Первое - это правильное питание, второе - правильная работа, а третье - правильный сон. Человек, не имеющий правильного питания, правильной работы и правильного сна, никогда не сможет стать центрированным. Человек потерял контакт со всеми этими тремя вещами.
Человек - единственное животное, питание которого непредсказуемо. Питание остальных животных определенно. Их основные физические потребности и их природа определяют, что им надо есть, а что не надо, сколько им надо есть, а сколько не надо, когда им надо есть, а когда надо остановиться. Но человек абсолютно непредсказуем: ни его природа не подсказывает, что надо есть, ни его осознанность не подсказывает, сколько надо есть, ни его понимание не решает, когда нужно остановиться. Поскольку ни одно из этих качеств человека непредсказуемо, жизнь человека пошла в каких-то очень неопределенных направлениях. Но если есть даже небольшое понимание, если человек начинает жить даже с небольшой разумностью, даже немного размышляя, даже немного открыв глаза, тогда совсем несложно начать правильно питаться. Это очень просто - нет ничего легче. Чтобы понять правильное питание, мы можем разделить его на две части.
Первое: что человек должен есть, а что он есть не должен? Человеческое тело состоит из химических элементов; все процессы в теле химические. Если в человека попадет алкоголь, его тело будет находиться под воздействием химии: оно станет опьяненным, бессознательным. Каким бы здоровым, каким бы мирным ни был человек, химический состав напитка повлияет на его тело. Каким бы святым ни был человек, он умрет, если дать ему яд.
Сократ умер от яда, Ганди умер от пули. Пуля не видит, святой человек или грешник; яд тоже не видит, Сократ перед ним или простой человек. Также как опасные интоксиканты и яды, еда тоже не видит, кем или чем вы являетесь. Их функция прямая - они попадают в химию тела и начинают работать. Таким образом, любая отравляющая пища начнет причинять вред и создавать беспокойство в сознании человека. Любая пища, которая приводит человека к любому виду бессознательности, к любому виду возбуждения, к любым крайностям, любому беспокойству, приносит вред. И самый глубокий, величайший вред наносится, когда все эти вещи начинают достигать пупка.
Если с пупочным центром плохо обращаться, если применяется неправильная диета, неправильная пища, тогда постепенно центр начнет впадать в спячку, а его энергия станет слабеть. Постепенно этот центр начнет засыпать. В конце концов он почти заснет. Тогда мы даже не осознаем его как центр. Тогда мы осознаем только два центра: один - это ум, в котором постоянно движутся мысли, а другой - это чуть-чуть сердца, в котором движутся эмоции. У нас нет контакта с чем-то более глубоким. Поэтому чем легче пища, чем меньше тяжести она создает в теле, тем более ценной и значимой она станет для начала вашего внутреннего путешествия.
Первое, что следует помнить для правильного питания, - это то, что оно не должно создавать возбуждения, оно не должно быть отравляющим, оно не должно быть тяжелым. После правильной еды вы не должны чувствовать тяжесть и сонливость. Но, вероятно, все мы чувствуем тяжесть и сонливость после еды - тогда мы должны понять, что питаемся неправильно.
Знаменитый доктор Кеннет Уокер в своей автобиографии писал, что, согласно его жизненному опыту, чем бы ни питались люди, половина из этого наполняет их желудки, а половина наполняет желудки их докторов. Если бы они ели только половину того, что они обычно едят, они бы вообще не болели и не были бы нужны никакие доктора.
Одни люди болеют, потому что не получают достаточно пищи, а другие болеют, потому что едят слишком много. Одни умирают от голода, а другие умирают от переедания. И людей, умирающих от переедания, всегда было больше, чем людей, умирающих от голода. Очень немногие умирают от голода. Даже если человек хочет заморить себя голодом, он не сможет умереть как минимум три месяца. Человек может жить без еды три месяца. Но если человек три месяца переедает, тогда у него нет никакой возможности выжить.
Идеи некоторых людей кажутся нам странными. У императора Нерона было два доктора. Вся их работа заключалась в том, чтобы его тошнило после еды, так чтобы он снова мог наслаждаться пищей - как минимум пятнадцать-двадцать раз в день. Он ел, а потом принимал лекарство; его тошнило, и он снова мог наслаждаться едой. Но то, что делаем мы, не сильно отличается.
Нерон мог содержать докторов в своем дворце, потому что был императором. Мы не императоры, но у нас есть доктора по соседству. Нерон делал так, чтобы его тошнило каждый день, мы делаем так каждые несколько месяцев. Мы неправильно питаемся и накапливаем все, что только возможно. Потом доктор дает нам слабительное, и мы снова начинаем есть неправильную пищу. Нерон был мудрым человеком - он принимал слабительное каждый день. Мы делает это только каждые два-три месяца. Если бы мы были императорами, мы делали бы то же самое, но мы беспомощны - у нас нет средств, и мы не можем себе это позволить. Мы смеемся над Нероном, но в какой-то степени мы от него не отличаемся.
Наше неправильное отношение к пище становится для нас опасным. Оно очень дорого нам обходится. Оно довело нас до того, что мы уже едва живы. Наша пища, похоже, не делает нас здоровыми - похоже, она создает болезни. Это удивительная ситуация, когда от нашей пищи мы начинаем болеть. Это как если бы от восхода солнца становилось темно - это было бы точно так же удивительно и странно. Но все врачи мира сходятся во мнении, что большинство болезней человека - от его неправильного питания.
Поэтому первое: каждый должен быть очень осознан и бдителен о своем питании. И я говорю это особенно для медитирующего. Для медитирующего необходимо оставаться осознанным о том, что он ест, сколько он ест и как это действует на его тело. Если вы поэкспериментируете с осознанностью в течение нескольких месяцев, вы непременно выясните, какая пища правильна для вас, какая пища приносит вам спокойствие, мир и здоровье. В этом нет ничего сложного, но поскольку вы не обращаете никакого внимания на то, что вы едите, вы не сможете обнаружить правильную пищу.
Второе - состояние ума во время еды намного важнее того, что вы едите. Еда будет воздействовать на вас по-разному, когда вы едите радостно, счастливо, или когда вы едите, полные печали и беспокойства.
Если вы едите в беспокойном настроении, тогда даже лучшая пища будет иметь отравляющий эффект. А если вы едите с радостью, тогда возможно, что даже яд не сможет полностью оказать на вас свое действие - это очень возможно. Поэтому важно состояние ума, в котором вы находитесь во время еды.
В России был великий психолог Павлов. Он проводил эксперименты с животными и пришел к поразительному заключению. Он экспериментировал с кошками и собаками. Он давал кошке еду и наблюдал с помощью рентгена, что происходит в ее желудке после того, как она поела. Когда еда достигла желудка, желудок тут же начал выделять соки. В это время к окну комнаты, в которой была кошка, привели собаку. Когда собака залаяла, кошка испугалась, и рентген показал, что выделение желудочных соков прекратилось. Желудок закрылся; он сжался. Затем собаку увели, но в течение шести часов желудок кошки оставался в том же состоянии. Процесс переваривания пищи не возобновился, и еда оставалась в желудке непереваренной в течение шести часов. Через шесть часов, когда соки снова начали выделяться, еда была в неперевариваемом состоянии: она стала твердой. Когда ум кошки начал волноваться о присутствии собаки, желудок перестал работать.
Что же тогда говорить о вашей ситуации? - вы живете в беспокойстве двадцать четыре часа в сутки. Это чудо, как ваша еда переваривается, как существование справляется с этим несмотря на вас! Вы не желаете ее переваривать. Это совершенное чудо, как она переваривается. И как вы остаетесь живыми, это тоже чудо! Состояние вашего ума должно быть благодарным и блаженным.
Но в ваших домах обеденный стол находится в самом унылом состоянии. Жена целый день ждет, когда муж придет домой поесть, и вся эмоциональная болезнь, которую она копила последние двадцать четыре часа, выходит как раз когда ее муж ест. Она не знает, что выполняет работу врага. Она не знает, что на тарелке мужа она подает яд.
Муж тоже напуган и взволнован после целого рабочего дня - он кое-как заталкивает еду в желудок и уходит. Он не имеет понятия о том, что это действие, которое он так быстро закончил и от которого сбежал, должно было быть молитвенным. Это не то, что нужно было делать в спешке. Это нужно было делать так же, как входят в храм, как встают на колени, чтобы молиться, как садятся, чтобы играть на вине , или как поют песню возлюбленной. Это действие даже более важно: он дает пищу своему телу. Это нужно делать в состоянии полного блаженства; это должно быть любящим и молитвенным действием.
Чем более счастливым и радостным и более расслабленным и спокойным человек может быть во время еды, тем более его пища начнет становиться правильной пищей.
Насильственное питание не только означает, что человек ест невегетарианскую пищу: когда человек ест в гневе, это тоже насильственное питание. Обе эти вещи насильственны. Питаясь в гневе, страдании, в беспокойстве, человек тоже питается насильственно. Он совершенно не понимает, что так же как он насильственен, когда питается мясом, так же это происходит, когда его собственное мясо пылает внутри от гнева и беспокойства; тогда в этом тоже присутствует насилие. Тогда пища, которую он ест, не может быть ненасильственной.
Другая часть правильного питания заключается в том, что вы должны есть в очень мирном, очень радостном настроении. Если вы не в таком настроении, тогда вам лучше подождать и не есть некоторое время. Когда ум полностью готов, только тогда вам следует есть. Сколько времени потребуется уму, чтобы быть готовым? Если вы достаточно осознанны, чтобы ждать, тогда он сможет оставаться беспокойным максимум один день. Но вы никогда не пытались его слушать; вы превратили питание в абсолютно механический процесс. Вы кладете пищу в тело и покидаете обеденный стол - это больше не психологический процесс, и это опасно.
На уровне тела правильное питание должно быть здоровым, нестимулирующим и ненасильственным; на психологическом уровне ум должен быть в блаженном состоянии, приятном и радостном; а на уровне души должно быть чувство благодарности, признательности. Эти три составляющие делают пищу правильной пищей.
Вы должны чувствовать, что «Я благодарен, потому что сегодня у меня есть еда. Мне дарован еще один день жизни, и я бесконечно благодарен. Этим утром я снова проснулся живым; сегодня солнце снова подарило мне свой свет; сегодня я снова смогу увидеть луну; сегодня я снова живой! Не было необходимости в том, чтобы я был живым, сегодня я мог бы быть в могиле - но мне снова была дарована жизнь. Я не заслужил ее, она была дана мне ни за что». По крайней мере за это чувство благодарности, признательности должно быть в вашем сердце. Вы едите, вы пьете воду, вы дышите - вы должны чувствовать благодарность за все это. Всему в жизни, всему миру; всей вселенной, всему в природе, божественному, должно быть чувство благодарности: «Мне дан еще один день жизни. Я снова получил еду. Еще один день я вижу солнце, вижу цветы. Сегодня я снова живой».
За два дня до того, как смерть пришла к Рабиндранату, он сказал: «Господи, я так благодарен! О Боже, как я могу выразить мою благодарность? Ты дал мне эту жизнь, когда я совершенно не был ее достоин. Ты дал мне дыхание, когда я не имел права дышать. Ты дал мне возможность испытать красоту и блаженство, которых я совсем не заслужил. Я благодарен. Я переполнен твоей благодатью. И если в этой жизни, которую ты дал, я испытывал боль, страдание, тревоги, это была моя вина, потому что жизнь, которую ты дал, так блаженна. Должно быть, это была моя вина. Поэтому я не прошу тебя дать мне освобождение от жизни. Если ты чувствуешь, что я достоин, посылай меня в эту жизнь снова и снова. Эта жизнь так блаженна, и я так благодарен за нее».
Это чувство, это чувство благодарности должно присутствовать во всех аспектах жизни - и особенно это касается вашего питания. Только тогда питание может стать правильным питанием.
Первое: что человек должен есть, а что он есть не должен? Человеческое тело состоит из химических элементов; все процессы в теле химические. Если в человека попадет алкоголь, его тело будет находиться под воздействием химии: оно станет опьяненным, бессознательным. Каким бы здоровым, каким бы мирным ни был человек, химический состав напитка повлияет на его тело. Каким бы святым ни был человек, он умрет, если дать ему яд.
Сократ умер от яда, Ганди умер от пули. Пуля не видит, святой человек или грешник; яд тоже не видит, Сократ перед ним или простой человек. Также как опасные интоксиканты и яды, еда тоже не видит, кем или чем вы являетесь. Их функция прямая - они попадают в химию тела и начинают работать. Таким образом, любая отравляющая пища начнет причинять вред и создавать беспокойство в сознании человека. Любая пища, которая приводит человека к любому виду бессознательности, к любому виду возбуждения, к любым крайностям, любому беспокойству, приносит вред. И самый глубокий, величайший вред наносится, когда все эти вещи начинают достигать пупка.
Если с пупочным центром плохо обращаться, если применяется неправильная диета, неправильная пища, тогда постепенно центр начнет впадать в спячку, а его энергия станет слабеть. Постепенно этот центр начнет засыпать. В конце концов он почти заснет. Тогда мы даже не осознаем его как центр. Тогда мы осознаем только два центра: один - это ум, в котором постоянно движутся мысли, а другой - это чуть-чуть сердца, в котором движутся эмоции. У нас нет контакта с чем-то более глубоким. Поэтому чем легче пища, чем меньше тяжести она создает в теле, тем более ценной и значимой она станет для начала вашего внутреннего путешествия.
Первое, что следует помнить для правильного питания, - это то, что оно не должно создавать возбуждения, оно не должно быть отравляющим, оно не должно быть тяжелым. После правильной еды вы не должны чувствовать тяжесть и сонливость. Но, вероятно, все мы чувствуем тяжесть и сонливость после еды - тогда мы должны понять, что питаемся неправильно.
Знаменитый доктор Кеннет Уокер в своей автобиографии писал, что, согласно его жизненному опыту, чем бы ни питались люди, половина из этого наполняет их желудки, а половина наполняет желудки их докторов. Если бы они ели только половину того, что они обычно едят, они бы вообще не болели и не были бы нужны никакие доктора.
Одни люди болеют, потому что не получают достаточно пищи, а другие болеют, потому что едят слишком много. Одни умирают от голода, а другие умирают от переедания. И людей, умирающих от переедания, всегда было больше, чем людей, умирающих от голода. Очень немногие умирают от голода. Даже если человек хочет заморить себя голодом, он не сможет умереть как минимум три месяца. Человек может жить без еды три месяца. Но если человек три месяца переедает, тогда у него нет никакой возможности выжить.
Идеи некоторых людей кажутся нам странными. У императора Нерона было два доктора. Вся их работа заключалась в том, чтобы его тошнило после еды, так чтобы он снова мог наслаждаться пищей - как минимум пятнадцать-двадцать раз в день. Он ел, а потом принимал лекарство; его тошнило, и он снова мог наслаждаться едой. Но то, что делаем мы, не сильно отличается.
Нерон мог содержать докторов в своем дворце, потому что был императором. Мы не императоры, но у нас есть доктора по соседству. Нерон делал так, чтобы его тошнило каждый день, мы делаем так каждые несколько месяцев. Мы неправильно питаемся и накапливаем все, что только возможно. Потом доктор дает нам слабительное, и мы снова начинаем есть неправильную пищу. Нерон был мудрым человеком - он принимал слабительное каждый день. Мы делает это только каждые два-три месяца. Если бы мы были императорами, мы делали бы то же самое, но мы беспомощны - у нас нет средств, и мы не можем себе это позволить. Мы смеемся над Нероном, но в какой-то степени мы от него не отличаемся.
Наше неправильное отношение к пище становится для нас опасным. Оно очень дорого нам обходится. Оно довело нас до того, что мы уже едва живы. Наша пища, похоже, не делает нас здоровыми - похоже, она создает болезни. Это удивительная ситуация, когда от нашей пищи мы начинаем болеть. Это как если бы от восхода солнца становилось темно - это было бы точно так же удивительно и странно. Но все врачи мира сходятся во мнении, что большинство болезней человека - от его неправильного питания.
Поэтому первое: каждый должен быть очень осознан и бдителен о своем питании. И я говорю это особенно для медитирующего. Для медитирующего необходимо оставаться осознанным о том, что он ест, сколько он ест и как это действует на его тело. Если вы поэкспериментируете с осознанностью в течение нескольких месяцев, вы непременно выясните, какая пища правильна для вас, какая пища приносит вам спокойствие, мир и здоровье. В этом нет ничего сложного, но поскольку вы не обращаете никакого внимания на то, что вы едите, вы не сможете обнаружить правильную пищу.
Второе - состояние ума во время еды намного важнее того, что вы едите. Еда будет воздействовать на вас по-разному, когда вы едите радостно, счастливо, или когда вы едите, полные печали и беспокойства.
Если вы едите в беспокойном настроении, тогда даже лучшая пища будет иметь отравляющий эффект. А если вы едите с радостью, тогда возможно, что даже яд не сможет полностью оказать на вас свое действие - это очень возможно. Поэтому важно состояние ума, в котором вы находитесь во время еды.
В России был великий психолог Павлов. Он проводил эксперименты с животными и пришел к поразительному заключению. Он экспериментировал с кошками и собаками. Он давал кошке еду и наблюдал с помощью рентгена, что происходит в ее желудке после того, как она поела. Когда еда достигла желудка, желудок тут же начал выделять соки. В это время к окну комнаты, в которой была кошка, привели собаку. Когда собака залаяла, кошка испугалась, и рентген показал, что выделение желудочных соков прекратилось. Желудок закрылся; он сжался. Затем собаку увели, но в течение шести часов желудок кошки оставался в том же состоянии. Процесс переваривания пищи не возобновился, и еда оставалась в желудке непереваренной в течение шести часов. Через шесть часов, когда соки снова начали выделяться, еда была в неперевариваемом состоянии: она стала твердой. Когда ум кошки начал волноваться о присутствии собаки, желудок перестал работать.
Что же тогда говорить о вашей ситуации? - вы живете в беспокойстве двадцать четыре часа в сутки. Это чудо, как ваша еда переваривается, как существование справляется с этим несмотря на вас! Вы не желаете ее переваривать. Это совершенное чудо, как она переваривается. И как вы остаетесь живыми, это тоже чудо! Состояние вашего ума должно быть благодарным и блаженным.
Но в ваших домах обеденный стол находится в самом унылом состоянии. Жена целый день ждет, когда муж придет домой поесть, и вся эмоциональная болезнь, которую она копила последние двадцать четыре часа, выходит как раз когда ее муж ест. Она не знает, что выполняет работу врага. Она не знает, что на тарелке мужа она подает яд.
Муж тоже напуган и взволнован после целого рабочего дня - он кое-как заталкивает еду в желудок и уходит. Он не имеет понятия о том, что это действие, которое он так быстро закончил и от которого сбежал, должно было быть молитвенным. Это не то, что нужно было делать в спешке. Это нужно было делать так же, как входят в храм, как встают на колени, чтобы молиться, как садятся, чтобы играть на вине , или как поют песню возлюбленной. Это действие даже более важно: он дает пищу своему телу. Это нужно делать в состоянии полного блаженства; это должно быть любящим и молитвенным действием.
Чем более счастливым и радостным и более расслабленным и спокойным человек может быть во время еды, тем более его пища начнет становиться правильной пищей.
Насильственное питание не только означает, что человек ест невегетарианскую пищу: когда человек ест в гневе, это тоже насильственное питание. Обе эти вещи насильственны. Питаясь в гневе, страдании, в беспокойстве, человек тоже питается насильственно. Он совершенно не понимает, что так же как он насильственен, когда питается мясом, так же это происходит, когда его собственное мясо пылает внутри от гнева и беспокойства; тогда в этом тоже присутствует насилие. Тогда пища, которую он ест, не может быть ненасильственной.
Другая часть правильного питания заключается в том, что вы должны есть в очень мирном, очень радостном настроении. Если вы не в таком настроении, тогда вам лучше подождать и не есть некоторое время. Когда ум полностью готов, только тогда вам следует есть. Сколько времени потребуется уму, чтобы быть готовым? Если вы достаточно осознанны, чтобы ждать, тогда он сможет оставаться беспокойным максимум один день. Но вы никогда не пытались его слушать; вы превратили питание в абсолютно механический процесс. Вы кладете пищу в тело и покидаете обеденный стол - это больше не психологический процесс, и это опасно.
На уровне тела правильное питание должно быть здоровым, нестимулирующим и ненасильственным; на психологическом уровне ум должен быть в блаженном состоянии, приятном и радостном; а на уровне души должно быть чувство благодарности, признательности. Эти три составляющие делают пищу правильной пищей.
Вы должны чувствовать, что «Я благодарен, потому что сегодня у меня есть еда. Мне дарован еще один день жизни, и я бесконечно благодарен. Этим утром я снова проснулся живым; сегодня солнце снова подарило мне свой свет; сегодня я снова смогу увидеть луну; сегодня я снова живой! Не было необходимости в том, чтобы я был живым, сегодня я мог бы быть в могиле - но мне снова была дарована жизнь. Я не заслужил ее, она была дана мне ни за что». По крайней мере за это чувство благодарности, признательности должно быть в вашем сердце. Вы едите, вы пьете воду, вы дышите - вы должны чувствовать благодарность за все это. Всему в жизни, всему миру; всей вселенной, всему в природе, божественному, должно быть чувство благодарности: «Мне дан еще один день жизни. Я снова получил еду. Еще один день я вижу солнце, вижу цветы. Сегодня я снова живой».
За два дня до того, как смерть пришла к Рабиндранату, он сказал: «Господи, я так благодарен! О Боже, как я могу выразить мою благодарность? Ты дал мне эту жизнь, когда я совершенно не был ее достоин. Ты дал мне дыхание, когда я не имел права дышать. Ты дал мне возможность испытать красоту и блаженство, которых я совсем не заслужил. Я благодарен. Я переполнен твоей благодатью. И если в этой жизни, которую ты дал, я испытывал боль, страдание, тревоги, это была моя вина, потому что жизнь, которую ты дал, так блаженна. Должно быть, это была моя вина. Поэтому я не прошу тебя дать мне освобождение от жизни. Если ты чувствуешь, что я достоин, посылай меня в эту жизнь снова и снова. Эта жизнь так блаженна, и я так благодарен за нее».
Это чувство, это чувство благодарности должно присутствовать во всех аспектах жизни - и особенно это касается вашего питания. Только тогда питание может стать правильным питанием.
Обсуждения Здоровое питание
Sh, вы молодец уже потому, что не скопировали первую попавшуся статью из интернета, а высказываете собственное мнение, т.е. думаете. Мне это всегда импонирует. Так держать! Химию же пытаются "привязать" к нашему живому организму те, кому надо продавать таблетки. Это naturalist правильно подметил. Иначе невозможно внушить человеку, что привнеся в его организм химический элемент - таблетку, можно оказать какое-то положительное на него воздействие. Ведь для кишечных бактерий действительно любая химия губительна, а "бифидо-бактерии" запущенные из вне, естественно воспринимаются нашими собственными как "чужаки".
А "здоровое питание" должно помогать организму в его жизнедеятельности, а не мешать. "Есть для того чтобы жить", а не наоборот, как это часто бывает. Вот и все. К чему вообще столько текста? Все, что нужно знать, давно придумано и сказано. А если люди живут, как сказал "ящик", то это их проблемы.