Шри Ауробиндо
Описание фото Шри Ауробиндо
ПИСЬМА О ЙОГЕСадхана через медитацию
1. Что точно означает медитация.
В английском используются два слова, чтобы выразить индийскую идею о медитации : "meditation" и "contemplation"
1. Медитация означает собственно концентрацию ума на единственной цепи идей, которые прорабатывают один единственный объект. Созерцание означает ментальное рассмотрение одного объекта, образа идеи, такое, что знание касательно этого образа, объекта или идеи может естественным образом подняться в уме силою концентрации. Обе эти вещи являются формами, ибо принципом является ментальная концентрация на мысли ли, на видимом ли объекте, или на знании.
Существуют другие формы . Есть пассаж, в котором Вивекананда советует вам отшагнуть назад из ваших мыслей, дать им течь в вашем уме, как они хотят, и просто наблюдать их и видеть, чем они являются. Это может быть названо концентрацией в самонаблюдении.
Эта форма ведет к другой, сделать ум пустым, свободным от мыслей, так, чтобы он оставался в своего рода чистой бдительной пустоте, в которую божественное знание может прийти и отпечатать себя, не нарушаемое низшими мыслями ординарного человеческого ума и пишущее с ясностью, с какой мел пишет по доске. Вы найдете, что Гита говорит об этом отвергании всех ментальных мыслей как об одном из методов йоги и даже как о методе, который она, похоже, предпочитает. Это может быть названо освобождения, поскольку она освобождает ум от подчинения механическому процессу мышления и позволяет ему думать или не думать, или даже идти за пределы мыслей к чистому восприятию Истины, называемому в нашей философии .
Медитация является самым легким процессом для человеческого ума, но самым узким по своим результатам; созерцание труднее, но оно более велико; самонаблюдение и освобождение от цепей Мысли - самый трудный из всех, но самый широкий и величайший по своим плодам. Можно выбрать любой из них в соответствии со склонностями и пособностями. Совершенный метод - использовать их всех, каждый на своем собственном месте и для своей собственной цели; но для этого необходимы устойчивая вера, твердое терпение и великая энергия Воли в ее самоприложении в йоге.
2. Что должно быть объектом или каковы должны быть идеи для медитации?
То, что более всего созвучно с вашей природой и высшим устремлением. Но если вы спросите у меня абсолютного ответа, тогда я могу сказать, что Брахман всегда является лучшим объектом для медитации или созерцания, а лучшая идея, на которой следует фиксировать ум, это идея о Боге во всем, всего в Боге и всем как Боге. По сути не важно, Имперсональный это Бог или Персональный, или, субъективно, Один Сам. Но это - идея, которую я нашел лучшей, потому что она является высшей и объемлет все другие истины, каковы бы ни были истины этого мира или других миров или того, что находится за пределами всякого феноменального существования: "Все это есть Брахман" В третьем выпуске Арьи, в конце второго выпуска "Анализа Иша Упанишады", вы найдете описание этого видения Всего, которое может помочь вам в понимании идеи.
3. Условия внутренние и внешние, которые наиболее эссенциальны для медитации.
Не существует эссенциальных внешних условий, но уединение и изолированность во время медитации, как и неподвижность тела, могут помочь, иногда почти необходимы для начинающего. Но не нужно связывать себя внешними условиями. Раз привычка к медитации сформирована, ее можно делать в любых условиях, лежа, сидя, гуляя, в одиночестве, в компании, в тишине или в шуме.
Первое внутреннее условие - необходимость концентрации воли против препятствий медитации, например отвлечения ума, забывчивости, сна, физической и нервной нетерпеливости и неугомонности и т.д.
Второе - возрастающая чистота и покой внутреннего сознания, из которого поднимаются мысли и эмоции, т.е. свобода от всех нарушающих реакций, таких как гнев, горе, депрессия, тревога из-за событий в мире и т.д. Ментальное совершенство и моральное всегда близки друг другу.
***
Концентрация - это собирание воедино сознания и либо централизация его в одной точке, либо направление на один объект, напр. на Божество; может быть также собранное состояние всего существа, не в одной точке. В медитации не обязательно собираться как здесь, можно просто оставаться со спокойным умом, думающим об одном объекте или наблюдающим то, что приходит в сознание, и имеющим с ним дело.
***
Концентрация означает фиксацию сознания в одном месте или на одном объекте и в одном состоянии. Медитация может быть рассеянной [diffusive], напр., думать о Божестве, получая впечатления, распознавая, наблюдая то, что происходит в природе и воздействуя на это и т.п.
***
Концентрация, для нашей йоги, означает фиксацию сознания в определенном состоянии (напр., мире) или движении (напр., стремлении, воле, вхождении в контакт с Матерью, произнесении имени Матери); медитация имеет место, когда внутренний разум смотрит на вещи, чтобы получить правильное знание.
***
Теперь о концентрации. Обычно, сознание простирается на все, рассеяно, бежит в том или ином направлении, за той или иной целью во множестве. Когда что-то должно быть сделано основательно, первое, что делают, это возвращают назад все это рассеянное сознание и концентрируются. Тогда, если посмотреть пристально, оно концентрируется в одном месте и на одном занятии, предмете или объекте - как когда вы пишите поэму или как когда ботаник изучает цветок. Место это обычно находится где-то в мозгу, если это мысль, в сердце, если это чувство, на котором вы концентрируетесь. Йогическая концентрация является просто расширением и интенсификацией той же вещи. Она может быть направлена на объект, как когда делают Тратаку на светящейся точке, - тогда нужно концентрироваться так, чтобы была видна только эта точка и чтобы не было никаких других мыслей. Она может быть на идее или на имени, идеи о Божестве, на слове ОМ, на имени Кришны, или на комбинации идеи и слова или идеи и имени. Но в дальнейшем в йоге нужно также концентрироваться в особом месте. Есть известное правило концентрации между бровями - в центре внутреннего разума, оккультного видения, воли, которая находится там. Что вы делаете, это думаете устойчиво оттуда о том, что вы делаете объектом концентрации, или же стараетесь видеть объект оттуда. Если вы преуспеете в этом, тогда, спустя какое-то время, вы будете чувствовать, что все ваше сознание сосредоточено в этом месте - конечно, на время концентрации. После того, как вы практиковали это часто какое-то время, это становится легким и нормальным.
Надеюсь, это ясно. Хорошо, в этой йоге вы делаете то же самое, не обязательно в той же точке между бровями, но где угодно в голове или в центре в груди, где физиологи определяют кардиологический центр. Вместо концентрации на объекте вы концентрируетесь в голове на воле, на зове к нисхождению мира свыше или, как делают некоторые, на раскрытии незримого люка и восхождении сознания над головой. В сердечном центре концентрируются на стремлении, на раскрытии, на присутствии живого образа Божества там или на ином объекте концентрации. Может быть также Джапа имени, но в таком случае там должна быть также концентрация на нем и имя должно повторяться в сердечном центре.
Вы можете спросить, что становится с остальным сознанием, когда имеет место эта локальная концентрация? Что ж, оно либо стихает как и во всякой концентрации или, если оно не стихает, тогда мысли или другие вещи могут двигаться вокруг, словно снаружи, но сконцентрированная часть не обращает на них внимание или не замечает. Именно тогда концентрация более-менее успешна.
Не нужно утомлять себя в начале долгой концентрацией, если вы не привыкли, ибо тогда в изнуренном разуме она теряет свою силу и ценность. Можно расслабиться и медитировать вместо концентрации. Это только когда концентрация становится нормальной, вы можете продолжать ее все более и более длительное время.
***
Можно концентрироваться в любом из трех центров, там, где это легче всего садхаку или где это приносит наибольшие результаты. Способность концентрироваться в сердечном центре должна раскрыть этот центр и силой стремления, любви, бхакти, сдачи удалить вуаль, которая скрывает и запечатывает душу, и вынести эту душу, или психическое существо, вперед управлять разумом, жизнью и телом и повернуть и раскрыть их всецело Божеству, удаляя все, что противостоит этому повороту и раскрытию.
Это то, что называется в этой йоге психической трансформацией. Способность концентрироваться над головой должна приносить мир, тишину, освобождение от телесного чувства, идентификации с умом и жизнью и раскрыть дорогу для подъема нижнего (ментального, витального, физического) сознания и встречи им верхнего сознания, и для нисхождения верхнего (духовной природы) сознания в разум, жизнь и тело. Это - то, что в этой йоге называется духовной трансформацией. Если кто-то начинает с этого движения, тогда Сила свыше должна в своем нисхождении раскрыть все центры (включая и нижний центр) и вынести психическое существо; ибо пока это не сделано, там, похоже, будет много трудностей и борьбы нижнего сознания, препятствующего, смешивающегося или даже отвергающего Божественную Деятельность свыше. Когда же психическое существо активно, эта борьба и эти трудности могут быть в значительной степени уменьшены.
Способность к концентрации в межбровье должна открыть центр там, освободить внутренний разум и зрение и внутреннее, или йогическое, сознание и его переживания и силы. Также, оттуда можно раскрываться вверх, можно также воздействовать и на нижние центры; но опасность этого процесса состоит в том, что вы можете запереться в собственных ментальных формациях и не выходить из них в свободное и интегральное духовное переживание и знание и интегральное изменение существа и природы.
***
Если кто-то концентрируется на мысли или на слове, он должен сосредоточится на эссенциальной идее, содержащейся в слове, со стремлением почувствовать ту вещь, которую оно выражает.
Обсуждения фото Шри Ауробиндо (0)