Игорь Берхин

Каждый должен сам на своем собственном опыте получить точное знание своей истинной природы, чтобы не зависеть от веры в чьи-то слова или в свои собственные умопостроения. Это знание невозможно описать, рассказать, но есть возможность передать это знание, если учитель и ученик обладают необходимыми для этого качествами.
Игорь Берхин
Коротко о себе: О чем бы мы ни говорили, мы всегда рассказываем только о себе, так что нет особой необходимости говорить о себе как-то специально.
Что определило ваши жизненные интересы? Как вы заинтересовались духовной практикой и медитацией?
В юности мне нравилось изучать иностранные языки и решать математические задачи. Но больше всего мне нравились мои фантазии. В 1985 году, когда мне было 17 лет, я встретил людей, которые читали самиздатовские книги по эзотерике, пытались заниматься духовной практикой и медитацией. Мне стало очень интересно, я прочитал многое из того, что в то время было доступно. Больше всего мне нравились книги Карлоса Кастанеды и даосов Чжуанцзы и Лаоцзы. Благодаря им мои фантазии стали ярче, богаче и необычнее. Тем не менее, эти книги и попытки "медитировать" помогли пробудить во мне нечто новое. Например, во время службы в армии мне очень помогли принципы "контролируемой глупости" и "слабое и гибкое побеждают сильное и жесткое". Когда я вернулся из армии, то начал искать учителя. И те учителя, которых я встречал, соответствовали тем фантазиям, которые у меня были. Пока я не встретил своего коренного учителя Чогьяла Намкай Норбу, благодаря которому я научился распознавать фантазии и не принимать их за реальность. Этому же я учусь до сих пор.
Расскажите, пожалуйста, о вашей переводческой деятельности. Какую литературу и лекции каких Учителей вы переводили?
По окончании матфака в 1991, я начал работать в Донецком Открытом Университете на факультете религиеведения. Поскольку тогда как раз рухнул железный занавес, университет начали посещать различные религиозные деятели, в том числе буддисты. Первым был Дзюнсей Тэрасава из ордена Ниппондзан Мёходзи, Япония. Когда выяснилось, что переводчик не справляется с акцентом и терминологией, мне предложили попробовать и у меня неплохо получилось. Потом я несколько лет переводил корейского учителя дзэн Вонмён-сынима, который часто приезжал в Донецк. Затем, по рекомендации Андрея Терентьева, который тогда был русским переводчиком Его Святейшества Далай-ламы, я сопровождал в качестве переводчика нескольких американских учителей и лекторов школы гелуг (Тубтен Цултим, Алекс Берзин, Тубтен Чодрон) в их поездках по России, Украине и Белоруссии, После этого меня стали приглашать переводить ретриты в Минске, Москве, Санкт-Петербурге. Я переводил таких учителей, как Карма Джига (карма-кагью), лама Дени (шангпа-кагью), геше Нима Дагпа (бонпо), кхенчен Палден Шераб и кхенпо Цеванг Донгьял (нингма), кхенпо Раняк Патрул (нингма). В 1998 году я впервые был переводчиком на ретрите моего коренного учителя Чогьяла Намкай Норбу. В последние восемь лет я перевожу только ретриты Чогьяла Намкай Норбу и его сына Кьенце Еше.

Буддийские книги я перевожу также с 1991 года. Самые известные из моих переводов это "Чему учил Будда" Валпола Рахулы, "Мудрость каменного льва" Кусан-сынима, "открытое сердце, ясный ум" Тубтен Чодрон, "Вкус Дхармы" ламы Сопы, "Всевышний источник" - коренная тантра дзогчен с комментариями Чогьяла Намкай Норбу. В 2004 году в составе группы переводчиков я работал над черновым переводом с тибетского коренной тантры дзогчен Меджунг или "Чудесное". Сейчас перевод этого текста на английский уже готовится к публикации, и я надеюсь, что в следующем году у меня будет время перевести его на русский.
Расскажите, пожалуйста, как вы повстречались с Учителем дзогчен Чогьялом Намкай Норбу?
Я впервые услышал о Чогьяле Намкай Норбу и об учении дзогчен весной 1992 года. Естественно, никто тогда не мог внятно рассказать, что такое дзогчен и у меня сложилось ошибочное представление, будто это что-то вроде дзэн, только из Тибета. Так что мои омрачения не позволили мне уже тогда распознать Учителя и поехать на ретрит. Вскоре после этого ко мне в руки попали книги Чогьяла Намкай Норбу и сразу же я испытал очень сильный интерес и у меня возникло желание попасть на учение, но нужно было ждать его следующего приезда в Россию, поскольку в то время я не видел возможности поехать в Европу или Америку. Однако, в следующий приезда Чогьяла Намкай Норбу в Россию летом 1994 года я тоже не попал на ретрит, потому что в это же время находился в Китае, где сначала путешествовал с Алексом Берзином по северо-западному Китаю, а потом в провинции Ляонин изучал цигун и тайцзи-цюань у мастера Фэн Шао-И. В конце того же 94 года, во время длительного личного ретрита, у меня возникло ясное понимание и уверенность, что мне обязательно нужно встретить Чогьяла Намкай Норбу и получить от него учение дзогчен. И к следующему его приезду в Россию в 1996 году мне удалось очистить препятствия, и я наконец-то встретил своего коренного Учителя.
В чём основная суть учения дзогчен? Является ли дзогчен религией?
Учение дзогчен это не религия и не философия. Слово "дзогчен" означает "тотальное, полное, всеобъемлющее совершенство" и это не абстрактное понятие, а живое конкретное знание и опыт. Каждый должен сам на своем собственном опыте получить точное знание своей истинной природы, чтобы не зависеть от веры в чьи-то слова или в свои собственные умопостроения. Это знание невозможно описать, рассказать, но есть возможность передать это знание, если учитель и ученик обладают необходимыми для этого качествами. Важным аспектом этого знания является то, что мы принимаем ответственность за свою жизнь и не пытаемся переложить эту ответственность на других: на учителя, на правила, на общество и т.д. Мы учимся различать реальность и наши измышления о ней, учимся не обманываться собственными умопостроениями, которые принимаем за истину, учимся не искать что-то особенное где-то в пространстве и во времени, следуя за своими фантазиями, но вместо этого быть удовлетворенным и счастливым в любых обстоятельствах. Мы учимся сохранять полученное знание живым, всегда осознавать свою ситуацию и действовать в соответствии с обстоятельствами.
Если можно, несколько слов об истории происхождения дзогчен.
Состояние дзогчен это изначальная природа каждого существа, поэтому у дзогчен нет истории, нет происхождения. Но учение дзогчен, или атийога, как совокупность методов, ведущих к раскрытию этого знания время от времени возникает в нашем мире. В нашу историческую эпоху первоучителем дзогчен был Гуру Гараб Дордже, который жил в Уддияне (территория современного Пакистана) спустя несколько столетий после Будды Шакьямуни. Гуру Гараб Дордже еще семилетним ребенком декламировал тантры (важнейшие тексты) учения дзогчен и побеждал в диспутах местных пандитов. Главным учеником Гуру Гараб Дордже стал Манджушримитра, знаменитый буддийский ученый и практик высших тантр.

Несколько веков это учение передавалось в Уддияне и близлежащих странах вплоть до 8-9 веков н.э., пока вторжение войск Халифата не уничтожило всякую возможность изучения и распространения буддизма и дзогчен в странах Средней Азии. К счастью, к тому времени усилиями Гуру Падмасамбхавы, переводчика Вайрочаны и пандита Вималамитры учение дзогчен уже укрепилось в Тибете, где оно и сохранялось в течение последующих 12 столетий вплоть до второй половины 20 века. Затем оно вышло за пределы Тибета и мой учитель Чогьял Намкай Норбу одним из первых тибетских лам в середине 70-х начал передавать это знание западным ученикам.
Что означает понятие Санти Маха Сангха?
Санти Маха на языке Уддияны означает "дзогчен", а Сангха означает "сообщество" или "община". То есть Санти Маха Сангха это сообщество практиков дзогчен, это та среда, в которой это знание сохраняется живым и неискаженным. Также "Санти Маха Сангха" это разработанная Чогьялом Намкай Норбу многоуровневая система освоения многообразия методов дзогчен-атийоги, а также важнейших принципов и методов всех буддийских учений.
Насколько известно, традиция дзогчен предполагает прямую передачу знания от Учителя к ученику. Не утратилась ли непрерывность линии передачи дзогчен после его прихода на Запад?
Если бы она утратилась, то у ваших вопросов и моих ответов не было бы никакого смысла.
Существуют ли какие-либо особенности практики медитации в вашей традиции, не встречающиеся в других школах буддизма?
Одной из важнейших особенностей является то, что мы сразу стараемся интегрировать свое знание в движение повседневной жизни, не считая сидячую медитацию важнейшей частью практики. Сидячая медитация важна, но наша жизнь намного больше, поэтому важно с самого начала учиться всю жизнь превращать в практику. Другая важная особенность состоит в том, что мы с самого начала стараемся во взаимодействии с учителем понять самый глубинный смысл, не ожидая, что знание придет когда-то в будущем. Если мы обнаруживаем, что нам недостает каких-то отдельных способностей, то развиваем их с помощью вторичных методов. Поскольку каждый уникален, то не может быть универсальных правил и рецептов, поэтому мы стараемся ясно понимать свою ситуацию и применять методы, которые нужны в данных обстоятельствах. Также мы не фиксируемся на распространенной в буддизме идее страдания, а стараемся с самого начала быть счастливыми, не ожидая, будто счастье придет в будущем в результате долгой и трудной практики.

В целом, суть практики дзогчен сформулирована в так называемых трех заветах Гуру Гараб Дордже. Первый завет это получить прямое, основанное на опыте, а не на рассудочном понимании знание своей истинной природы. Во-вторых, нужно устранить сомнения, что означает не следовать постоянным колебаниям рассудочного ума, который привык превращать любой живой опыт в интеллектуальное знание, в информацию. И наконец, третье: продолжать в этом состоянии знания, то есть сохранять это знание живым в любых обстоятельствах, непрерывно, днем и ночью, в жизни и в смерти.
Знание дзогчен как нашей истинной природы есть не только в учении дзогчен-атийоги. Оно раскрывается также в непостепенной тантрической системе ану-йоги, которая в развернутом виде пришла в Тибет из среднеазиатской страны Труша (территория современной Киргизии и Таджикистана), но в ану-йоге иная методология получения, освоения и закрепления знания дзогчен. В системе маха-йоги или ануттаратантры (высшей тантры) знание дзогчен также присутствует, однако оно передается не прямо, не как основа практики, но в качестве заключительного этапа пути. Маха-йога и ану-йога являются тантрическими системами, и принцип их практики существенно отличается от дзогчен-атийоги, но в смысле конечного знания эти три системы едины.
Вы проводите ретриты по теории и практике буддизма и дзогчен в различных странах. Насколько, по-вашему, популярно сейчас учение дзогчен в странах СНГ, в частности в России?
Учение дзогчен никогда не было массовым, не является оно таковым и сейчас. За 19 лет, которые прошли с первого приезда моего учителя в Россию, получили передачу дзогчен и установили связь с этим учением несколько тысяч человек, но если говорить о тех, кто серьезно заинтересован и практикует, то в России их не более нескольких сотен. Само слово дзогчен сейчас модно в йоговских и эзотерических кругах, но большинство тех, кто его употребляет, имеют лишь поверхностное и умозрительное представление о смысле этого учения.
Для кого предназначены ретриты дзогчен?
Для всех тех, кто интересуется этим учением.
Что лично вам дала практика дзогчен?
Практика дзогчен помогает мне обнаружить и не забывать, что у меня уже все есть.
С чем вы рекомендуете ознакомиться пользователям портала SunHome.ru для совершенствования и всестороннего развития?
Я могу порекомендовать развивать присутствие и осознанность, чтобы лучше понимать свою собственную ситуацию. Нет ни одной книжки, которая написана именно про нас, поэтому наше понимание своей жизни это наша ответственность и осуществить ее можно только осознавая себя на всех уровнях нашего существования.
Ваши предложения и пожелания пользователям и Администрации сайта Дом Солнца?
Помнить, что знание находится не в интернете, а в нас самих :-))

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека