Александр Драгилев
Преданный Кришны, как учил Шри Чайтанья Махапрабху (воплощение Шри Кришны, явившееся 500 лет назад), должен быть смиреннее дерева, терпеливее пучка соломы на дороге, должен почитать каждого и не жаждать признания среди других. Этим преданность Кришне отличается от прочих духовных практик.
Как вы пришли к традиции вайшнавизма? С чего началась ваша духовная практика?
Однажды мне на глаза попалась книжка "Шри Гуру и Его милость". В ней Шрила Шридхар Махарадж объясняет положение живого существа, застрявшего в кругу рождения и смерти - самсары, и положение духовного учителя-вайшнава, сошедшего в мир ложных образов, чтобы спасти ищущих истину. Эта книга перевернула мое представление о себе, об окружающем мире и о задачах моей жизни.
Фактически моя духовная практика началась со знакомства с преданными Шри Чайтанья Сарасват Матха, когда я впервые посетил храм в Лахте под Санкт-Петербургом. Я начал помогать преданным в их повседневной жизни, перевел несколько статей по просьбе Джаганнатхи Валлабхи прабху (ныне Авадхут Махарадж).
Фактически моя духовная практика началась со знакомства с преданными Шри Чайтанья Сарасват Матха, когда я впервые посетил храм в Лахте под Санкт-Петербургом. Я начал помогать преданным в их повседневной жизни, перевел несколько статей по просьбе Джаганнатхи Валлабхи прабху (ныне Авадхут Махарадж).
Не могли бы вы рассказать о вашей встрече со Шрилой Говиндой Махараджем. Как эта встреча отразилась на вашей жизни?
Когда я прочел первую книгу Шридхара Махараджа в 2000 году, я понял, что мне необходимо принять учителя и решил отправиться в Индию, чтобы просить посвящения у Шридхара Махараджа. Но один из преданных, кто познакомил меня с учением вайшнавов, сказал, что Шрила Шридхар Махарадж уже почти 12 лет как покинул этот мир, и добавил, что сейчас вайшнавскую преемственность возглавляет ближайший ученик Шрилы Шридхара Махараджа Шрила Говинда Махарадж, и что скоро ожидается его приезд в Москву.
Когда я впервые увидел Шрилу Говинду Махараджа, то был удивлен, что в его лекциях я не слышу глубокой философии и цитат из писаний, которыми, как я полагал, должна быть наполнена речь гуру. Напротив, Шрила Говинда Махарадж завоевывал сердца людей своим душевным теплом и открытостью, которые царят в близком семейном кругу.
Он часто говорил о вещах, казалось бы не связанных с вайшнавизмом, рассказывал истории из обыденной жизни. Значительно позже я понял, что Шрила Гурудев являет собою совершенный пример проповедника в традиции Шрилы Сарасвати Тхакура, основателя Гаудия Матха - движения Сознания Кришны в современном мире. Шрила Сарасвати Тхакур говорил, что настоящий учитель не учит истине, а учит тому, что не есть истина, и никто не может показать человеку Красоту (служение Красоте - смысл и цель вайшнавизма), но можно показать уродство, и отринув уродливое, человек Красоту увидит сам.
После первых встреч со Шрилой Говиндой Махараджем в Москве через несколько месяцев, весной 2001, я оказался в Индии и попросил у него посвящение, а еще через год принял монашество, саньясу. С тех пор я стараюсь служить своему Гурудеву в качестве проповедника.
Когда я впервые увидел Шрилу Говинду Махараджа, то был удивлен, что в его лекциях я не слышу глубокой философии и цитат из писаний, которыми, как я полагал, должна быть наполнена речь гуру. Напротив, Шрила Говинда Махарадж завоевывал сердца людей своим душевным теплом и открытостью, которые царят в близком семейном кругу.
Он часто говорил о вещах, казалось бы не связанных с вайшнавизмом, рассказывал истории из обыденной жизни. Значительно позже я понял, что Шрила Гурудев являет собою совершенный пример проповедника в традиции Шрилы Сарасвати Тхакура, основателя Гаудия Матха - движения Сознания Кришны в современном мире. Шрила Сарасвати Тхакур говорил, что настоящий учитель не учит истине, а учит тому, что не есть истина, и никто не может показать человеку Красоту (служение Красоте - смысл и цель вайшнавизма), но можно показать уродство, и отринув уродливое, человек Красоту увидит сам.
После первых встреч со Шрилой Говиндой Махараджем в Москве через несколько месяцев, весной 2001, я оказался в Индии и попросил у него посвящение, а еще через год принял монашество, саньясу. С тех пор я стараюсь служить своему Гурудеву в качестве проповедника.
Насколько известно, вы приняли санньясу. Расскажите, пожалуйста, что означает это понятие - "санньяса"?
Саньяса это духовный чин, аналогом которого в христианской традиции является монах-настоятель, наставник. Но в вайшнавской традиции положение саньяси прежде всего означает каждодневную проповедь, напоминание людям о том, что все мы рабы Божьи и служение Ему есть наша конечная цель и наше естество.
Каким темам посвящены ваши лекции? И для какой аудитории слушателей они предназначены?
В своих лекциях я рассказываю о широком диапазоне взаимоотношений души с Богом, от враждебных до любовных, о способах достижения любовных отношений со Всевышним, о природе души, о том, что мы бессмертны, что окружающая действительность подобна сну, о пагубности стяжательства и о блаженстве самоотвержения во имя Кришны.
Эти лекции предназначены для пытливых, ищущих, для тех, кто задается вопросами "Кто я?" и "Зачем я живу на земле?"
Эти лекции предназначены для пытливых, ищущих, для тех, кто задается вопросами "Кто я?" и "Зачем я живу на земле?"
Вы также занимаетесь переводом священных писаний. Скажите, какие именно книги вы переводите? Пишите ли вы комментарии к ним?
Я перевел БхагавадГиту, в которой целью существования души утверждается достижение дружеских отношений с Богом, и Заканчиваю перевод Шримад-Бхагаватам, в которой изложен весь спектр отношений с Богом. Также я надеюсь перевести Шри Чайтанья-Чаритамриту, где описан путь достижения высшей точки любви ко Всевышнему. Я перевел несколько книг Шрилы Шридхары Махараджа, основателя нашего матха, статьи Шрилы Сарасвати Тхакура, Шрилы Бхактивинода Тхакура, учителей в нашей ученической преемственности, а также статьи своего духовного учителя Шрилы Говинды Махараджа. Комментарии я не пишу, т.к. считаю, что хороший перевод содержит комментарии внутри себя.
Не могли бы вы рассказать, что в вайшнавизме понимается под "духовным" и "материальным" мирами?
Материальный мир - это мир, который мы наблюдаем и который изменяем. Духовный мир - мир, который наблюдает нас и воздействует на нас. Материальный мир существует в нашем сознании, он плод нашего воображения. Духовный мир существует независимо от нас. Он вечен и неизменен в отличие от мира материального. Материальный мир появляется в тот самый миг, когда душа становится одержима жаждой накопления, стяжательства и самоутверждения. У такой души, неизменно пребывающей в мире духа (сознания) появляется мнимое "я" - ее агент, творящий и вкушающий плоды своего творения во внешней действительности.
Материальный мир - это мир эксплуатации, духовный мир - мир служения и самоотвержения. Душа находится ровно на стыке этих миров, и она способна окунуться и дальше существовать в любом из них. Если она выберет мир материальный, она будет переходить из одной оболочки в другую и страдать до тех пор, пока не примет путь служения (бхакти) и не вернется в свое вожделенное отечество - блаженный мир духа в обители Господа Кришны.
Материальный мир - это мир эксплуатации, духовный мир - мир служения и самоотвержения. Душа находится ровно на стыке этих миров, и она способна окунуться и дальше существовать в любом из них. Если она выберет мир материальный, она будет переходить из одной оболочки в другую и страдать до тех пор, пока не примет путь служения (бхакти) и не вернется в свое вожделенное отечество - блаженный мир духа в обители Господа Кришны.
Что собой представляет Путь Бхакти-йоги? И какова отличительная особенность этого метода?
Все религии в целом соответствуют разным ступеням на пути к Богу. На первой ступени те, которые пытаются установить отношения с богом из чувства страха, поскольку Он такой великий и могущественный, если не поклоняться Ему, то нас ждут беды и наказания. Здесь просят Бога избавить от страданий. На следующей ступени находятся те, кто совершает служение, молитву, поклонение из чувства благодарности: "Он великий и могущественный, Он дал нам всё, и если ему поклоняться, то Он даст наверняка еще больше". В этой группе просят Бога, чтобы Он дал еще больше радости и благ. Вайшнавы же отличаются тем, что призывают служить и молиться Богу, потому что Господь невероятно красив и притягателен! Господу просто невозможно не служить. Вайшнавы призывают к абсолютной свободе Духа. Абсолютная Истина является сгустком Красоты и Счастья. Абсолютное Начало есть Высшее, а мы по отношению к Нему занимаем низшее положение. Но для установления отношений с Высшим, те, кто устремляется к Высшему, могут сделать это только в роли раба Божьего, через смирение гордыни, терпение, уважение к другим без ожидания уважения к себе. Шрила Вьясадева, автор священных текстов "Шримад Бхагаватам", писал, что мы все обладаем свободой духа. Нужно употребить эту свободу для обретения того, что может привлечь ваше сердце. Принять одно из мировоззрений не потому, что там вам обещают больше благ или привилегий, не искать Счастья для себя, но отдать себя, служить Ему - Счастью.
Как проявляется преданное служение в повседневной жизни вайшнвавов?
Послушники, которые живут в храме, все свое время посвящают служению Кришне. Они участвуют в ежедневных службах, готовят подношения для алтаря, проводят проповеднические программы. Но основное число преданных живут семейной жизнью. Независимо от того, где человек служит Кришне - дома или в монастыре,- он соблюдает одни и те же заповеди: ежедневно повторяет молитву Харе Кришна на четках, следует принципам ненасилия и целомудрия, отказа от дурманящих веществ и азартных занятий. Но основные заповеди имеют скорее не внешние свойства, а внутренние. Преданный Кришны, как учил Шри Чайтанья Махапрабху (воплощение Шри Кришны, явившееся 500 лет назад), должен быть смиреннее дерева, терпеливее пучка соломы на дороге, должен почитать каждого и не жаждать признания среди других. Этим преданность Кришне отличается от прочих духовных практик. Всю пищу, которую употребляет преданный, он на алтаре или в мыслях предлагает Кришне и только потом ест сам как остатки божьей трапезы. В целом, если человек преданный Кришны, для него не составляет особого труда следовать этим заповедям в повседневной жизни, как если человек любит кого-то, то он непременно найдет способы доставить удовольствие предмету своей любви.
В своих беседах вы говорите о том, что каждый человек стремится к счастью. Как вы могли бы определить безусловное счастье?
Действительно, счастье является универсальной ценностью. В разных обстоятельствах живые существа ценят разные вещи. В пустыне ценится лед, за полярным кругом ценится огонь, в городе ценится чистый воздух, в деревне ценят городские удобства. Но счастье - то, к чему стремятся все. Следовательно, счастье - есть высшее благо. В понимании вайшнавов счастье - это личность, Кришна, который беззаботно играет в кругу своих любящих друзей. И Кришна приглашает всех живых существ влиться в вечный восторженный хоровод без оглядки и без опасения за будущее. Счастье - это быть подле того, кого любишь.
Не могли бы вы немного рассказать, как в традиции вайшнавизма рассматривается эволюция сознания?
Эволюция подразумевает разворачивание, восхождение. Эволюция сознания означает возвышение души по такой шкале координат, как самоотречение. Самая низшая примитивная стадия сознания - это стремление к накопительству, увеличение размеров круга, который называется "мое". Когда же душа понимает, что, сколько бы стран, богатств и рабов она не приобрела, ей ничего не принадлежит в этом мире, она переходит к следующему этапу эволюции - увеличения круга, который называется "я". На этом этапе душа отождествляет себя с окружающим миром, старается не подчинить себе бытие, но стать этим бытием - стать богом. Когда же она осознает, что место бога уже занято, она вступает на следующий уровень своей эволюции - предается Тому, чье место еще недавно хотела занять. По началу отношения такой души с Богом строятся на принципах партнерства: "Боже, Я буду выполнять Твои заповеди, а взамен Ты одаривай меня благами". Постепенно по мере духовного роста корысть в отношениях частиц сознания с Высшим существом выхолащивается и на смену ей после многих этапов эволюции приходит безропотная преданность: "Господи, на все твоя воля. Делай со мною все, что пожелаешь. Я - игрушка в твоих руках. Я не прошу у тебя благ - Ты сам знаешь, что для меня благо". Наконец, высшей точкой духовной эволюции является любовная преданность в действии: "Господи, не думай обо мне, о моем благе. Твое благо есть предмет моих забот. Я буду заботиться о Тебе - в этом смысл и счастье моего существования."
Что в жизни для вас наиболее ценно?
Наиболее ценно находиться рядом с теми, кто избрал для себя не путь стяжательства и самоутверждения, а посвятил свою жизнь поиску истины. Помощь таким людям и служение им есть для меня смысл жизни.
С чем вы рекомендуете ознакомиться пользователям портала SunHome.ru для совершенствования и духовного развития?
Я рекомендую всем пользователям портала ознакомится с учением учителей-вайшнавов, и прежде всего с книгой Шрилы Шридхара Махараджа "Субъективная эволюция сознания".
Ваши предложения и пожелания пользователям и Администрации сайта Дом Солнца?
Желаю всем прожить долгую жизнь в постоянном поиске Вечно Ускользающей и Вечно Увлекающей(ся) Красоты.