Печаль Си бемоля

О субъективном восприятии нот

Информация о треке

Исполнитель (автор):
Автор стихов: Горбачева Кристина
Размер файла: 13.49 Mб.
Битрейт: 128 kbps.
Время звучания:
Скачано: 29 раз

Текст песни

Печаль Си-бемоля

До, До и снова До, нажимаю я со всей силой на клавишу пианино, крепко зажмуриваю глаза, представляя по очереди все цвета радуги. Может все – таки с каким-то цветом совпадет, теплится у меня сумасбродная надежда. Обидно, но нет.
Тогда я вызываю в голове попеременно черные и белые полотнища. Может здесь будет, хоть какой-то отклик? Но, тоже нет! Мне почему-то представился кинозал. Сейчас бы лучше кино, вместо этой злосчастной До.
Но я человек упрямый и поэтому продолжаю свой эксперимент, но уже теперь с нотой Ре.
И тут голос мамы застал меня врасплох.
– Лиза – изумленно и строго спросила она – что за странное музыкальное занятие? Зачем ты долбишь по клавише с закрытыми глазами?
Ты либо уж нормально занимайся, либо не порть инструмент – раздраженно бросила она , выходя из комнаты.
От обиды и возмущения я бросилась за ней вдогонку.
И прибежав на кухню, тут же выпалила.
– Мам, ты не понимаешь, я развиваю слух, а заодно и воображение.
– Такой долбежкой – возмутилась мама – только головную боль разовьешь и себе и остальным. Вон у Ани уже от тебя голова разболелась.
– Ну а как же мне тогда быть?
Я тоже, как и Полина, хочу обладать цветным слухом. Это решит все мои проблемы по сольфеджио. И я больше не буду бояться диктантов – упрямо протараторила я уже на взводе.
– А, откуда ты узнала про цветной слух? – удивилась мама, оторвавшись от мытья посуды и уже посмотрела на меня с большим вниманием.
– Да, сегодня наш педагог по хору заболела и ее заменяла Лина Сергеевна. Ты же знаешь, она у нас ведет сольфеджио. И она удивлялась тому, что я пою чисто, хотя слух у меня не важный.
А вот у нашей Полины наоборот, со слухом все в порядке, а интонация ползет.
Наша Поля, конечно, начала оправдываться, что фальшивит только от волнения, а затем видимо решив похвастаться выдала всем нам, что она оказывается видит ноты цветами, как ее дедушка- скрипач, поэтому с определением на слух нот и тональностей у нее никогда не было никаких проблем. Потому что она ноты не просто слышит, но и видит воочию. А когда она была маленькая, даже спорила до хрипоты со своим дедушкой о ноте Ре. Поля утверждала, что это нота желтенькая, как цыпленок, а он настаивал, что черная, как школьная доска.
Выслушав Полинину историю, Лина Сергеевна решила рассказать нам, что оказывается некоторые композиторы и музыканты, действительно обладают удивительным цветным слухом.
Так, на пример Скрябин придумал целую теорию о цветомузыке.
А композитор Римский Корсаков, знакомый нам по операм - сказкам наделял различными цветами тональности.
В общем, ребята – это очень редкое и удивительное явление - заключила она.
В конце урока весь наш хор и сама Лина Сергеевна смотрели на Полину с нескрываемым восхищением.
Дослушав до конца мой рассказ, мама сочла своим долгом, еще раз прояснить мне все окончательно, по поводу этого загадочного феномена.
– Это особенность называется – си-нес-те-ЗИ-я – втолковывала она мне, проговаривая по слогам новое для меня слово. И она связана с восприятием, когда человек смешивает ощущения от разных органов чувств. Ты же помнишь, что их у нас пять?
– Да, помню – кивнула я и стала перечислять, загибая пальцы: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание.
– Все верно – улыбнулась довольная мама. Так вот, эти люди могут описывать цвета, запахами, а осязаемые на ощупь предметы – вкусовыми ощущениями.
И мне тоже, как и тебе посчастливилось знать такого человека, который звуки описывал цветами, или зрительными образами. Мой голос он называл – фиолетовым, голос твоего отца – песчаным, а вот голос моей подруги был у него мандариновым.
Это врожденная особенность. Считается, что она присутствует в той или иной мере у малышей до пяти лет, и только у некоторых людей сохраняется и доминирует на протяжении всей жизни.
Это дар, он либо есть, либо его нет – подытожила мама .
Но вот музыкальный слух развить вполне можно и даже приблизить к абсолютному.
Но для этого вовсе не надо долбить с остервенением по клавишам инструмента, а нужно пропевать: ноты, интервалы, аккорды, тем более, что голосок у тебя вполне симпатичный – наставляла меня мама.
Я много раз слышала от своих педагогов подобные советы. И поэтому была очень расстроена, поняв, что не смогу приобрести такую волшебную способность, как цветной слух. Ведь разноцветные ноты, не только удобны, но и сами по себе очень красивы.
– Ну ладно тебе, не грусти, пошли пить чай. Я эклеры принесла. – попробовала приободрить меня мама.
Я принужденно улыбнулась и решила больше не затрагивать эту тему.
После чая, я вернулась в свою комнату, но настроение мое было подавлено.
Я села за инструмент и машинально тихо и неторопливо, начала проигрывать хроматическую гамму. Ни на какой цветной слух у себя, я уже больше не надеялась. Просто дала возможность звукоряду прозвучать у меня в голове.
Вдруг я услышала, как нота Си бемоль отозвалась мне невыразимой печалью.
Я даже решила, что она сочувствует моей неудаче. Но повторно вслушавшись в звук, я поняла, что нота Си Бемоль обладает своей, особой грустью, то была печаль молитвы, печаль заходящего солнца, печаль расставания с другом или любимым.
Так может быть для меня каждая нота обладает своим настроением? Я чувствовала, что близка к разгадке удивительной музыкальной тайны. Я вскочила и стала лихорадочно ходить по комнате. Потом немного успокоившись, опять села к инструменту и стала медленно и плавно, проигрывать и напевать хроматическую гамму.
Вторая нота, которая мне открылась, была нота Соль, от которой так и веяло порывом, храбростью, желанием свободы и еще чем то столь же героическим.
Я продолжала играть и вслушиваться в исходящие от моего инструмента звуки.
Третья нота, которая обрела для меня неповторимость была нота Ре.
В ней было, что -то от рассказа, или исповеди. В общем она была похожа, на начало какой -то длинной и интересной истории – книжная повествовательная нота.
Я закрыла на ключ комнату и через три часа, мои ноты обрели неповторимый, ведомый только мне характер. Оказалось, что они обладали не только эмоциями и настроением , но даже несли в себе идеи и понятия.
Быстро найдя чистую тетрадь, я записала открывшуюся мне нотную тайну.
Кроме Дани я решила пока никому ничего не говорить о своей нотной теории, потому что была уверенна, что из всех моих друзей, только он меня поймет и не будет смеяться.
На следующий день, встретившись с ним у меня дома, и едва поздоровавшись я молча и таинственно протянула ему тетрадь с записью своих уникальных нот, где было написано следующее :
Нотная теория Елизаветы Белкиной.
(мои музыкальные подсказки)
До – власть, порядок, закон
До-диез – тревога, страх
Ре – рассказ, повествование, исповедь
Ми-бемоль – тоска, уныние
Ми – клятва
Фа – тайна, секрет
Фа-диез – сомнение
Соль – смелость, порыв, пионерия, путь в коммунизм
Ля-бемоль – вопрос или кроткий упрек
Ля – чистота
Си-бемоль – печаль
Си – доверие, радость, смех
В ответ на недоуменный и вопрошающий взгляд Дани, я гордо поведала, все что было вчера.
Даня слушал меня внимательно, но при этом,
как всегда, расхаживал по комнате, затем резко сел к столу, замер, потер виски и шепотом еле дыша восхищенно проговорил:
– Ты знаешь Лиза, по-моему, твоя теория, лично для меня даже интересней цветных нот.
Я тоже в свою очередь выдохнула и расцвела от удовольствия.
– А давай проверим, как сейчас твоей слух, лучше ли ты стала слышать? – предложил мне заинтригованный Даня.
– Давай – согласилась я, хотя внутри немного переживала.
Однако сегодня утром, едва проснувшись я уже много раз проверяла свой слух. И результат был отличный, но все равно мне было страшно. Вдруг при Даньки не получится?
Ведь при другом человеке, даже при друге, мы все равно волнуемся.
Но после небольшой проверки, когда Даня просто нажимал ноты, а я отгадывала их, мой результат был девять из десяти.
Ура! – восхитился Данька. Значит твоя теория работает.
А особенно меня порадовала нота Соль. Ну как же ты до этого додумалась? Пионерских песен наслушалась что ли?
– Может быть – подумав, смущенно проговорила я. Они мне нравятся, как и моей школьной учительнице по пению.
– Значит – лукаво сказал Данька, – можешь смело всем утверждать, что Соль у тебя красная! И ты тоже немножко обладаешь цветным слухом – ликовал он.
И мы звонко от души рассмеялись.
Успокоившись, Даня сказал:
– А, сейчас, я расскажу тебе еще один нотный прием. Ты же знаешь, что моя мама хорошо поет.
– Да – кивнула я, готовая уже выразить восхищение вокалу тети Майи.
Но Даня торопливо меня перебил и продолжил:
– Так вот, моей маме, как и тебе в детстве не давалось сольфеджио. И тогда моя мама тоже придумала свой прием. Он очень простой и действенный. Она стала ассоциировать каждую ноту с началом мелодии той или иной песни.
Вот слушай, на пример:
Ля – В юном месяце апреле …
Си – С подружками по ягоды ходить …
В общем каждый если захочет может услышать свои особенные ноты. Конечно все, кроме меня.
Мне медведь на ухо наступил. Тут уж ничего не поделаешь.
Знаешь, Дань, а я вот уверенна, что моя мама скажет, что все наши теории и приемы сплошная субъективность.
И все же я все равно рада, что ноты открыли мне свои тайны.

22. 11. 2023 г.
Фото из интернета
Теги: музыкальная школа, сольфеджио, хор, синестезия, абсолютный слух, подсказки, нотные теории
×