Богиня
Описание фото Богиня
Признаюсь, что не планировал написать копию Джоконды. Но, получив внушительный денежный аванс сейчас же, стал изучать всё что касается Леонардо и его творчества. Изучая книги и статьи, переводя взгляд с текста на изображение Мона Лизы попробовал разобраться в колорите, цветовой насыщенности в композиционном наполнении и главное в идее написания картины. Не имея полноты сведений о замысле Леонардо и достаточной квалификации, чтобы вжиться в шкуру художника или, на худой конец, в культурно-исторический контекст того времени, мне пришлось просто фантазировать, отталкиваясь от собственного мироощущения. Поэтому моя трактовка столь же субъективна, как и любая другая, и потому вполне можно было бы назвать картину копией улыбки, а так же, что более верно, создание на основе репродукции интерпретацию самодовольного выражения на лице Мадонны.Но вначале о наблюдении, которое я считаю верным. «Однажды я заметил, что пейзаж за Моной Лизой заканчиваясь с одной стороны, как бы продолжается с другой. Если поставить рядом две копии картины, написанные разными мастерами с достаточной точностью, что я сначала и сделал, то эта особенность неочевидна. Нет полного совпадения, но я обратил внимание что пейзаж, похоже, продолжается из одной копии в другую. Явное совпадение появилось, когда я чуть отодвинул копии друг от друга, и сразу необыкновенная особенность стала видна… Дальние скалы словно требуют только нескольких штрихов, чтобы стать единым хребтом. Ниже мы видим, что река слева или, скорее, это озеро, из которого вытекает река, имеет продолжение справа как тонкая полоса… Почему же для совпадения нужно отодвинуть две копии друг от друга? Вначале я предположил, что часть ширины картины скрыта рамой, однако вряд ли эта ширина сколько-то значительна. Потом я обратил внимание на предметы на парапете слева и справа за Моной Лизой. Оказалось что это, основания колонн. Их ширина как раз и предполагает занятие места между двумя копиями. Высказывалось мнение, что колонны ранее были на картине видны более полно, а затем края картины были по какой-то причине обрезаны». Пейзаж, безусловно, имеет значение в понимании картины.
Прежде всего бросаются в глаза светлые пятна груди, лица и рук, написанные двумя оттенками с добавлением белил. Затем внимание приковывает лицо. И потом смотришь в глаза этой девы. Глаза кажутся хитрыми, пристальными, внимательными и живыми, отличающимися от уравновешенности всей картины. Нет, она действительно насмехается над нами или над кем-то. Над кем? Ну конечно, что за вопрос, она насмехается над всем нашим безрадостным бытием. И линия губ, которую кто-то почему-то назвал улыбкой, подтверждает это. Джоконда иронически смотрит одновременно на вас и мимо, на тот пейзаж, что за вашей спиной. Но это не та ирония, которой люди стремятся задеть друг друга, здесь нет язвительности, а какая-то возвышенная мудрость. Мудрость, сохранившая жизненную стойкость и потому отличная «суеты сует» Екклезиаста, но не по содержанию, а по подтексту. Аккуратно сложенные и ухоженные руки подчеркивают благородство, удаленность от земного и некоторую горделивость этой божественной мудрости. Однако темные тона одежды и темные глаза указывают, что и этой мудрости приходится мириться с реальностью, и от того такая показная расчетливость и сдержанность во всей фигуре портрета. Очень часто жизненная ситуация развивается хаотически и несет в себе зёрна трагедии, намекая на кончину и горемычность.
И вот здесь, как мне кажется, очень ценно обратить внимание на факт разорванности пейзажа, его его алогичность. Не столь важно, что таил в себе собранный воедино пейзаж, сколько то, каким изобразил его Леонардо.
Для многих Джоконда – это трагедия, и хотя трагедия оптимистическая, но изображенное существо знает об изнанке мира, о его нелепых случайностях, несправедливости и хаотичности. И если люди переполняясь духовным чувством, знают о существование высших сфер,тем не менее вынуждены мириться с грязным бытием. Вот почему за мягким доброжелательным спокойствием Джоконды скрывается тайное и мрачное осознание безысходности. За прямо сидящей головой и пышными формами скрывается тщательно замаскированная печаль, которая настолько проникла в существо, что перестала ощущаться таковой.
И еще существует мнение, что Джоконда – это в высшей степени религиозная картина. За спиной Богини вьющаяся дорога, несомненно, символизирующая жизненный путь человека. Коричневая грязь лежит у обочины, неприветливые скалы… но при этом светлое голубое небо над головой, на котором отсутствует Солнце, но лишь рассеянный свет из ниоткуда, заметьте художник не использовал голубой оттенок. На картине отсутствуют какие-либо религиозные символы, например, нательный крестик или какой-нибудь голубь. Здесь, безусловно, да Винчи порывает со всякой церковью. Джоконде не имеет смысла смотреть на небо, это небо внутри. Точнее, для этого существа быть религиозным естественно, а то, что естественно, то лишается сакральности. Возможно, наиболее высшая точка духовного развития, которой может достичь священник или просто верующий, заключается признании тщетности всех духовных исканий Творца. Вглядимся в лик Джоконды еще раз. Со всей смелостью можно утверждать, что она все понимает и все знает, что она подобна Господу, облаченному в плоть. И у неё страшный по силе характер, который выдают глаза. Вроде бы вечереет, и руки мирно готовятся спать, и складки одежды уложены аккуратно, но вот глаз в перспективе- глаза живые, бодрые, не знающие усталости.
[newpage]
Когда я представил копию заказчику, тот был не доволен работой и я понял, что человек, который больше живет ощущениями и эмоциями, ощущает себя не по себе, встречая взгляд Божества; его раздражает олимпийское спокойствие, ведь ни один человек из публики никогда не смотрел на Джоконду так, как я, и он проявляет недовольство, ощущая бессилие, мстить. Мстить портрету, художнику мастеру и копировщику, дабы не стать смешным сам перед собой, но тем не менее, не переставая любоваться шедевром, пусть даже скопированном.
Обсуждения фото Богиня (0)