Очень нравятся фото из сборника Дореволюционная Россия.
Вот из Интернета справка для интересующихся автором первых цветных фото в России: Мало кто знает, что первые цветные фотографии появились еще в конце 19-го века. Процесс получения таких снимков был довольно сложным и многоступенчатым. Уже в начале XX века в России существовало множество фотосалонов, предлагающих услуги цветной съемки. Однако самой продвинутой была «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, которая находилась в Петербурге на Большой Подьяческой улице в доме в„–22. Её хозяин, Сергей Михайлович Прокудин-Горский(1863-1944) - фотограф, изобретатель, химик (ученик Менделеева), был не только автором популярных книг и пособий по фотографии, но и издателем-универсалом. В отличие от других издателей, он всё делал сам. Сам фотографировал, сам изготавливал печатные формы, сам печатал сигналы и следил за качеством тиража и сам же распространял продукцию. Только он один использовал метод цветоделения (метод Адольфа Мите). Другие фотографы делали цветную съёмку по совершенно иной технологии, а именно по методу автохрома (этот метод был проще в применении, но давал очень зернистое изображение, краски которого быстро выцветали). В 1905 году он запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
Прокудин-Горский внёс свой вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: путь уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду); и, во-вторых, увеличение возможности тиражирования снимка.
Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим. Не забывал и о российской публике. Еще в 1900 году получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано...
В 1909 г. Прокудин-Горский через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получил аудиенцию у царя Николая II и был приглашен выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом. Николай II поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.
Фотографу были выданы два специальных разрешения. В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты. Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник... Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу. Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца.
В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он смог увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось. В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии Прокудин-Горский запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.
Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского, уже после его смерти, была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время (до 1980 года) оставалась неизвестной широкой публике.
Новый взгляд в прошлое
Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.
В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Такие негативы дают изображение очень высокого разрешения.
Обсуждения фото История дореволюционной россии (1)
Вот из Интернета справка для интересующихся автором первых цветных фото в России:
Мало кто знает, что первые цветные фотографии появились еще в конце 19-го века. Процесс получения таких снимков был довольно сложным и многоступенчатым. Уже в начале XX века в России существовало множество фотосалонов, предлагающих услуги цветной съемки. Однако самой продвинутой была «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, которая находилась в Петербурге на Большой Подьяческой улице в доме в„–22. Её хозяин, Сергей Михайлович Прокудин-Горский(1863-1944) - фотограф, изобретатель, химик (ученик Менделеева), был не только автором популярных книг и пособий по фотографии, но и издателем-универсалом. В отличие от других издателей, он всё делал сам. Сам фотографировал, сам изготавливал печатные формы, сам печатал сигналы и следил за качеством тиража и сам же распространял продукцию. Только он один использовал метод цветоделения (метод Адольфа Мите). Другие фотографы делали цветную съёмку по совершенно иной технологии, а именно по методу автохрома (этот метод был проще в применении, но давал очень зернистое изображение, краски которого быстро выцветали). В 1905 году он запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
Прокудин-Горский внёс свой вклад в два существующих на тот период направления усовершенствования цветной фотографии: путь уменьшения выдержки (по своему методу Прокудину-Горскому удалось сделать возможной экспозицию за секунду); и, во-вторых, увеличение возможности тиражирования снимка.
Прокудин-Горский использовал чёрно-белые фотопластинки (которые сенсибилизировал по собственным рецептам) и фотоаппарат собственной конструкции. Через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же сюжета, после чего получались три чёрно-белых негатива, расположенных один над другим на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив. Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим. Не забывал и о российской публике. Еще в 1900 году получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано...
В 1909 г. Прокудин-Горский через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получил аудиенцию у царя Николая II и был приглашен выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом. Николай II поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.
Фотографу были выданы два специальных разрешения. В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты. Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать "в любом месте и в любое время". Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник... Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу.
Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца.
В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он смог увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков - за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось. В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии Прокудин-Горский запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.
Уцелевшая часть коллекции фотографий Прокудина-Горского, уже после его смерти, была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США и долгое время (до 1980 года) оставалась неизвестной широкой публике.
Новый взгляд в прошлое
Развитие компьютерных технологий обработки изображений в конце XX века позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды имперской России в цвете.
В 2000 году компания JJT по контракту с Библиотекой Конгресса США выполнила сканирование всех 1902 стеклянных негативов из коллекции Прокудина-Горского. Сканирование выполнялось в режиме Grayscale c 16-битной глубиной цвета и разрешением свыше 1000 точек на дюйм. Файлы с отсканированными изображениями имеют размер около 70 Мбайт. Такие негативы дают изображение очень высокого разрешения.