любое живое слово, которое они пытались сказать своей пастве. Идеологи государственного застоя искусно насаждали разлагающий застой и в Православной Церкви, вплоть до того, что на самые ключевые посты назначались агенты КБГ. Сам Патриарх ничего не мог с этим поделать.
Всего двадцать лет, как Церковь получила свободу. Но свободу получили и те, кто желает клеветать на Церковь, пользуясь невежеством народа в религиозной области. Дьявол есть лжец и отец лжи (Евангелие от Иоанна, гл. 8, стих 44), а самое любимое его оружие - клевета. Самые добрые намерения достойных пастырей Церкви превратно истолковываются, всему приписывается либо корысть и властолюбие, либо фанатизм. Поистине, оправдана премудрость чадами ее.
Ваши предложения и пожелания пользователям и Администрации сайта Дом Солнца?
Ищущему Истину от всей души желаю не слушать клеветников, а обратиться к первоисточникам: во-первых, историческим документам, в которых изложено православное мировоззрение, во-вторых, к людям, которые нашли для себя Истину в Православии. Благодарю Бога за то, что в том засилье лжи, среди которого я рос, Он привил мне иммунитет ко вранью - здравое неверие Фомино, научил меня читать между строк, как в книгах, газетах, так и в событиях окружающей жизни. Мир во зле лежит (1-е послание св.ап.Иоанна Богослова, гл. 5, ст.19). Любое зло, как маленькое, так и большое, начинается со лжи. Желающий знать Истину да избежит лжи, да откроет для себя величайшую Правду, Свет и Истину - Господа нашего Иисуса Христа.
Автор фото игумена Сергия (Рыбко): В.Коновалов
Автор фото игумена Сергия (Рыбко): В.Коновалов