Владимир Афанасьев
Цель йоги как учения о духовном освобождении сводится к тому, чтобы помочь человеку освободиться от ложного отождествления себя с телом, чувствами, умом и эго-принципом и обрести свободу от вызванного им страдания. Путь йоги это путь Самореализации или Богореализации, что суть одно и то же.
Коротко о себе: События моей жизни ещё в молодые годы убедили меня в том, что она идёт строго зафиксированными этапами, сменяющими один другой, как если бы осуществлялся некий, не зависящий от моей воли, план судьбы. С ранних лет во мне проснулся глубокий интерес к мистицизму и эзотерическим знаниям, любезно, если не сказать - любовно, поддержанный самыми благоприятными для его развития жизненными обстоятельствами. Другим неизменным, романтическим, по сути, лейтмотивом моей жизни является музыка, которую мне дано глубоко чувствовать и любить, пожалуй, больше всего на свете. И то, и другое нашло отражение в моей профессиональной деятельности, хотя музыкальные способности так, по большому счёту, и остались невостребованными. Преподавать йогу начал с 1990 года, с 2000-го - на регулярной основе. Разворачивается.
Что повлияло на выбор ваших жизненных интересов? Как вы заинтересовались духовными традициями Индии? С чего началась ваша практика йоги?
Не думаю, что мы "выбираем" жизненные интересы на самом деле. Похоже, они определяются сами собой, спонтанно, исходя из насущной потребности души получить новый кармический опыт через очередное воплощение.
Духовные традиции Индии влекут меня к себе интуитивно: я связан с ними давними нитями. Они и привели меня в этой жизни к тем великим душам, которые сыграли и продолжают играть важную роль в моём развитии. С любовью и почтением я произношу их имена: Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, Свами Нараянананда, Свами Джьотирмайянанда.
Что же касается практики йоги, то первые шаги я начал делать в тринадцать лет. Это были асаны и несколько дыхательных упражнений. С тех пор йога и вошла в мою жизнь.
Духовные традиции Индии влекут меня к себе интуитивно: я связан с ними давними нитями. Они и привели меня в этой жизни к тем великим душам, которые сыграли и продолжают играть важную роль в моём развитии. С любовью и почтением я произношу их имена: Бхагаван Шри Сатья Саи Баба, Свами Нараянананда, Свами Джьотирмайянанда.
Что же касается практики йоги, то первые шаги я начал делать в тринадцать лет. Это были асаны и несколько дыхательных упражнений. С тех пор йога и вошла в мою жизнь.
Что вас побудило отправиться в Индию? Каких духовных учителей вам довелось встретить в этой стране?
Зов сердца и чувство любви к этой стране. Не в меньшей степени - жажда окунуться в атмосферу святости, припасть к её истокам. Моя первая поездка в Индию в октябре 1988 года превзошла все ожидания, и оказалась волшебной в прямом смысле слова. Это была целевая поездка к божественным стопам Сатья Саи Бабы, о котором к тому времени уже много был наслышан и начитан. Он принял меня как самого дорогого сына, даровав редкую возможность лично общаться с ним, и его рука бережно вела меня в течение всей поездки, превратив её в единый грандиозный духовный праздник.
Затем со своими индийскими друзьями я совершил прекрасно ими организованное многодневное паломничество по духовным обителям и храмам Южной Индии. В частности, я посетил ашрамы Рамана Махарши и Ауробиндо Гхоша, Международную штаб-квартиру Теософского общества в Адьяре, где удостоился беседы с президентом, госпожой Радхой Бернье, и многие другие места. В то время паломников из Советского Союза было не так много (если вообще они были), и поэтому меня везде встречали очень радушно, с нескрываемым интересом и часто принимали за свами, монаха. Знание английского языка и основ индийской культуры помогало свободно общаться. В ту поездку я познакомился со Святославом Рерихом и одним из лучших интерпретаторов учения Шри Ауробиндо М. П. Пандитом (M. P. Pandit). С последним у меня завязались дружеские отношения, и мы долгое время переписывались.
Последующие поездки в Индию свели меня с такими личностями, как Буджта Баба (святой-ясновидец из Ассама, встреча с которым произошла в Калькутте), Гурусвами Кутаппа (джняна-йогин из Карнатаки), Дэвика Рани (супруга Святослава Рериха; навещал её в Бангалоре), Хатхайоги Никам Гуруджи (он принимал меня в своей бомбейской резиденции) и другими.
Затем со своими индийскими друзьями я совершил прекрасно ими организованное многодневное паломничество по духовным обителям и храмам Южной Индии. В частности, я посетил ашрамы Рамана Махарши и Ауробиндо Гхоша, Международную штаб-квартиру Теософского общества в Адьяре, где удостоился беседы с президентом, госпожой Радхой Бернье, и многие другие места. В то время паломников из Советского Союза было не так много (если вообще они были), и поэтому меня везде встречали очень радушно, с нескрываемым интересом и часто принимали за свами, монаха. Знание английского языка и основ индийской культуры помогало свободно общаться. В ту поездку я познакомился со Святославом Рерихом и одним из лучших интерпретаторов учения Шри Ауробиндо М. П. Пандитом (M. P. Pandit). С последним у меня завязались дружеские отношения, и мы долгое время переписывались.
Последующие поездки в Индию свели меня с такими личностями, как Буджта Баба (святой-ясновидец из Ассама, встреча с которым произошла в Калькутте), Гурусвами Кутаппа (джняна-йогин из Карнатаки), Дэвика Рани (супруга Святослава Рериха; навещал её в Бангалоре), Хатхайоги Никам Гуруджи (он принимал меня в своей бомбейской резиденции) и другими.
Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились с традицией сиддхов?
О существовании этой традиции я узнал ещё в 1988 году от одного художника из Баку, эмигрировавшего в США, а в 1992, во время второй моей поездки в страну чудес, я оказался на презентации этого духовного направления, проходившем в одном из бангалорских клубов для бизнесменов. Меня поразил высокий профессионализм проведения мероприятия, его блеск и красота. По окончании презентации у меня состоялся разговор с ведущими (это были американцы, мужчина в монашеском одеянии и женщина; позже я узнал, что женщина занимает одно из ведущих мест в Министерстве культуры США), и они пригласили меня посетить их главный ашрам, Gurudev Siddha Pith, расположенный в штате Махараштра. Я принял приглашение и спустя некоторое время посетил этот райский уголок. Там и продолжилось моё знакомство с традицией сиддхов по линии Нитьянанды-Муктананды-Гурумайи. Там же в пещере я провёл и свой первый трёхсуточный ретрит - "Голубая жемчужина". Потом меня пригласили на спутниковый интенсивный курс медитации в Польшу, во время которого я испытал особенно сильные духовные переживания, связанные с активностью кундалини.
Мысль о том, что в России люди ничего не знают о таком прекрасном учении, с которым меня свела судьба, не давала мне покоя. Я начал вести переговоры с Гурумайей Чидвиласананандой (SYDA Foundation) о создании в Краснодаре центра сиддха-йоги. Переговоры увенчались успехом: через несколько месяцев в Краснодаре и Санкт-Петербурге были проведены первые в России интенсивные курсы (т.н. "интенсивы") сиддха-йоги, предварившие создание российского центра, существующего по сей день.
Мысль о том, что в России люди ничего не знают о таком прекрасном учении, с которым меня свела судьба, не давала мне покоя. Я начал вести переговоры с Гурумайей Чидвиласананандой (SYDA Foundation) о создании в Краснодаре центра сиддха-йоги. Переговоры увенчались успехом: через несколько месяцев в Краснодаре и Санкт-Петербурге были проведены первые в России интенсивные курсы (т.н. "интенсивы") сиддха-йоги, предварившие создание российского центра, существующего по сей день.
Какова, по вашему мнению, главная цель йоги?
Цель йоги как учения о духовном освобождении сводится к тому, чтобы помочь человеку освободиться от ложного отождествления себя с телом, чувствами, умом и эго-принципом и обрести свободу от вызванного им страдания. Путь йоги это путь Самореализации или Богореализации, что суть одно и то же. Техническая сторона этого долгого, очень непростого процесса изложена во втором афоризме "Йога-сутры" мудреца Патанджали: "Йога есть прекращение [процесса видоизменений] мысле-волн ментальной субстанции". О целях йоги и об основных методах их достижения я написал в своей книге "СВЕТ НЕТЛЕНЫЙ. Принципы и методы раджа-йоги. Классическая йога в системном изложении", которая только что вышла из печати (октябрь 2011).
Не могли бы вы рассказать о вашей встрече со Свами Джьотирмайянандой? Как эта встреча отразилась на вашей жизни?
Свами Джьотирмайянанда вошёл в мою жизнь ещё в начале девяностых годов прошлого века. Связь ученика с учителем возникает и осуществляется на разных уровнях существования, и её судьба зависит от кармических условий. Мои условия, к счастью, позволяют мне свободно общаться с моим учителем всякий раз, когда в этом возникает необходимость. Его знания йоги и тайн жизни и смерти поразительны!
10 апреля 2000 года Свами Джьотирмайянанда удостоил меня сертификата учителя йоги "во всех её аспектах - хатха-йоги, медитации и философии", а немного позже благословил на создание своего собственного центра, который получил название Школа йоги "Парашакти". В знак моей глубокой признательности и любви книгу "СВЕТ НЕТЛЕННЫЙ" я посвятил Джьотирмайянанде.
10 апреля 2000 года Свами Джьотирмайянанда удостоил меня сертификата учителя йоги "во всех её аспектах - хатха-йоги, медитации и философии", а немного позже благословил на создание своего собственного центра, который получил название Школа йоги "Парашакти". В знак моей глубокой признательности и любви книгу "СВЕТ НЕТЛЕННЫЙ" я посвятил Джьотирмайянанде.
Скажите, каким вопросам и темам посвящена ваша книга "Записки русского пилигрима"?
Эта книга, вышедшая в Санкт-Петербурге в 2000 году, посвящена жизнеописанию великого современного аватара, Сатьи Саи Бабы, до 1970 года. Начиная со второй половины книги, в неё всё больше вкрадываются мои размышления на "вечные темы".
Если можно, несколько слов о вашей переводческой деятельности? Какие тексты вы переводите?
Знание английского языка, сопровождающего меня в той или иной форме всю жизнь, филологическое образование, а также многолетний опыт изучения йоги и мистицизма в теории и на практике позволяют мне заниматься и переводческой деятельностью. Я перевёл несколько книг по йоге и множество статей. Первая книга, "Секреты праны, пранаямы и йога-асан" Свами Нараянананды, вышла ещё в 1990 году. В 2000 и в 2008 годах в моём переводе появилась книга Свами Джьотирмайянанды "Искусство позитивного мышления", которую можно смело рекомендовать в качестве настольной книги. В своё время перевёл "Словарь йоги", "Ум, его источник и культура" Свами Нараянананды и несколько других.
Перевод йогической литературы - весьма ответственное предприятие, требующее хорошего знания предмета, свободного доступа к надёжному справочному материалу, добросовестности и интуиции. Известные мне переводы на русский язык многих книг йогической тематики оставляют желать лучшего: одни выполнены наспех, коряво, другие грешат неточностями и даже ошибками. Авторам третьих не хватает переводческого опыта и должного знания русского языка. Я очень надеюсь, что не за горами время, когда на смену самодеятельным энтузиастам (спасибо им, конечно!) придут профессиональные переводчики, способные донести до русскоязычного читателя высокую философию индийских мудрецов в достойном их высоком качестве.
Перевод йогической литературы - весьма ответственное предприятие, требующее хорошего знания предмета, свободного доступа к надёжному справочному материалу, добросовестности и интуиции. Известные мне переводы на русский язык многих книг йогической тематики оставляют желать лучшего: одни выполнены наспех, коряво, другие грешат неточностями и даже ошибками. Авторам третьих не хватает переводческого опыта и должного знания русского языка. Я очень надеюсь, что не за горами время, когда на смену самодеятельным энтузиастам (спасибо им, конечно!) придут профессиональные переводчики, способные донести до русскоязычного читателя высокую философию индийских мудрецов в достойном их высоком качестве.
Расскажите, пожалуйста, о возглавляемой вами Школе йоги "Парашакти" в Краснодаре.
Школа существует уже почти десять лет. Благословение на её деятельность, как я уже об этом сказал, дал Свами Джьотирмайянанда. Проводя гражданскую линию содействия культурному и духовному развитию общества, школа преследует просветительские, воспитательные и оздоровительные цели. Приоритетное место в ней отдаётся культуре общения между людьми, составляющими учебную группу. Мы также уделяем большое внимание культуре языка как главного средства общения. Школа исповедует позитивное мышление в качестве необходимого условия прогресса на пути йоги, а также психологического фона, помогающего сглаживать острые углы жизненных проблем, во многом надуманных, и одухотворять жизненный путь верой в Провидение и Высший Промысел. Основу теоретического материала школы составляют первоисточники и тщательно подбираемый мною материал, заслуживающий доверия. Методы и технологии, используемые в практической части занятий, хорошо апробированы моими учителями и мною самим - они безопасны и эффективны. Это обстоятельство даёт мне моральное право делиться опытом и знаниями с другими людьми. Занятия, проводимые школой, носят творческий характер. Йога - это наука жизни и искусство самопознания, требующие глубоко осмысленного подхода и творческого вдохновения. Каждый день несёт в себе новые возможности, и каждое занятие - благоприятный шанс их использовать. Идеология школы своим приоритетом объявляет приверженность общечеловеческим ценностям, превосходящим рамки религиозных, национальных, социальных и других догм, осложняющих взаимопонимание между людьми.
Не могли бы вы немного подробнее рассказать о направлении йоги, которое вы представляете?
Как и мои учителя, я являюсь сторонником интегрального подхода к практике йоги, предполагающего позитивное воздействие на всю структуру человеческой личности: на его физическое тело, чувства, ум и волю. Таким образом, со временем потенциал души в виде добродетелей непременно раскроется и наделит человека миром и радостью. Условием успеха является стабильность в занятиях и принцип постепенности, и, конечно же, внимание, доверие к преподавателю и искренность. Большое внимание мы уделяем дыханию как важнейшему жизненному фактору, корневому биологическому звену между физическим телом и психикой. Визитной карточкой йога является вовсе не "поза лотоса", как многие это себе представляют, а его характер и состояние его ума. Наша йога - это молодое, набирающее силу дерево, питаемое живительными водами хатха-, раджа-, бхакти-, джняна-, мантра- и кундалини-йоги.
Что лично вам дала практика йоги? Какую пользу, по вашему мнению, йога может привнести современному человеку?
Самопознание - это долгий сложный процесс психофизической и духовной трансформации, исполненный драматизма, процесс глубоких перемен не столько на уровне бодрствующего сознания, сколько подсознания и бессознательного. Это процесс, не допускающий спешки. В этом мире нет средства, способного в одночасье наделить нас здоровьем и утвердить в радости. Становясь на путь йоги, нам следует быть готовыми столкнуться лицом к лицу с теневой стороной нашей личности - похотью, ревностью, завистью, гневом, гордостью, алчностью и т.д. Но, если мы будем продолжать планомерно и с верой "работать над собой", не упуская из виду главную цель, успех нам обеспечен: гибкое, здоровое, хорошо управляемое тело, светлый, позитивно настроенный ум и глубокий душевный покой. А также - блистательные перспективы на будущее.
Какую пользу йога может принести современному человеку? Ответ на этот вопрос, увы, выходит за рамки моей компетенции - он слишком деликатен. Но оставлять его без внимания мне бы не хотелось. Однажды аналогичный вопрос был задан моему учителю, Свами Джьотирмайянанде. Вот как он на него ответил:
"Йога может изменить вашу жизнь. Она может помочь вам понять себя и решить проблемы, с которыми вы изо дня в день сталкиваетесь. Йога наделит вас здоровьем, душевным покоем и обеспечит вам успех. Вы можете обрести лучистое здоровье с помощью хатха-йоги - особых физических поз и дыхательных упражнений. Посредством тренировки в умственной концентрации вы разовьёте способность проникать в саму суть жизненных проблем. Таким образом, все беспокойства оставят вас. Успех же зависит от вашей организованности, дисциплины и понимания жизни. Как раз йога и может вам это дать".
Какую пользу йога может принести современному человеку? Ответ на этот вопрос, увы, выходит за рамки моей компетенции - он слишком деликатен. Но оставлять его без внимания мне бы не хотелось. Однажды аналогичный вопрос был задан моему учителю, Свами Джьотирмайянанде. Вот как он на него ответил:
"Йога может изменить вашу жизнь. Она может помочь вам понять себя и решить проблемы, с которыми вы изо дня в день сталкиваетесь. Йога наделит вас здоровьем, душевным покоем и обеспечит вам успех. Вы можете обрести лучистое здоровье с помощью хатха-йоги - особых физических поз и дыхательных упражнений. Посредством тренировки в умственной концентрации вы разовьёте способность проникать в саму суть жизненных проблем. Таким образом, все беспокойства оставят вас. Успех же зависит от вашей организованности, дисциплины и понимания жизни. Как раз йога и может вам это дать".
С чем вы рекомендуете ознакомиться пользователям портала SunHome.ru для совершенствования и всестороннего развития?
Мы живём в эпоху извергающегося информационного вулкана. Благодаря научно-техническому прогрессу нам стал доступен колоссальный по объёму информационный пласт, имеющий отношение к проблеме совершенствования и всестороннего развития, в котором, однако, очень легко потеряться. Но если человек искренен в своих поисках и желании изменить себя к лучшему, если он терпелив, настойчив и достаточно мудр, чтобы не повестись на обещания легкой победы и быстрых наград, удача обязательно улыбнётся ему. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам"!
Ваши предложения и пожелания пользователям и Администрации сайта Дом Солнца?
Я искренне желаю пользователям и Администрации сайта Дом Солнца крепкого здоровья, духовного и материального процветания, личного счастья и успеха в профессиональной деятельности. А Дом Солнца пусть с каждым днём всё больше и больше заливается Светом!